Научная тема: «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Историографический анализ проблемы социальных иллюзий показал, что объектом исследования в большинстве случаев являются концепции истины и заблуждения, а предметом - объективные и субъективные механизмы формирования социальных иллюзий, переживание их человеком, отношение к ним - их принятие или отвержение. Общенаучное содержание социальных иллюзий заключается в мере истины и заблуждения, а социальный момент состоит в субъективном (коллективном и личном) отношении к иллюзиям, и понимании того, насколько человек их принимает, руководствуется ими в жизни и использует в своей практической активности. Категориальной формой представления социальных иллюзий являются такие формы общественного сознания, как заблуждение, миф, утопия и собственно иллюзии. Заблуждение своим источником имеет движение мысли от следствия к основанию, чувства и конструктивную мощь разума, специализации в познании, редукции, форму заинтересованного познания человека в социальности (идеология и т.п.). Но и заблуждения, как показывает историография, составляют часть практических мировоззрений и ведут к позитивной социальной практике.
  2. Социальные иллюзии есть форма аксиологического, ложного сознания и самосознания, содержащая маловероятную истину, а также веру в истину других людей, что и позволяет иллюзии служить прочным основанием действия в социальной практике. Структура социальных иллюзий такова: когнитивная структура (отражение в модели доминанты и ценностей); эмоциональная структура (психофизиологическая реакция индивида и социальной личности); волевая структура (волевая активность, произвольное поведение на основе идеала); терапевтически-компенсаторная структура; коммуникативная структура (совместимость людей по иллюзиям, позволяющая им глубже познавать друг друга в тождестве). Удельный вес структур в конкретных системах иллюзий различен и зависит от практической жизнедеятельности человека. Функции социальных иллюзий: экзистенциальная (познавательная, мировоззренческая, регулятивная, смыслопорождающая, аксиологическая, защитная); рефлексивная (саморазвитие и мобилизация энергии); креативная (редукция к всеобщему и уникальному высшему).
  3. Разработана общая модель социальных иллюзий. В социопсихологическом и гносеологическом аспектах общее в социальных иллюзиях - доминантный комплекс желаемого и нежелаемого будущего, адекватный определенной ценностной установке субъекта социальной иллюзии. Этот доминантный комплекс осуществляется в а) структуре социальных иллюзий, б) функциях социальных иллюзий и жизнедеятельности человека. Формой реального бытия социальных иллюзий в психике социального человека является их система или классификация. Общественное бытие может быть представлено как социально-экономическое, социально-политическое, социально-демографическое, тектолого-праксиологическое, социокультурное, социоприродное и социально-расово-этническое. Этому общественному бытию соответствуют и классы социальных иллюзий, продуцируемых в социальной деятельности человека.
  4. Социальная иллюзия есть форма рефлексии целостности жизни в условиях фрагментарной жизни во времени и пространстве. Иллюзии есть внутренний ресурс человека.
  5. Одна из основных реальностей человека - повседневность (вся жизнедеятельность в практическом аспекте) и обыденность (вся жизнедеятельность, исключая труд), они непосредственно порождают систему социальных иллюзий, выступая в них в меньшей мере формой истины, а в большей мере - теми ожиданиями, в которые люди верят. Поэтому в повседневности и обыденности человек руководствуется не истинным положением вещей, а тем, что об этом думают другие люди, которые разделяют определенные иллюзии. Социальные иллюзии есть форма опосредования всей системы коммуникации людей, и они есть форма рационального мышления.
  6. Социально-экономическими основаниями социальных иллюзий выступают отношения обоснования справедливости и правильности существования общества, в котором имеются социальные классы собственников и работников, процессы фетишизации и опредмечивания социально-экономических явления в социальной практике. Социокультурными основаниями социальных иллюзий выступают: а) символическая природа культурных феноменов и коннотативная деятельность человека на основе естественных и искусственных языков; б) культурные феномены, содержащие большой объем символизма и коннотативных интерпретаций: мифология, коллективные архетипы сознания рас и этносов, фольклора, идеология, институционализированная мифология современных обществ, собственность, справедливость, мораль и т.п.
  7. Социальные иллюзии принадлежат личности, но входят в коллективные архетипические структуры сознания рас и этносов, образуют классы иллюзий, разделяемые всеми социальными группами определенного народа. В Европе таковыми, например, являются иллюзии относительно собственности, демократического типа власти, естественных прав человека, Я-концепции, а в России - это иллюзии относительно государственной собственности, типа правления, прав этносов, Мы-концепции и идентификации. Такой же архетипический характер носят иллюзии любви и счастья.
  8. Генезис социальных иллюзий обусловлен психофизиологически и социально. Психофизиологическими носителями социальных иллюзий выступают социокультурные модели потребностей и интересов, аттитюды, установки, ценностные ориентации и мотивации. Основной механизм их формирования и развития - модель контрастных и ассимилятивных иллюзий, а другую сторону этого механизма образуют целевая функция познания и та ценность, которую она удовлетворяет. Масштаб иллюзий человека обусловлен мерой мифологизации жизни общества в целом, но динамика иллюзий предполагает, что серьезные отклонения от социальной и естественно-научной истины рано или поздно, но приводит к социальным катастрофам. Динамика иллюзий в отличие от истины содержит огромный потенциал непреднамеренных предметных и ментальных последствий.
  9. Психическим субстратом иллюзий выступает доминантный комплекс безусловно-условных рефлексов, содержащих целевую функцию правильного поведения (согласно иллюзиям), являющуюся основанием совместимости суждений отдельной личности с суждениями других личностей в коммуникации, исходя из совместимости их вер. Правильно не то поведение, которое соответствует истине, а то, которое учитывает совместимость веры отдельного человека с верой и ожиданиями других людей, как бы далеко от истины ни были их веры.
  10. Механизм действия социальных иллюзий двоякий: а) социально-аксиологический, или оценка, рассмотрение вещей, их соответствия понятию (иллюзии), но в аспекте глубины диссонанса с оценками других людей («осуществление ожиданий моих и другого»); б) психологический: вытеснение, идентификация, идентичность, интроекция, проекция, рационализация.
  11. Иллюзии а) формируются естественным образом (непроизвольно); б) сознательно конструируются социальным человеком.
  12. Технологии конструирования социальных иллюзий весьма разнообразны. В феноменологическом аспекте социальные иллюзии конструируются любыми технологиями СМК, реализующими свои функции. В аналитическом смысле можно выделить технологии манипуляции: а) материальные (создание институтов); б) знаково-символические (тексты), в) технологии властного действия; г) технологии суггестивного воздействия на личность; д) технологии создания массовых иллюзий. Манипуляции с социальными иллюзиями человека способствуют его адаптации к социальной среде, развивают такие свойства психики, как терпимость, лояльность, но со временем социальные иллюзии способны вызвать деформацию личности, развитие инфантильности у человека, его неадекватности в реагировании на изменения в социальной среде. Опасность иллюзий возрастает в условиях быстро меняющихся обществ. В целом масштаб иллюзий и манипуляций вызывает тормозящий эффект.
  13. Социальные иллюзии в своей динамике и классификации образуют экзистенциальное пространство иллюзий. Экзистенциальное пространство иллюзий составляют: классификация ценностей, принимаемых личностью (личные классификации), основные антропологические отношения человека к жизни: теоретические, практические, художественные, религиозные, поведенческо-обыденные, смысложизненные эмоции и аффекты. Социальные иллюзии опосредуют все эти структуры человеческого сознания.
  14. Искусство понимается нами как общественная техника чувств и развитие чувственной стороны рационального мышления человека. В этом смысле иллюзии в искусстве есть художественные истины, система образов катарсического действия, вызывающая рост моральной очищающей активности, самосознания человека. Исследование показало, что классическое искусство (музыка) программирует глубину сопереживания и исследования реальности, а «неклассика» актуализирует лишь гедонистический импульс, фрагментацию мышления и поведения человека.
  15. В целом социальные иллюзии есть форма необходимой гипотезы человека о жизни и мера того, насколько эта гипотеза оказывается востребованной жизнью. Но гипотезы занимают свое место в развитии сознания и практики человека и если их доля увеличивается, то это приводит к деформации личности и социальной практики.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Механизмы социальных иллюзий // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития / [Н.Б. Андронов, Е.Ю. Положенкова, А.М. Страхов и др.]; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2007. – Кн. 14. – С. 49–60.

2.Социальные иллюзии: детерминанты и основания. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 148 с.

3.Социальные иллюзии: генезис и технологии создания (в печати). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 128 с.

Статьи в журналах ВАК и сборниках научных трудов

4.Иллюзорное сознание и его функции // Интеграция образования. – 2006. – № 4 (45). – С. 149–153.

5.Социально-психологические факторы, влияющие на развитие социальных иллюзий // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2007. – № 6 (50). – С. 120–125.

6.Модель социальных иллюзий // Аспирантский вестник Поволжья. – 2008. – № 1/2. – С. 75–78.

7.Философское понятие, структура и функции социальных иллюзий // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2008. – № 2 (58). – С. 296–301.

8.Влияние искусства на возникновение социальных иллюзий // Регионология. – 2008. – № 3. – С. 171–180.

9.Социальные иллюзии как экзистенциальная ценность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия «Философия». – 2008. – № 4 (17). – С. 151–159.

10.Генезис социально-философского осмысления проблемы социальных иллюзий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. – № 2. – С. 48–58.

11.Социальные иллюзии как предмет философского анализа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 1 (9). – С. 13–20.

12.Бессознательное и архетип как основание иллюзорного мировосприятия // Вестник Читинского государственного университета. – 2009. – № 6 (51). – С. 137–142.

13.Философско-психологические основания исторического мышления // Актуальные проблемы общества. Философия. Психология. Культура. – Саранск, 1998. – С. 63–65.

14.Гносеологический аспект рефлексии как метод гуманитарного познания // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: материалы Международной научной конференции. – СПб., 1999. – С. 370–373. (в соавторстве с Курносиковой Е.А.)

15.Представление об иллюзиях в античной философии // Духовное развитие региона: состояние и перспективы: материалы региональной научной конференции (Саранск, 15–16 ноября 2006 г.) / отв. ред. Н.С. Савкин. – Саранск, 2006. – С. 105–110.

16.Философские представления Ф. Бэкона о социальных иллюзиях // Духовное развитие региона: состояние и перспективы: материалы региональной научной конференции (Саранск, 15–16 ноября 2006 г.) / отв. ред. Н.С. Савкин. – Саранск, 2006. – С. 110–115.

17.Источники педагогических иллюзий // Интеграция региональных систем образования: материалы V Международной конференции, Саранск, 2–3 октября 2006 г. – Вып. 5: в 2 ч. / отв. ред. проф. Н.П. Макаркин. – Саранск, 2006. – Ч. 1. – С. 111–113.

18.Педагогические иллюзии в среде студентов – будущих педагогов // Интеграция региональных систем образования: материалы V Международной конференции, Саранск, 2–3 октября 2006 г. – Вып. 5: в 2 ч. / отв. ред. проф. Н.П. Макаркин. – Саранск, 2006. – Ч. 2. – С. 30–38.

19.Философские основания социальных иллюзий // Гуманитарий. – 2006/07. – № 6. – С. 136–142.

20.Иллюзорное сознание: особенности и функции // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. 12. – Воронеж, 2007.– С. 83–89.

21.Взаимосвязь доминанты и социальных иллюзий. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития // Международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. 14. – Воронеж, 2007. – С. 141–149.

22.Истины и иллюзии экзистенционализма // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова.– Вып. 37. – Воронеж, 2007. – С. 350–357.

23.Социальные иллюзии в структуре виртуальной реальности // Генезис категории виртуальной реальности: материалы международной научной конференции (15 февраля 2008 г.) / под ред. А.В. Захряпина и др. – Саранск, 2008. – С. 306–310.

24.Влияние установок и направленности личности на возникновение социальных иллюзий // Традиции и воспитание: материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 24–26 октября 2007 г. – Саранск, 2008. – С. 350–353.

25.Психологические факторы, влияющие на возникновение социальных иллюзий // Высшее гуманитарное образование XXI: проблемы и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции. – Самара, 2008. – С. 368–371.

26.Социокультурные компоненты и их влияние на возникновение социальных иллюзий // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы III Международной научно-практической конференции, 10 октября 2008 г. / отв. ред.: Н.В. Вязовова, И.В. Смолярчук. – Тамбов, 2008. – С. 64–74.

27.Философские аспекты социальных иллюзий [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Студиум». – 2008. – № 2 (7). – Режим доступа: http://www.sarki.ru/ studium/publication2.htm

28.Опыт изучения феномена социальных иллюзий // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность». – Пенза, 2009. – С. 67–70.

29.Иллюзорные составляющие юношеской любви // Интеграция региональных систем образования: материалы VI Международной конференции, Саранск, 11–12 декабря 2008 г. – Вып. 6: в 2 ч. – Саранск, 2009. –Ч. 2. – С. 124–128.

30.Влияние фольклора на возникновение социальных иллюзий // Интеграция региональных систем образования: материалы VI Международной конференции, Саранск, 11–12 декабря 2008 г. – Вып. 6: в 2 ч. – Саранск, 2009. – Ч. 2. – С. 131–135.

31.Экзистенциальная ценность социальных иллюзий // Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 29–31 октября 2009 г.). – Саранск, 2009. – С. 446–451.

32.Человек в мире социальных иллюзий // Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв.ред. А.Л. Журавлев. - М.: Издат-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 85-91.

33.Влияние информационного общества на возникновение социальных иллюзий // Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 29–31 октября 2009 г.). – Саранск, 2009. – С. 40-46 (в соавторстве с Беляевой Ю.А.).