Научная тема: «СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОПЫТ СИСТЕМНОГО СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Деятельность государства на рынке образовательных услуг представляет собой системное взаимодействие государства и образования в рамках одного из сегментов рыночной экономики, являющегося, в свою очередь, ее саморегулирующейся динамичной подсистемой. Это взаимодействие в силу своего системного характера сопряжено с совокупным влиянием многих факторов макроэкономического, институционального, макросоциального, средового, социокультурного характера и, соответственно, реализуется в разных социальных полях, находя выражение в процессах различных уровней. Если конкретные уровни взаимодействия становятся предметом изучения соответствующих наук, то исследование взаимодействия в целом, его общей направленности и социальных перспектив нуждается в осуществлении философского по масштабу и системного по степени целостности синтеза, опирающегося на системную методологию как на единое концептуальное основание. Эвристический потенциал системного подхода применительно к данному предмету состоит в возможности анализировать деятельность государства на рынке образовательных услуг, не прибегая к редукции к тем или иным ее аспектам, во всей полноте системно-функциональных связей между государством и образованием, в контексте влияний конъюнктуры рынка труда и глобального рынка образовательных услуг.
  2. Позиции российского государства на рынке образовательных услуг обусловлены не только текущей конъюнктурой и макроэкономической ситуацией, но и долговременными социокультурными факторами, в том числе традиционным патернализмом населения, внеэкономической и этатистской ориентацией российской культуры, слабостью гражданских структур, что определило исторически ключевую роль государства как субъекта воспитательного заказа образованию, адресата массовых ожиданий по поводу сохранения и воспроизводства ценностей и идеалов национальной культуры, ответственного перед обществом за реализацию социокультурного потенциала образования. Этим обстоятельством обусловлена необходимость рассматривать деятельность российского государства в сфере образования не только как непосредственного актора рынка, но и в качестве субъекта, формирующего стратегические социокультурные цели образования и реализующего их в условиях становящейся рыночной экономики через использование механизмов рынка образовательных услуг. Отсюда следует обращение к социокультурному подходу, конкретизирующему и дополняющему системную методологию применительно к задачам данного исследования.
  3. Находящийся в процессе формирования российский рынок образовательных услуг характеризуется переходным характером и внутренней противоречивостью институциональной среды, что обусловлено сосуществованием в функционировании современной российской системы образования рыночных и нерыночных принципов. Наряду с формирующимся в сфере образования пространством рыночной конкуренции, в котором осуществляется динамическое экономически мотивированное взаимодействие производителей и покупателей образовательных услуг, в ней сохраняется в значительной мере институциональное присутствие государства, моделирующего и внедряющего в практику функционирования системы стратегии и правила игры, регламентирующие процесс свободной рыночной конкуренции. Регулятивная роль государства реализуется и через механизмы рынка образования, так как государство выступает главным макроактором рынка и как субъект предложения - оставаясь ключевым производителем образовательных услуг, и как субъект спроса, оплачивающий из бюджета обучение граждан. Имеется ряд противоречий между устоявшимися и инертными системными нормами и функциональными стереотипами российского образования, с одной стороны, и рыночными институциональными инновациями - с другой. Противоречивость институциональных и функциональных характеристик российского рынка образовательных услуг является следствием и выражением сущностного противоречия между внеэкономической ролью образования как системообразующего социокультурного института и его функциональной зависимостью от экономических факторов в системе рыночных общественных отношений.
  4. Рост негосударственного сегмента образования и коммерциализация образовательной деятельности являются неотъемлемыми элементами рыночных отношений в сфере образования и имеют позитивные социальные эффекты, обусловленные влиянием механизмов конкуренции на качество предоставляемых образовательных услуг, возможностью быстрого реагирования на динамику спроса и предложения на рынке труда, плюрализацией форм и методов преподавания. В то же время в условиях переходного состояния экономики и общества и связанного с ним временного ослабления социальных институтов процесс коммерциализации образования в значительной степени оказался за пределами правового и государственного контроля, что способствовало распространению в платном секторе образования иллегальных форм рыночных отношений. Негативным социальным эффектом коммерциализации образования в российских условиях является и формирование двух «подсистем» коммерческого высшего профессионального образования - недоступных по ценам базовому слою элитных вузов в столицах с высоким качеством обучения и высоким статусом диплома, с одной стороны, и вузов «массового спроса» с невысоким качеством образовательных услуг и негарантированным спросом на выпускников на рынке труда - с другой. Неравенство доступа к качественному и социально востребованному образованию представляет угрозу устойчивости общества и препятствует полной реализации им человеческого потенциала, составляя проблему макросоциального уровня, решение которой возможно лишь в рамках направленной государственной образовательной политики.
  5. В рамках эффективной рыночной экономики рынок образовательных услуг и рынок труда связаны системным взаимодействием и относительно синхронной динамикой спроса и предложения. В современном российском обществе наблюдается институциональный конфликт между рынком образовательных услуг, экстенсивное развитие которого не обеспечивает высокого качества профессионального образования, и рынком труда, переполненным дипломированными выпускниками с подготовкой невысокого качества. Образование востребовано рынком труда преимущественно в виде формального атрибута рабочей силы, а не в виде реальных знаний, которые далеко не всегда стоят за дипломом и не всегда оказываются социально востребованными. Диспропорции взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг нуждаются в коррекции, требующей более активного влияния государства как макроактора обоих рынков, направленного на повышение социальной ценности и востребованности реального знания.
  6. Деятельность государства в качестве главного субъекта разработки и реализации стратегии про-инновационного развития российского образования определяется той сущностной ролью, которую образование играет в современной «экономике знаний» и глобальном обществе. С качеством образования, его социальной доступностью, его способностью к формированию творческой, инновационно-ориентированной личности связаны конкурентоспособность России в мировой экономике, стабильное социальное развитие и национальная безопасность. В современном российском обществе, кроме государства, нет в настоящее время макроактора, цели и интересы которого заключались бы в качественном преобразовании структуры экономики, изменении места страны в глобальном разделении труда. Частноэгоистические клановые интересы и цели наличной бизнес-элиты не выходят за пределы сырьевой экономики, общественность, в том числе профессионально-педагогическая, не обладает необходимыми финансовыми и институциональными ресурсами для фундаментального реформирования образования. В целом конкурентные механизмы рынка образовательных услуг эффективны в регулировании деятельности структур образования лишь в режиме текущего времени, но их действие не может быть достаточным применительно к стратегическим целям и длительным срокам. Про-инновационная стратегия развития образования относится к сфере общенациональных интересов, репрезентация и защита которых является прерогативой государства, и может быть реализована в соответствующих национальных проектах, предполагающих избирательное стимулирующее финансирование.
  7. В этих условиях оптимальной для России институциональной организацией системы образования остается модель централизованного формирования общеобязательных образовательных стандартов и широкое участие государства в разработке и согласовании стандартов профессионального образования. Децентрализация функций стандартизации и управления в сфере образования является элементом либеральной социально-экономической концепции и коррелирует с уходом государства от финансового обеспечения образования, что несовместимо с решением масштабных стратегических задач по его реформированию. Передача этих функций в те структуры и на те уровни, где акторам не хватает управленческих, стратегических и философско-образовательных компетенций для грамотного и адекватного времени решения стоящих перед системой образования задач, означает утрату контроля со стороны государства и общества над важнейшей, с точки зрения общенациональных интересов, сферой.
  8. Глобализация образования представляет безальтернативный вызов для России в силу качественного различия между социокультурным пространством постсовременного, интегрированного в глобальном смысле, располагающего высокотехнологичной экономикой и развитой гражданской культурой западного мира - и социокультурным пространством постсоветской России, обремененной труднопреодолимым технико-технологическим отставанием, переходным состоянием социально-экономической системы, слабостью горизонтальных социальных связей, непреодоленными стереотипами социального мышления, последствиями долговременной закрытости образования. От совокупности макросоциальных, политических и социокультурных факторов зависит позиционирование российского государства в отношении этого вызова. Характер интеграции российской системы образования в глобальное образовательное сообщество может быть различным в зависимости от избираемой государством стратегии. Стратегическая деятельность государства в этом смысле осуществляется одновременно под двумя угрозами противоположного характера. С одной стороны, это угроза макроэкономического застоя и стагнации, окончательного закрепления за Россией сырьевого статуса, вытекающего отсюда при неблагоприятной нефтяной конъюнктуре дефицита финансирования про-инновационного развития образования. С другой стороны, речь может идти и об угрозе неблагоприятного для России характера интеграции национальной системы образования в глобальное образовательное пространство, когда часть созданного образованием человеческого капитала будет постоянно перетекать в глобальные научные и технологические центры, пополняя ряды транснациональной интеллектуальной элиты, а сама Россия останется в статусе глобальной периферии.
  9. Российское государство выступает макроактором не только внутреннего рынка образовательных услуг, но и глобального, в системе которого Россия могла бы занять выигрышные позиции благодаря признанной в мире фундаментальности отдельных сегментов отечественного образования, конкурентоспособность которых, несмотря на снижение, может быть сохранена в настоящее время. Реализация перспективы экспорта российского образования зависит от выбора государством оптимальной стратегии финансовой поддержки сохранившихся научных школ и направлений в рамках отечественной системы высшего образования, обновления их позитивного имиджа на глобальном рынке образовательных услуг, отказа от ориентации прежде всего на быстрый коммерческий эффект научной деятельности, организации обмена студентами и аспирантами, расширения системы стажировок. Разработка государственной стратегии экспорта российского образования может стать фактором более продуманного и равного вхождения России в Болонский процесс.
  10. Одной из самых сложных сегодняшних проблем российского образования, имеющих государственное значение, является непрекращающийся отток наиболее перспективной по возрасту и интеллектуальному потенциалу части подготовленных специалистов в развитые страны, тогда как именно интеллектуальный ресурс общества составляет необходимое условие развития наукоемких производств и высокотехнологичной экономики, определяющих в настоящее время конкурентоспособность страны. Главным фактором оттока интеллектуальных ресурсов из России является низкий относительно развитых стран уровень материальной вознаграждаемости и социального престижа творческого умственного труда, наличие бюрократических препятствий научной деятельности и недостаточное ее государственное финансирование. Так как конъюнктура глобального рынка образования и труда в настоящее время сложилась не в пользу России, то без решения проблемы «утечки умов» на базе продуманной и последовательной стратегии государства по созданию условий для самореализации творческой молодежи и возвращения работающих за границей интеллектуалов невозможна эффективная модернизация российского общества и образования.
  11. Процесс становления рынка образовательных услуг в России неотделим от развития свободной конкуренции не только предлагаемых различными субъектами рынка образовательных парадигм и технологий, но и воспитательных концепций, плюрализм которых не способствует формированию общественного консенсуса в отношении основных социальных целей и ценностей. В то же время установка на профессионализацию образования, диктуемая глобальными вызовами современности, реализуется ценой редукции его воспитательных функций. Деидеологизация образования, будучи компонентом перехода к рыночным отношениям в этой сфере, на практике стала одной из причин вакуума созидательных ценностей и доминирования потребительских жизненных ориентаций у молодежи. Отсюда проистекает остродискуссионная в настоящее время проблема поиска новых идеологических и мировоззренческих приоритетов образования, которые могли бы стать основанием социального воспитательного заказа и тем самым способствовать поддержанию устойчивости общества в силу традиционности для России идеократической социальной организации. В ней находит своеобразное преломление извечное противостояние «западников» (либералов) и «почвенников» (государственников).
  12. Современное российское государство, сохраняя наиболее высокий социальный авторитет среди акторов рынка образовательных услуг, остается главным потенциальным субъектом воспитательного заказа в ситуации запаздывающего развития негосударственной гражданской инициативы. Формирование такого заказа является частью единого комплекса стратегических задач, стоящих перед государством в сфере образования и связанных с ролью образования как социокультурного потенциала общества. Выполнение этой роли невозможно без восстановления в полном объеме воспитательной функции образования, прежде всего в части направленного формирования мировоззрения, что не может определяться стихийными регуляторами рынка и предполагает активное регулирующее участие государства в установлении наиболее значимых целей, ценностей и ориентиров образовательного процесса.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Дюжиков С.А. Современное государство на рынке образовательных услуг: социально-философский анализ. М.: «Социально-гуманитарные знания», 2010. 12,5 п.л.

В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России:

2.Дюжиков С.А. Социокультурные проблемы модернизации российского образования // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп.1. 0,5 п.л.

3.Дюжиков С.А., Тер-Акопьян В.А. Адаптационный потенциал современной российской молодежи // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп.1. 0,6 п.л./0,3 п.л.

4.Дюжиков С.А., Димитров В.В., Филиппов М.Ю. Сущность правового механизма трансформации личности // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. 0,6 п.л./0,2 п.л.

5.Дюжиков С.А. Стратегические проблемы реформы российского образования в контексте социокультурного подхода // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. 0,5 п.л.

6.Дюжиков С.А. Российская система образования: проблемы вхождения в глобальное образовательное пространство // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 7. 0,6 п.л.

7.Дюжиков С.А., Мирзоян Г.В., Сажин А.В. Социальное партнерство как структурный элемент общественной системы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 7. 0,6 п.л./ 0,2 п.л.

8.Дюжиков С.А. Коммерциализация российского образования в контексте его модернизации // Поиск. 2009. № 4. 0,45 п.л.

9.Дюжиков С.А. Институциональные и функциональные характеристики российского рынка образовательных услуг // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 12. 0,6 п.л.

В других изданиях

Брошюры

10.Дюжиков С.А. Сохранение национальной интеллектуальной элиты как государственная проблема. Ростов-на-Дону: «СКНЦ ВШ», 2006. 1 п.л.

11.Дюжиков С.А. Стратегическая деятельность государства в образовании и проблема его децентрализации. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2007. 1 п.л.

12.Дюжиков С.А. Системные параметры формирующегося в России рынка образовательных услуг. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2008. 1 п.л.

13.Дюжиков С.А. Инновационные стратегии Государства как субъекта образовательной политики. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2009. 1,8 п.л.

Статьи, тезисы докладов и выступлений

14.Дюжиков С.А. Стратегические проблемы реформы российского образования // Сборник тезисов и докладов Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом». Ростов-на-Дону, 17–19 сентября 2009 г.. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009. 0,2 п.л.

15.Дюжиков С.А., Мирзоян Г.В. Формирование отношений социального партнерства на Северном Кавказе // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып. 9. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009. 0,2 п.л./0,1 п.л.

16.Дюжиков С.А. Системный подход в исследовании взаимодействия образования и государства // Гуманитарный ежегодник, 2010. 0,5 п.л.