Научная тема: «ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА»
Специальность: 19.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Категория «культура» в отечественной психологии XX века приобретает статус психологической при исследовании ее с точки зрения соотнесенности с категорией «субъект». Взаимодействие субъекта и культуры как историко-психологическая проблема выявляет новую теоретическую единицу категориального строя психологии - субъекта культуры.
  2. Становление психологического содержания категории «культура», в отличие от антропологического, семиотического, социологического и культурологического, обусловлено использованием структурно-диалектического метода. Структурно-диалектический метод способствует преодолению феноменологической трактовки культуры, выявляет дихотомии в развитии содержания данной категории.
  3. История развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии отражает трансляцию онтологического уровня понимания культуры в психологический. Если взаимодействие человека и мира в начале XX века рассматривается как противопоставление познающего субъекта и мира как объекта познания, то к концу первой трети столетия формируется новое, психологическое, понимание данного взаимодействия, в котором человек является субъектом взаимодействия с культурой как сотворенной реальностью.
  4. Становление психологического уровня проблемы взаимодействия субъекта и культуры обусловлено возникновением культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, в рамках которой формируется новое определение содержания культуры и ее значения в онтогенезе психики.
  5. В истории развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии существуют самостоятельные периоды, обусловленные не только внутринаучной логикой развития данной проблемы, но и общественным контекстом реалий политической жизни России в XX веке. Концептуальное значение в историографии данной проблемы отводится периоду конца первой трети XX века.
  6. На протяжении XX века психологическая мысль России продуцирует две основные трактовки в понимании культуры: феноменологическую и диалектическую. Феноменологическая трактовка культуры формируется в рамках гуманитарных исследований, рассматривающих культуру как автономную внесубъектную реальность. Диалектическая трактовка культуры возникает в русле развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры.
Список опубликованных работ
I.Монографии и главы в коллективных монографиях

1. Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2007. – 200с.

2. Баянова Л.Ф., Литовченко Л.Н. Генезис детских обобщений: структурно-диалектический подход. – Уфа: Башкирский институт развития образования, – 2001. – 120с.

II.Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МО и Н РФ

3. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений.//Психологическая наука и образование. – 2001. – №2. – С. 32-40

4. Баянова Л.Ф. Психологические метаморфозы одной метафоры.//Психологическая наука и образование. – 2002. – №3. – С.83-88

5. Баянова Л.Ф. Роль позитивизма в истории психологии.// Вестник БГУ. –2006. – №4. – С.189-191

6. Баянова Л.Ф., Ульянова В.П. Субкультурные особенности рефлексии нормативной ситуации.// Психология обучения. – 2006.– №12. – С.55 – 59

7. Баянова Л.Ф. Предпосылки создания культурно- исторической концепции.// Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2007. – №1. – С.71 – 80

8. Баянова Л.Ф. О значении Нового времени в новейшей истории отечественной психологии.// Казанский педагогический журнал. – 2007. – №3 (51). – С.99 – 105

9. Баянова Л.Ф. Культурно-историческая трактовка взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии советского периода.// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №4(2). – С.4 – 9.

10. Баянова Л.Ф. Проблема психологии культуры в работах Государственной Академии Художественных Наук в первой трети XX века.// Казанский педагогический журнал. – 2009. – №3. – С.118 – 124

11. Баянова Л.Ф. Диалектическая психология М.М. Рубинштейна.//Психологический журнал. – 2009. – №3. – С.50-55

III.Учебные пособия и программы

12. Баянова Л.Ф. Лекции по истории психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Москва – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед.академия, – 2005. – 136 с.

13. Баянова Л.Ф., Фазлиахметова Г.Ф. Общая психология. Методические указания к семинарским и лабораторным занятиям.- Биск: Бирск. гос. пед.институт, – 2000. – 51 с.

14. Баянова Л.Ф. История психологии. Методические указания к семинарским занятиям. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. академия. – 2005. –20 с.

15. Баянова Л.Ф. Материалы к программе государственной аттестации выпускников по специальности 032900 русский язык и литература. (Психологический компонент). – Бирск: Бирская гос. соц.-пед. академия, –2005. – 22 с.

16. Баянова Л.Ф. Противоречие и детское мышление. / Методические указания. – Бирск, БирГПИ, – 1996. – 32 с.

IV.Статьи в сборниках научных трудов и журналах

17. Баянова Л.Ф. О теоретических основах истории культурной психологии. /Сб. научных трудов под. ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО – Бирск: Бирский гос. пед.институт, 2004. – С.9 – 14.

18. Баянова Л.Ф. Культура как нормативная реальность: Проблема истории вопроса. Развитие человека в современном мире. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск. – 2006. – С. 112-114.

19. Баянова Л.Ф. О моделировании тенденций самоорганизации в когнитивной психологии. Синергия культуры. Труды Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. А.В.Волошинова. – Саратов, СГТУ. –2002. – С.88-91.

20. Баянова Л.Ф. Развитие синергетических идей в истории психологической мысли. // Человек и Вселенная. – 2001. – №5 – С.38- 43

21. Баянова Л.Ф. Синергетический подход в образовании психолога: проблема когнитивного диссонанса./ Психология и культура.- Ежегодник РПО. – Санкт-Петербург.- 2003.Том 1. – Выпуск 3. – С.196-197.

22. Баянова Л.Ф. Культура как условие развития личности. / Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Баяновой Л.Ф., Юрички Ю.И.– Бирск-2006.- С.3-7.

V. Статьи и тезисы выступлений на международных и всероссийских конференциях.

23. Баянова Л.Ф. Презентация двух моделей психического в курсе преподавания психологии. Проблемы интеграции образования на пороге XXI века. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Бирск. – 1999.

24. Баянова Л.Ф. Конец XX века: мифы детства. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. / Материалы международной научно- практической конференции. – Уфа. – 1999.

25. Баянова Л.Ф. Историко-психологические знания в профессиональном образовании педагогов-психологов. / Психология образования: культурно-исторические и социально- правовые аспекты / Материалы Ш Национальной научно-практической конференции. – М., 2006. – Т.2. – С.80-82

26. Баянова Л.Ф. Принцип открытости категориального строя и современные историко-психологические исследования. / Тенденции развития современной психологической науки. Тезисы юбилейной научной конференции (Москва, 31 января – 1 февраля 2007) Отв. Ред. А.Л.Журавлев, В.А.Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. Часть 1. – С.118-120.

27. Баянова Л.Ф. Историко-психологические аспекты проблемы субъекта и культуры в отечественной психологии. / Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения и перспективы: сборник научных трудов / под ред. И.С.Морозовой – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.- С.3-5.

28. Баянова Л.Ф. Культура как категория отечественной психологии конца 20-х годов XX века. / Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 29 марта 2007.- Москва- Шадринск: Издательство Шадринского пединститута. –

2007.- С.23-24.

29. Баянова Л.Ф. Взаимодействие субъекта и культуры в структурно-диалектическом подходе. /Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Материалы VIII международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. 27,28 марта 2007. – Н.Новгород: ВГИПУ,2007.- Т.2.- С. 228-230.

30. Баянова Л.Ф. Диалектическая психология о взаимодействии личности и культуры. / Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып.4. Часть 1. – Уфа: изд-во БГПУ, 2007.- С.42-

31. Баянова Л.Ф. Проблема субъекта культуры в истории психологии. /Образование на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Вагант, 2007.- С.57-59.

32. Баянова Л.Ф. Категориальный подход в преподавании истории психологии./ Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 14-15 мая 2007 года. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет.- Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2007. – Часть 1.- С 56-59.

33. Баянова Л.Ф. О диалектике взаимодействия личности и культуры в истории отечественной психологии. /Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты. Сборник статей и тезисов международной научно-практической конференции, 245 мая 2007. В 2ч. Часть I. / Под ред. Н.Ш.Чинкиной.- Наб. Челны: НГПИ, 2007. –С.4-6

34. Баянова Л.Ф. Субъект и культура в отечественной психологии первой трети XX века. / Гуманизация образования в контексте системного подхода. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – в 2-х частях. Часть 1. – Бийск: ГОУ ВПО БГПУ, 2007.- С. 238-243

35. Баянова Л.Ф. Границы понимания культуры в психологии. /Интеллигенция и взаимодействие культур. Материалы VI Международной научной конференции «Байкальская встреча».- Том 1. – Москва – Улан-Удэ, 2007. – С.337-343.

36. Баянова Л.Ф. Культурно-историческая психология в профессиональном самосознании педагога-психолога. / Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России – Москва, 2008. – С.211-212.

37. Баянова Л.Ф. Онтология и психология культуры./ – Сб. докладов Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности как стратегия социально-образовательного развития региона». / Под общей ред. Т.А. Македон. – Биробиджан: Издательство ДВГСПА, 25 апреля 2007. – часть 1. – С.47-51.

38. Баянова Л.Ф. Из истории дефилософизации российской психологии. / Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: сборник статей II международной конференции. – Омск: СИБИТ, 2007. –Часть 1.- С.176-180.

39. Баянова Л.Ф. Историко-психологический анализ проблемы взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии второй половины XX века. / Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и современность: Международная заочная научно-практическая конференция, Стерлитамак: СГПА, 2007.- С.260-262.

40. Баянова Л.Ф. Образование и культура в психологии М.М.Рубинштейна. /Гражданское образование – глобальная проблема трансформирующегося мира: российский опыт, международное измерение: Материалы Международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2007 года).- Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2007.- С.20-22.

41. Баянова Л.Ф. О культурной детерминации онтогенеза психики в культурно-исторической психологии./ Современные проблемы психологии развития и образования человека. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием.- Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, 2009. – С.51-54.

42. Баянова Л.Ф. Детская субкультура как предмет культурно-исторического анализа. / Социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи в образовательном пространстве. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Бирск: БирГСПА, 2009.- С.20-25

43. Баянова Л.Ф. Психология культуры / Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе. – Материалы международной научно-практической конференции.– Балашов: Николаев, 2009. – С.21-24.