- Анализ различных теоретических подходов к выявлению социально-политических факторов формирования современного бизнеса в рамках социально - философской науки приводит к выводу о том, что именно в условиях развитых демократических институтов публичной власти и адекватных им компонентов гражданского общества происходит институционализация бизнеса как значимого социально-политического института. Бизнес из сугубо экономического института, связанного преимущественно с производством и реализацией соответствующих товаров и услуг, превращается в социально-политический институт гражданского общества, при непосредственном участии которого происходит формирование эффективного социального рыночного хозяйства и осуществляется корпоративная социально-ответственная консолидация бизнеса с функционально многообразными сообществами граждан.
- Социально-философское исследование моделей взаимодействия бизнес-сообщества и публичной власти позволяет заключить, что бизнес в качестве социально-политического института гражданского общества представляет собой структуру взаимодействия, в рамках которой предприниматели на нормативно-правовой основе удовлетворяют потребности населения в социально значимых товарах и услугах на основе социального рыночного хозяйства. При этом риски социально-политических конфликтов по поводу использования экономических ресурсов минимизируются посредством публичной политики поддержки многообразных частных некоммерческих организации, выступающих связующим звеном между бизнесом, гражданским обществом и государством.
- Значимость факторного анализа социально-политического генезиса бизнеса как института гражданского общества обусловлена тем, что именно общественные факторы являются объективными детерминантами социальных процессов. В совокупности общественных факторов, влияющих извне и изнутри на процессы цивилизованного становления и развития бизнеса, следует выделить системные факторы, оказывающие на него комплексное воздействие. Они дополняются сферальными и структурными факторами, с главенствующей ролью социально-политических детерминант и стимулов, а также относительно самостоятельным воздействием на генезис бизнеса политических, политико-правовых и собственно социальных факторов. При этом в комплексе социальных факторов становления и развития бизнеса в современном обществе основную роль играют институциональные факторы корпоративной социальной ответственности, которые умножают и стимулируют гражданскую эволюцию бизнеса в направлении конструирования социального рыночного хозяйства.
- На основе социально-философского анализа процесса генезиса российского предпринимательства можно сделать вывод о его развитии в двух основных социокультурных измерениях и двойственности его социальной позиции. Одна группа российских предпринимателей была связана с государством, его протекционистской поддержкой и обслуживанием его потребностей, развивала крупную промышленность и торговлю, транспорт, а также обслуживающие их финансовые учреждения. В целом для этой группы характерно слияние предпринимательской элиты с бюрократическим государственным аппаратом. Она порождена им, сращена с ним и обслуживает его. Вторая группа - это слой негосударственного "низового" предпринимательства и не интересного власти мелкого и среднего бизнеса, тесно связанного с индивидуальной инициативой. Предприниматели этой группы обслуживают нужды населения и ориентированы на локальные рынки, их активность проявляется как зачастую внеправовое и во многом неорганизационное нормотворчество, а инновации, как правило, не санкционированы властью формальным образом.
- Доминирование системы власти-собственности в России обусловлено особенностями и традициями отношений предпринимательства и власти, российским менталитетом, где важную роль играли формы коллективного труда под надзором госуларства, мешавшие появлению и развитию интересов частной собственности. Обладая монополией на выполнение верховных экономических и стратегических функций, власть выдвигает бизнесу условия, в основе которых лежит необходимость выполнения обязательств перед ней для сохранения за собой прав на владение и пользование объектом собственности.
- Социально-политическими стимулами исторического генезиса и становления предпринимательства в постсоветской России являются многочисленные политические и политико-правовые факторы. Среди них самое весомое влияние на формирование и институционализацию российского бизнеса оказали: уровень политической стабильности и политического доверия, специфика режима взаимодействия официальной власти с политической оппозицией и общественным мнением в целом, характер политико-управленческой деятельности институтов государственной и муниципальной власти, содержание нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности в трансформационный период.
- Взаимоотношения бизнеса и власти в России характеризуются определенным качанием инверсионного маятника от жесткой централизации и авторитарной власти к иммитационной демократизации и внедрению рыночных институтов. Практика трансформации собственности в России подтверждает устойчивость института власти-собственности. Приватизация, которая планировалась как способ преодоления доминирования государства в экономике, на практике лишь закрепила ранее сложившуюся систему.
- Становление современного российского бизнеса как социально-политического института находится на начальной стадии. Институциональная эволюция российского бизнеса в постсоветской России свидетельствует о том, что предпринимательство было ориентировано не столько на разработку институциональных параметров рыночно-конкурентных стратегий, сколько на борьбу за доступ к государственным ресурсам посредством конструирования неформальных сетей и использования личных связей во властных структурах для контроля над конкурентами. Это обусловило увеличение коррупционных платежей на всех уровнях управления и, как следствие - неэффективное использование ресурсов. Проведенная приватизация государственной собственности привела к оформлению коррупционной модели институциональных взаимоотношений между бизнесом и властью.
- В постсоветский период прослеживаются три основных модели институционализации взаимоотношений крупного бизнеса и власти. В начале 1990-х годов доминировала модель «свободного предпринимательства», которая в конце этого десятилетия трансформировалась в модель «захвата государства», затем переросшую в «олигархическую». В настоящее время в результате утверждения вертикали исполнительной власти сложилась и укрепляется «бюрократическая» модель взаимоотношений бизнеса и государства. Существующий в современной России институт предпринимательства все больше тяготеет к корпоратистской (неокорпоратистской) модели, в которой государство выступает в качестве важнейшего конституирующего элемента отношений не только между основными группами интересов в политике, но и между бизнес-агентами. Подобная система ведет к концентрации собственности и усилению неформальных механизмов согласования интересов бизнеса и власти.
- При анализе отношений бизнеса и власти в современном российском обществе, исходя из концепции двойного баланса Д. Норта, можно отметить, что экономическая и политическая система общества стремятся принадлежать к одному социальному порядку. Политическая система ограниченного доступа не сможет сочетаться с экономической системой открытого доступа, поскольку политический контроль над входом на рынок не даст развиваться экономической конкуренции. Сосуществование экономической системы ограниченного доступа с политической системой открытого доступа также невозможно, а концентрация экономической ренты позволит элите подорвать политическую конкуренцию. В связи с этим невозможно провести фундаментальные реформы одной из этих систем без реформирования второй.
- В современном российском обществе присутствуют необходимые ценностные и коммуникативные предпосылки для активации роли бизнеса в осуществлении модернизации: индивидуалистические и прагматические установки и этика успеха; ценности коллективизма и солидарности; этика служения и традиционная способность к мобилизации. Успех преобразований зависит от формирования новой коммуникативной системы, в которой уровень идентичности включал бы в себя творческий созидательный индивидуализм и установку на солидарность и сотрудничество, а роль государства как главного фактора создания социально ориентированной рыночной экономики сочеталось бы с политической оппозиционностью бизнеса, этикой служения и консенсусом разных социальных слоев.
- Необходимым фактором реализации российским бизнесом своих гражданских функций является ускоренный переход к политике утверждения оснований социального рыночного хозяйства с российской спецификой и стимулирования возникновения некоммерческих предпринимательских ассоциаций как институтов представительства интересов бизнеса в гражданском обществе и во власти. Создание социального рыночного хозяйства на основе расширения системы корпоративной социальной ответственности и социальных практик партнерства бизнеса и публичной власти позволяет эмансипировать российский бизнес от влияния неправовых институций, обеспечивает консолидацию и стабильность формирующегося в стране гражданского общества, минимизировать социальные риски в будущем.
1. Алейников А.В. Становление бизнеса как социально-политического института современной России. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Ун-та, 2008. – 250 с. (14,65 п.л.).
2. Алейников А.В., Рябев В.В. Генезис бизнеса как социально-политического института гражданского общества современной России. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – 184 с. (10,58 п.л./ 8 п.л.).
2. СТАТЬИ В ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ЖУРНАЛАХ ПО ПЕРЕЧНЮ ВАК:
По философии
3.Алейников А.В. Российский бизнес: логика институциональной трансформации ( социально-философские аспекты анализа).// Человек и труд, 2010, №1, с.49-52. (0,6 п.л.).
4. Алейников А.В. Генезис бизнеса в современной России: социально-философский аспект.// Этносоциум и межнациональная культура, 2009, №8(24), с.145-154. (0,8 п.л.).
5. Алейников А.В. Анализ генезиса бизнеса в России: проблемное поле. // Власть, 2009, №12, с.9-14. (0,8 п.л.).
6. Алейников А.В. К проблеме политико-социологического анализа генезиса российского бизнеса.// Власть, 2008, №5, с. 9-14. (0,8 п.л.).
7. Алейников А.В. Российский бизнес: политическая логика институциональной трансформации.// Известия РГПУ им. А.И.Герцена, 2008, №10 (57), с. 187-198, (1,0 п.л.).
8. Алейников А.В. Социально-исторические особенности институциональной трансформации бизнеса в современной России.// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008, №1 (57), с. 312-320, (1,0 п.л.).
9. Алейников А.В. Институциональный дизайн национального бизнеса как предмет исследования и практическая проблема российской политики.// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2007, №2, с.118-127, (1,0 п.л.).
10. Алейников А.В. Политические факторы структурирования и развития бизнеса: анализ российских иллюстраций. .// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2007, №3-4, с. 158-170, (1,25 п.л.).
11. Алейников А.В. Социодинамика институционализации взаимодействия бизнеса и власти: теоретические аспекты практических проблем.// Труд и социальные отношения, 2008, №3 (45), с. 124-133, (1,0 п.л.).
12. Алейников А.В. Институциональная трансформация взаимодействия бизнеса и власти в политическом процессе России.// Аспирантский вестник Поволжья, 2007, №3-4 (12), с.115-121, (0,8 п.л.).
13. Алейников А.В. Эволюция взаимоотношений бизнеса и современного российского общества: политологический анализ. // Известия РГПУ им.А.И.Герцена, 2008, №11 (66), с. 129-144, (1,0 п.л.).
14. Алейников А.В. Политический дизайн институциональной трансформации российского бизнеса.// Власть, 2007, №10, с. 60-66, (0,5 п.л.).
15. Алейников А.В. Конфликтологическое измерение взаимодействия бизнеса и власти в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, 2008, вып.4, с.81-88, (1,0 п.л.).
16. Алейников А.В., Стребков А.И. Конфликтология для ХХ1 века.// Знание. Понимание. Умение. 2008, №2, с.112-120, (1,0 п.л./ 0,5 п.л.).
По социологии, политологии и экономике
17. Алейников А.В. Социально-политические факторы институциональной трансформации российского бизнеса// Вестник РГТЭУ, 2008, №3 (24), с. 151-159, (0,6 п.л.).
18. Алейников А.В. Анализ проблем социализации бизнеса в современной России в контексте политической теории.// Право и политика, 2008, №4, с. 808-822, (1,5 п.л.).
19. Алейников А.В. Институциональная трансформация взаимодействия бизнеса и власти в политическом процессе России: теоретические аспекты.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, политология, экономика, 2007, №8 (39), с. 156-159, (0,4 п.л.).
20. Алейников А.В. Политические факторы становления бизнеса в современном российском обществе.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, 2008, вып.1, с. 165-175, (1,0 п.л.).
21. Алейников А.В. Политические факторы институциональных изменений бизнеса в условиях постсоветской России.// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2007, №3, с.18-27, (0,8 п.л.).
22. Алейников А.В. Российский бизнес как объект теоретического осмысления: институциональные траектории в социально-политическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2008, №2, с. 41-54, (1,0 п.л.).
23. Алейников А.В. О некоторых проблемах институционализации взаимодействия бизнеса и власти в современной России.// Российское предпринимательство, 2008, №7, с. 9-13, (0,4 п.л.)
3. ПУБЛИКАЦИИ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ, РАЗДЕЛЫ МОНОГРАФИЙ И В СБОРНИКАХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ
24. Алейников А.В. Институциональные механизмы взаимодействия бизнеса и власти в России: социально-философский аспект.// Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Сб. статей, ч.II, Екатеринбург, УрАГС, 2009, с.175-178 ( 0,3 п.л.).
25. Алейников А.В. Институциональный дизайн российского бизнеса: проблемы политического конструирования и гражданской консолидации.// В поисках гражданского общества. НовГУ им. Ярослава Мудрого – Великий Новгород, 2008, с. 220-235, (1,0 п.л.).
26. Алейников А.В., Милецкий В.П. Политическая логика институциональной трансформации взаимодействия российского бизнеса и власти.// Политическая социология: теоретические и прикладные проблемы: сборник научных статей. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Ун-та, 2007, с. 84-98 (1,0 п.л./0,5 п.л.).
27. Алейников А.В. Российский бизнес: политическая логика институциональной трансформации.// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.3. Часть 2. М.: ИНИОН РАН, 2008, с. 279-285, (1,0 п.л.).
28. Алейников А.В. К вопросу о диалектике политического конструирования институционального дизайна российского бизнеса.// Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2007, т.3, №3, с. 145-164, (1,25 п.л.).
29. Алейников А.В. Проблемы теоретического анализа социодинамики российского бизнеса.// Научные труды Московского гуманитарного университета, 2007, вып.86, с. 40-49, (0,7 п.л.).
30. Алейников А.В. Налаживание конструктивного диалога между бизнесом, властью и обществом. // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2008, вып.87, с. 3-12, (0,7 п.л.).
31. Алейников А.В., Стребков А.И. Конфликтология для ХХ1 века. // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2008, вып.90, с. 131-142, (1,0 п.л./ 0,5 п.л.).
32. Алейников А.В. Бизнес и социальное переустройство современной России: к постановке проблемы (социологический анализ).// Россия сегодня: гуманизация социально-экономических отношений. Материалы международной практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. ун-та, 2008, с.110-117, (0,5 п.л.).
33. Алейников А.В. Генезис бизнеса как социально-политического института в современном российском обществе.// Власть и общество в России: традиции и современность. Материалы 4 всероссийской научной конференции. Т.2. Рязань, 2008, с. 72-78, (0,4 п.л.).
34. Алейников А.В. Социальная сфера: проблемы взаимодействия бизнеса и власти ( теоретические аспекты).// Россия как социальное и правовое государство: в поисках оптимальной модели. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Майкоп. Изд-во АГУ, 2008, с.188-194, (0,4 п.л.).
35. Алейников А.В. Институциональные траектории генезиса бизнеса в современном российском обществе.// Неклассическое общество: векторы развития. Материалы всерос. научн.-практ.конф. Владимир, 2008, с. 111-115, (0,3 п.л.).
36. Алейников А.В. Российский бизнес: трансформация социальной включенности (методологические зарисовки).// Вопросы структуризации экономики. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социально-трудовых отношений». Махачкала, 2008, с. 37-43, (0,4 п.л.).
37. Алейников А.В. К вопросу о социодинамике взаимодействия бизнеса и власти в современной России.// Экономика, социология и право. 2007, №11, с.47-72, (1,25 п.л.).
38. Алейников А.В. Политические мотивы институциализации бизнеса в России.// Психология власти – 2008. Материалы 2 международной научной конференции. Спб, 2008, с. 130-132, (0,2 п.л.).
39.Алейников А.В. О логике политического конструирования трансформации российского бизнеса. // Дискурсология: методология, теория, практика. Доклады второй международной научно-практической конференции. Т.1. Екатеринбург, 2007, с.118-122, (0,4 п.л.).
40. Алейников А.В. О политических проблемах деполитизированных стратегий современного российского бизнеса.// Новый политический цикл: повестка дня для России. Международная научная конференция. Тезисы докладов. М., РАПН, 2008, с. 11-13, (0,2 п.л.).
41. Алейников А.В. К вопросу о политических факторах институциональной трансформации российского бизнеса.// Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы. Международная научная конференция. Тезисы докладов. М., РАПН, 2007, с. 12-14, (0,2 п.л.).
42. Алейников А.В. Политический дизайн институциональной трансформации российского бизнеса.// Тезисы докладов третьей всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации». Т.2. М.КДУ, 2007, с. 213-216, (0,2 п.л.).