-
выделен региональный вуз, расположенный в наукограде, как объект исследования; сформулированы признаки регионального университета (1.24);
-
определены основные теоретические положения и методологические принципы оценки взаимовлияния образования и экономики (1.2): 4 Здесь и далее в разделе «Научная новизна ...» указаны пункты области исследования согласно паспорту специальности ВАК 08.00.13 -математические и инструментальные методы экономики. - введено определение интегрального эффекта деятельности объекта на основе нескольких составляющих в зависимости от способа идентификации объекта; - сформулирован принцип опережающей функции образования; - адаптированы к сфере образования инвестиционные системные принципы, в т.ч. принцип сравнения «с проектом» и «без проекта»; - конкретизировано определение устойчивого развития как сочетания компонент «устойчивость» и «развитие», а также компоненты «развитие» как сопряженной с опережающей функцией образования (с выделением примеров задач, сответствующим этим компонентам); - сформулирован принцип иерархически-целевого выделения;
-
разработана новая методология отображения социально-экономических процессов и систем в виде информационно-математических моделей, включающая развитие методов прикладной статистики, для исследования взаимовлияния вуза, наукограда, региона, а также задач социально-экономического окружения различных иерархических уровней (1.1, 1.2): - методологический подход к определению стратегии развития вуза; - методологический подход к оценке эффективности социально-экономического развития региона на основе принципа сравнения «с проектом» и «без проекта»; - методика определения эластичности образовательно-экономического левериджа; - методика оценки финансовой устойчивости вуза; - методика исследования форм обучения с дистанционным компонентом на различных уровнях (макро-, микро-); - методический подход к анализу вложений в человеческий капитал на разных иерархических уровнях;
-
Исследованы возможности и диапазоны применения предлагаемой методологии (1.2): - особенности рассматриваемой системы; - условия применения коэффициентов Пирсона, Кендалла, Спирмена; - необходимость соотнесения затрат на применение громоздких методов с улучшением содержательной интерпретации результата; - условие заметности влияния Университета на развитие Наукограда и Региона в смысле неравенства Тинбергена и т.д.;
-
систематизированы и развиты в части алгоритмизации, адаптированы к оценке состояния вуза, находящегося в наукограде, и его влияния на социально-экономическое развитие региона методы эконометрики, прикладной статистики (1.1, 2.1): - методы числовой статистики (в том числе параметрический, непараметрический регрессионный анализ); - методы нечисловой статистики (экспертные методы, теория нечетких множеств);
-
развиты инструментальные средства в части методов аккумуляции знаний о развитии объекта (2.8): - метод иерархически-целевого выделения и свертки показателей; - методологический подход предметно-ориентированной композиции / декомпозиции; - метод координатного диагностирования; разработанные составляющие методологии (методики, методологические, методические подходы) снабжены инструментальными средствами -системой имитационных моделей как основы экспериментального компьютерного анализа, апробированы и могут служить основой экспериментального человеко-машинного информационного комплекса для анализа социально-экономической системы «Университет -Наукоград -Регион» и определения эффективных направлений её развития; для исследования форм обучения с дистанционным компонентом на различных иерархических уровнях (2.1, 2.2);
-
обосновано месторасположение вуза в наукограде как существенный фактор его влияния на социально-экономическое развитие региона с помощью кластерной концепции устойчивого хозяйственного развития наукоградов Региона;
-
проанализированы современные тенденции преобразования вузов и проведена систематизация основных их типов.
1. Пахомова Е.А. Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития – Москва: Изд. ООО «МЭЙЛЕР», 2010. – 725 с. (42,1/42,1) 41.
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК
2. Пахомова Е.А., Медведева В.В. Анализ взаимовлияния системы среднего профессионального образования и экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2008 сентябрь, № 25(82). – С. 39–45 (0,9/07).
3. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Комплексный подход к анализу взаимовлияния учреждЕний высшего профессионального образования на социально–экономическое развитие наукограда и региона (на примере университета «Дубна» и города Дубна Московской области) // Аудит и финансовый анализ. – 2008, №5, 6. – С.138–151, 202–211 (1,8/1,5).
4. Пахомова Е.А., Панарина А.С., Силакова Е.В. Влияние дистанционного образования на экономическое развитие государства // Аудит и финансовый анализ. – 2009, №1. –С. 415–427 (1,6/1,2).
5. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Координатное диагностирование образовательных эффектов университета и наукограда // Вестник УГТУ–УПИ. – 2009, № 1. – С. 110–124 (1,4/1,1).
6. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Применение методики инвестирования и теории мультипликатора к оценке эффективности регионального развития путем сравнения ситуаций «с университетом» и «без университета» // Аудит и финансовый анализ. – 2009, №2. – С. 212 – 224 (1,6/1,3).
7. Пахомова Е.А., Васюкова Е.А. Влияние количества обучающихся на эффективность затрат на дистанционное образование в вузе (на примере университета «Дубна») //Экономическая наука современной России. – 2009, №1 (44). – С.138–144 (0,7/0,5).
8. Пахомова Е.А., Иванчина В.В. Анализ финансовой устойчивости вуза с использованием методов теории нечетких множеств (на примере университета «Дубна») // Экономический анализ: теория и практика. – 2009 май, № 14 (143). – С. 42–51 (1,3/1,1).
9. Пахомова Е.А., Лычагина Т.А., Бирюлева Е.П., Чудина Е.В. Методы прикладной статистики для решения задач управления вузом // Аудит и финансовый анализ. – 2009, №4. – С. 115–148 (4,3/3,2).
10. Пахомова Е.А. Применение непараметрических методов статистики для решения задачи развития системы «Университет – Наукоград – Регион» // Региональная экономика: теория и практика. – 2009 ноябрь, № 36 (129). – С.29–39 (1,5/1,5).
11. Пахомова Е.А., Зацепа Е.С. Оценка левериджа в образовании на различных иерархических уровнях // Вестник УГТУ–УПИ. – 2009, № 6. – С. 82–90 (0,8/0,6).
12. Пахомова Е.А., Кайнова О.В. Исследование опережающей функции образования на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. – 2010 февраль, № 5 (140). – С.71–85 (2,0/1,5).
Учебные пособия
13. Левин М.И., Пахомова Е.А. Эконометрика: Учебное пособие – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000. – 72 с. (4,5/3,0).
14. Васильева Н.В., Левин М.И., Пахомова Е.А. Эконометрика: Практикум – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2001. – 44 с. (2,8/2,3).
15. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000. – 72 с. (4,5/4,0).
16. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Рынок ценных бумаг: Сборник задач – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000. – 20 с. (1,25/0,9).
17. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Методы приближенных вычислений в экономике: Учебное пособие – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2007. – 42 с. (2,6/2,0).
18. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Стоимостная оценка ценных бумаг: учебное пособие –Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2009. – 48 с. (2,8/2,2).
Публикации в других научных изданиях
19. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Анализ форфейтинговой операции // Вопросы бизнеса, экономики и недвижимости в России и СНГ на рубеже тысячелетий: Материалы Международной конференции. Дубна, май 2000 г. – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2001. – 32 с. – С. 12–13 (0,13/0,1).
20. Панов С.А., Пахомова Е.А. Какой должна быть подготовка современного экономиста // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна». –2004 октябрь, №2(11). – С. 27–36 (1,1/0,8).
21. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Методологический подход к решению задач качественного экономического анализа // Труды университета «Дубна»: Экономика: Сб.ст. Вып. 1. – Дубна: Междунар. ун–т природы, о–ва и человека «Дубна», 2004. –
195 с. – С. 59–84 (1,5/1,0).
22. Пахомова Е.А. Опыт и перспективы использования системы дистанционного обучения для заочного образования в университете «Дубна» // Труды летней конференции «Современные проблемы и перспективы развития дистанционного образования в России». Сборник информационно–аналитических материалов. – Дубна: Центр дистанционного обучения университета «Дубна», 2004. – 254 с. – С.45–54 (0,7/0,7).
23. Пахомова Е.А., Сафронова С.В., Фадеева О.А. Региональный университет как объект исследования (на примере Международного университета природы, общества и человека «Дубна) // Труды университета «Дубна»: Экономика: Сб. ст. Вып. 2. – Дубна: Междунар. ун–т природы, о–ва и человека «Дубна», 2005. – 215 с. – С. 196–214 (1,3/1,0).
24. Пахомова Е.А., Кайнова Т.В. Региональное образование: проблемы и перспективы //«Материалы научно–практической конференции «Проблемы региональной экономики – 2006» – г. Дубна, 24 нояб. 2006 г. – Дубна, Междунар. ун–т природы, о–ва и
человека «Дубна», 2009. – 212 с. – С. 149 – 173 (1,7/1,2).
25. Пахомова Е.А., Макеева В.В. Влияние наукоградов на экономическое развитие регионов // «Материалы научно–практической конференции «Проблемы региональной экономики – 2006» – г. Дубна, 24 нояб. 2006 г. – Дубна, Междунар. ун–т природы,
о–ва и человека «Дубна», 2009. – 212 с. – С. 174 – 189 (1,1/0,9).
26. Пахомова Е.А., Пахомов А.В., Иванова М.А., Вороцова М.В., Козловская В.И. Эффективность начального образования как аспекта современной региональной экономики // «Материалы научно–практической конференции «Проблемы региональной эко-
номики – 2006» –г. Дубна, 24 нояб. 2006 г. – Дубна, Междунар. ун–т природы, о–ва и человека «Дубна», 2009. – 212 с. – С. 190 – 212 (1,5/1,1).
27. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Анализ взаимовлияния учреждений ВПО, экономического развития наукограда и региона (на примере университета «Дубна» и города Дубна Московской области) // Математика. Компьютер. Образование: Сб. научн.
Трудов. Том 1. / Под ред. Г.Ю.Ризниченко. – М.– Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2008. – 302 с. –С.154–157 (0,25/0,2).
28. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Методика оценки эффективности регионального развития путем сравнения ситуаций «с университетом» и «без университета» // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому
качеству образования: материалы междунар. науч.–метод. конф. 22–24 апреля 2008г. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 287 с. – С. 50–55 (0,34/0,2).
29. Пахомова Е.А., Баша О.С., Солодова Е.Н. Методологический подход к решению задачи развития образовательного учреждения, наукограда и региона (на примере университета «Дубна» и г.Дубна Московской области) // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: материалы междунар. науч.–метод. конф. 22–24 апреля 2008г. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 287 с. – С.15–21 (0,4/0,2).
30. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Применение теории мультипликатора к оценке взаимовлияния вуза и региона // Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте –2008». Том 5. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2008. – 76 с. – С.18–24 (0,46/0,3).
31. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Методологический подход предметно–ориентированной композиции в решении задачи развития системы «университет–наукоград–регион» // Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте –2008». Том 5. Экономика.– Одесса: Черноморье, 2008. –76 с. – С.18–24 (0,46/0,3).
32. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В., Сергиенко А.Ю. Анализ ситуаций «с проектом» и «без проекта» для разработки методики оценки влияния ВУЗа на экономическое развитие реГиона (на примере университета «Дубна»), (тезисы) // Производственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике. Третья международная научная конференция (6–9 сентября 2008 г., г.Дубна, Московская область). Сборник трудов. М.: ИСА РАН – Дубна; Университет «Дубна», 2008. – 145 с. – С.121–124 (0,5/0,3).
33. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Анализ взаимовлияния учреждений высшего профессионального образования, наукограда и региона методом координатного диагностирования (на примере университета «Дубна» и города Дубна Московской области),
(тезисы) // Производственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике. Третья международная научная конференция (6–9 сентября 2008 г., г. Дубна, Московская область). Сборник трудов. М.: ИСА РАН – Дубна; Университет «Дубна», 2008. – 145 с. – С.133–134 (0,25/0,15).
34. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Метод координатного диагностирования для предметно–ориентированного подхода к решению задачи «Университет–НаукоградРегион» // Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2008». Том 5. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2008.– 98 с. – С.47–51 (0,33/0,2).
35. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Взаимовлияние университета и региона как динамическая система // Сборник научных трудов по материалам международной научно–Практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2008». Том 5. Экономика.– Одесса: Черноморье, 2008.– 98 с. – С.51–54 (0,26/0,2).
36. Пахомова Е.А., Баша О.С. Анализ взаимовлияния высшего профессионального образования, экономического развития региона и наукограда с использованием непараметрических методов числовой статистики на примере университета «Дубна» // Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2008». Том 7. Экономика.– Одесса: Черноморье, 2008.– 92 с. – С.86–90 (0,33/0,3).
37. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Метод координатного диагностирования для анализа социального эффекта наукограда и образовательного эффекта университета // Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2008». Том 7. Экономика.– Одесса: Черноморье, 2008.– 92 с. –С.79–83 (0,33/0,2).
38. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Формирование показателя эффективности регионального развития на основе разностных потоков // Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2008». Том 7. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2008.– 92 с. – С.83–86 (0,26/0,2).
39. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Применение социологического подхода к методике оценки влияния ВУЗа на экономическое развитие региона // Математика. Компьютер. Образование: Сб. тезисов. Вып. 16. Ч. 2 / Под ред. Г.Ю.Ризниченко. – М.–Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. – С. 361 (0,06/0,03).
40. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Многомерный подход к оценке качества образования // Математика. Компьютер. Образование: Сб. тезисов. Вып. 16. Ч. 2 / Под ред. Г.Ю.Ризниченко. – М.–Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. –С. 376 (0,06/0,03).
41. Пахомова Е.А., Баша О.С. Методологический подход к выбору наилучшего пути развития образовательного учреждения (на примере университета «Дубна») // Электронный научный журнал «Проблемы региональной экономики» [Электронный ресурс], 2010 год. Выпуск 9. Режим доступа –http://www.regec.ru/articles/2010/vol1/1.pdf. (27 с.) (3,7/3,1).
42. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В., Сергиенко А.Ю. Оценка влияния вуза на эффективность регионального развития на основе теории инвестирования // Математика. Компьютер. Образование: Сб. научн. Трудов. Том 1 / Под ред. Г.Ю.Ризниченко. –М.– Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010. – (0,37/0,3).
43. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Оценка взаимовлияния образовательного эффекта университета и социального эффекта наукограда методом координатного диагностирования //Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте –2010». Том 5. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2010. – (0,37/0,3).
44. Пахомова Е.А., Крупнева Ю.В. Использование гипотезы о выборочных долях для оценки образовательной мотивации студентов // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: материалы междунар. науч.–метод. конф. 13–15 апреля 2010 г. – Пенза: ПГУАС, 2010. – (0,37/0,3).
45. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Применение методологического подхода предметно-ориентированной композиции для исследования влияния образовательного эффекта университета на интегральный эффект наукограда // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: материалы междунар. науч.–метод. конф. 13–15 апреля 2010 г. – Пенза: ПГУАС, 2010. – (0,37/0,3.
46. Пахомов А.В., Пахомова Е.А. Рынок ценных бумаг – Москва: Изд. ООО «МЭЙЛЕР», 2010. – 320 с. (20,3/15,0).