- Феноменология является неклассической исследовательской программой, позволяющей достичь интеграции фундаментального и инструментального (методологического) аспектов социального познания: интенциональность обуславливает наличие в познании идеалов и образцов (эйдических канонов), а методологические процедуры (редукция, интенциональный анализ, дескрипция и интерпретация) являются инструментами (органонами), позволяющими осуществлять рефлексию и структурировать результаты познания. При этом феноменологическая методология не только демонстрирует продуктивность такой интеграции, но и обнаруживает ограничения. Во-первых, предзаданность субъективности и интерсубъективности в отношении социальных явлений неизбежно заканчивается серией типизаций, что влечет за собой необходимость адаптации некоторых средств познания классической науки, в частности моделирования, к решению задач феноменологических исследований. Во-вторых, в качестве ограничивающего момента следует считать в недостаточной степени выясненные границы между очевидностью и правильностью полученных результатов, между строгим порядком и субъективированностью феноменологических процедур.
- В результате выведения, посредством метода феноменологической редукции, за предметные границы теории права понятия правовой жизни, оно предстает как концепт и интенциональная референция, то есть базовая онтологическая и гносеологическая структура феномена права. Содержание концепта правовой жизни в контексте интегративного правопонимания составляет интерсубъективно разделяемый, доступный для освоения и преобразования мир данностей права, границы которого определяются смысловыми измерениями и измерениями-явлениями. Концепт правовой жизни отражает всю совокупность проявлений права в обществе, описывает топологию персонификации социальности правового субъекта и легитимации форм коммуникации.
- Конститутивный анализ правосознания как механизма удержания и порождения смыслов права позволяет ответить на вопросы о том, как правосознание «творит» предмет из условий самой предметности права и каковы формы его конституирования. В результате было выяснено, что правосознание воспринимает факты правовой реальности в пассивных синтезах сознания, продуцирует новые смыслы в активных синтезах. Пассивный синтез правосознания реализуется в эйдетическом созерцании права, а сущность активного синтеза правосознания состоит в порождении новых смыслов, представляющих собой симбиоз образов правовой реальности, идеальных представлений о ней и субъективности. Специфика активного синтеза состоит в том, что он является условием воспроизводства темпоральной структуры сознания, в которой, собственно, и обнаруживается источник и механизм смыслопорождения в праве.
- Действительный мир права (правовая жизнь) не конструируется данными извне факторами, а конституируются, порождается из собственных оснований, что является аргументом для утверждения процессуальной сущности права и признания конгруэнтности процессуальности смыслообразования и процессуальности реального права. Правовая жизнь в этом контексте предстает как коммуникативный процесс, характеризующийся самоуправляемым развитием (аутопойезисом), а то, что принято понимать под абстракцией «юридическая система», на самом деле, является обозначением функциональной специфики права.
- Интегративный подход позволяет описать правовую жизнь в двух ипостасях: в гносеологическом аспекте - как структурированный образ (право-структура), а в онтологическом - как процесс (право-процесс). Право-структура и право-процесс различаются между собой по коду описания нормативности, наличию заданных правил интерпретации, влиянию на ход общественного развития.
- Одним из аспектов исследования правовой жизни является ее описание с помощью такого методологического инструмента как феноменологическая модель. Ее разработка позволяет заменить редуцированные определения права дескрипцией его многоаспектного образа. В феноменологической модели сущностные черты правовой жизни описываются и интерпретируются с позиции объективированных и субъективированных измерений. В состав первых входят социальный опыт и правовые ценности, а субъективированные измерения предстают в виде субъекта права и таких его свойств как правообязанность, правомочие и способность к суждению.
- Феноменологическая модель права оказывается эффективным дополнительным инструментом описания процессов, происходящих в современном российском праве, и перспективы его развития в контексте глобализирующегося мира. Общепризнанные утверждения о напряженности и противоречивости этих процессов, прошедшие процедуру феноменологической редукции, вытесняются рефлексией более высокого уровня. В результате проведенное феноменологическое исследование позволило выделить ряд особенностей современного российского права, обусловленных дихотомией процессов интеграции и процессов дифференциации. Влияние этих процессов на современное российское право привело к фрагментации социального опыта, к количественному росту, плюрализации, интернационализации и прагматизации правовых ценностей; к появлению новых типов правовых субъектов, различающихся по степени участия в правовых реформах; к осложнению правового дискурса и форм коммуникации.
1. Пантыкина М.И. Российское право в контексте философско-методологических исканий /М.И. Пантыкина //Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. - 2004. - № 3 (33) - с. 139-148 (0, 6 п.л.).
2. Пантыкина М.И. Особенности методологических исканий в русской философии права /М.И. Пантыкина //Наука – производству. Ежемесячный научно-технический журнал. – 2005 . - № 5 (85). – с. 37-39 (0,5 п.л.).
3. Пантыкина М.И. Проблема личности в русской философии права XIX – XX веков /М.И. Пантыкина //Наука – производству. Ежемесячный научно-технический журнал. – 2005. № 5 (85). – с. 40-43 (0, 5 п.л.).
4. Пантыкина М.И. Правовые ценности в контексте социального опыта (философско-феноменологический подход) /М.И. Пантыкина //Философия права. – 2007. - № 5 (25). – с. 44- 48 (0,6 п.л.).
5. Пантыкина М.И. Право-структура и право-процесс как формы бытия права /М.И. Пантыкина //Философия права. – 2008. - № 5. (30). – с. 36-40 (0,6 п.л.).
6. Пантыкина М.И. Понятие и структура правовой жизни (опыт философско-феноменологической интерпретации) /М.И. Пантыкина //Философия права. – 2009. - № 3 (34). – с. 77-81. (0,6 п.л.).
7. Пантыкина М.И. Конституирование права как процесс его смыслообразования /М.И. Пантыкина //Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. - № 2. -с. 25-30 (0,5 п.л.).
8. Пантыкина М.И. Концепт «правовая жизнь»: опыт философско-феноменологической интерпретации /М.И. Пантыкина //Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. – 2009. - № 3 (69) – с. 18-28 (0,5 п.л.).
9. Пантыкина М.И. Концепт «правовая жизнь»: социально-философский аспект исследования /М.И. Пантыкина //Среднерусский вестник общественных наук. – 2009 - № 4. -с. 43-51 (0,5 п.л.).
II. Научная монография:
10. Пантыкина М.И. Феноменологическая методология: опыт исследования права //М.И. Пантыкина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. – 240 с. (15 п.л.).
III. Другие публикации:
11. Зяблова М.И. Понятие «политический опыт» (философско-социологический аспект) /М.И. Зяблова //Политика как фактор ускорения: Сборник научных трудов. – Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. – с. 47-55 (0,55 п.л.).
12. Пантыкина М.И. Человек в системе рыночных отношений (символ и культура) /М.И. Пантыкина //Человек как космический феномен (новые гуманитарные и естественнонаучные подходы). Материалы к первой научно-теоретической конференции. – Ижевск: Изд-во Удмурдского университета, 1993. – с. 117-119 (0,2 п.л.).
13. Пантыкина М.И. Место символов в пространстве права /М.И. Пантыкина //Вестник Волжского университета им. В.И.Татищева. – Сер. «Философия». – Вып. 1. – Тольятти: ВУиТ, 2000. – с. 92-100 (0, 5 п.л.).
14. Пантыкина М.И. Теория и методология философии символических форм Э. Кассирера /М.И. Пантыкина ///М.И. Пантыкина //Вестник Волжского университета им. В.И.Татищева. – Сер. «Философия». – Вып. 2. – Тольятти: ВУиТ, 2001. – с. 114-122 (0, 5 п.л.).
15. Пантыкина М.И. Вопросы онтологии и гносеологии права в контексте символизма //Вестник Волжского университета им. В.И.Татищева. – Сер. «Философия». – Вып. 2. – Тольятти: ВУиТ, 2001. – с. 121-127 (0, 5 п.л.).
16. Пантыкина М.И. Метафизические предпосылки теории права /М.И. Пантыкина //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Тезисы докладов и выступлений III Российского философского конгресса. - В 3-х т. - Т.3. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002. – с. 356-357 (0,2 п.л.).
17. Пантыкина М.И. Лицо и право /М.И. Пантыкина //Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы научно-практической конференции. – Самара: Самар. гуманит. академия,2003. – с. 9-14 (0,42 п.л.).
18. Пантыкина М.И. Правовое пространство и время: поиск онтологических оснований /М.И. Пантыкина //Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики // Правоотношения и правовая ответственность. Материалы Международной научной конференции. - Ч. 1. - Тольятти: ВУиТ, 2004. – 62-66 (0,3 п.л.).
19. Пантыкина М.И. Пролегомены к теории правовой символизации /М.И. Пантыкина //Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира. Материалы Всероссийской научной конференции. - Великий Новгород: Новгородский государственный ун-т, 2004. – с. 167-171 (0,5 п.л.).
20. Пантыкина М.И. Философия как вид интеллектуальной практики /М.И. Пантыкина // Проблемы университетского образования: содержание и технологии. Сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2005. – с. 18-21 (0,2 п.л.).
21. Пантыкина М.И. Феномен правового дискурса: поиск онтологических оснований /М.И. Пантыкина //Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. - В 5-ти т. - Т.5. – Москва: «Современные тетради», 2005. – с. 129-130 (0,2 п.л.).
22. Пантыкина М.И. Опыт трансформации правовых ценностей в послевоенной Германии и правовая культура современной России /М.И. Пантыкина //Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в современной исторической науке. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Тольятти: ТГУ, 2005. – с. 253-259 (0,5 п.л.)
23 Пантыкина М.И. Современное российское право в условиях социокультурных изменений: опыт феноменологической дескрипции /М.И. Пантыкина //Философия права в России: теоретические принципы и нравственные основания. Материалы Международной научной конференции. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2007. – с. 176-179 (0,6 п.л.).
24 Пантыкина М.И. Опыт философской интерпретации теории языка Ф. де Соссюра /М.И. Пантыкина //Вестник Гуманитарного института. – 2007. № 1. – с. 24-33 (0,6 п.л.).
25. Пантыкина М.И. Феноменологическая методология в контексте обновления социального знания /М.И. Пантыкина //Вестник Гуманитарного института. – 2007. № 2.– с. 7-14 (0,5 п.л.).
26. Пантыкина М.И. Темпоральность правосознания (философско-феноменологический подход) /М.И. Пантыкина //Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы Международной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во САГА, 2008. – с. 11-14 (0,3 п.л.).
27. Пантыкина М.И. Российское право в глобализирующемся мире /М.И. Пантыкина //Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов. Материалы Международной научной конференции. – Москва: Макс-Пресс, 2008. – 344-147 (0,3 п.л.).
28. Пантыкина М.И. Становление феноменологических представлений в философии права /М.И. Пантыкина //Вестник Гуманитарного института. – 2008. № 1. – с. 43-52 (0,6 п.л.).
29. Пантыкина М.И. Правовая жизнь и субъект права (философско-феноменологический подход) /М.И. Пантыкина //Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы Международной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во САГА, 2009. – с. 3-7 (0,3 п.л.).
30. Пантыкина М.И. Феноменология как неклассическая научно-исследовательская программа /М.И. Пантыкина //Вестник Гуманитарного института. – 2009. № 5. – с. 16-25 (0,6 п.л.).
31. Пантыкина М.И. Интегративное правопонимание как неклассическая концепция права /М.И. Пантыкина //Юристъ-правоведъ. – 2009. - № 4 (35). – с. 16-20 (0,6 п.л.).