- Обоснована научная категория инновации как коммерциализованного полезного знания, составляющего стратегический стержневой ресурс в виде нематериальных активов экономических систем и подсистем различного уровня. Особо выделена потенциальная склонность инновации к перманентному воспроизводству с созданием качественно и количественно новой ценности, при условии ее активного целенаправленного использования;
- Определена необходимость восстановления в российском обществе специфического института инновационности, элементы которого в советское время активно культивировались государством и партией с использованием госбюджета. Создание и поддержание данного института (не только материальными, но и идеологическими средствами) составляет важнейшую задачу национальной инновационной политики государства как модератора национальной инновационной системы;
- Уточнены условия и методика применения маркетингового подхода к определению феномена инновации, проявляющегося в рамках национальной инновационной системы, где распространение (диффузия) инноваций особым образом проявляется в фазе обмена цикла общественного воспроизводства в сочетании пространственно-временного трансфера и спилловера инноваций;
- Выполнен критический анализ и осуществлено научно обоснованное разграничение таких категорий диффузии инноваций (внутри и за пределами национальной инновационной системы), как трансфер и спилловер с установлением особой роли последнего в механизме глобальной диффузии инновации;
- Модифицирована широко распространяющаяся модель НИС, которая позволяет уточнить направления теоретического осмысления и практического воздействия в рамках национальной инновационной политики для дифференциации и интеграции организационных воздействий по формированию и развитию НИС. Это сделано автором на примере анализа современной НИС России, позволившем сделать вывод о системной неполноте последней и решающей роли государства для ее модернизации;
- Определена необходимость имманентно проактивного характера формулирования стратегии инновационного развития (от микро- до макроэкономического уровня), что, в условиях шумпетерианского творческого разрушения (креативной деструкции) рынка и возникновения ситуации гиперконкуренции (в терминах Д´Авени) однозначно требует антиципирования вектора «инновационной волны». Для этого предложено использование инструментария современной конкурентной, маркетинговой разведки, практикуемой за рубежом всеми компаниями из списка Fortune 500;
- Разработаны модельно-методологические подходы по формированию стратегий и тактик включения российских высокотехнологичных предприятий в глобальную сеть диффузии инноваций, представленную моделью «глобального трансфера инноваций». Добавление каналов спилловера инноваций позволило получить целостную сетевую модель, топология которой отличается динамической регионально-отраслевой концентрацией и специализацией;
- Исторически и логически (от примеров ЗАТО и академгородков до проекта Сколково) обоснована необходимость создания регионально-отраслевых инновационных научно-технологических кластеров для достижения синергического эффекта «критической массы интеллекта», получающего дополнительное усиление за счет современной глобальной сети виртуальных и реальных коммуникаций;
-
Разработаны методологические основы исследования феномена инновации с использованием реплик его отображения в общественном сознании и интегрального подхода, сочетающего научно совместимые положения марксизма, неоклассического подхода и новой институциональной экономической теории;
- Сформулированы основные направления и апробирована методика совершенствования понятийно-категориального аппарата теории инноваций с выявлением социально-экономической сущности единиц этого аппарата с применением статистико-семасиологического подхода и семантико-экономического анализа;
- Дано теоретическое обоснование и сформулированы основы методологии реализации потенциала национальной инновационной системы с позиционированием ее как парадигмы совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности;
- Развито положение о том, что максимально возможная на данный момент времени выгода (интеллектуальная рента) от внедрения инновации может быть получена лишь при условии, когда отдельно взятая инновация оказывается совместимой с принимающей ее социально-экономической или технологической средой (развита классическая позиция о диалектическом единстве и противоречии производительных сил общества).
1.Марьяненко В.П. Вопросы развития и изучения феномена инновации: коллективная монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 9,6 п.л./автора 0,4 п.л.
2.Марьяненко В.П. Заметки об инновациях: монография / М.Г. Толстобров, В.И. Черенков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 5,1/ автора 1,7 п.л.
3.Марьяненко В.П. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: монография / С.А. Дятлов, Т.А. Селищева.- СПб.: Изд-во Астерион, 2008. - 26/ автора 8,7 п.л.
4.Марьяненко В.П. Феномен инновации: Опыт концептуализации в многомерном пространстве: монография. - СПб.: НПК «РОСТ», 2008. - 21,25 п.л.
5.Марьяненко В.П. Инструменты обеспечения системности развития национальной инновационной системы России // Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: коллективная монография. – СПб.: Изд-во Астерион, 2007. - 0,4 п.л.
Учебные пособия и брошюры
6.Марьяненко В.П. Внешнеэкономическая деятельность: вспомогательные операции и государственное регулирование: учебное пособие / Голева Г.А., Свиткова М.Ю.Таничев А.В. и др.; под ред. В.И. Черенкова. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2008. - 39,5/ автора 6,6 п.л.
7.Марьяненко В.П. Регулирование внешнеторговых операций: макроэкономический уровень: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Аквилон, 2007. - 8,0 п.л.
8.Марьяненко В.П. Экономические критерии оптимизации ассортиментной линии предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 2,0 п.л.
9.Марьяненко В.П. Системный анализ монопольных структур / Дмитриенко Д.В.; под ред. Исляева Р.А. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 - 2,25/ автора 1,15 п.л.
10.Марьяненко В.П. Методы управления монопольными системами / Дмитриенко Д.В.; под ред. Исляева Р.А. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 2,3/ автора 1,15 п.л.
11.Марьяненко В.П. Управление сервисной политикой / Карисалов М.Ю. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 2,0/ автора 1,0 п.л.
II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:
12.Марьяненко В.П., Черенков В.И., Черенкова Н.И. Семасиологический подход к выявлению сущности понятия «инновация» в экономической науке // Проблемы современной экономики. – 2010. - №1. – стр.45-51. – 1,5 п.л./ автора 0,5 п.л.
13.Марьяненко В.П. О необходимости адекватного методологического обеспечения «программы 4и» // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - №3. – 2009. - 1,0 п.л.
14.Марьяненко В.П. «Инновационные волны» и эрозия «Триады» // Проблемы современной экономики. – 2009. - №1. - 0,84 п.л.
15.Марьяненко В.П. О проблеме «системности» современной национальной инновационной системы России // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. - 2008. - №10 (64). - 1,0 п.л.
16.Марьяненко В.П., Толстобров М.Г. Место и организационные формы малого бизнеса в реализации императива инновационного развития российской экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Серия экономическая. – 2008. - № 2. - 1,2/ автора 0,6 п.л.
17.Марьяненко В.П. Антиципирование инновации как важнейшее условие формирования проактивных инновативных стратегий // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 6. - 0,6 п.л.
18.Марьяненко В.П. Антиципирование инновации: роль конкурентной разведки в создании избыточной прибавочной стоимости // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 7. - 0,9 п.л.
19.Марьяненко В.П. Сетевой подход к диффузии инноваций в контексте концепции глобальной фабрики // Экономика и управление. – 2008. - № 5. - 1,75 п.л.
20.Марьяненко В.П. Диффузия инноваций: мезоэкономические и геополитические последствия глобального аутсорсинга МНК // Экономика и управление. – 2008. - № 6. - 1,24 п.л.
21.Марьяненко В.П., Юрга В.А. Диалектика инноваций в системе образования // Управленческий учет. – 2007. - 0,8/ автора 0,4 п.л.
22.Марьяненко В.П. Налоговая политика как инструмент стимулирования инновационной деятельности // Экономика и управление. – 2006. - №1; 0,6 п.л.
III. Научные статьи, доклады:
23.Марьяненко В.П., Черенков В.И., Черенкова Н.И. О применении семасиологического подхода к определению адекватности дефинирования и терминирования в понятийно-категориальном аппарате отечественной экономической науки (на примере понятия «инновация») // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития `2009: Материалы международной научно-практической конференции. - Одесса, Украина 5-17 октября 2009 года. – Одесса, 2009. – стр. 77-88. – 1,2 п.л./ автора 0,4 п.л.
24.Марьяненко В.П. Структура и способы распределения инноваций в национальной хозяйственной системе // Модернизация хозяйственной системы России как условие экономического роста: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2009 год. Март – апрель 2010 год. Общеэкономический факультет: Сборник докладов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - стр. 37-42. – 0,5 п.л.
25.Марьяненко В.П. Неравномерность территориально-отраслевого распространения инноваций // Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2009: Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. - Одесса, Украина 16-27 марта 2009. – Одесса, 2009. - 0,5 п.л.
26.Марьяненко В.П. Модернизация российской экономики: 4И-парадигма нового этапа // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в 21 веке. Научная сессия ППС, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2007 г. Март-май 2008 г: Сборник лучших докладов. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 0,6 п.л.
27.Марьяненко В.П. Некоторые концептуальные и практические вопросы трансфера инноваций в международных франчайзинговых сетях розничной торговли // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в 21 веке. Научная сессия ППС, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2007 г. Март-май 2008 г: Сборник лучших докладов. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 0,6 п.л.
28.Марьяненко В.П. Традиционное и инновационное в развитии современных образовательных институтов в России // Инновации и качество образования : Сборник материалов международной научно-практической конференции (Россия, Новосибирск, 24-25 марта 2008 г.). Часть 2. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. - 2008. - 0,5 п.л.
29.Марьяненко В.П., Свиткова М.Ю. Международные франчайзинговые сети как каналы трансфера инноваций в сфере услуг // Управление каналами дистрибуции. – 2008. - №2 (14). - 2,4/ автора 1,2 п.л.
30.Марьяненко В.П. Роль инновационного капитала в инновационном развитии современных образовательных институтов в России // Сибирский учитель. - 2008. - №4. - 0,75 п.л.
31.Марьяненко В.П. Государственное регулирование инновационной деятельности // Ученые записки института управления и экономики. – 2006. - Вып. 1 (13). - 0,91 п.л.
32.Марьяненко В.П., Толстобров М.Г. Стратегические аспекты развития организационных форм инновационного процесса в малом бизнесе // Макрорегулирование высокоразвитого рынка вопросы экономической теории: - Материалы научно-практической конференции. - декабрь 2006. -М.: МФТИ. – 2007. - 1,18/ автора 0,59 п.л.
33.Марьяненко В.П. Государственное регулирование функционирующих монопольных структур // Ученые записки института управления и экономики. – 2002. - Вып. 1 (6). - 0,73 п.л.