-
Философская специфика теоретического обществознания обусловливается в первую очередь адекватным законосообразным определением онтологического своеобразия его предмета, т. е. самой социальной реальности как таковой, и зависит не только от теоретико-методологических особенностей разрабатываемых философских моделей этой реальности, но также и от целого ряда исторически обусловленных материально-производственных, общественно-коммуникативных, культурно-мировоззренческих, и, главное, социально-антропологических предпосылок.
- Указанные предпосылки окончательно сложились только к эпохе Нового времени. Лишь новоевропейская, эгокреативная, модель личностной самоидентификации человека, превращающая социальный успех, умение рационально организовать систему собственных общественных отношений одновременно и в главную жизненную проблему и в решающий критерий самой его человеческой состоятельности, позволила выделить из общей структуры мироздания социальную реальность, качественная специфика которой впервые осознается в рамках теории «общественного договора» и интерпретируется в качестве продукта деятельности не всемогущих божественных или природных сил, а субъективно свободных и преследующих собственные цели индивидов.
- Используемая представителями данной теории методология познания, проецирование на область социальной действительности принципов классической метафизики не обеспечили, однако, адекватной законосообразной интерпретации объективной природы этой действительности, что превратило социальную философию XVII- XVIII вв. не столько в исследовательско-объяснительную деятельность, сколько в способ нормативного теоретизирования, в разработку правового проекта устроения идеального общества, каковым оно должно было бы быть или стать в дальнейшем.
- Несоответствие нормативно-теоретических предписаний реальному ходу исторического развития общества оборачивается в XIX в. идейным кризисом договорной парадигмы социальной философии и переориентацией европейской теоретической мысли на поиск объективных законов строения, функционирования и исторического развития общества. Нормативная социальная философия трансформируется в философию истории, что знаменуется разработкой новых моделей общественного бытия, многообразие авторских вариантов которых принципиально сводимо к четырем крупным теоретически оригинальным направлениям (провиденци-альному («идеал-реализм»), структурно-функциональному («социологический позитивизм»), «социально-феноменологическому» (интерпретативному), «историко-материалистическому» (марксистскому)).
- Ни одному из немарксистских направлений социальной философии второго этапа ее развития (XIX-XX вв.), пытавшихся преодолеть правовой нормативизм, юридикализм в понимании онтологического своеобразия социальной реальности, так не удалось выйти за принципиальные границы метафизической парадигмы мышления, свойственной прежней, «классической» философской традиции, равно как и избежать теоретической мистификации источника объективной закономерной упорядоченности этой реальности или же вынужденного отказа от самой необходимости его поиска вообще.
- Только в рамках «материалистического понимания истории» удалось найти действительно новый и при этом адекватный способ социально-философских построений, который обеспечивает возможность законосообразной интерпретации общественных отношений без апелляции к «природе», «высшим силам», «скрытым сущностям» или к субъективным мотивам участвующих в данных отношениях индивидов и - посредством анализа причинно связанных, в целом обусловленных состоянием производительных сил общества и доступных наблюдению («материальных») элементов социальной системы («формации») - позволяет реконструировать сам механизм ее воспроизводства, одновременно оказывающийся и законом ее исторического обновления. Именно К. Марксом впервые было предложено теоретически убедительное объяснение объективной закономерной упорядоченности общественных отношений как онтологически обособившемуся продукту сознательной деятельности преследующих свои субъективные цели индивидов и действительно неклассическое (хотя и не абсолютно инородное новоевропейским традициям гражданской философии) - реляционное - истолкование природы социальной реальности.
1. Проблема социальной реальности в классической и марксистской философии. — 1-е изд. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. — 160 с.; 2-е изд., испр. и доп. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. — 175 с.
— статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для докторских диссертаций:
2. Антропологические аспекты социальной онтологии К. Маркса // Вестник СПбУ. — Сер. 6. — 2006. — № 1. — С. 71—75.
3. Проблема причинности и закономерности в социальной онтологии К. Маркса // Философия и общество: научно-теоретический журнал. — 2007. — № 1. — С. 69—81.
4. От теории «общественного договора» к «философии истории» Нового времени: предпосылки формирования постклассических моделей социальной реальности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 12 (90) . — С. 8—16.
5. Социальная философия как форма онтологического знания: теоретико-методологический и историко-философский аспекты // Знание. Понимание. Умение: научный журнал Московского гуманитарного ун-та. — 2009. — № 1. — С. 31—35.
6. Социальная реальность как предмет историко-философского осмысления // Личность. Культура. Общество: международный журнал социальных и гуманитарных наук. — 2009. — Т. ХI. — Вып. 1. — № 46—47. — С. 285—289.
7. Гносеологические аспекты социальной философии Нового времени и К. Маркса // Философия и общество: научно-теоретический журнал. — 2009. — № 2. — С. 82—99.
8. Антропологические предпосылки формирования социальной философии как формы онтологического знания // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. — 2009. — № 3 (4). — С. 49—55.
— статьи в иных периодических научных изданиях, сборниках научных трудов и материалов российских и международных научных конференций:
09. Собственность, труд, миропонимание // Культура и мироотношение: межвуз. сб. науч. ст. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1990. — С. 31—40.
10. Социальная философия в антропологическом измерении. — Депон. в ИНИОН АН СССР 25. 07. 1991. — № 45061. — 23 с.
11. Социально-историческая теория К. Маркса в контексте европейской философии человека и общества // Философское наследие и современность: межвуз. сб. ст. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1993. — С. 19—41.
12. Коммуникация как проблема философии: ценностно-рациональная дихотомия в современной культуре // Коммуникации в культуре: мат-лы межвуз. науч.-теор. семинара.— Петрозаводск: ПетрГУ,1996. — С. 5—11.
13. Пути разума: социально-антропологические аспекты типологии рациональности. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1996. — 47 с.
14. Антропологические основания философии общества и истории // Человек — Философия — Гуманизм: мат-лы Первого Российского философского конгресса. — Т. 4. — СПб.: СПбГУ, 1997. — С. 204—206.
15. Культура и человек: история одного соблазна // Культура: соблазны понимания: мат-лы межвуз. науч.-теор. семинара. — Ч. 1. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. — С. 5—15.
16. Рациональные основания социальной философии Нового времени, Г. Гегеля и К. Маркса // Наследие К. Маркса и современность: межвуз. сб. науч. ст. — Мурманск: МГПИ, 2000. — С. 3—13.
17. Проблема социальной реальности в философии Нового времени и К. Маркса // Человек в мире ценностей и смыслов: межвуз. сб. науч. ст. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. — С. 71—88.
18. Социальная философия К. Маркса и актуальные проблемы современного общественного развития // Марксизм: прошлое, настоящее, будущее: мат-лы Междунар. научно-практ. конф-ции. — М.: ИФ РАН, 2003. — С. 343—347.
19. Философская классика и современность: смена парадигм // Проблемы развития гуманитарной науки на Северо-Западе России: опыт, традиции, инновации: мат-лы науч. конф., посвящ. 10-летию РГНФ. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. — С. 17—20.
20. Марксистская концепция места общественного сознания в структуре социальной действительности // Северное измерение: социально-политический альманах.— Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. — Вып. 2. — С. 68—76.