· Индикатор индивидуальной частоты максимального пика альфа-активности электроэнцефалограммы позволяет выделить индивидов с высокой (ВЧ) и низкой (НЧ) частотой альфа активности. Эти группы индивидов характеризуются различной реактивностью на зрительную стимуляцию и функциональной микроструктурой альфа-веретен.
· Индивидуально-типологические свойства темперамента и показатели творческой деятельности значимо ассоциируются с индивидуальными индикаторами альфа-активности - частотой максимального пика, глубиной и стабильностью реакции на зрительную стимуляцию, шириной диапазона, вариабельностью амплитуды и длительностью альфа-веретен.
· Факторы возраста, пола и фазы овариально-менструального цикла оказывают модулирующее влияние на индивидуальные показатели альфа-активности.
· Уровень музыкально-исполнительского мастерства положительно взаимосвязан с индивидуальной частотой максимального альфа-пика, стабильностью реакции альфа-десинхронизации, шириной альфа-диапазона, вариабельностью и длительностью альфа-веретена и выше у высокочастоных, чем низкочастотных студентов-музыкантов. Индикатором высокого уровня музыкально-исполнительского мастерства является повышение мощности ЭЭГ в индивидуальном альфа-диапазоне одновременное со снижением ЭМГ тонуса мышц, не участвующих в движении, во время исполнения музыки.
· Обучение музыкантов-исполнителей с использованием биоуправления, направленного одновременно на увеличение мощности в индивидуальном альфа-диапазоне и снижение тонического напряжения мышц, не участвующих в исполнительском движении, является более эффективным, чем традиционная система обучения только для индивидуумов с низкой альфа-частотой.
Dimensionality of the musical performance // Cognitive processing 2003, 4(3):
33-47
2. Базанова О.М., Штарк М.Б. Нейробиоуправление в оптимизации
функционирования музыкантов исполнителей // Бюллетень экспериментальной
биологии и медицины Сибирского отделения Академии Мед. Наук. 2004,
113(3): 114-123.
3. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Успешность обучения и индивидуальные частотно-
дианамические характеристики альфа-активности электроэнцефалограммы. //
Вестник РАМН, 2006, 6: 30-43.
4. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ
для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и
психиатрии им. С.С. Корсакова, 2006,106(2):31-36
5. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Индивидуальные показатели альфа-активности
электроэнцефалограммы и невербальная креативность // Рос. Физиол. журнал им.
И.М. Сеченова, 2007, 93(1): 14-26
6. Базанова О.М., Штарк М.Б Биоуправление в оптимизации психомоторной
реактивности. Сообщение 1. Сравнительный анализ биоуправления и обычной
исполнительской практики // Физиология человека 2007, 33(3): 1-9
7. Базанова О.М., Веревкин Е.Г., Штарк М.Б Биоуправление в оптимизации
психомоторной реактивности. Сообщение 2. Динамика сегментных характеристик
альфа-активности // Физиология человека, 2007, 33(6): 1-6
8. Базанова ОМ., Mерная ЕМ, Штарк МБ. Биоуправление в психомоторном
обучении. Электрофизиологическое обоснование // Рос. Физиол. журнал им. И.М.
Сеченова, 2008, 94(5):539-56
9. Bazanova O.M., Jafarova O.A., Mernaya E.M., Mazhorina K.V., Stark M.B. Optimal
functioning psychophysiological bases and neurofeedback training // International J. of
Psychophysiology, 2008. 69.(3):164
в других изданиях:
· Базанова О.М., Возможность электроэнцефалографических методов диагностики
музыкальных способностей // Биоуправление. Теория и практика, 2002,.4:361-365
· Базанова О.М., Гвоздев А.В., Штарк М.Б. Биоуправление в оптимизации
музыкальной деятельности. Параметры оптимального функционирования музыканта-
исполнителя // Труды СГУ. Вып.78. Гуманитарные науки. Психология и социология
образования. М.: СГУ, 2004.. 215–226.
· Базанова О.М., Штарк М.Б Биоуправление в оптимизации музыкальной
деятельности. Обучение саморегуляции оптимального функционирования // Труды СГУ.
Вып.78.. М.: СГУ, 2004.. 227–240
· Базанова О.М., Электроэнцефалографические альфа-корреляты музыкальных
способностей. // Ж. Функциональная диагностика, 2005, 1:.. 62-70.
· Bazanova O.M., AftanasL.I. Relationships between learnability and individual indices of
EEG alpha activity //Annals of General Psychiatry 2006, 5 (S 1): p. 74-75
· Базанова О.М., Афтанас Л.И. Показатели невербальной креативности и
индивидуальная частота максимального пика альфа активности электроэнцефалограммы
Функциональная диагностика 2006, 4: 43-47
· Bazanova OM, Shtark M.B. Biofeedback in Optimizing Psychomotor Reactivity: I.
Comparison of Biofeedback and Common Performance Practice. // Human Physiology, 2007,
33(4): 400–408
· Bazanova O.M., Kondratenko A., Kondratenko, O., Mernaya, E.; Zhimulev, E. New
Computer-Based Technology to Teach Peak Performance in Musicians // Information
Technology Interfaces, 2007, 7: 39 – 44
· Bazanova O.M. Age related alpha activity change differs for males and females and for
low and high alpha frequency EEG pattern// Revista Espanola de Neuropsicologia, 2008, 10(1):
82-83
· Bazanova O.M., Mernaya E.M. Alpha-activity fluctuations in various hormonal states
and associated with them musical performance proved differently in the opposite individual
alpha peak frequency groups // Revista Espanola de Neuropsicologia, 2008, 10 (1):100-101
· Bazanova OM Aftanas LI Individual measures of electroencephalogram alpha activity
and non-verbal creativity. //Neurosci Behav Physiol.2008,38,(3): 227-35