Научная тема: «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проблема изучения социального партнерства тесно связана с представлениями о социально ­ ответственном и правовом государстве, которое должно придерживаться принципов сотрудничества и солидарности в содействии достижению общечеловеческих целей, ценностей, идеалов и интересов. Изучением вопросов отношений между государством и обществом философы занимаются в рамках наук с середины XVII в. В России концепция партнерских отношений между государственными органами и гражданским обществом получила распространение только во второй половине XIX в. как результат модернизационных и цивилизационных вызовов западного общества в российской государственной и социально-культурной среде. Изучение социально-философской специфики становления социального партнерства необходимо для того, чтобы научить российских гражданских субъектов находить решения компромиссного характера с государственными органами и общественными организациями по поводу социально ­ значимых вопросов.
  2. В рамках основных подходов современной западной социальной философии партнерство рассматривается как одна из ключевых гражданских ценностей современного общества. Отношения партнерства ­ это набор традиционных и культурных ценностей, идеологических и духовных оснований, регулирующих характер и направленность коллективных взаимоотношений между представителями бизнес - организаций, государственных структур и некоммерческих организаций гражданского общества. Социально-философские исследования социального партнерства должны носить комплексный, системный и междисциплинарный характер, необходимо изучать всю концептуальную осмысленность партнерских отношений, возникающих между внутринациональными субъектами политической, экономической, культурной и социальной деятельности в рамках преодоления кризисного этапа глобальной трансформации мировой экономической системы.
  3. Социальное партнерство необходимо для обеспечения стабильности общества на основе объективного учета основных интересов всех его слоев. Как единая социально-философская сущность, отношения партнерства противостоят групповому эгоизму, политическому лоббизму и либеральному индивидуализму, основываясь на моделях трехстороннего диалога между государственными органами, организациями и объединениями работодателей и общероссийскими профсоюзами. В этом смысле социальное партнерство представляет собой структурный процесс, который предполагает основанные на общих ценностях, духовных и идеологических основаниях взаимные уступки и коллективно-договорные соглашения со стороны всех действующих социальных субъектов.
  4. В условиях формирования глобального общества происходит упадок гражданской солидарности, рассогласование интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп. Для скрепления неустойчивой общественной и государственной системы необходимо укрепление духовных и ценностных основ партнерских отношений. Однако в условиях доминирования западных ценностей и идеологических ориентиров в глобальном мире социальное партнерство воспринимается прежде всего в контексте инструментального, нормативного и взаимного согласования коллективно-договорных соглашений и институциональных представительств, а не необходимости достижения устойчивого духовного и нравственного развития общества.
  5. Аксиологические факторы формирования социального партнерства представляют собой систему исторически обусловленных нравственных и духовных ценностей и ориентиров, которые служат основой для успешного консенсусного взаимодействия государственных властей, бизнес ­ сообщества и организаций гражданского общества в целях успешного решения конкретных социальных проблем. Духовные и нравственные ценности признания приоритета коллективных обязательств и ответственности над индивидуальными интересами являются базовой и доминантной основой отношений социального партнерства.
  6. На формирование социального партнерства особое влияние оказывает культура партнерства, в социокультурных рамках которой признается приоритет культурных ценностей патернализма, традиционализма, а также государственной ответственности и заботы о благосостоянии для всего общества и государства. Отсутствие или недостаточная степень цивилизационной выраженности культуры партнерства способствует сохранению в обществе значительного потенциала негативных латентных настроений. Для транзитивных стран, испытывающих трудности при переходе к западным культурным ценностям и нормам, характерным является низкий уровень правовой, организационной и социально-трудовой культуры, а также неустойчивость отношений социального партнерства.
  7. Идеология социального партнерства отвечает всем основным духовным и культурным особенностям российской цивилизационной традиции. Без принятия идеологии социального партнерства в качестве основы развития российского общества невозможно преодоление аксиологического негативизма и конфликтогенной поляризованности гражданского общества, которые актуализируются в периоды наиболее острых социальных кризисов, а также укрепление и общественное кооперационное сцепление. Идеология социального партнерства традиционно опирается на патерналистические, солидаристские, коллективистские и консенсусные ценности как светского, так и духовного православного характера, в рамках которых оказание гарантированной социальной помощи нуждающимся группам и отдельным индивидам со стороны бизнеса и гражданского общества подкрепляется эгалитарными социальными гарантиями и программами, наряду с финансовыми, организационными и административными ресурсами государства, а также его законодательной поддержкой.
  8. Особенности российской модели партнерства между бизнесом и органами федеральной, региональной и муниципальной властями в условиях глубокого структурного кризиса и нерешенной задачи реформирования социально-экономической сферы транзитивного общества состоят в смягчении диктата государственных интересов и целей, гипертрофированный вариант которых был характерен для советского периода. Формированию социального партнерства между бизнесом и властью мешают несовершенство федеральной и региональной правовой базы, социальная незащищенность подавляющего большинства населения в трудовой и экономической сфере, а также безответственное поведение собственников и менеджеров бизнес ­ структур.
  9. Необходимость образование в России гражданских форумов была актуализирована в постсоветский период общественного развития в ходе формирования единого государственного социально-экономического пространства. Правовое, рыночное и демократическое государство невозможно без реализации ценностей и принципов гражданского взаимодействия между властью и обществом. Только они могут обеспечить социально-экономическую эффективность, а также и антикризисную устойчивость. Однако слабость институтов гражданского общества и общественных ассоциаций не позволяет гражданским форумам эффективно регулировать социально-трудовые отношения и укреплять отношения социального партнерства между властью и обществом на основе равноправия сторон, постоянного диалога и компромиссов при решении конфликтов.
  10. Система социального партнерства в традиционном социуме в историческом отношении встроена в многовековые религиозные и культурные традиции, а также ценностные и духовные ориентации, кодексы и моральные нормы традиционных народов, ориентированные на достижение сотрудничества и компромисса при решении конфликтных вопросов. Радикальная либерализация 1990 -х гг. привела к частичной детрадиционализации. Произошли проблематизация взаимодействия этнических и конфессиональных групп и рост неустойчивости развития регионального социума.
  11. Социальное партнерство в российском обществе отличается высокой региональной и территориальной спецификой, которая возрастает по мере модернизации традиционного общества в условиях преодоления общенационального кризиса. Социальное партнерство способно обеспечить духовную и телеологическую преемственность в развитии традиционного общества, объединить традиционные ценности и передовой мировой опыт в сфере продвижения идей социально ответственного государства. В северокавказском контексте принятие идеологии социального партнерства означает взвешенное сочетание государственной, гражданской, коллективной и индивидуальной ответственности людей и социальных и этнических групп за успешное развитие регионального социума.
  12. Для преодоления духовно-ценностной дезинтеграции и разрешения региональных конфликтов необходимо выстраивание целостной системы социального партнерства на Северном Кавказе в соответствии не только с транзитивными социально-экономическими и социально-политическими реалиями, но и с существующими консервативными традициями. Социальное партнерство поэтому надо выстраивать на долгосрочной основе с максимальным учетом исторически сложившейся поликонфессиональности, поликультурности и полиэтничности региона, особенностей духовного развития национального и регионального самосознания, а также сохранения аксиологического единства и цивилизационной целостности региона.
Список опубликованных работ
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России

1.Мирзоян Г.В. Гражданские форумы в России: институциональные возможности социального партнерства между властью и обществом // Поиск. 2009. № 4. 0,45 п.л.

2.Мирзоян Г.В. Российские гражданские форумы как институт социального партнерства между властью и обществом // Социально – гуманитарные знания 2009. № 7. 0,5 п.л.

3.Мирзоян Г.В., Дюжиков С.А., Сажин А.В. Социальное партнерство как структурный элемент общественной системы // Социально – гуманитарные знания 2009. № 7. 0,6 п.л./0,2 п.л.

4.Мирзоян Г.В. Социальное партнерство: социально-философская сущность // Социально – гуманитарные знания 2009. № 12. 0,6 п.л.

5.Мирзоян Г.В. Социокультурные основания процессов формирования социального партнерства // Социально – гуманитарные знания 2008. № 12. 0,5 п.л.

6.Мирзоян Г.В. Сажин А.В. Общественно-историческое развитие и проблема социальной справедливости // Научная мысль. 2006. Доп.1. 0,6 п.л./0,3 п.л.

7.Мирзоян Г.В., Сажин А.В. Социальное партнерство как предмет современных социально-гуманитарных исследованиях // Научная мысль. 2006. Доп.1. 0,6 п.л./0,3 п.л.

8.Мирзоян Г.В., Семигук В.М. Формирование общества социального партнерства в глобальную эпоху // Социально – гуманитарные знания 2008. № 12. 0,5 п.л./0,25 п.л.

В других изданиях

Монографии, брошюры

9.Мирзоян Г.В. Социальное партнерство в российском обществе. М.: «Социально-гуманитарные знания», 2010. 10,4 п.л.

10.Мирзоян Г.В. Социально-философская сущность партнерских отношений. Ростов н/Д: «Наука-Пресс», 2009. 1,1 п.л.

11.Мирзоян Г.В. Социологические исследования социального партнерства. М.: «Социально-гуманитарные знания», 2008. 1,1 п.л.

12.Мирзоян Г.В. Социологическое содержание социального партнерства. Ростов н/Д: «Наука-Пресс», 2007. 1 п.л.

13.Мирзоян Г.В. Современная западная социально-философская мысль о социального партнерства. Ростов н/Д: «Наука-Пресс», 2007. 1,2 п.л.

14.Мирзоян Г.В. Формирование социального партнерства в современном обществе. Ростов н/Д: «Наука-Пресс», 2006. 7,3 п.л.

15.Мирзоян Г.В. Социально-гуманитарные подходы в изучении социального партнерства. М.: Альфа – М, 2006. 1 п.л.

Статьи, тезисы докладов и выступлений

16.Мирзоян Г.В. Идеологические факторы формирования социального партнерства на Юге России // Сборник тезисов и докладов международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом». Ростов-на-Дону, 17–19 сентября 2009. Ростов н/Д: «СКНЦ ВШ», 2009. 0,2 п.л.

17.Мирзоян Г.В., Дюжиков С.А. Формирование отношений социального партнерства на Северном Кавказе. // Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Выпуск 9. Ростов н/Д: «СКНЦ ВШ», 2009. 0,2 п.л./0,1 п.л.