- Раскрыты механизмы проявления «ресурсного проклятия» в нефтеэкспортирующих странах». Все каналы потенциального негативного воздействия ресурсного богатства на экономику обьединены в три основные группы: макроэкономические механизмы - высокая зависимость платежного баланса и государственных доходов от экспорта сырья, потеря конкурентоспособности несырьевых отраслей экономики вследствие повышения реального эффективного курса, снижение нормы накопления, высокая волатильность макроэкономических показателей; институциональные механизмы - рост влияния административно-предпринимательских коалиций в экономике и в общественных процессах, усиление борьбы за административную ренту, низкая защищенность прав собственности, отсутствие благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики; снижение качества экономической политики - ухудшение бюджетной политики и, как следствие, потеря долгосрочной фискальной устойчивости, закрытость экономики, недостаточные инвестиции в человеческий капитал, высокая дифференциация доходов населения, потеря общественного доверия к экономической политике.
- Предложен подход к противодействию «ресурсному проклятию» в нефтедобывающих странах, включающий построение новой модели экономического роста на базе не непосредственно государственного, а стимулируемого государством частного спроса для малой открытой экономики Азербайджана, обоснование внедрения твердых правил повышения бюджетной устойчивости и оптимального межпоколенческого распределения нефтяного богатства, проведения структурных реформ второго поколения и устранения значимых институциональных барьеров на пути диверсификации экономики.
- Выдвинуты и аргументированы положения о конкурентных преимуществах и ограничениях для азербайджанской экономики с точки зрения экономический специализации и особенностей социальной сферы страны. К конкурентным преимуществам Азербайджана относятся: рост численности экономически активного населения, его этническая и языковая однородность, высокая ценность образования и образованности в общественном сознании, широкое распространение склонности к предпринимательству, наличие тесных персональных связей на основных экспортных рынках, склонность к коллективным действиям внутри малых групп, высокий уровень патриотизма, гостеприимство и толерантность, непротиворечивое сочетание ориентаций на европеизм и традиционные религиозные ценности, оценка семейных отношений как одной из главных ценностей. Ограничениями являются небольшая емкость внутреннего рынка, невозобновляемость ресурсов углеводородного сырья, преобладание социального капитала «бондингового» типа (bonding social capital), когда внутри малых групп соседского и родственного типов существует достаточно высокий уровень доверия, в то время как между различными группами соответствующее доверие выражено гораздо слабее.
- Выявлены сравнительные преимущества в тех отраслях экономики, которые при эффективной реализации структурной политики могут стать двигателями процесса диверсификации, а также частичного импортозамещения. Этими отраслями являются: сельское хозяйство - выращивание фруктов и овощей (в том числе ранних овощей) на базе современных технологий (израильской); пищевая промышленность - производство безалкогольных напитков, консервированных продуктов, молочных продуктов, мясной продукции (в том числе халяльной с ориентацией на рынки мусульманских стран), кондитерских изделий и проч., обрабатывающая промышленность (кроме пищевой) - производство оборудования и металлических конструкций для нефте- и газодобычи, полимеров и изделий из них (например, труб), композитных материалов и т.д., сфера торгуемых услуг (рекреация и туризм, коммуникации, транспорт и связь), сектор информационных технологий. Обосновано, что в качестве важнейшего условия для реализации этой политики является региональная интеграция, которая позволит расширить рынки сбыта азербайджанских товаров и услуг прежде всего на пространстве СНГ, с государствами-членами которого у отечественных предприятий имеются традиционные связи.
- Показано, что практическое решение задачи создания более совершенной институциональной среды для диверсификации экономики неразрывно связано с достижением более фундаментальной цели - эволюционной модернизации экономики Азербайджана. Речь идет о направляемой и поэтапной эволюции, пути которой определяются на основе консенсуса элит. Сущность такого типа модернизации представляется как процесс эволюционного формирования такой институциональной среды, которая позволила бы в исторически определенный период времени создать в стране устойчиво развивающуюся экономику. При этом реализация модернизационных процессов должна идти одновременно на нескольких уровнях: институциональных реформ, экономической и социальной политики. Другая характеристика эволюционности - это этапность использования инструментов политики в зависимости от стадии реализации модернизационных процессов (с учетом наиболее актуальных задач в данный момент времени). Подчеркивается, что «забегание вперед» является неэффективным и ведет к потере времени и растрате ограниченных ресурсов без получения существенного результата. Поэтому необходимо бережное отношение к культуре и традициям, умение находить в них ресурсы модернизации и возможности использования векового социального опыта.
- Разработаны рекомендации по долгосрочной бюджетной политике, которая базировалась бы на соблюдении принципа перманентности нефтяных доходов, их справедливого межпоколенческого распределения, что позволит сохранить финансовое богатство, полученное от экспорта нефти, для будущих поколений, а также принципа бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющего повысить экономическую эффективность фискальной политики. Сформулированы предложения по переходу к принципам контрциклического макропруденциального регулирования, нацеленного на обеспечение стабильности не отдельных институтов, а финансовой системы в целом, а также по повышению гибкости монетарной политики на базе постепенного перехода к режиму плавающего валютного курса. Выявлена необходимость тесной интеграции задач макроэкономического управления и финансового регулирования: в частности, классический режим инфляционного таргетирования может быть дополнен задачей таргетирования общего уровня цен, включая цены на активы.
- На основе проведенного анализа последствий финансовой либерализации для стран с развивающимися рынками (в том числе нефтедобывающих) показано, что эффект финансовой глобализации нельзя считать однозначно позитивным, поскольку потенциальные положительные последствия перевешивают отрицательные лишь при достаточно высоком качестве общественных институтов.
- Установлено, что взаимосвязь экономической политики и движения капитала носит двусторонний характер: не только меры правительства и центрального банка оказывают воздействие на потоки капитала, но и последние влияют на параметры политики и экономическую среду. В частности, повышенные требования, которые финансовая либерализация предъявляет к качеству макроэкономической политики, вынуждают власти проводить более ответственную и дисциплинированную политику.
- Определены основные направления и механизмы проведения структурных реформ второго поколения в Азербайджане: уменьшение размеров государственной собственности путем приватизации крупных предприятий, все еще остающихся в государственной собственности, реорганизация системы государственного управления экономикой (отделение функции фискального планирования от функции исполнения государственного бюджета), развитие рынка капитала, в том числе путем развития накопительной пенсионной системы, реформа сферы образования.
- Предложены и обоснованы основные направления и механизмы новых институциональных преобразований в Азербайджане (развитие свободной конкуренции, смягчение регулятивной среды), а также этапы проведения политики институциональной модернизации.
- Выявлены следующие принципы институциональных преобразований, необходимые для эволюционной модернизации Азербайджана: параллельное осуществление институциональных трансформаций в сфере государства, экономики и общества в целях одновременной и связанной гармонизации формальных и неформальных институтов; реализация трехстороннего взаимодействия государства, бизнеса и общества (посредством различных механизмов, как фигурирующих в мировой практике, так и специфичных для Азербайджана) для преодоления угрозы возникновения институциональных блокировок, резко снижающих эффективность любых модернизационных мер; повышение эффективности государства и ограничение эффектов ухудшающего отбора в государственном аппарате посредством привлечения бизнеса и общества к мониторингу государственных функций и услуг, создания стандартов оказания услуг и налаживания обратных связей через общественные институты; обеспечение принципа соблюдения интересов всех групп, вовлеченных (прямо или косвенно) в модернизационный процесс. Проведение институциональных преобразований по критерию снижения общего уровня трансакционных издержек, в том числе путем легитимации существующих прав собственности; опора на культурный капитал: выявление и наращивание культурного капитала как совокупности специфических неформальных национальных правил, обеспечивающих конкурентные преимущества в модернизационном развитии.
- На основе анализа развития азербайджанской экономики выделены четыре основных этапа, примерно равных по длительности, но различающихся по своему содержанию: трансформационный спад (1992-1995 гг.). В этот период Азербайджан испытал наиболее глубокое сокращение ВВП среди всех стран бывшего СССР и переходных экономик Восточной и Центральной Европы; стабилизация и восстановительный рост (1996-2000 гг.). На этом этапе была успешно проведена макроэкономическая стабилизация. Рост потребительских цен составил в эти годы в среднем всего 2,7% в год (средний темп инфляции по остальным странам СНГ в этот период был в 15 раз выше). Фактически Азербайджан оказался единственной страной в СНГ, которой удалось уже на этой стадии добиться устойчивой макроэкономической стабилизации; инвестиционный рывок (2001-2004 гг.). Чистая величина прямых иностранных инвестиций к ВВП в среднем за период превысила 28%. По этому показателю Азербайджан вошел в число мировых лидеров, в три с лишним раза опережая средние показатели по ЦВЕ и странам Балтии, более чем в 5 раз превышая показатель по СНГ и более чем в 7 раз превосходя среднее соотношение ПИИ к ВВП в странах БРИК; экономический бум (2005-2008 гг.). В целом за этот период физический объем ВВП вырос в 2,4 раза при среднегодовом темпе роста 24%. По этому показателю Азербайджан вышел на лидирующие позиции в мировой экономике. Фактором роста служил нефтяной сектор, вместе с тем очень высокой (порядка 12%) оставался также рост ненефтяногой части ВВП. Удельный вес нефтяного сектора в ВВП на данном этапе достиг 60%, что близко к показателям таких стран, как Саудовская Аравия и Кувейт. стабилизация темпов экономического роста (2009-2010 гг.). В связи с достижением пика нефтедобычи и началом ее постепенного снижения темпы экономического роста стабилизируются на однозначном уровне. При пассивной политике ненефтяной сектор не может компенсировать падение темпов роста нефтяного сектора и обеспечить устойчивость бюджета и платежного баланса. Поэтому наступает необходимость тотальной перебалансировки экономики, когда потребуется переключить источники экономического роста с государственного сектора на частный. Востребована реализация точечной стратегии по диверсификации экономики и расширению ее экспорта на базе привлечения прямых инвестиций и повышения качества образования.
- Выделены четыре категории ресурсно-зависимых стран, которые классифицируются, исходя из подходов каждой группы стран к достижению адекватного уровня благосостояния: добившиеся высокого уровня доходов благодаря успешной диверсификации экономики (Норвегия); поддерживающие высокий уровень жизни, прежде всего за счет большого объема природных ресурсов, приходящегося на душу населения (Кувейт, Саудовская Аравия); имеющие средний уровень доходов и достаточно динамично развивающиеся (Ботсвана, Казахстан, Россия, Чили); страны с низким уровнем доходов и низкой диверсификацией экономики (Ангола, Боливия, Ирак, Нигерия).
1.Э. Рустамов. Принципы эволюционной модернизации переходных экономик // Вопросы экономики. – 2009. - № 7. – С. 85.-96.
2.Эльман Рустамов. Проблемы трансформации нефтяного богатства в долгосрочное развитие // Экономическая политика. – 2009. - № 4 (август). - С. 144-170.
3.Э. Рустамов. Финансовая глобализация и качество институтов // Вопросы экономики. - 2010. - № 2. – С.39-52.
4.Рустамов Э.С. Глобальный кризис и антикризисная политика Центрального банка Азербайджана // Деньги и кредит. - 2010. - № 1. – С. 27-35.
5.Э. Рустамов. Этапы экономического развития Республики Азербайджан // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 3. - С. 82-95.
6.Рустамов Э.С. Проблемы реформирования макроэкономических институтов в послекризисный период // Деньги и кредит. - 2010. - № 9. – С. 24–29.
7. Эльман Рустамов. Теоретический анализ концепции "высокого модернизма" // Общество и экономика. – 2010. - № 5. - С. 3-13.
8.Рустамов Э.С. оглы. Эволюция теорий развития: 1960-1980-е гг. // Экономические науки. - 2010. - № 5 (66). - С. 277-281.
9.Рустамов Э.С.-оглы. Эволюция теорий развития: современные кризисы и пересмотр политики модернизации // Экономические науки. – 2010. - № 6 (67). – С.7-12.
Монография
1.Рустамов Э. Экономическая модернизация Азербайджана: вызовы и решения. М.: Экон-Информ, 2010. – 367 с.
Статьи в научных журналах
1.Рустамов Э.С. Индекс монетарных условий: теоретические и практические вопросы // Журнал «Экономическая наука: теория и практика» Азербайджанского государственного экономического университета, Баку. – 2008. - № 3 – 4. – С.123–132 (на азербайджанском языке).
2.Рустамов Э. Типология и сравнительный анализ моделей смешанной экономики // Журнал «Научные труды» Института экономики Национальной Академии наук Азербайджана, Баку. – 2009. – Выпуск I. – С. 3-21.
3.Рустамов Э. Теоретический анализ концепции «Высокого модернизма» // Вестник Национальной академии наук Азербайджана. Серия «Экономическая наука», Баку. – 2009. - № 1. – С. 14-20.
4.Рустамов Эльман. Теоретические вопросы формирования макроэкономической политики // Журнал «Экономика и аудит» Палаты аудиторов Республики Азербайджан, Баку. – 2009. - № 3-5. – С. 19-28.
5.Рустамов Э.С. Эволюция теорий развития и современные тенденции // Журнал «Экономика и жизнь» Кабинета министров Республики Азербайджан, Баку. – 2009. - № 5, 6/7. – С. 33-46, 33-42.
6.Рустамов Эльман. Бюджетирование, ориентированное на результат: практические вопросы государственных финансов // Журнал «Экономика и аудит» Палаты аудиторов Республики Азербайджан, Баку. – 2009. - № 6. – С.20-30.
7.Рустамов Э. Банковский надзор и регулирование: практические вопросы финансовой стабильности // Журнал «Экономика и аудит» Палаты аудиторов Республики Азербайджан, Баку. – 2009. - № 7-8. – С. 9-15.
8.Рустамов Э.С. Независимость Центрального банка: методологические вопросы // Журнал «Экономика и жизнь» Кабинета министров Республики Азербайджан, Баку. – 2009. - № 8. – С. 26-35 (на азербайджанском языке).
9.Рустамов Э.С. Социальная база модернизации: академический экскурс. Две волны социальных изменений, обусловленные модернизацией // Журнал «Возрождение – XXI век», Азербайджанский государственный институт международнгых отношений и государственного строительства, Баку. – 2009. - № 135-136. – С.311-321.
10.Рустамов Эльман. Особенности макроэкономической политики в нефтедобывающих странах // Вестник Института кибернетики Национальной академии наук Азербайджана. Серия «Технические науки», Баку. – 2009. – Том 29. - № 6. – С.32-41.