- В современных социально-философских науках проблема достижения социальной справедливости в обществе обычно рассматривается как сущностный результат существующих в государстве культурно-исторических условий, но отчасти справедливость является результатом сделанного государственными лидерами идеологического выбора и принятых ими социально-политических решений. Социальная справедливость ‑ это система существующих в повседневном сознании ценностей и представлений людей о характере создания, накопления и распределения в обществе экономических и социальных благ, а также о специфике взаимодействий гражданского общества, людей, бизнеса и государственных органов, детерминированных историческими и культурными особенностями развития государственной системы и институционально закрепленных в виде норм и законов.
- Социальная справедливость стабилизирует неустойчивые транзитивные экономические, культурные и политические отношения, предоставляя всем общественным субъектам, несмотря на их индивидуальные различия, адекватно равные доли или незначительно скорректированные индивидуально распределенные блага, воплощенные в экономических перераспределениях, обеспечиваемых государственными органами, а также государственной идеологией, культурными и исторически возникшими и обусловленными ценностями справедливости.
- Сущностные основания социальной справедливости проявляются в ее субъектном, повседневном и комплексном характере. Субъектность связана с необходимостью для социально незащищенных групп и отдельных индивидов предпринимать активные действия для получения и/или увеличения причитающейся им доли в процессе распределения национального богатства. Комплексность социальной справедливости означает ее зависимость, а также системное воздействие на развитие экономической, политической, духовной и культурной сфер общества. Социальная справедливость основывается на процессах согласования основных интересов и повседневных потребностей всех общественных слоев, включая опекаемых и маргинальных групп.
- Наличие в обществе социальной справедливости в сущностном отношении смягчает резкость существующих социально-экономических, политических противоречий и культурно-ценностных разрывов между богатыми и бедными, между всеми основными политическими и экономическими группами. Социальная справедливость способствует идеологическому укреплению гражданственности, развитию духовно-нравственных основ в отношениях между государственными органами, бизнесом и гражданскими организациями в рамках современной общественной системы.
- Социальная справедливость зависит от культурного контекста общественного развития и прежде всего от наличия в обществе культуры справедливости, основой которой является транспарентность, готовность к компромиссу, партнерству и уважению социально-экономических прав человека. Это позволяет государственным органам совместно с бизнесом и гражданскими организациями добиваться согласованных решений по основным экономическим, политическим и социальным вопросам. Культура справедливости формируется как результат консенсусного разрешения острых противоречий между основными политическими, этническими и социальными группами в периоды радикальных исторических трансформаций.
- Восприятие гражданами общества как справедливого или несправедливого зависит от сознательного государственного конструирования и признания национальной идеологии справедливости. Идеология обеспечивает духовно-нравственные рамки эффективного адресного разрешения ключевых социальных проблем как со стороны государства, так и негосударственных субъектов и местных сообществ, реализующих социальные, экономические, политические и культурные инициативы.
- Во время транзитивных культурных и аксиологических трансформаций доминирующие общественные ценности подвергаются аномийной дезинтеграции до тех пор, пока в обществе не сформируется, не легитимизируется и не закрепится новый символический и ценностный консенсус по вопросам, методам и способам достижения социальной справедливости. Общественное большинство должно признавать важность ценностей справедливости для сохранения успешности системных социально-экономических преобразований.
- Общественное сознание в целом расколото по поводу восприятия справедливости проводимых социально-экономических реформ, а также эффективности рыночных преобразований. Большая часть российских граждан склонна к тому, чтобы видеть в особенностях транзитивной эпохи как определенные достижения, так и серьезные потери. При этом в общественном сознании сочетаются такие противостоящие друг другу требования, как увеличение социальных выплат и установление достойной минимальной заработной платы при одновременном сохранении низких налогов. Наиболее значимыми дифференцирующими основаниями в оценке справедливости устройства современного российского общества являются факторы материального благосостояния людей и их социально-территориальная идентичность. Обеспеченные слои городского населения менее восприимчивы к социальной справедливости, поскольку их общественное положение менее уязвимо для проявления несправедливости.
- Для укрепления социальной справедливости в российском обществе необходимо преодоление высокого уровня коррупции, которая делает невозможным эффективную конкуренцию и модернизационное развитие в условиях мирового финансового кризиса. Антикоррупционные меры со стороны государства должны включать в себя законодательное укрепление прав собственности и контрактных обязательств, четкое законодательное разделение функциональных ролей собственников, акционеров и менеджеров, повышение информационной транспарентности, идеологической и духовно-нравственной устойчивости, а также инвестиционной привлекательности российской экономической системы.
- Структурирование представлений о социальной справедливости в общественном сознании жителей Юга России происходит в ходе модернизационного развития традиционных сообществ коллективистского и солидаристского типа. Для традиционных групп справедливость воспринимается в контексте замкнутого пространства патерналистских этнических и конфессиональных ценностей, что обусловлено негативным историческим опытом взаимодействия народов Юга России с государством и их фактической дискриминацией в течение многих десятилетий. Ослабление традиционных ценностей приводит как к возрастанию общественной инертности, так и к повышенной лояльности регионального общественного сознания к социально-политическим радикальным и девиантным группам.
- Разрешение региональных конфликтов, вызванных модернизационными процессами в социально-политической и социально-экономической сферах, невозможно без построения справедливого социума, что зависит от скоординированных и конструктивных общественных действий со стороны всех региональных субъектов на основе взаимных компромиссов, толерантности, партнерства и согласия. Дефицит справедливости на региональном уровне должен быть преодолен посредством повышения качества функционирования систем управления, социально-экономического обеспечения, а также повышением экономической эффективности производственных секторов.
- На Юге России необходимо развивать общерегиональные социально-экономические проекты в соответствии с принципами социальной справедливости. Справедливость должна быть выстроена не только на уровне отдельных конфессиональных или этнических групп, но и на уровне всех субъектов путем повышения уровня социальной защищенности людей, а также посредством развития существующих в общественном сознании духовно-нравственных представлений о социальной справедливости. Региональные органы власти должны вырабатывать и принимать законодательные нормы по смягчению социально-экономических диспропорций как между регионами, так и в их пределах.
1.Сажин А.В. Социальная справедливость в российском обществе. Ростов-на-Дону: «Социально-гуманитарные знания», 2010. 11 п.л.
2.Сажин А.В. Справедливость в современном обществе: социальные функции и факторы развития. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2007. 5,25 п.л.
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России
3.Сажин А.В., Мирзоян Г.В. Социальное партнерство как предмет современных социально-гуманитарных исследованиях // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп.1. 0,6 п.л./0,2 п.л.
4.Сажин А.В., Мирзоян Г.В. Общественно-историческое развитие и проблема социальной справедливости // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп.1. 0,6 п.л./0,3 п.л.
5.Сажин А.В. Типология социальной справедливости в современных социально-гуманитарных исследованиях// Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. 0,5 п.л.
6.Сажин А.В., Магомедов М.Г. Институциональные возможности восстановления социального доверия в российском социуме // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. 0,6 п.л./0,2 п.л.
7.Сажин А.В. Социальная справедливость в общественном сознании жителей Ростовской области // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 7. 0,5 п.л.
8.Сажин А.В., Мирзоян Г.В., Дюжиков С.А. Социальное партнерство как структурный элемент общественной системы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 7. 0,6 п.л./0,2 п.л.
9.Сажин А.В. Виды социальной справедливости в современном обществе // Поиск. 2010. № 1. 0,44 п.л.
Брошюры
10.Сажин А.В. Социальная справедливость в современной России: региональное измерение. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2007. 1,5 п.л.
11.Сажин А.В. Факторы формирования социальной справедливости. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2008. 1,6 п.л.
12.Сажин А.В. Социальная справедливость в восприятии и установках жителей ростовской области (результаты социологического исследования). Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2009. 2,6 п.л.
13.Сажин А.В. Социальная справедливость: теоретические основы исследования. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2009. 1,6 п.л.
Статьи, тезисы
14.Сажин А.В. Роль справедливой оценки в системе антикризисного управления // Экономические реформы в России. Труды IV Международной конференции. СПб.: Нестор, 2001. 0,1 п.л.
15.Сажин А.В., Шереметьев М.Ю. Региональное восприятие социальной справедливости в общественном сознании российских граждан // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып. 9. Ростов н/Д: Изд–во «СКНЦ ВШ», 2009. 0,2 п.л./0,1 п.л.
16.Сажин А.В. Социальная справедливость в общественном сознании жителей Ростовской области // Кавказ наш общий дом: Сб. тезисов и докладов Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом». (Ростов-на-Дону, 17–19 сентября 2009). Ростов н/Д: Изд-во «СКНЦ ВШ», 2009. 0,2 п.л.