- Разработаны общие теоретические основы систем амортизации, главной идеей повышения эффективности которых является разделение упругих элементов с малой собственной диссипацией энергии на деформируемую и аккумулирующую части и их дискретная коммутация в моменты времени, соответствующие амплитудным положениям объекта.
- Для систем амортизации с дискретной коммутацией их частей получены амплитудные и частотные характеристики эквивалентных коэффициентов жёсткости, относительного затухания, среднего и амплитудного значений смещения состояния статического равновесия, рассеянной за период энергии, функции параметров и установлено, что в диапазоне отношения масс частей от 0 до 20 и амплитуды относительных перемещений от 0 до 1 среднее значение смещения для СА с кусочно-линейной характеристикой позиционной силы изменяется - от -1 до 0, а с кусочно-нелинейной - от 0 до +1,25, амплитуда смещения для кусочно-линейных СА с ДК изменяется от 0, до +0,5, а для кусочно-нелинейных - от 0 до +0,85 и независимо от типа характеристики функция параметров изменяется от 0 до 4. Для СА с ДК частей с кусочно-линейной характеристикой установлено, что на её поверхности связи параметров существует кривая экстремальных амплитуд, получено уравнение этой кривой и зависимости параметров движения на ней от отношения масс частей. Для СА с ДК частей с кусочно-нелинейной характеристикой установлено, что её поверхность связи всегда больше единицы, при отношении масс ц = 0,4, она имеет абсолютный минимум, а при ц = 4 - кривую перегиба.
- Установлено, что процессы переноса, сопровождающие ДК, создают смещение состояния статического равновесия, периодическое скачкообразное изменение которого обеспечивает интенсификацию внутренних необратимых процессов. Показано, что возникновение и существование неконсервативности только в моменты коммутации обусловлено амплитудой смещения состояния статического равновесия. Экспериментально подтверждена независимость количества рассеянной за период энергии от частоты возмущения и гиперболический тип частотной характеристики коэффициента относительного затухания.
- Разработана общая методика выбора основных параметров и расчёта частотных характеристик, получены выражения для обратно пропорциональной зависимости коэффициента относительного затухания от частоты возмущения, установлены зависимости резонансных коэффициентов передачи только от отношения масс частей, а соответствующих им частот свободных колебаний только от амплитуды возмущения и массы объекта. Установлено, что предельные резонансные коэффициенты передачи перемещений 4/п существенно меньше, чем при внутреннем трении, а в зарезо-нансной зоне коэффициенты передачи ускорений значительно меньше, чем при вязком и квадратичном трении. Для систем с конечным числом степеней свободы предложены конкретные выражения, позволяющие определить размерные коэффициенты сопротивления в зависимости от типа СА с ДК частей и особенностей их поверхностей связи параметров. Указаны случаи, в которых необходимо учитывать влияние амплитудной зависимости частоты свободных колебаний на эти коэффициенты.
1.Калашников Б. А. Термодинамика пневморессоры переменной структуры // Изв. вузов. Машиностроение. - 1985. - № 3. -С. 77-81.
2.Калашников Б.А. Динамика модели автомобиля с упруго-демпфирующими пневмоэлементами // Изв. вузов. Машиностроение . - 1985. - № 6. - С. 69-73.
3.Калашников Б.А., Соснин Б. А. К выбору параметров пневмоэлемента подвески автомобиля // Изв. вузов. Машиностроение, 1986. - № 4. - С. 82-86.
4.Калашников Б. А., Рассказова Н. Н. Сравнительный анализ различных видов демпфирования в механических системах // Омский научный вест¬ник, 2008. - № 3. - С. 58-64.
5.Калашников Б. А. Об одном способе амортизации, основанном на дискретной коммутации частей упругих элементов // Машиностроение и инженерное образование, 2009. - № 1. - С. 42-52.
6.Калашников Б. А., Бохан В. В. Некоторые особенности динамики систем амортизации с дискретной коммутацией частей упругих элементов // Машиностроение и инженерное образование, 2009. - № 2. - С. 30-40.
7.Калашников Б. А. Экспериментальное исследование частотных характе-ристик системы с неоднозначной кусочно-нелинейной характеристикой позиционной силы // Вестник машиностроения, 2009. - № 3. - С. 11-17.
8.Калашников Б. А. К выбору параметров систем амортизации с дискретной коммутацией частей упругих элементов // Машиностроение и инженерное образование, 2009. - № 3.- С. 51-62.
Авторские свидетельства
9.А.с. 970004 СССР, МКИ3 F16F 9/02 //F16F 15/03. Способ гашения механических колебаний объекта на двухкамерной пневмоподвеске и устройство для его осуществления / Б. А. Калашников, Г. А. Колоколов, В. Ф. Самойленко и И. Н. Гречух; Омский политехнический институт (СССР ). № 3279416/25-28. Заявл. 16.04.81. Опубл. 30.10.82. Бюлл. № 40. - С. 142.
10.А.с. 1017858 СССР, МКИ3 F 16 F 15/03 // F 16 F 9/02. Устройство для гашения механических колебаний / Б. А. Калашников; Омский политехнический институт ( СССР ). № 3359703/25-28. Заявл. 3.12.81. Опубл. 15.05.83. Бюлл. № 18. - С. 121.
11.А.с. 916855 СССР, МКИ3 F 16 F 31/02. Импульсный электроклапан / Б. А. Калашников, С. В. Разнатовский, В. И. Сазанов, В. Ф. Самойленко и А. Н. Судаков; Омский политехнический институт (СССР ). № 2893063/25-08. Заявл. 13.03.80. Опубл. 30.03.82. Бюлл. № 12. - С. 169.
12.А.с. 1114843 СССР, МКИ3 F 16 F 31/02. Импульсный электроклапан / Б. А. Калашников, С. В. Разнатовский и А. Н. Судаков; Омский политехнический институт (СССР). № 3414148/25-08. Заявл. 24.03.82. Опубл. 23.09.84. Бюлл. № 35. - С. 91.
Книги
13.Калашников Б. А. Системы амортизации объектов с дискретной коммута-цией упругих элементов: монография / Калашников Б. А. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 344 с.
14.Калашников Б. А. Нелинейные колебания механических систем: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 208 с.
Другие работы
15.Калашников Б. А. Динамика и энергетика автомобиля, имеющего в составе подвески пневмоэлементы с дискретной коммутацией полостей. - Омск, 1985. - 69 с. - Рукопись представлена Омским политехническим институтом. Деп. в НИИНавтопром 1 марта 1985 г., № 1154ап - 85 ДЕП.
16.Калашников Б. А., Венедиктов В. А. Энергетика и колебания системы подрессоривания с двухобъёмным пневмоэлементом // Динамика систем : Межвузовский сб. - Омск, 1984. - С. 17-22.
17.Калашников Б. А., Евдокимов А. Н. Блок управления коммутацией полостей пневмоэлемента автомобильной подвески. - Омск, 1985. - 21 с. - Рукопись представлена Омским политехническим институтом. Деп. в НИИНавтопром, 12 июля 1985, № 1239ап - 85Деп.
18.Калашников Б. А. К выбору параметров нелинейных механических систем с упруго-демпфирующими пневмоэлементами // Динамика машин и рабочих процессов: Докл. Всеросс. научн.-техн. конф. 9-11 октября 2001 г. -Челябинск, 2002. - С. 85..89.
19.Kalashnikov B. A. Non-linear dynamics of mechanical systems containing elastically-damping elements with cavities discrete switching // Part 1. E-Journal. Dynamics, Strength and Wear-resistance of Machines. 2001. Vol. 7, P.70-88. http://pent.sopro.susu.ac.ru/W/EJ/volumes7.htm
20.Калашников Б. А. Анализ влияния связи параметров на восстана- вливающие свойства упруго-демпфирующих пневмоэлементов (УДПЭ) с дискретной коммутацией полостей // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы IV Междунар. научн.-техн. конф. 12-14 ноября 2002 г. - Омск, 2002. - С. 47-51.
21.Kalashnikov B. A. Non-linear dynamics of mechanical systems containing elastically-damping elements with cavities discrete switching// Part 2. E-Journal. Dynamics, Strength and Wear-resistance of Machines. 2001. Vol. 7, P.88-94. http://pent.sopro.susu.ac.ru/W/EJ/volumes7.htm
22.Калашников Б.А. Анализ влияния связи параметров на диссипативные свойства упруго-демпфирующих пневмоэлементов (УДПЭ) с дискретной коммутацией полостей // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы IV Междунар. научн.-техн. конф. 12-14 ноября 2002 г. - Омск, 2002. - С. 44-47.
23.Калашников Б. А. Динамические свойства системы амортизации с дискретным изменением параметров // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы V Междунар. научн.-техн. конф. 16-18 ноября 2004 г. -Омск, 2004. - Кн. 1.- С. 89-91.
24.Kalashnikov B. A. Frecuency characteristics of a multi-axis motor vechile having pneumatic elements with cavities discrete swichng in their suspensions //Proceedings the 2nd Int. conf. «Automobile & Technospere». June,13 -15, 2001. -Kazan, 2001.- P. 55- 59.
25.Калашников Б. А. Динамические характеристики системы амортизации с дискретным изменением параметров // Актуальные вопросы ракето-строения. - Санкт-Петербург: БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. Институт ракетно-космической техники, 2004. - вып. 3. - С. 91-95.
26.Калашников Б. А. Динамические характеристики системы амортизации сред-ств транспортировки с дискретным изменением параметров. // Военная тех-ника, вооружение и технологии двойного применения. Материалы III Между¬народного конгресса. Ч. I. 7 - 10 июня 2005 г. - Омск, 2005. - С. 62-66.
27.Калашников Б. А. Методическое обоснование выбора параметров связей с дискретной коммутацией частей в системах амортизации объектов // Тр. XXIV Российской школы Наука и технологии. Т 3. Итоги диссертационных исследований. М., РАН, 2004. С. 120-134.
28. Калашников Б. А. Методическое обоснование выбора параметров связей в системах амортизации объектов // XXIV Российская школа по проблемам науки и технологий, посвящённая 80-летию со дня рождения академика В. П. Макеева. 22-24 июня 2004 г. - г. Миасс, 2004. С. 472-474.
29.Калашников Б. А. Системы амортизации объектов с дискретной коммутацией частей связей из твёрдых деформируемых тел // XXVII Российская школа по проблемам науки и технологий, посвящённая 150-летию К. Э. Циолковского, 100-летию С. П. Королёва и 60-летию Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева». 26-28 июня 2007 г. - г. Екатеринбург, 2007. С. 21-23.
30.Калашников Б. А. Системы амортизации объектов с дискретной коммутацией частей связей из твёрдых деформируемых тел. Наука и технологии. Труды XXVII Российской школы, посвящённой 150-летию К. Э. Циолковского, 100-летию С. П. Королёва и 60-летию Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева». M.: - РАН, 2007. С. 197-205.
31.Калашников Б. А. Об одном способе амортизации объектов, осущест-вляемом путём дискретной коммутации частей связей // Третьи Уткинские чтения. Материалы ОНТК. Т.1. СПб: БГТУ, 2007, с. 153-157.
32.Калашников Б. А. Системы амортизации объектов с дискретной комму-тацией частей связей.ЧХ Тр. Всероссийской научн.-техн. конф. «Роль меха-ники в создании эффективных материалов, конструкций и машин XXI - Омск, 2006, 6-7 декабря 2006 г. С. 49-53.
33.Калашников Б. А. Системы амортизации объектов с дискретной коммутацией частей связей. Ч.П. Тр. Всероссийской научн.-техн. конф. «Роль механики в создании эффективных материалов, конструкций и машин XXI - Омск, 2006,
6-7 декабря 2006 г. С. 53-58.
34.Калашников Б. А. Динамические характеристики систем амортизации контей¬неров с дискретным изменением параметров // Проблемы разработки, изго¬товления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники: Матер. II регион. научн. конф. - Омск, 2006. - С. 304 - 311.
35.Калашников Б. А., Бохан В. В. Частотные характеристики систем амор-тизации контейнеров с дискретной коммутацией частей связей из твёрдых деформируемых тел // Военная техника, вооружение и технологии двойного применения. Материалы IV Международного технологического конгресса. Ч.
2. 4 - 9 июня 2007 г. - Омск, 2007. - С. 88-91.
36.Калашников Б. А. Особенности частотных характеристик систем амор-тизации с дискретной коммутацией частей связей // Динамика систем, ме-ханизмов и машин: Материалы VI Междунар. научн.-техн. конф. 13-15 ноября 2007 г. - Омск, 2007. - Кн. 1. - С. 54-60.