Научная тема: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЛЬФА-АКТИВНОСТИ И СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»
Специальность: 19.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

· Индикатор индивидуальной частоты максимального пика альфа-активности электроэнцефалограммы позволяет выделить индивидов с высокой (ВЧ) и низкой (НЧ) частотой альфа активности. Эти группы индивидов характеризуются различной реактивностью на зрительную стимуляцию и функциональной микроструктурой альфа-веретен.

· Индивидуально-типологические свойства темперамента и показатели творческой деятельности значимо ассоциируются с индивидуальными индикаторами альфа-активности - частотой максимального пика, глубиной и стабильностью реакции на зрительную стимуляцию, шириной диапазона, вариабельностью амплитуды и длительностью альфа-веретен.

· Факторы возраста, пола и фазы овариально-менструального цикла оказывают модулирующее влияние на индивидуальные показатели альфа-активности.

· Уровень музыкально-исполнительского мастерства положительно взаимосвязан с индивидуальной частотой максимального альфа-пика, стабильностью реакции альфа-десинхронизации, шириной альфа-диапазона, вариабельностью и длительностью альфа-веретена и выше у высокочастоных, чем низкочастотных студентов-музыкантов. Индикатором высокого уровня музыкально-исполнительского мастерства является повышение мощности ЭЭГ в индивидуальном альфа-диапазоне одновременное со снижением ЭМГ тонуса мышц, не участвующих в движении, во время исполнения музыки.

· Обучение музыкантов-исполнителей с использованием биоуправления, направленного одновременно на увеличение мощности в индивидуальном альфа-диапазоне и снижение тонического напряжения мышц, не участвующих в исполнительском движении, является более эффективным, чем традиционная система обучения только для индивидуумов с низкой альфа-частотой.

Список опубликованных работ
1. Bazanova O.M. . Gvozdev A.V, Mursin F.A., Verevkin E.G. and Shtark M.B., EEGEMG

Dimensionality of the musical performance // Cognitive processing 2003, 4(3):

33-47

2. Базанова О.М., Штарк М.Б. Нейробиоуправление в оптимизации

функционирования музыкантов исполнителей // Бюллетень экспериментальной

биологии и медицины Сибирского отделения Академии Мед. Наук. 2004,

113(3): 114-123.

3. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Успешность обучения и индивидуальные частотно-

дианамические характеристики альфа-активности электроэнцефалограммы. //

Вестник РАМН, 2006, 6: 30-43.

4. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ

для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и

психиатрии им. С.С. Корсакова, 2006,106(2):31-36

5. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Индивидуальные показатели альфа-активности

электроэнцефалограммы и невербальная креативность // Рос. Физиол. журнал им.

И.М. Сеченова, 2007, 93(1): 14-26

6. Базанова О.М., Штарк М.Б Биоуправление в оптимизации психомоторной

реактивности. Сообщение 1. Сравнительный анализ биоуправления и обычной

исполнительской практики // Физиология человека 2007, 33(3): 1-9

7. Базанова О.М., Веревкин Е.Г., Штарк М.Б Биоуправление в оптимизации

психомоторной реактивности. Сообщение 2. Динамика сегментных характеристик

альфа-активности // Физиология человека, 2007, 33(6): 1-6

8. Базанова ОМ., Mерная ЕМ, Штарк МБ. Биоуправление в психомоторном

обучении. Электрофизиологическое обоснование // Рос. Физиол. журнал им. И.М.

Сеченова, 2008, 94(5):539-56

9. Bazanova O.M., Jafarova O.A., Mernaya E.M., Mazhorina K.V., Stark M.B. Optimal

functioning psychophysiological bases and neurofeedback training // International J. of

Psychophysiology, 2008. 69.(3):164

в других изданиях:

· Базанова О.М., Возможность электроэнцефалографических методов диагностики

музыкальных способностей // Биоуправление. Теория и практика, 2002,.4:361-365

· Базанова О.М., Гвоздев А.В., Штарк М.Б. Биоуправление в оптимизации

музыкальной деятельности. Параметры оптимального функционирования музыканта-

исполнителя // Труды СГУ. Вып.78. Гуманитарные науки. Психология и социология

образования. М.: СГУ, 2004.. 215–226.

· Базанова О.М., Штарк М.Б Биоуправление в оптимизации музыкальной

деятельности. Обучение саморегуляции оптимального функционирования // Труды СГУ.

Вып.78.. М.: СГУ, 2004.. 227–240

· Базанова О.М., Электроэнцефалографические альфа-корреляты музыкальных

способностей. // Ж. Функциональная диагностика, 2005, 1:.. 62-70.

· Bazanova O.M., AftanasL.I. Relationships between learnability and individual indices of

EEG alpha activity //Annals of General Psychiatry 2006, 5 (S 1): p. 74-75

· Базанова О.М., Афтанас Л.И. Показатели невербальной креативности и

индивидуальная частота максимального пика альфа активности электроэнцефалограммы

Функциональная диагностика 2006, 4: 43-47

· Bazanova OM, Shtark M.B. Biofeedback in Optimizing Psychomotor Reactivity: I.

Comparison of Biofeedback and Common Performance Practice. // Human Physiology, 2007,

33(4): 400–408

· Bazanova O.M., Kondratenko A., Kondratenko, O., Mernaya, E.; Zhimulev, E. New

Computer-Based Technology to Teach Peak Performance in Musicians // Information

Technology Interfaces, 2007, 7: 39 – 44

· Bazanova O.M. Age related alpha activity change differs for males and females and for

low and high alpha frequency EEG pattern// Revista Espanola de Neuropsicologia, 2008, 10(1):

82-83

· Bazanova O.M., Mernaya E.M. Alpha-activity fluctuations in various hormonal states

and associated with them musical performance proved differently in the opposite individual

alpha peak frequency groups // Revista Espanola de Neuropsicologia, 2008, 10 (1):100-101

· Bazanova OM Aftanas LI Individual measures of electroencephalogram alpha activity

and non-verbal creativity. //Neurosci Behav Physiol.2008,38,(3): 227-35