- В процессе формирования и развития социального порядка и его структур существенное значение имеет аксиологическая сторона, в которой выражена специфика и направленность воздействия личности на объективные и субъективные характеристики этого порядка. Личностная детерминация социального порядка обусловлена способностью личности трансцендировать, выходить за границы сложившегося порядка; а потому сохранение автономности личности, ее культуры и ценностей выступает как гарантия жизнеспособности общества, его возможности отвечать на новые риски и вызовы времени. Ценностное (конструктивное или деструктивное) воздействие личности на содержание и характеристики социального порядка порождает соответствующие свойства его внутреннего и внешнего пространства, которые коррелируют с характеристиками внутреннего пространства личности, ее глубиной, сакральным центром и иерархией норм. Освоение ценностного аспекта является условием развития всех других сторон социального порядка, поскольку оно имеет инновационно-опережающий характер, «обгоняя» все другие стороны и развивая общество изнутри, а не средствами внешних регуляторов.
- Пространство личностной детерминации социального порядка имеет субстанциональную основу и проявляется в не снимаемых в ходе исторического развития уровнях: вечное - временное, абсолютное - относительное, хаос - порядок, иррациональное (вера) - рациональное (знание). Тенденция релятивизации в осмыслении этого пространства, характерная для современной социальной философии, ведет к деструктивным изменениям и личности, и общества.
- Социальный порядок выражает специфику организации общественной жизни; он объективно существует как общая социальная форма интеграции субъектно-смысловых и объектно-предметных овеществленных процессов и отношений, в которой происходит центрирование и распределение статусов субъектов (людей, социальных групп, общностей), ценностей, процессов. Складываясь на основе актуальной деятельности и потенциала личности и общества, социальный порядок наряду с внешне проявленными системно-организационными характеристиками включает в себя латентное пространство и соответствующие им принципы регулирования.
- Ценностно-смысловая направленность и глубина взаимодействий личности и организации общества опосредована системой взаимосвязей ценностей в триаде «личность - культура - общество», в силу чего социальный порядок выступает как многоуровневое образование, в котором мир личности различным образом проявляется на каждом из уровней - социальном, индивидуальном и сакральном. Развитие социального порядка осуществляется личностью на основе ее духовно-нравственного потенциала, выступающего как качественная определенность внутреннего ценностно-смыслового пространства личности, активизирующая его постоянную связь с сакральным миром.
- В пространстве личностной детерминации социального порядка модусы вечности и временности как константные ценности личностного и общественного бытия выступают измерениями смысловых позиций этого пространства: личность обеспечивает свое «человеческое измерение» и способность активно воздействовать на социальный порядок тогда, когда во внутреннем пространстве-времени социального порядка сохраняется отношение к вечности, выходящее за рамки конкретно-исторических условий и эмпирических процессов. Это определяет место личности в социальном пространстве: она может быть выше своего общества, но может быть и ниже его.
- Пространство личностной детерминации социального порядка имеет свой «верх» - вечные нравственные ценности, идеалы человечества, определяющий типы отношений личности к сакральному, социальному и природному миру, к другим людям и самой себе. Оно предполагает как внешнюю социальную структуру, являющуюся в основном продуктом социализации, так и внутреннюю, содержащую ценностно-смысловые образования, обеспечивающие целостность и устойчивость пространства личности. Через духовную, ценностно-смысловую взаимосвязь с сакральным миром пространство личности не только сохраняет и развивает свою внутреннюю структуру, но и воздействует на социальное пространство, привносит в него экзистенциально-личностные неповторимые ценности.
- Проекция методологии П.А.Сорокина на аксиологию личностной детерминации социального порядка показывает, что индивидуализация как доминанта в освоении системы «личность - культура» актуализируется только в пространстве интегрального социального порядка, в основании которого лежат ценности универсальной культуры. В случае преобладания духовной культуры отсутствует развитие социальной и организационной культуры, под влиянием которых формируется внешняя социальная структура личности, институционально обеспечивающая действия личности, поддерживая свободу ее выбора в практической деятельности. Когда преобладающей является чувственная культура, то отсутствует сакральный уровень, в свете которого только и возможна субъектность как духовный опыт личности.
- Начиная с эпохи Реформации, на Западе проявляется показанная Э.Фроммом тенденция смещения ценностных ориентаций личности с «бытия» на «сущее», вследствие чего стало уменьшаться воздействие сакрального измерения на социальное пространство и его человеко-центрирование. Радикально изменяется и смысл сакрального: он переходит от субъектно-духовных к инструментально-социальным формам своего выражения в социальном порядке. В современном пространстве личностной детерминации социального порядка эти формы, сохраняясь, трансформируются в его новых измерениях, прежде всего, в постиндустриализме и новых ценностных ориентациях личности, связанных с ее коммуникативными стратегиями и информационной культурой.
- Россия традиционно тяготеет к расширению культурно-субъектного начала в социальном порядке и его «углублению», поскольку воспроизводит на разных этапах своего исторического развития черты интегральной культуры. Русскими религиозными философами был сформулирован проект общественного устройства, в котором определяющая роль принадлежит культурно-субъективному фактору - личностному пространству выражения духовно-нравственного потенциала, а потому личностной основе социального порядка.
- Современный социальный порядок и в России, и в мире в целом характеризуется разбалансированностью, одной из причин которой является нарушение границ меры развитости ценностно-смыслового и социального в пространстве личностной детерминации социального порядка. Это обусловлено ценностями доминирующей культуры чувственного типа с характерным для нее гедонизмом и активизацией, прежде всего, социального уровня, а потому социальный статус и личности, и культуры низок, а невостребованность сакрального измерения нарушает связь личности с вечностью, выступающей гарантом ее свободы и субъектности, блокируя ее способность трансцендировать, Индивидуальный уровень пространства социального порядка этого типа продуцирует не индивидуальность, а индивидуализм. Социальная и культурная политика не выполняют своих инструментальных функций в развитии личности и социального порядка, выступают фактором роста социального хаоса в пространстве личностной детерминации социального порядка, препятствуя поиску новых моделей личностной идентичности, конкретизирующей допустимые границы индивидуализации/социализации и направления освоения ценностей интегрального типа социального порядка в условиях современного динамизма, полилинейности и кризиса.
1.Джерелиевская И.К. Человек в социокультурной реальности. – М,: Российск. академия образования. Моск. психолого-социал. ин-т. 2005. 20 п.л.
2.Джерелиевская И.К. От культа вседозволенности к культуре самоограничения. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы. 2008. 12,5 п.л.
3.Джерелиевская И.К. Личностные основания социального порядка: аксиологический аспект. – М.: Моск. гос. открытый ун-т. 2009. 13,72 п.л.
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов исследования
4. Джерелиевская И.К.СМИ и трагедия общества // Мир образования – образование в мире. 2005, №4. 0,7. п.л.
5. Джерелиевская И.К. Государственная социокультурная политика в зеркале борьбы с терроризмом // Социально-гуманитарные знания. 2005, № 6. 1,3 п.л.
6.Джерелиевская И.К., Джерелиевская М.А. Нравственные нормы хозяйствования в теории и практике // Общество и право. 2005, №3. 1,0 п.л.
7.Джерелиевская И.К. Социальные отношения и социальный порядок – продукт культуры // Социально-гуманитарные знания. 2008, № 3. 1,2 п.л.
8.Джерелиевская И.К. Символическая среда и социальный порядок // Социально-гуманитарные знания». 2008, № 5. 1,0 п.л.
9.Джерелиевская И.К. Духовно-культурное основание гуманистического социального порядка // Вестник ВолГУ. Сер.7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. Вып. 1(9). 1,0 п.л.
10.Джерелиевская И.К. Социальный порядок и отчуждение личности // Социально-гуманитарные знания. 2009, № 4. 1, 0 п.л.
Научные статьи, тезисы докладов
11. Джерелиевская И.К. СМИ как инструмент разрушения отечественной символической среды // Сб докл. Всороссийск науч.- практ. конфер., посвящен.. 70-летию РИКа (14- 15 мая 2002г.) М.: РИК. 2003. 0,3 п.л.
12.Джерелиевская И.К. Духовная личность в социокультурном контексте.// Актуальн. проблемы наук о культуре и искусстве. Сб. статей аспирантов – М.:
АПРИКТ. 2003. №4. 1 0.п.л.
13.Джерелиевская И.К. Социокультурная политика как составляющая модернизации современной России // Сб. докладов Всероссийск. науч.-практ. конференции .«Культура регионов России». – М.:АПРИКТ. 2003, 0,5 п.л.
14. Джерелиевская И.К. К вопросу о концепции развития системы постдипломного образования в отрасли культуры: социокультурный подход // Ориентиры культурной политики. – М.: 2003, №4. 1, 0 п.л.
15. Джерелиевская И.К. Концепция развития системы постдипломного образования // Мир образования – образование в мире. – М.: 2003, №3. 0,5. п.л.
16. Джерелиевская И.К. Социализирующая функция системы повышения квалификации. / Сб. докладов Всероссийск. науч.–практ. конфер. центров повышения квалификации в сфере культуры. – М : АПРИКТ. 2003. 0,5 п.л.
17 Джерелиевская И.К. Социокультурный подход к управлению и подготовке кадров // Сб. докладов науч.-практ. конференции «Теория и практика управления территорией. Состояние и перспективы развития». – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2005. 0,5 п.л.
18.Джерелиевская И.К. Место культурообразующих дисциплин в подготовке управленческих кадров. // Сб.докл. науч.-практ. конференции «Проблемы подготовки, проф. переподготовки и повышения квалификации кадров Москвы и основные направления их решения в современных условиях». – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2005 0,5 п.л.
19.Джерелиевская И.К., Джерелиевская М.А. Средства массовой информации как инструмент деформации общественной символической системы и проблема психологической безопасности. // Мат. Всероссийск. науч.-практ. конференции «Современное российское об-во: проблемы безопасности, преступности, терроризма». – Краснодар: Краснодарская Академия МВД России. 2005. 1,1 п.л.
20.Джерелиевкая И.К., Джерелиевская М.А. Личностно-ориентированные модели образования как фактор развития непрерывного образования //. Тр. МГУУ Правительства Москвы. – М.: 2005, № 5. 1, 0 п.л.
21.Джерелиевская И.К., Джерелиевская М.А. Непрерывное образование в русле личностно-ориентированной модели. // Всероссийск. Форум «Здоровье нации - основа процветания России». Мат. секции «Духовно-нравственное здоровье нации». – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. 2005. 0,4 п.л..
22.Джерелиевская И.К. Личностно-ориентированные модели образования в контексте теории социокультурной динамики П.Сорокина // Международная научн.-практич. конф. «Личностно-развивающее проф. образование». – Екатеринбург, 17-18 ноября 2005 г. 0,4 п.л.
23. Джерелиевская И.К. Социокультурный подход к управлению и теория социокультурной динамики П.Сорокина. // Мат. науч.-практ. конференции МГУУ Правительства Москвы «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития». – М..МГУУ ПМ. 2006. 0,5 п.л.
24. Джерелиевская И.К. Природа и проявление глобального кризиса образования. // Сб. тр. Первой Международной науч.-практ. конференции «Общество- Язык-Культура: актуальные проблемы взаимодействия в ХХ1 веке» (Москва, 18 октября 2006 г.) – М.: МИЛ, 2006. 0,4 п.л.
25.Джерелиевская И.К. Социокультурный контекст формирования духовной личности // Тр. МГУУ Правительства Москвы. – М.: 2006, №8. 1,0.п.л.
26. Джерелиевская И.К. Ценностно-смысловой аспект социального управления. // Тр. МГУУ Правительства Москвы. – М.: 2008, №13. 1,0 п.л.
27.Джерелиевская И.К. Проблема социального порядка в философской и социологической литературе . // Тр. МГУУ Правительства Москвы. – М.: 2009, № 14. 1,3 п.л.
28.Джерелиевская И.К., Джерелиевская М.А. Культурные и психологические основы активных групповых форм обучения. // Тр. МГУУ Правительства Москвы. –М.: 2009, №14. 0,8 п.л.
29.Джерелиевская И.К. Социокультурный подход к социальному управлению: достоинства и опасности. // Мат. методолог. семинара «Культура, ценности, этика, этикет государственного гражданского служащего г. Москвы». – М.: МГУУ Правительства Москвы. 2009. 0,6 п.л.
30.Джерелиевская И.К. Духовный потенциал личности как фактор устойчивого социального порядка в мегаполисе. // Мат. научно-практической конференции «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития». – М.: МГУУ Правительства Москвы. 2009. 0,6 п.л.