- Понятие консерватизма раскрыто через сопоставление двух подходов - ситуационного, где под консерватизмом понимается стремление к сохранению существующего положения вещей, охранению, консервации определенных сторон бытия в контексте данной общественно-политической реальности, и содержательного, в рамках которого сущностью консерватизма оказывается вневременная, универсальная система ценностей, а консервативным является все то, что стремится к сохранению или отстаиванию выражающих эту систему идейных установок, норм и принципов организации общества.
- Понятие консервативной революции, лишь на первый взгляд соединяющее в себе несоединимые противоположности - консерватизм и революцию, основывается на убеждении, что эволюционные перемены в духе социализма или либерализма невозможны и, демонстрируя ограниченность охранительной функции, побуждает консервативную мысль определить отношение к глобальным историческим изменениям.
- Поскольку в истории России одной из острейших проблем является «отложенная модернизация», то русский консерватизм вынужден определять себя в отношении к модернизационным процессам, приобретающим циклический характер, выраженный в закономерном чередовании реформ и контрреформ.
- Консерватизм XIX века, в зависимости от привилегированного объекта сохранения, от ориентации на социоцентризм или этатизм, приобретает форму социального консерватизма или государственного консерватизма, которые в русской общественной мысли взаимодополняют друг друга.
- Наиболее полное выражение социальный консерватизм находит в учении К.Н.Леонтьева о намеренном замедлении закономерного перехода цивилизации от состояния «цветущей сложности» к состоянию «вторичного смесительного упрощения» и в учении В.В.Розанова о взаимосвязи семьи, быта, религии и пола.
- Государственный консерватизм наиболее ярко воплощается в апологетике самодержавия у К.П.Победоносцева, в религиозно-мистическом монархизме Л.А.Тихомирова и в учении о «национальной империи» М.О.Меньшикова.
- В советский период истории России консервативная мысль сохраняется, во-первых, в прямо или косвенно выраженной приверженности традициям русского консерватизма, во-вторых, в своеобразном феномене «марксистского консерватизма», в частности, в онтогносеологии и в проекте «великого восстановления» М.А.Лифшица.
- В постсоветском консерватизме следует различать сторонников сохранения «Империи» (под которой понимается, как правило, единое политическое, социальное и культурное пространство) и приверженцев создания русского «национального» государства, построенного по этническому принципу.
1.Хранители и пророки. Религиозно-философское содержание русского консерватизма. СПб.: Наука, 2010(январь), 19 п. л.
Статьи из журналов, включенных в список ВАК:
2. Социальный консерватизм Константина Леонтьева // Известия Уральского государственного университета. № 61(2008) Выпуск 6, 1 п. л.
3. «Марксистский консерватизм» М. А. Лифшица // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. № 3(69). 2009, 0,5 п. л.
4. Русский консерватизм и идеал государственного служения: к характеристике взглядов К. П. Победоносцева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 1(25), 0,6 п. л.
5. Культурно-историческое своеобразие России в историософии К. Леонтьева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 2(26), 0,5 п. л.
6. Советский консерватизм как историософская проблема // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 3(Том 1), 0,5 п. л.
7. Социальный консерватизм В. В. Розанова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 3(Том 2), 0,5 п. л.
8. Идеи социально-политического консерватизма К. П. Победоносцева // Власть. 2009. № 6, 0,4 п. л.
9. «Национальная империя» М. О. Меньшикова // Известия Уральского государственного университета. № 4(70). 2009. 0,4 п. л.
Статьи:
10. Русский разговор и идея человека в творчестве Ф. М. Достоевского. // Я и мы (Слинин). СПб., 2002, 2 п. л.
11. Христианство В. В. Розанова // Возрождение русской религиозно-философской мысли (Материалы международной конференции.) СПб., 1993, 0,1 п. л.
12. Россия и Запад в историческом процессе: взгляд И. Киреевского // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. 1999. № 12, 0,5 п. л.
13. Россия как культурно-исторический тип и феномен // Христианство и русская литература. Сборник третий. СПб.: Наука, 1999, 1 п. л.
14.Россия и «русская идея» в творчестве В. С. Соловьева // Христианство и русская литература. Сборник четвертый. СПб.: Наука, 2003. 0,75 п. л.
15. Монархический консерватизм Л. А. Тихомирова: опыт реконструкции политико-религиозного миросозерцания (на материале публицистики) // Христианство и русская литература. Сборник шестой. СПб.: Наука, 2010, 0,5 п. л.
16. Имперский консерватизм М. О. Меньшикова: опыт реконструкции философско-мировоззренческих принципов // Берестень. Философско-культурологический альманах. 2008. № 1(1), 0,3 п. л.
17. Рецензия на книгу А. В. Репникова «Консервативные концепции переустройства России» // Берестень. Философско-культурологический альманах. Великий Новгород, 2008. № 1(1), 0,1 п. л.
18. Религиозный консерватизм В. В. Розанова // Берестень. Философско-культурологический альманах. Великий Новгород, 2009. № 1(3), 0,4 п. л.
19. Консервативная историософия К. Н. Леонтьева // Берестень. Философско-культурологический альманах. Великий Новгород, 2009. № 1(3),0,4 п. л.
20. Историософия Ф. М. Достоевского. СПб.:Вече, 2010. № 21, 2 п. л.
21. Историческое и повседневное в творчестве Ф. М. Достоевского. Вестник РХГА, № 11(1) 2010. 0,7 п. л.
22. Консервативная революция // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. 20-21 октября 2009. Великий Новгород. 2009. 0,15 п. л.
23. К вопросу о судьбе консервативных идей в современной России // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. 20-21 октября 2009. Великий Новгород. 2009. 0,25 п. л.