Научная тема: «РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Учение об образовании и просвещении в истории социальной мысли была составной частью философских, религиозных, этических и иных учений о человеке. С этой точки зрения педагогическая работа относится к одной из самых первоначальных специальностей, а педагогическая мысль - к древнейшим отраслям человеческого знания.
  2. Содержание, смысл и характер образовательной деятельности, как социального института, всегда определялись такими факторам, как общественное мнение и государственные интересы: сначала государство требовало только воинов и граждан, затем оно стало требовать профессионалов, полезных власти; затем оно стало еще требовать нормативный уровень профессионализма для всех профессий; в наше время требуются люди, способные активно участвовать в организационных процессах любого масштаба: от узко - коллективного до общечеловеческого. Такой интерес уже не может считаться просто государственным, т.к. он имеет общечеловеческий характер. Это значит, что образование начинает менять свое предназначение: из социального и государственного института оно превращается в универсальное средство культурных преобразований.
  3. С позиции социально - философского анализа социальное управление - это деятельность, направленная на сознательное изменение общества (государственных структур, сфер, процессов, социальных институтов) и выступающая в идеальной, научно - технической и социально - практической формах. Социальное управление таджикским образованием находится в стадии реформирования, целенаправленного управленческого воздействия на организационные, коммуникативные воспроизводственные структуры, что связано с целями, динамикой модернизации, встраивания, институционального переноса функций, норм и ограничений развития общества. Трансформационный, системный характер изменений в сфере образования превышает критический порог стабильности, содержат риски дисфункциональности и деформации общего образования и формирование «анклавов» модернизации, ориентированных на выстраивание самостоятельного образовательного субполя.
  4. Образование в современных условиях должно быть ориентировано на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего, на сохранение высших духовно - культурных ценностей, но, в то же время, оно должно наполняться новыми идеями, новым содержанием, отвечающими запросам современного общественного развития.
  5. Многообразие точек зрения на философию образования, ее основные черты позволяет по - разному интерпретировать сущность и предназначение данного направления философской мысли. Определение смысла философии образования необходимо, прежде всего, для разработки новых фундаментальных идей. Современная философия образования способствует преодолению кризиса классической модели образования, выработке преимущественно методологических принципов новой модели образования.
  6. Взаимообусловленность интеграции науки и высшего образования в современном обществе необходимо рассматривать с точки зрения детерминации единства науки и образования внутренними закономерностями функционирования этих видов социальной деятельности, ибо существование в научной и образовательной деятельности (соответственно в научном и образовательном потенциале) однотипных, но различно соподчиненных познавательных структур способствует их целостному слиянию.
  7. Социальная эффективность становления, развития и функционирования науки по существу зависит от более полного и рационального использования ее внутреннего потенциала, ее резерва - научных кадров. Качество подготовки научных работников, их способность к приращению нового научного и технического знания в решающей степени определяется общим состоянием и деятельностью системы высшей школы, которая выступает в качестве одного из основных факторов развития и функционирования науки.
  8. Интеграция Таджикистана в мировое образовательное пространство в условиях Болонского процесса общества - одна из приоритетных задач отечественной государственной политики. Модернизация образования, осуществляемая государством при активном содействии со стороны общества, позволит совершенствовать систему образования в целом. Она проходит в условиях реформирования всех сфер жизни, являясь при этом одним из интеллектуальных источников, способствующих усилению духовного потенциала таджикского общества.
  9. В государственно - общественной системе образования ответственность за уровень образованности граждан несут общество и государство. Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, повышения темпов социально - экономического и научно - технического развития, гуманизации общества, роста его культуры. На основе общественного согласия она устанавливает коренные цели образования, гарантирует их проведение в жизнь. Первейшей задачей образовательной политики сегодня является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
  10. Основными базовыми принципами, лежащими в основе образовательной системы Республики Таджикистан, являются государственность, всесословность и фундаментальность. Анализ трансформационных процессов в Таджикистане свидетельствует, что именно сегодня закладываются демократические основы для будущих поколений граждан Таджикистана. Ответственность за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание молодежи, наконец, за духовное возрождение Таджикистана, несет в первую очередь система образования, которая должна измениться с учетом требований самой жизни.
Список опубликованных работ
Монографии и брошюры:

1.Образовательная политика в условиях государственной независимости Таджикистана. - Душанбе «Ирфон» 2003. – 7,3 п.л

2.Учение о просвещении в истории социальной мысли таджикского народа. –Душанбе «Ирфон» 2006. – 4 п.л.(соавтор.)

3.Образование в условиях трансформации таджикского общества (социально – философский анализ). –Душанбе, «Дониш» 2009. – 21 п.л.

4.От религии до философии. (Учебное пособие). - Душанбе «Маориф» 1994. - 5 п.л. (на тадж. языке).

5.Философия с древних времен //Учебное пособие. - Душанбе «Эљод», 2008. -10 п.л. (на тадж. языке).

6. Научно – познавательное воспитание молодежи в условиях перестройки (Методическое пособие). - Куляб, 1991. - 1п.л. (на тадж. языке).

7. Предпосылки возникновения культуры (Методическое пособие). Куляб, 1992. -1 п.л. (на тадж. языке).

Статьи:

8. Возрождение культурных ценностей и их распространение в современных условиях //В сб.: «Эњёи Кўлоб»(«Возрождение Куляба») (1921-1991). - Куляб,1991. - 0,4 п.л. (на тадж. языке).

9. Особенности механизма торможения процесса секуляризации молодежи Таджикистана //Доклады научно – практической конференции молодых ученых и специалистов республики. 18-21 апреля 1991г.- Курган- тюбе, 1991. - 0.2 п.л.

10. Окружающая среда с точки зрения ислама //В сб.: «Экология и культура». Тезисы докладов и выступлений научно – теоретической конференции. 13-16 мая 1992 г.). - Куляб, 1992. - 0,1 п.л.(на тадж. языке).

11. Отношение молодежи к культурно – нравственным ценностям //Тезисы докладов и выступлений научно – теоретической конференции преподавателей и студентов. 23-28 апреля 1992 г. - Куляб, 1992. - 0,1п.л. (на тадж. языке).

12. Защита окружающей среды в учении Заратуштры // Сборник «Хуталян и развитие цивилизации таджикского народа. Тезисы докладов и выступлений республиканской конференции. 25-27 ноября 1993 г.). -Куляб, 1994. - 0,1п.л. (на тадж. языке).

13. Элементы отчуждения молодежи от духовных ценностей // (Сборник «Хуталян и развитие цивилизации таджикского народа. Тезисы докладов и выступлений республиканской конференции. 25-27 ноября 1993 г.). -Куляб, 1994. - 0,1п.л. (на тадж. языке).

14. «Авеста» и ее нравственные устои. //Научный сборник «От Авесты до Хамадони». - Куляб «Сада» - 1994. – 1п.л. (на тадж. языке).

15. О Мони и Маздаке. //Научный сборник «От Авесты до Хамадони». - Куляб «Сада» - 1994. – 0,4 п.л. (на тадж. языке).

16. Политика и управление государством с точки зрения Мир Сайида Али Хамадони. // Научный сборник «От Авесты до Хамадони». - Куляб «Сада» - 1994. – 0,4 п.л. (на тадж. языке).

17. Состояние сферы образования в переходном периоде. // В сб.: «Наследие Рудаки и проблемы развития культуры и искусств». (Материалы научно – теоретической конференции в честь 1100 – летия Абуабдулоха Рудаки и 17 – летия Государственной независимости Таджикистана. -Душанбе «Эљод» 2008. – 0,2 п.л. (на тадж. языке).

18. Функции образования: ретроспективный анализ.//Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2009. №3. - С. 42-56.

19. Некоторые аспекты реформирования высшего образования в Таджикистане.// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философия и право. 2009. №3. - С.86-97.

20. Современное образование в Таджикистане: основные тенденции развития.//Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). 2009. №2. – С. 121 – 129.

21. Актуальные задачи управления образованием в Таджикистане. //Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). 2009. №2. – С.152 – 159.

22. Наука и высшая школа: проблемы интеграции.// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философия и право. 2009. № 4. –С. 68-72.

23. Формирование ценностей образования в историческом процессе. //В сборнике «Предпочтение наследия и развитие современной культуры.(Материалы научно – теоретической конференции в честь 1310 – летия Имоми Аъзама и 18 – летия Государственной независимости Таджикистана).-Душанбе, «Эљод», 2009.-0,2 п.л. (на тадж. языке).

24. Болонский процесс и проблемы реформирования высшего образования в Таджикистане. //В сб.: «Безопасность Таджикистана: национальные вопросы и новые современные угрозы. (Материалы республиканской научно – практической конференции, 26 – 27 марта 2009 г.) – Душанбе, 2009. – 0,2 п.л.

25. Образовательный кризис в Таджикистане и его особенности // Вопросы гуманитарных наук. -М., 2009. № 6.-С.190-195.

26.Проблемы реформирования высшего образования в Таджикистане. // Вопросы гуманитарных наук. –М., 2010. №1. –С.162-165.

27. Кризис образования – первопричина всех глобальных проблем современности. //Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). 2010. ( в печати)