Научная тема: «РАЗВИТИЕ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Специальность: 08.00.10
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Необходимость уточнения сущностного содержания категории «налог» показала, что она представляет собой комплексную категорию, заключая в себе философское, правовое и экономическое начало, требуя в большей степени выкристаллизовывания его экономической природы, определяемой совокупностью экономических отношений плательщиков, государственных налоговых органов и конечных получателей доходов по поводу формирования, распределения и использования, определенных законом денежных потоков и фондов, создаваемых в порядке обязательных и индивидуальных денежных платежей. Перераспределение благ в интересах отдельных граждан, функциональных групп определяет социально-политическую сущность налога. В силу противоречивого характера налогов возникает необходимость согласования экономических интересов субъектов налоговых отношений, что предопределяет решение задачи оптимизации отдельных их видов в общей системе налогообложения, включая прямые налоги.
  2. Налоговые отношения, формируясь в сфере общественной жизни, охватывают каждого субъекта экономики, обеспечивая сочетание и увязку интересов всего общества и каждого из его членов. Базовые условия налогообложения определяются мерой общественного, то есть государственного присвоения элементов материального содержания собственности налогоплательщика, устанавливают степень дифференциации объектов имущественных отношений между государством и каждым его гражданином. Государство, как субъект налоговых отношений, опосредует частичное изъятие финансовых ресурсов государственными органами федерального центра, региональными структурами, муниципалитетами для обеспечения общественных нужд. Налоговый механизм определен как комплекс форм и методов управления налоговой системой, призванный обеспечивать баланс интересов участников налоговых отношений
  3. Исходными предпосылками формирования современной налоговой системы и ее институтов в России послужили институциональные изменения в сфере отношений собственности (в результате процесса разгосударствления, приватизации и акционирования) и необходимость действенного обеспечения фискальной политики государства за счет создания децентрализованной структурно-уровневой конструкции системы налоговых изъятий. Это объективно потребовало введения трехуровневой системы налогообложения, включающей федеральный, региональный и муниципальный ее модули, вследствие чего институциональное устройство налоговой системы России, став подобным построению ее финансовой системы, привело к усложнению субъектной структуры экономических отношений в сфере налогообложения.
  4. Многофакторное воздействие современного этапа трансформационного процесса в экономике на налоговую систему России по-новому определяет функциональную роль и место прямых налогов как одного из ее базовых фискальных элементов, имеющих безвозвратный характер, заключающийся в частичном отчуждении объекта собственности плательщика в пользу государства. Но в отличие от косвенных налогов, при использовании прямых, восполнение изъятой у плательщика части собственности не компенсируется потребителями товаров и услуг и не ведет к трансформации их экономической природы. В прямых налогах в наибольшей степени соизмеряются две функции - стимулирующая и контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма, в связи с чем они не способствуют субъективистскому управлению перераспределения собственности.
  5. При разработке стратегии развития прямого налогообложения и алгоритма оптимизации сочетания его с косвенными налогами важно учитывать то обстоятельство, что прямые налоги, непосредственно связанные с производством, значительно меньше влияют на его объемы, последующий процесс распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Налоговое же переложение, характерное для косвенных налогов, относится к налоговым отношениям, представляющим одну из форм взаимодействия субъектов производства и потребления, и реализуется с помощью механизма цен, вызывая их последовательное цепное изменение. Государственная политика усиления развития прямого налогообложения будет способствовать стимулированию роста платежеспособного спроса, сокращению налогового бремени населения, ужесточению контроля над денежной эмиссией.
  6. В модернизации налоговых систем развитых зарубежных стран одна из ведущих ролей отводится налоговым методам регулирования экономического развития, предусматривающим существенные изменения в области прямого налогообложения. Изменение соотношения прямых и косвенных налогов является следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс. Развитие прямого налогообложения с высокими прогрессивными ставками дало возможность переложить основную тяжесть налогов на наиболее обеспеченные слои населения и использовать аккумулированные государством финансовые ресурсы для реализации социальных программ, государственных заказов, инвестиций.
  7. Системный анализ структурной трансформации практики прямого налогообложения территорий, источников и видов поступления прямых налогов позволил тестировать процесс усиления их влияния на муниципальные бюджеты, которые потеряли значительную часть налоговых доходов (отменены доли поступлений с налога на прибыль организаций и снижена доля НДФЛ). Кроме того, данная ситуация осложнена изменением льготного налогового режима при освоении предприятиями новых мощностей (отменой инвестиционной льготы, замененной льготой по амортизационным отчислениям), что не позволяет им надежно и стабильно формировать финансовые ресурсы для исполнения расходных полномочий. Формирование у большинства субъектов налоговых отношений представлений о противоречивой и экономически неэффективной системе налогообложения не способствует динамичному социально-экономическому развитию регионов. Учет тенденций и закономерностей развития межрегиональной практики налогообложения позволяет констатировать повышение доли прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений.
  8. Региональная налоговая политика Ростовской области характеризуется реализацией в сфере налоговых отношений стабильной тенденции расширения границ прямого налогообложения, составляющего сегодня более 80% налоговых доходов региона, из которых более 40% приходится на долю налога на доходы физических лиц, что не всегда положительно воздействует на социальные процессы территориального развития. Разработанные подходы реформирования системы прямого налогообложения исследуемого региона, основаны на выработке критериев четкой видовой дифференциации налогов, усилении регулирующей роли федеральных прямых налогов, закреплении в них доли муниципальных территорий, восстановлении инвестиционной льготы (налог на прибыль), увязке системы стандартных вычетов с уровнем прожиточного минимума, инфляции, что позволит территориям значительно увеличить доходную часть бюджетов.
  9. Реформирование налоговой системы России вызвано отсутствием единого подхода в разработке концепции эффективного налогообложения, неустойчивостью и противоречивостью существующей системы налогообложения, серьезными проблемами в области фискального федерализма, льгот, контроля, нестабильностью налоговой политики и ее непосредственной зависимостью от субъективных и конъюнктурных факторов, способных вызвать долговременную неоптимальность финансовых параметров государственного бюджета. Сложная структура экономической системы государства, зависимость государственной экономической политики от действенности средств ее реализации на уровне субъектов усугубила присущую еще и дореформенной России межрегиональную дифференциацию, что отразилось на системе налогообложения субъектов Федерации, характеризующейся в настоящее время высоким уровнем неоднородности хозяйственного пространства, необходимости совершенствования налогообложения регионов, при наличии ряда институциональных различий. Основные направления совершенствования налоговой системы государства должны быть основаны на обеспечении социального характера налогообложения (НДФЛ, налог на имущество), упрощении методологических расчетов по отдельным налогам (налог на прибыль), систематизации льгот и преференций, децентрализации ряда федеральных налогов и возвращения им законодательного статуса «регулирующих».
  10. Процесс формирования налогового бремени создает угрозу и дает возможность государству институционально ограничить ресурсную базу воспроизводства собственности. Оптимальность налогового бремени предприятия определяется мерой эффективности согласования экономических интересов различных субъектов налогообложения. Оптимизация налоговых платежей организации с использованием существующих методик расчета налогового бремени в действующей системе налогообложения направлена на максимизацию объема финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организации в целях обеспечения ее конкурентоспособности и удовлетворения интересов собственников. Формирование предпосылок оптимизации налогового бремени предприятия заключаются в том, что организация реализует возможность, используя аналитические, практические и специальные инструменты, влиять на общий уровень налогообложения и сумму налоговых платежей.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Гашенко И.В. Прямые налоги в налоговой системе России: особенности и механизмы. – г. Ростов-на-Дону: Издательство ЮРГУ, 2009. – 5,8 п. л.

2. Гашенко И.В. Роль и место прямых налогов в практическом механизме налогообложения регионов. – г. Ростов-на-Дону: Издательство ЮРГУ, 2009. – 5,8 п. л.

3. Гашенко И.В., Горобинская В.Н., Клюкович З.А. Становление оптимальной системы налогообложения в России в постреформационный период: модели и инструментарий. – г. Ростов-на-Дону: Издательство «Терра Принт», 2008 – 5,8 п. л.

Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

4.Гашенко И.В. Актуальные направления реформирования механизма исчисления и взимания налога на добавленную стоимость // Экономические науки.–2009.– №10. – 0,8 п. л.

5.Гашенко И.В. Анализ механизма налогообложения в развитых странах // Налоговая политика и практика . – 2009.– №10.– 0,8 п. л.

6.Гашенко И.В. Методологические основы налогового регулирования // Налоговая политика и практика. – 2009.– № 9.– 0,8 п. л.

7.Гашенко И.В. Теоретические основы определения критериев оптимальности в моделях налогообложения // Terra-Ekonomicus. . – 2009.– №3. – Т.7. – Ч.3.– 1,2 п. л.

8.Гашенко И.В. Налоговое законодательство и его влияние на развитие малого и среднего бизнеса // Экономические науки. – 2009.– №5. – 1,1 п. л.

9.Гашенко И.В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. – 2009.– №5. – 1,1 п. л.

10.Гашенко И.В. Совершенствование механизма уплаты налога на доходы физических лиц // Проблемы современной экономики. Экономические науки. – 2009.– №2. – 0,41 п. л

11.Гашенко И.В. Налоговая нагрузка и ВВП. Методологические проблемы формирования налоговой нагрузки плательщиков // Российское предпринимательство – 2009.– №1. – 0,6 п. л.

12.Гашенко И.В. Налогово-бюджетные проблемы в период становления налоговой системы // РЕОС www.reos.ru. 2006. – 0,3 п.л.

13.Гашенко И.В. Налогообложение прибыли и предприятий в 1992-1998г.г. // РЕОС www.reos.ru. 2006. – 1,3 п. л.

Статьи в периодических научных изданиях и в научно-тематических сборниках:

14.Гашенко И.В., Клюкович З.А. Практическое налогообложение субъектов Российской Федерации (на примере Ростовской области). Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: Сб. научных трудов - г. Ростов-на-Дону. 2009. – Вып. 8. – 1,0 п. л.

15.Гашенко И.В., Кочановская О.М., Карпова Е.Н., Черенков А.Я. Международные финансы.Учебное пособие рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики / РГЭУ «РИНХ» - г. Ростов-на-Дону, 2009. – 4,5 п. л.

16.Гашенко И.В., Кочановская О.М., Карпова Е.Н. Иностранные инвестиции. (Учебное пособие рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Анализ и аудит», «Мировая экономика») / РГЭУ «РИНХ» - г. Ростов-на-Дону, 2007. – 4,5 п. л.

17.Гашенко И.В., Кочановская О.М., Куценко Е.Н. Иностранные инвестиции. Учебно-методическое для разработка для студентов очной формы обучения. г. Ростов-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2006. – 0,3 п. л.

18.Гашенко И.В. Зарплата в конверте – как с этим бороться? // Ваш капитал. г. Ростов-на-Дону – 2006.– №55.– 0,1 п. л.

19.Гашенко И.В. О реализации функций налогов в условиях налоговой реформы // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: Сб. статей - г. Ростова-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2006г. – №5. – 0,2 п. л.

20.Гашенко И.В. Повышение значимости камеральных проверок в условиях налоговой реформы. // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: Сб. статей - г. Ростова-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2005г. – №4. – 0,2 п .л.

21.Гашенко И.В. Совершенствование налогового администрирования в условиях реализации налоговой реформы //Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сб. научных трудов ППС, молодых ученых и студентов. – г. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ»,2005. – 0,25 п. л.

22.Гашенко И.В. Особенности налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей в современных условиях // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сб. научных трудов ППС, молодых ученых и студентов. – г. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ»,2005. – 0,25 п. л

23.Гашенко И.В. О модернизации налоговых органов // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: Сб. статей - г. Ростова-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2004. – №3. – 0,1 п. л.

24.Гашенко И.В., Кочановская О.М., Куценко Е.Н., Былинкина В.Ю. Международные финансы. Учебное пособие. (Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика») - г. Ростов-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2004. – 3,0 п. л.

25.Гашенко И.В. О реформировании налогообложения доходов физических лиц. Развитие рынка как условие экономического роста России: Материалы регги-он. научно-практич. конф. ППС и практич. работников. РГЭУ «РИНХ», 2004. – 0,08 п. л.

26.Гашенко И.В. О совершенствовании налогового администрирования. Влияние развития финансово-кредитной системы на модернизацию экономики России: Материалы регион. научно-практич. конф. ППС и практич. ра-ботников. - Ростов-на-Дону, 2003. – 0,06 п. л.

27.Гашенко И.В., Кочановская О.М., Куценко Е.Н. Международные финансы. Учебно-методическая разработка для студентов очной формы обучения - г. Ростов-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2003. – 0,3 п. л.

28.Гашенко И.В. Имущественные вычеты, предоставляемые физическим лицам при подаче декларации. Развитее финансово-кредитных отношений в территориальных образования РФ: Материалы межрегион. научно-практич. конф. ППС и практических работников – Ростов-на-Дону, 2002. – 0,06 п. л.

29.Гашенко И.В., Кочановская О.М. Иностранные инвестиции на современном этапе. Реструктуризация экономики России: Материалы Юбилейной междунар. научно-практич. конф. ППС. – Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2001. – 0.05 п. л.

30.Гашенко И.В. Налоговый контроль за поступлением налогов с физических лиц. Автореферат. РГЭУ «РИНХ», 2000. - 1,0 п.л.

31.Гашенко И.В. О декларировании доходов гражданами // Ваш консультант. – 2000.– №7.– 0,4 п. л.

32.Гашенко И.В., Кочановская О.М. Государственный финансовый контроль – важнейшая функция государства. Проблемы развития финансового рынка в России: Тезисы докл. научно-практич. конф. студентов и молодых ученых. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. – 0,04 п. л.

33.Гашенко И.В., Кочановская О.М. Налоговая политика государств с рыночной экономикой на современном этапе. Развитие финансово-кредитного механизма в российской экономике: Тезисы докл. регион. научно-практич. конф. ППСи практич. работников. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998. – 0,04 п. л.

34.Гашенко И.В., Кочановская О.М., Рукина С.Н. Реформирование налогообложения доходов граждан от предпринимательской деятельности // Вестник академии РГЭА.-1997.-№2(6). - 0.15 п. л.