Научная тема: «ЛАКУНЫ: ФИЛОСОФСКИЙ И ТЕОРЕТИКО КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. анализ литературы показал, что феномен лакун (лакунарности) изучается различными науками, однако отсутствует единая терминология в этой области. Это во многом объясняется тем, что не сложилась единая предметная область изучения лакун, общая теория этого объекта. Кроме того, наблюдается неравномерность в изучении лакун: бурное развитие этой проблематики в переводоведении, лингвистике, филологии и отставание в некоторых других областях, в частности, в философии, теории культуры. Имеются все основания в качестве родового термина для обозначения феноменов несоответствия в коммуникации использовать термин «лакуна». В теории культуры этот термин фиксирует «культурную дистанцию» между культурными общностями, проявляющуюся в аксиологических, концептуальных, языковых, поведенческих, эмоциональных и др. различиях. «Лакуна», как термин общегуманитарного знания, обозначает «различия», «нестыковки», «провалы», «пустоты», «противоречия», «непонимания», «темные места», непосредственно выявляемые в коммуникации;
  2. в теории культуры особое значение в исследовании и элиминации лакун имеют смысловые различия, выражаемые в различной языковой форме - вербальном языке, формализованном языке, языке жестов, мимики, поведенческих формах, в языке культурных форм - ритуалов, обычаев, традиций. Поэтому языковые подходы - семиотические, герменевтические, коммуникативные играют особую роль в раскрытии и элиминировании лакун. Мировоззренческие основания духовной культуры конституируются в картине мира, системе ценностей, стиле мышления, системе мировоззренческих принципов. Несоизмеримость картин мира, различие систем ценностей, противоположность способов мышления является формой проявления мировоззренческих лакун, непосредственно обнаруживающихся в виде смысловых различий. Ментальные лакуны также носят смысловой характер, но, в отличие от мировоззренческих лакун, могут иметь неосознаваемый характер. Это могут быть проявления архетипической несовместимости, различия национальных установок, стереотипов, поведенческих автоматизмов синхронной и диахронной коммуникации;
  3. религиозные и межконфессиональные лакуны детерминированы неразрешимыми противоречиями и непреодолимыми трудностями человеческого бытия - «жизнь ‑ смерть», «добро‑зло», «конечность бытия», «абсурдность бытия», «трагичность бытия» и др. Вербальные и невербальные тексты религиозной культуры наполнены лакунами, что увеличивает эмоциональный накал и драматизм их переживания. Вера, как направленность на преодоление «непреодолимых противоречий‑лакун», служит средством мобилизации духовной энергии человечества в условиях ограниченности ресурсов, средств, возможностей. Коды религиозной культуры создают оправдание смысложизненным мотивам личности, обозначая интенцию в неизведанное семиотическим маркером по имени «Бог»;
  4. предметом политических лакун являются противоречия в политических отношениях, которые проявляются через оценочно‑волевую сферу сознания. В них выражаются политические оценки и волевые устремления различных социальных и политических общностей, связанные с их статусным положением в обществе, с их идентичностью и реализацией коренных интересов. Вследствие тенденций универсальности и тотальности современное политическое сознание окутывает своей аурой все другие проявления общественной жизни и сопряжено со всеми другими видами лакунарности. Политические лакуны развертываются в интенсивной конкурентной борьбе, в них сталкиваются сущностные чаяния людей в интенционально‑волевой форме, проявляющиеся через долгосрочные и кратковременные факторы политической лакунарности;
  5. культурологические лакуны крайне многообразны, а их современная хорошая изученность есть заслуга переводоведов, лингвистов, филологов. Изучение культурологических лакун позволяет сформулировать следующие критерии их очевидности: а) лакунарность предстает очевидной тогда, когда множественность культур обнаруживает себя таким же реальным фактом, как и наличие единой общечеловеческой культуры; б) лакуны становятся очевидными тогда, когда значительное внимание уделяется сравнительному изучению культур; в) проблема лакун предстает как очевидная в тех случаях, когда в культурологическом анализе используется «языковой» подход; г) существенным является то, что лакуны фиксируются и эффективно преодолеваются в общественном сознании лишь тогда, когда сравнительный анализ сопровождается определенным высоким уровнем точности (изучения, перевода, комментария);
  6. в эпоху античности были вскрыто и сформулировано множество проблем, имеющих лакунарный характер для западной традиции познания и социокультурной практики (Гераклит, Зенон, Сократ, софисты, скептики). Были созданы методы и сформулированы принципы элиминирования лакун: метод майевтики, принципы формальной логики Аристотеля, принципы ограниченности познания (Горгий и др.), принципы культурной относительности знания (Эпикур и др.). Сравнительный анализ показывает принципиальное различие лакунарности в зависимости от культурно‑исторической традиции философии, а также наличие лакунарных «зон» между разными интеллектуальными традициями. Поскольку главный предмет средневекового познания лакунарен, трансцендентен, то вся деятельность философов этого периода превращается в процедуру комментирования, разъяснения, этимологического толкования как формы заполнения мировоззренческих лакун. «Непостижимость» божественного умысла, различного рода чудес и феноменов служило источником неиссякаемой лакунарности, а познание представляло собой стремление к тотальному заполнению «темных мест». Для удобства в объяснении лакунарных тем средневековая картина мира имела двуслойную конструкцию, а система виртуальных символических миров способствовала семиотическому «разрешению» неразрешимых проблем бытия;
  7. классическая западноевропейская философия представила ряд крупных программ экспликации и элиминации лакун. Вначале западноевропейская философия перенесла акцент в анализе лакун на область методологии и теории научного познания. С одной стороны, в рамках механистической парадигмы были определены условия достижения абсолютно достоверного знания - программы индуктивизма и дедуктивизма (Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Лейбниц, Спиноза). Были сформулированы методологические принципы нового метода (Бэкон), аналитического метода (Декарт), универсальная комбинаторика (Лейбниц), диалектическая логика (Гегель) и др. для достижения полного знания. С другой стороны, создатели новоевропейской методологии дали развернутую характеристику различных лакун: познавательных (Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Кант, Лейбниц и др.), антропологических (Фихте, Фейербах, Маркс и др.), нравственных (Спиноза, Кант, Фейербах и др.). В целом, новоевропейская философия проделала эволюцию от анализа теоретико-познавательных лакун к лакунам практической философии, нравственного сознания, идеологии и социума. Однако, в рамках новоевропейской философии были сформулированы и постулаты абсолютной (непреодолимой) лакунарности в познании (неразрешимые антиномии «чистого разума», непознаваемая «вещь в себе» (Кант)), и ограниченности человеческой природы («дуализм духа и тела» (Декарт), ограниченность природы человека (Кант));
  8. неклассическая философия в целом явилась идейным движением, которое заполняло культурно‑смысловую лакуну, образованную вследствие мировоззренческой односторонности классической философии. В результате идейного движения неокантианцев был совершен новый шаг в культурно‑исторической рефлексии человеческого бытия. Впервые была обрисована самостоятельная сфера бытия - бытие культуры, и этим, в какой‑то мере, была заполнена фундаментальная лакуна, которая возникла в мировоззренческой системе классики - радикальный отрыв и противопоставление материального и идеального бытия. Альтернативный подход был реализован в рамках первого позитивизма, предложившего редукцию всех лакунарных проблем к естественнонаучным решениям ‑ индукция (Милль), социальная физика (Конт), борьба за существование (Спенсер). В новой теоретико‑познавательной и культурно‑исторической ситуации махизм и эмпириокритицизм использовали принципы «экономии мышления» и чистого описания, как радикальные средства элиминации лакун в теории естественнонаучного познания. Однако крайний субъективизм и релятивизм привел к отрыву науки от объекта, а значит ‑ к признанию абсолютной «пропасти» (лакуны) между наукой и реальностью. Радикальные решения по тотальному исключению лакун из научного знания предложены неопозитивизмом. Конкретные процедуры исключения лакун в неопозитивизме - это верификация, верифицируемость, а К. Поппер предложил основным методом обнаружения лакун сделать фальсификацию. Р. Карнап и О. Нейрат полагали возможным сугубо синтаксическое решение проблемы лакунарности знания. Другой проект логического позитивизма, имевший смысл элиминации псевдонаучных терминов и утверждений, состоял в объединении наук (Карнап, Нейрат) на основе «унифицированного языка науки». Логические семантики (А. Тарский, Ч. Моррис, Р. Карнап, А. Кожибский и др.) видели причины многих социальных коллизий и конфликтов в лакунарности языковой коммуникации и рассматривали семантику как универсальную дисциплину, способную замещать и преодолевать лакуны не только в науке, но и в социальной и личностно‑психологической сфере;
  9. рефлексивный анализ представителей «философии жизни» вскрыл смысловую лакунарность понятия «жизнь» и обнаружил разнообразие его трактовки в разных вариантах «философии жизни» ‑ Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель. Волюнтаризм Ф. Ницше был также формой обнаружения фундаментальных лакун рационализма в понимании сущности человека, а история предстала не только как проект разума, но и как жизненный порыв в борьбе за существование и самоутверждение. Концепции психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм и др.) были также нацелены на заполнение ряда лакун рационализма, таких как наличие неосознаваемых проявлений жизнедеятельности человека, многомерность и внутренняя противоречивость сознания, психики и личности, неустранимая противоречивость природного и культурного начала в человеке. В отличие от Фрейда, В.С. Соловьев стремился преодолеть онтологический и гносеологический дуализм в понимании природы человека на пути трансцендентального синтеза, духовной телесности. Экзистенциализм доказал, что экзистенциалы, отсутствующие в категориальной сетке классической философии, являются полноправными элементами жизненного мира человека и философской рефлексии о нем. Кроме того, экзистенциализм углубил лакуну между человекознанием и сциентистски ориентированной наукой. Ему также принадлежит обоснование принципиальной открытости сущности человека, невозможность ее окончательного определения. Таким образом, в иррационалистической философии XIX - XX вв. были вскрыты существенные виды онтологических, гносеологических, культурно-антропологических лакун в отношении к классическим философско‑мировоззренческим концепциям. С точки зрения теории лакун, иррационализм имеет столь же существенное значение, как и рационализм, поскольку иррационалистические концепции позволяют проблематизировать многие теории и взгляды, которые стали привычными и стереотипными;
  10. в своей концептуальной эволюции теория культуры и фундаментальная культурология прошли этапы категориального и аксиологического анализа, структурного и структурно‑семиотического анализа, концептуального анализа и современного междисциплинарного анализа, связанного с антропологическим поворотом. В последнем случае актуализировалась проблематика лакунарности, так как междисциплинарность порождает проблему стыковки разных языков, методов, теорий. Лакунарность также вызвана и современной проблематизацией центральных теоретических концептов культурологии, таких как «человек», «ментальность», «сознание». Если на первых этапах ведущую роль в определении концептуальных моделей теории культуры играла теоретическая философия (теория универсалий, аксиология, герменевтика), то в дальнейшем концептуализация культурологического знания происходила под влиянием других наук - лингвистика, логика, история, антропология. Развитие междисциплинарности актуализирует тему лакунарности в фундаментальной культурологии. Современный антропологический поворот создает надежду, что лакуна между отечественной культурологией и западной культурной антропологии в какой‑то мере будет преодолена;
  11. межцивилизационные лакуны на современном этапе глобализации человечества стали многочисленными и многополюсными. В этих межцивилизационных противоречиях все большую роль играет культурный фактор - религиозный, национальный, языковой. Продуктивная трансформация этих лакун возможна только на принципах «нового мышления», которые сформулированы, но не приняты мировой политической элитой и сообществом. Современные межцивилизационные противоречия усиливаются также лакунами диахронными - межцивилизационного разрыва. Если межцивилизационные лакуны проявляются через обострение негативной идентичности, то лакуны диахронные проявляются через снижение качества социального капитала ‑ кризис социализации, распад семьи, рост преступности. Активизация социальной динамики, межкультурной коммуникации выводит отношения идентичности на новый уровень. Ценность «чужого» возросла, в том числе и с точки зрения самопознания «своего». Новые политические и юридические реалии Европы, с одной стороны, легализуют либерализм, мультикультуральность, а с другой стороны - испытывают на себе влияние негативной идентичности. Соперничество этих двух тенденций является принципиальным для современной культуры;
  12. наш принципиальный вывод заключается в том, что лакуны являются элементами коммуникативного акта, порождающими потребность в коммуникации вследствие смыслового различии тезаурусов коммуникантов. Возникающий «коммуникативный круг» понимания преодолевается за счет наличия универсалий культуры (взаимодействующие культуры имеют вариативные и инвариантные составляющие), за счет того, что в культуре, кроме вербального языка, есть множество других знаковых систем, за счет наличия универсальных элементов контекста, за счет того, что понимание несводимо только к вербально‑логическим элементам. Степень полноты понимания зависит от синтаксических, семантических и прагматических факторов межкультурной коммуникации, размеров культурологической дистанции между культурами‑коммуникантами, а также от потребностей и целей реципиента. «Разрыв» «коммуникативного круга» представляет собой элиминацию лакуны, которая достигается средствами компенсации или заполнения и включает в себя диалектику взаимодействия «своего» и «чужого» смысла в ходе перевода текстов культуры, их взаимной адаптации и сближения при достижении той или иной степени понимания.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Мино-брнауки РФ:

1. Данильченко Т.Ю. Культурные различия и лакуны // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 11. - 0,3 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

2. Данильченко Т.Ю. Заполнение и компенсация смысловых лакун // Соци-ально-гуманитарные знания. - 2006. - № 12. - 0,3 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

3. Данильченко Т.Ю. Трансформация концептов «своё» / «чужое» в совре-менной ситуации // Социально-гуманитарные знания. 2008. - №10. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л).

4. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. О роли Интернет в формировании универсальной идеологии // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №1. - 0,3 п.л. (лично автором 0,15 п.л.).

5. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П., Гриценко М.В. Думая об отечественной философии сегодня // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4. - 0,3 п.л. (лично автором 0,1 п.л.).

6. Данильченко Т.Ю., Сердюк Е.Г. Научное и квазинаучное знание в современной гносеологической ситуации // Социально-гуманитарные знания. - 2008.- №4. 0,4 п.л. (лично автором 0,2 п.л.).

7. Данильченко Т.Ю. Методологические проблемы элиминации лакун в смысловом поле концептов «человек» и «сознание» в современной философской антропологии // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

8. Данильченко Т.Ю. На пути к философии лакун // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №8. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

9. Данильченко Т.Ю. Лакуны в мыслительных стратегиях «Запада» и «Во-стока» // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 5. (34) - 0,3 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

10. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П., Тамбиянц Ю.Г. Рецензия на книгу: А.Н. Чумаков. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. – 516 с. // Вопросы философии. - 2007. - №8. - 0,3 п.л. (лично автором 0,1 п.л.).

11. Данильченко Т.Ю. Лакуны, их признаки и типология // Культурная жизнь Юга России. - 2010. - № 1. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

12. Данильченко Т.Ю. Лакуны: между нами или внутри нас? // Этносоциум. - 2010. - № 1. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

13. Данильченко Т.Ю. К вопросу об эволюции концептуального аппарата отечественной культурологии // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия «Социология». - 2010. - № 2. - 0,5 п.л. (лично автором 0,5 п.л.).

Монографии:

14. Данильченко Т.Ю. Философия лакун. - Краснодар: Изд-во Южного ин-та менеджмента, 2010. – 14,56 п.л. (лично автором 14,56 п.л.).

15. Данильченко Т.Ю. Мир лакун. - Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2010. – 22,5 п.л. (лично автором 22,5 п.л.).

16. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. От смысла к лакунам. – Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2009. - 15,75 п.л. (лично автором 8,75 п.л.).

17. Данильченко Т.Ю. Лакуны: философский и теоретико культурный аспекты. - М.: Этносоциум, 2009. – 12,6 п.л. (лично автором 12,6 п.л.).

в других изданиях:

18. Данильченко Т.Ю. Лакуны и способы их элиминирования: учебно-методическое пособие. Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2009. - 5,0 п.л. (лично автором 5,0 п.л.).

19. Danilchenko Т.Y. National picture of the world and the phenomenon of lacunas // Interim World Philosophy Congress. 15-18 December 2006, New Delhi, India. (Нью Дели, Индия) - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

20. Danilchenko T. Язык и национальная картина мира // Czlowiek w culture. Wyzsza Szkola Finansow i Zarzadzania w Warszawie. Warszаwa (Варшава, Польша), 2007. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

21. Danilchenko T. Лакуны и политические процессы // Człowiek - Świat – Filozofia. Warszawa, Katedra Filozofii WyŜszej Szkoły Finansów i Zarządzania w Warszawie (Польша, Варшава), 2009. - 0,8 п.л. (лично автором 0,8 п.л.).

22. Danilchenko T. Transformation of the concepts “our - alien” in modern situation// http//papers.isud.org/2009/04/danilchenko-transformation of concepts our alien-in-modern-situation.htm/

23. Daniljchenko T., Gritzenko V. On marginal issues and conceptual lacunas in contemporary Philosophy // Филозофиjа. Македониjа (Македония), 2007. - 0,8 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

24. Danilczenko T., Gricenko V. O marginesach filozofowania i konceptualnych «lakunach» we współczesnej filozofii rosyjskiej // Filozofia wychowania a wizje świata. - Slupsk (Слупск, Польша), 2007. - 1 п.л. (лично автором 0,5 п.л.).

25. Danilchenko T., Gritsenko V. Переоценивая русскую философию сегодня // Filozofia slowianska na przelomie wiekow. Warszawa (Польша, Варшава), 2008. - 1 п.л. (лично автором 0,5 п.л.).

26. Данильченко Т.Ю. Заполнение как один из основных способов элиминирования лакун // Мировоззренческие и методологические проблемы преподавания гуманитарных наук: Материалы научно-методологической конференции. – Нью-Йорк - Краснодар: American Concert Alliance, LLC, КГУКИ, 2009 - 0,1 п.л. (лично автором 0,1 п.л.).

27. Данильченко Т.Ю. Многообразие лакун: время Н.Я. Данилевского // Научный Вестник Волгоградской Академии государственной службы. Серия: "Политология и социология". - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО "Волгоградская академия государственной службы", 2010. - № 3. - 0,5 п.л. (лично автором 0,5 п.л.).

28. Данильченко Т.Ю. От философских категорий к лингвистическому повороту // Язык в пространстве современной культуры: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Краснодар: КГУКИ, 2009. - 0,6 п.л. (лично автором 0,6 п.л.).

29. Данильченко Т.Ю. Методологические проблемы элиминации лакун в смысловом полеконцептов «человек» и «сознание» в современной философской антропологии // Кросс-культурный подход в науке и образовании: Материалы Международного междисциплинарного семинара. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

30. Данильченко Т.Ю. О «человеке», «сознании» и концептуальных лакунах в современной философской антропологии.// Социально-гуманитарный вестник. Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации. - 2009. - Выпуск 1. - 0,4 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

31. Данильченко Т.Ю. Взаимосвязь лингвистических и культурологических факторов в элиминации лакун // Социально-гуманитарный вестник. Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации. - 2009. – Выпуск 2. - 0,3 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

32. Данильченко Т.Ю., Улезко О.И. Проблема лакун в межкультурной коммуникации// Социально-гуманитарный вестник. Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации. - 2009. - Выпуск 2. - 0,3 п.л. (лично автором 0,15 п.л.).

33. Данильченко Т.Ю. Философия лакун в исторической ретроспективе // Социально-гуманитарный вестник. Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации. - 2009. - Выпуск 3. - 0,5 п.л. (лично автором 0,5 п.л.).

34. Данильченко Т.Ю. О природе мировоззренческих и ментальных лакун: общее и локальное // Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтническом регионе: Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар – Анапа: КГУКИ, 2009. - 0,6 п.л. (лично автором 0,6 п.л.).

35. Данильченко Т.Ю. Концептуальные основания и подходы в отечествен-ной культурологи // Вестник истории и философии Курского государствен-ного университета, серия "Философия". Курск, 2009. - №2. - 0,8 п.л. (лично автором 0,8 п.л.).

36. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. Концепт «человек» в антропологии информационного общества // Экономика России в условиях становления информационного общества: проблемы и перспективы развития: Материалы всероссийской научной конференции. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2009. - 0,5 п.л. (лично автором 0,25 п.л.).

37. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. От категорий к лакунам: трансформации образа знания и концептуальных моделей фундаментальной культурологии в процессе ее становления // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. - Краснодар, 2009. - № 2 (12). - 1,4 п.л. (лично автором 0,7 п.л.).

38. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. От категорий к концептам: методологические поиски отечественных гуманитариев в последней четверти ХХ века // Научная жизнь Северного Кавказа в условиях социально-политических трансформаций ХХ века: Материалы научной конференции. - Краснодар: КГУКИ, 2009. - 0,6 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

39. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. Традиции и креативный потенциал отечественной философии // Интеграция науки и образования: Материалы международной научной конференции. - Краснодар: КГУКИ, 2008. - 0,9 п.л. (лично автором 0,45 п.л.).

40. Данильченко Т.Ю., Сердюк Е.Г. О соотношении научного и псевдонаучного знания // Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: ЮИМ, 2008. - 0,5 п.л. (лично автором 0,25 п.л.).

41. Данильченко Т.Ю. Лингвистические и экстралингвистические факторы трансформации концептов «свое»/ «чужое» в современной ситуации // Поликультурные основания формирования общероссийской идентичности: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: КГУКИ, 2008. - 0,8 п.л. (лично автором 0,8 п.л.).

42. Данильченко Т.Ю. О понятии и природе концептуальных лакун // Лингводидактические проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Краснодар: КГУКИ, 2007. - 0,3 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

43. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. Современные тенденции в философии сознания // Информационные и коммуникационные науки в изменяющейся России: Материалы международной научной конференции. Краснодар: КГУКИ, 2007. - 0,6 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).

44. Данильченко Т.Ю. Виртуальная история /Рецензия: Ерёменко А.М. История как событийность. Т. 1. 544 с. Т. 2. 496 с. Луганск, РИО ЛАВД, 2005. // Семиотика культуры и искусства: Материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар: КГУКИ, 2007. - 0,5 п.л. (лично автором 0,5 п.л.).

45. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. Информационные лакуны, междисциплинарность и гипертекст в современной семиотической среде // Информационная культура общества и личности в ХХI веке: Материалы международной научной конференции. - Краснодар: КГУКИ, 2006. - 0,3 п.л. (лично автором 0,15 п.л.).

46. Данильченко Т.Ю. Гриценко В.П. Концептуальные лакуны и современная методологическая и социокультурная ситуация // Методология и методы культурологического знания и исследования: Материалы региональной научно-практической конференции. - Краснодар: КГАУ, 2006. 0,8 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

47. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. Проблема лакунарности в контексте «свое»-«чужое» // Философия, социология, культурология. Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. Выпуск 5. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2006. - 0,8 п.л. (лично автором 0,4 п.л.).

48. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. О маргинальных темах и концептуальных лакунах в современной философии // Дискурс ПИ: Научно-практический альманах. Дискурс идентичности. Екатеринбург: «Локомотив», 2005. № 5. - 0,3 п.л. (лично автором 0,15 п.л.).

49. Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П. О концептуальных лакунах в совре-менной философии // Интеграция науки и образования: Сборник научных трудов. - Краснодар: КГУКИ, 2005. - 0,5 п.л. (лично автором 0,25 п.л.).

50. Данильченко Т.Ю. Способы элиминации лакун в процессе обучения иностранным языкам // Лингводидактические проблемы преподавания иностранных языков в школе и ВУЗе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Краснодар: КГУКИ, 2006. - 0,3 п.л. (лично автором 0,3 п.л.).