- Надындивидуальная память является транцендентально-имманентным феноменом, объективно существующим как ретенциальный момент сознания и как интегрирующий фактор разумной организации социо-культурных целостностей.
- Надындивидуальная память выполняет две взаимосвязанные функции: селективную и социально-интегративную. Первая функция памяти делает ее фактором интенционально направленного сознания, а вторая - фактором интеграции социально значимого опыта, в том числе и историко-философской традиции. На уровне индивидуального сознания обеспечивается интеграция образов и состояний сознания, а на уровне общественного сознания - целостность общественного организма (солидаризация) с помощью особого класса образов памяти - образов группового единства.
- Надындивидуальная память в форме бытия коллективной памяти опосредует собой организацию человеческого опыта, функционируя как механизм селектирования и объединения разрозненных данных, придавая им социально значимый характер. Это делается с помощью фокусировки внимания общества и индивидов на одной части информации о прошлом (практики памятования) и помещения в «слепое пятно» сознания (вытеснения) другой части информационного массива (практики забывания, или сруктурные амнезии).
- Надындивидуальная память, выполняя функцию приобщения индивидуального сознания к смысловой структуре культуры («большое время») создает возможность для преодоления пространственной и временной конечности людей, и тем самым выступает в качестве необходимого условия самоидентификации личности и самотождественности общества в культурном времени и социальном пространстве. Тем самым феномен надындивидуальной памяти в форме бытия культурной памяти является условием обеспечения преемственности исторического процесса в целом, и истории философии в частности.
- Надындивидуальная память выступает обязательным условием конституирования семиотической реальности как сферы социокультурного опосредования символами синхронного (между современниками) и диахронного (между предками и потомками) общения людей. Благодаря ей, коммуникация принимает форму общения, т.е. эмоциональной вовлеченности в процесс такого обмена и интенционального переживания опыта прошлого.
- Исторический процесс философской концептуализации феномена надындивидуальной памяти развивался как противостояние двух парадигмальных теоретических моделей памяти: холистической, опирающаяся на концепты Мировой души (античный платонизм), Вечной памяти (христианский платонизм); и модели, построенной на принципе «методологического индивидуализма», в которой предпринимается попытка перетолковать проблему надындивидуального измерения памяти в проблему трансперсональности как эффекта индивидуального мышления.
- Концепт посредника, актуализированный в связи с переходом от устного к письменному типу культуры в Древней Греции имеет особое значение при оформлении античной метафизики памяти: теория индивидуальной и Мировой души является следствием концептуализации проблемы посредника между разумом космоса и разумом индивидуальной души. Этот холистический способ концептуализации надындивидуальной памяти оформился в качестве составной части платонического учения о Мировой душе как динамическом аспекте жизни космоса и учения о преодолении «барьеров времени».
- В процессе эволюции платонической концептуальной схемы (от античного и христианского неоплатонизма Плотина и Бл. Августина к христианскому платонизму П. Флоренского) холистическая модель выстроилась по гиполептическому принципу: как тематизация и проблематизация непрерывной актуализации прошлого в настоящем (концепция «живой памяти», концепция «вечного настоящего», концепция «Вечной памяти»), присутствия свойств целого в своих частях («единство в многообразии»).
- После того как философы Просвещения (Р. Декарт, Т. Локк, Д. Юм) обосновали антропоцентричную установку на индивидуализацию самотождества человеческого сознания и всеобщности опыта, возникает новая парадигмальная объяснительная модель памяти, в которой объяснение причин преобразования данных опыта отдельных сознаний в некий всеобщий опыт не нуждается больше ни в идее космического посредника (Мировая душа), ни в идее религиозного посредника (Вечная память, Примордиальная традиция).
- И. Кант в своей концепции трансцендентального субъекта, не выходя за рамки новоевропейского субъективизма, заложил основу для критики методологического индивидуализма, что способствовало возвращению в философию идеи надындивидуального измерения сознания и памяти. Идея «трансцендентального субъекта», который является носителем структур всеобщности, дает основание для выдвижения трактовок памяти как одной из таких структур, имеющих надындивидуальное измерение.
- Логика процесса концептуализации темы надындивидуальной памяти в неклассической современной философии приводит современную философскую антропологию и философию культуры к переориентации метафизики памяти с вопроса о времени (темпоральности субъекта) на вопрос о местоположении (телесности субъекта). В мнемологическом контексте это означает, что психологизаторский дискурс о памяти, в котором она представляется в виде со-бытия встречи Я и Другого, становится недостаточным, и поэтому в него возвращается концепт места (вместимости, уместности), с помощью которого тематизируется проблема соотнесенности мест памяти, события встречи Я и Другого как телесно-духовных существ.
1. Макаров А.И. Феномен надындивидуальной памяти (образы–концепты–рефлексия): монография / А.И. Макаров; ВолГУ; науч. ред. А.А. Грякалов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. (12,6 п.л.)
Главы в коллективных монографиях:
1.Макаров А.И. Глава 24. Цвет и культурная память: о роли цвета в управлении поведением // Цвет и свет в экономике и обществе: Монография / под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2008. - 736 с. (42,8/1,1 п. л.)
2.Макаров А.И. Глава «Роль надындивидуальной памяти в процессах солидаризации» // Среды: Очерки по теории солидарности: Монография /А.И. Пигалев, Д.Ю. Сивков, А.И. Макаров и др; Под общ. ред. А.И. Макарова и Ю.Ю. Ветютнева. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2008. - 120 с. (6,5/1,5 п.л.)
Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях рекомендованных ВАК
3. Макаров А.И. Роль интеллектуала в обществе: интерпретационная функция и культурная память // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 3-4
4. Макаров А.И. Проблема солидарности современного российского общества в свете теории культурной памяти // Власть. 2008. № 10 (0,3 п.л.).
5. Макаров А.И. Понятие надындивидуальной памяти: философские аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.7. Философия. Социология и социальные технологии. Научно-теоретический журнал. № 1(7). -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008 (0,5 п.л.).
6. Макаров А.И. «Культурологический поворот» в философии памяти // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. социально-экономические науки и искусство. №3 (27). - Волгоград: ВГПУ. Изд-во «Перемена», 2008 (0,3 п.л.).
7.Макаров А.И. Политика памяти как элемент региональной культурной жизни // Власть. 2008. № 12 (0,3 п.л.).
8.Макаров А.И. Социальная память и проблема реальности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. социально-экономические науки и искусство. №3 (37). Волгоград: ВГПУ. Изд-во «Перемена», 2009 (0,4 п.л.).
9. Макаров А.И. Смерть и истина в философии памяти Платона // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.7. Философия. Социология и социальные технологии. Научно-теоретический журнал. 2009. № 3(9). - Волгоград: Изд-во ВолГУ (0,4 п.л.).
Статьи в энциклопедических изданиях:
10. Макаров А.И. Генон (статья) // Новейший философский словарь: 2-е перераб. и допол. изд.. М., Интерпрес-сервис, Книжный дом. 2001(в соавторстве с А.А. Грицановым и А.И. Пигалевым) (0,9/0,3 п.л.) .
11. Макаров А.И. Элиаде (статья) // Новейший философский словарь: 2-е перераб. и допол. изд. - М., Интерпрес-сервис, Книжный дом, 2001 (в соавторстве с А.А. Грицановым и А.И. Пигалевым) (0,9 / 0,3 п.л.).
12. Макаров А.И. Традиционализм (статья) // Всемирная энциклопедия: философия. - М., АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001 (в соавторстве с А.И. Пигалевым) (0,4 / 0,2 п.л.).
13. Макаров А.И. “Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение” (статья) // История философии: энциклопедия. - Минск., Интерпрес-сервис, Книжный дом, 2002 (в соавторстве с А.И. Пигалевым) (0,2/ 0,1 п.л.).
14. Макаров А.И. “Кризис современного мира” (статья) // История философии: энциклопедия. - Минск., Интерпрес-сервис, Книжный дом, 2002 (в соавторстве с А.И. Пигалевым) (0,2/0,1 п.л.).
Статьи:
15. Макаров А.И. Образ времени в языческой и христианской культурах //Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995 (0,1 п.л.).
16. Макаров А.И. К вопросу о смысле истории в философии Рене Генона // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского госуниверситета. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996 (0,2 п.л.).
17. Макаров А.И. Христианский тип религиозного опыта в “философии нерелигии” Мирчи Элиаде // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.4. История. Философия. Вып. 1. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996 (1 п.л.).
18. Макаров А.И. Символика архитектурной формы мавзолея Ленина // Архетип: философский психоаналитический журнал. - М.: Изд-во “Гуманитарий” Академии гуманитарных исследований, 1997, № 2-3 (0,6 п.л.).
19. Макаров А.И. Роль парадокса и паратерминологии в “восточной метафизике” Р. Генона // IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области 8 -11 декабря 1998. Тез. докл. - Волгоград: Из-во ВолГУ, 1999 (0,2 п.л.).
20. Макаров А.И. “Сумерки людей” в концепции антигуманизма философского традиционализма // Человек в современных философских концепциях: Материалы Второй Международной научной конференции, Волгоград, 19-22 сент. 2000 г.: В 2 ч.Ч. I. - Волгоград, Из-во ВолГУ, 2000 (0,2 п.л.).
21. Макаров А.И. Символическая интерпретация мифа как методологический прием // Выбор метода: изучение культуры в России 1990-х годов. Сб. науч. статей. М., Изд-во РГГУ, 2001 (0,2 п.л.).
22. Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 6. - М.: УРСС, 2001 (0,5 п.л.)
23.О временном и пространственном аспектах зла // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. Вып.1 Волгоград: Из-во ВолГУ, 2001(0,3 п.л.).
24. Макаров А.И. Различение смыслов терминов “общение”, “информация”, “коммуникация” // Диалог и культура современного общества: сб. науч. статей. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2001 (0,2 п.л.).
25. Макаров А.И. Архетипические идеи социокультурного единства: опыт типологического анализа // ХХI век: на пути к единому человечеству?: Материалы Международной конференции 27-30 мая 2003 г., МГУ. - М.: Современные тетради, 2003 (0,3 п.л.).
26. Макаров А.И. Принцип «Мёртвой руки» в теории культуры и культурной практике постмодернизма // Философская теория и социальная практика. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005 (0,5 п.л.).
27. Макаров А.И. Время и традиция // Записки семинара «Сверхмедленные процессы». Вып.1/ ВолГУ, Лаб. сверхмедленных процессов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006 (0,2 п.л.).
28. Макаров А.И. Памятники и память: мемориальная функция архитектуры // Записки семинара «Сверхмедленные процессы». Вып.1/ ВолГУ, Лаб. сверхмедленных процессов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. (0,2 п.л.).
29. Макаров А.И. Социокультурные предпосылки античной теории анамнезиса // Материалы круглого стола. Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы. СПб., 2006 (0,2 п.л.).
30. Макаров А.И. Душа и память: к вопросу о содержании понятия «мировая душа» у Платона // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 17-23 апреля 2006 г., Вып. 2. Философские и социальные науки. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006 (0,3 п.л.).
31. Макаров А.И. Проблема типологии образов памяти (на примере анализа образа Другого) // Историческое знание: теоретические основания и коммуникативные практики. Материалы научной конференции. - М.: ИВИ РАН, 2006 (0,2 п.л.).
32. Макаров А.И. Эрос и Танатос: проблема разрушения надындивидуальной памяти в философии культуры М. Элиаде и А.С. Панарина // Человек в современных философских концепциях: материалы Четвертой междунар. конф., г. Волгоград, 28 -31мая 2007г. В 4 т.Т.3. - Волгоград: Из-во ВолГУ, 2007 (0,2 п.л.).
33. Образ Другого как образ памяти (Методологические аспекты проблемы репрезентации прошлого) // Диалог во временем. Альманах интеллектуальной истории. 18. М., ЛКИ, 2007
34. Философия сознания и теория фетишизма: проблема образа и памяти// Мир психологии: Научно-методический журнал. - М.; Воронеж, 2007г., N 2.
35.Сновидение и память: проблема образа в античной философии сознания // Мир психологии: Научно-методический журнал. - М.; Воронеж: Воронеж, 2007. N 2 (1 п.л.)
36.Макаров А.И. Историзм и теория коллективной памяти: методологические аспекты проблемы источниковедения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.7. Философия. Социология и социальные технологии. Вып. 6. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007 (0,35 п.л.).
37. Макаров А.И. Память и дистантная технология обучения, или о скрытых смыслах понятия «новые технологии» // Materiály IV mezinárodnί vědecko-praktická konference “Evropská věda XX stoletί - 2008” - Dίl 8. Pedagogika. - Praha: Publishing House “Education and Science” s.r.o. (0,2 п.л.).
38. Макаров А.И. Возникновение полиса и трансформация представлений о законе и справедливости в Древней Греции // Город как явление социокультурной и правовой реальности: Международная научно-практическая конференция, 28-29 ноября 2008 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. (0,1 п.л.).
39. Макаров А.И. Понятия «историческая память» и «культурная память»: конфликт интерпретаций исторической реальности // Теории и методы исторической науки: шаг в ХХI век. Материалы международной научной конференции. М.: ИВИ РАН, 2008 (0,3 п.л.).
40. Надындивидуальная память как социокультурный интегратор// Записки семинара «Сверхмедленные процессы». Вып.1 / ВолГУ, Лаб. сверхмедленных процессов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009 (0,3 п.л.)