- Обоснована комплексная концепция эволюционно-инновационной модернизации региональных финансов, содержание которой раскрывается, во-первых, в аспекте формирования и эволюционных изменений региональных финансов как единой системы; во-вторых, длительной волны модернизации, отражении поступательного (инновационно-модернизацион-ного) процесса развития от недостаточной системности и кризисности к более развитой и организованной системе финансовых отношений на региональном уровне; в-третьих, в системности и комплексности внешнего влияния на состояние и модернизацию региональных финансов, их институциональные звенья изменений макроэкономических параметров и общего для регионов федерального законодательства, распространяющегося на финансы каждого субъекта федерации; в-четвертых, рекомендациями в отношении модернизации финансового потенциала на основе инновационных факторов и источников роста, саморазвития, интеграции ресурсов в масштабе федеральных округов (пункт 1.2. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Определены методологические подходы раскрытия экономического содержания «финансовой системы», «региональной финансовой системы» посредством секторной, звеньевой, потоковой, институциональной концепции. Базисным определением категории «финансовая система» является её представление как «оператора» финансовых отношений и как системной совокупности финансовых потоков, кругооборотов и фондов, которая управляется финансовыми регуляторами (институтами) и инструментами законодательно-нормативного и индикативного значения на разных уровнях и в различных пространственных масштабах. Предложено в отечественном финансовом праве закрепить понятие «финансовая система» в отношении страны в целом, и в отношении региональных финансов, в частности, включая уровень отдельного субъекта федерации и муниципального образования (пункт 2.2. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Введено понятие «системы региональных финансов во взаимосвязи и единстве процессов их функционирования, регулирования (управления) и развития (модернизации)». Доказано, что реальный механизм региональных финансов включает объективный «блок» (финансовые потоки, фонды, экономические интересы), и его взаимодействие на основе прямых и обратных связей с механизмом регулирования региональных финансов (институциональный механизм). В процессе консолидации, взаимодействия и взаимопроникновения формируется общий, интегрированный механизм региональных финансов, включающий: механизм текущего функционирования и механизм развития, который в большинстве регионов сформировался не полностью и является одним из главных направлений и целей модернизации региональных финансов как единой системы (пункт 1.5. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Доказано наличие двух форм взаимопереплетающих процессов модернизации региональных финансов: во-первых, преобразование финансов регионов в правовой, законодательной форме. Такая модернизация может определяться как формальная модернизация в положительном понимании самого термина «формальный», во-вторых, имеет место реальная инновационная модернизация региональных финансов в том случае, если законодательные и другие нормативно-правовые новации или действия органов власти, управления, менеджмента и субъектов хозяйствования вызывают изменения в сторону усиления инвестиционной направленности потоков финансовых ресурсов в регионе, ведут к росту финансово-бюджет-ных потенциалов за счет интенсивных факторов и их использованию в соответствии с приоритетами инновационно-социального развития регионов (пункт 1.5. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Обоснована необходимость исследования новой категории «конфигурация региональных финансов» и, соответственно, разработана ее концептуальная трактовка в аспекте формирования и модернизационного развития на базе введенных автором понятий «внешней» и «внутренней» конфигурации региональных финансов. На их основе призваны решаться проблемы пропорциональности между региональными и федеральными финансами; развиваться и оптимизироваться институты и параметры, влияющие на процесс функционирования, модернизацию и общий потенциал системы региональных финансов (пункт 1.2. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Выделены три этапа модернизации региональных финансов и раскрыта эволюция приоритетов модернизации, характерных для каждого этапа (этап «шоковой», кризисной модернизации; стабилизационная фаза модернизационной траектории; этап инновационной модернизации). Обосновано, что между этапами эволюционной модернизации нет четких качественных и временных границ и очертаний, имеют место противоречивость последствий, слабая прогнозируемость результатов, непрозрачность и неполная согласованность реформаторских действий на федеральном и региональном уровнях, а нередко и блокировка законодательных и организационно-управленческих инициатив субъектов федерации федеральными институтами (пункты 1.2.; 1.6.; 5.7.; 5.13.; 5.14. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Аргументированы научно-методологические позиции и практические меры в отношении политики модернизаций региональных финансов и региональной финансово-экономической политики в новом кризисно-посткризисном цикле. Определена необходимость укрепления и роста, а не ослабления государственного финансового, в т.ч. бюджетного, потенциала, и повышения в нем целевой инновационной составляющей как на федеральном, так и региональном уровнях, чтобы переместить траекторию долгосрочного развития с пессимистического в направлении оптимистического типа трансформации и модернизации финансовой системы страны и её регионов (пункты 1.6.; 2.2.; 5.9.; 5.17. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Разработана концепция консолидированного финансового потенциала крупного региона (федерального округа), который в аспекте общей теории финансового потенциала рассматривается как совокупность финансовых потенциалов субъектов федерации, входящих в макрорегион (федеральный округ), без их полного реального слияния и ограничения конституционной самостоятельности в использовании своих ресурсов; как сложно структурированная территориальная система, аккумулирующая бюджетные ресурсы, налоговый потенциал, финансовые потенциалы предприятий, фондового рынка, банковской системы, финансы домашних хозяйств (населения) с учетом баланса встречных потоков, внешних «входов» и «выходов» данного территориального ограниченного финансово-экономи-ческого пространства (пункты 5.1.; 5.2. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Обобщены тенденции, формы и противоречия интеграции экономических, финансовых отношений и финансового потенциала на уровне крупного региона: наличие объективных факторов, интересов и процессов в финансовой интеграции, мощного проявления стихийных, разнонаправленных процессов, имеющих синергетическую природу, постепенное увеличение потенциала финансовых связей и зависимостей между субъектами федерации, а в масштабе субъекта федерации - внутри его территории; возрастание системности, комплексности финансового развития крупного региона и постепенное проявление положительного мультипликативного эффекта финансовых отношений в регионе и субъектах федерации; возникновение потребности в усилении координации территориальных финансов через общероссийскую финансово-экономическую инфраструктуру общую стратегию финансово-экономической политики и тактики в отношении влияния на финансы и экономику регионов процессов глобализации) (пункт 5.5. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
- Разработана модель формирования индикативной финансовой системы макрорегиона, включающая основные блоки механизма функционирования финансового потенциала и институциональный инструментарий. Обосновано, что объединение субъектов федерации в более крупный не гарантирует ускорения социально-экономического развития; в многонациональных федеральных округах интеграция в форме утраты субъектами федерации своей самостоятельности должна быть исключена; главной формой интеграции призвано стать индикативное взаимодействие субъектов федерации при координирующей роли институтов федерального округа и центральных институтов РФ (пункты 5.11.; 5.15. Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).
1.Исаев Э.А. Модернизация региональных финансов. - М.: Изд-во РАГС, 2009. – 14,0 п.л.
2.Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического региона. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. – 13,0 п.л.
б). Статьи, опубликованные в журналах и изданиях, которые включены в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ:
3.Исаев Э.А. Модернизация региональных финансов. // Финансы и кредит. – 2010. - № 14 – 1,0 п.л.
4.Исаев Э.А. Программирование экономического и финансового развития регионов. // Сегодня и завтра российской экономики. – 2010. - № 35. – 0,5 п.л.
5.Исаев Э.А. Финансовый потенциал региона: консолидация, саморазвитие, регулирование. // Финансовая экономика. – 2010. - № 1. – 1,1 п.л.
6.Исаев Э.А. Социально-инновационный вектор развития региональных финансов. // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – № 1. – 0,5 п.л.
7.Исаев Э.А. Эволюционная модернизация региональных финансов. // Вестник Финансовой академии. – 2010. - № 1. – 0,9 п.л.
8.Исаев Э.А. Взаимодействие центра и регионов: антикризисная и посткризисная финансовая политика. // Государственная служба. – 2009. - № 6. – 0,5 п.л.
9.Исаев Э.А. Формирование индикативной финансовой системы макрорегиона. // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - № 10. – 1,0 п.л.
10.Исаев Э.А. и др. Предпосылки, тенденции и последствия мирового финансового кризиса в России. «Круглый стол». // Государственная служба. – 2009. - № 5. – 0,9 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автора 0,1 п.л.).
11.Исаев Э.А. Развитие региональной финансовой интеграции. // Федерализм. – 2008. - № 3. – 1,0 п.л.
в). Статьи и выступления в других научных журналах и изданиях:
12. Исаев Э.А. Социальные приоритеты бюджета Чечни. // Бюджет. – 2010 - № 1. – 0,5 п.л.
13.Ярлыкапов А., Исаев Э. Факторы долгосрочной модернизации финансов регионов. // Вестник аналитики. – 2010. -№ 1. – 0,5 п.л.
14.Исаев Э.А. В ЧР принят бездефицитный бюджет. // Вестник экономики.-2009. - № 9/10. – 0,1 п.л.
15.Исаев Э.А. Антикризисная и посткризисная трансформация системы региональных финансов. // Национальная экономическая система России: состояние и перспективы: материалы научной конференции. Москва. РАГС. 14 апреля 2009 года. Лебедевские чтения; под общ. ред. А.Н. Фоломьева. – М.: Изд-во РАГС, 2009.- 0,8 п.л.
16.Исаев Э.А. Некоторые аспекты методологии стратегии развития финансов регионов. // Финансовая экономика. - 2009. - № 4. – 0,5 п.л.
17.Исаев Э.А. Взаимодействие центра и регионов в нестабильных условиях. // Финансовая экономика. – 2009. - № 3. – 1,3 п.л.
18.Исаев Э.А. Модернизация конфигурации региональных финансов. // Финансовая экономика. – 2009. - № 2. – 1,2 п.л.
19.Исаев Э.А. Антикризисное регулирование финансового потенциала регионов Российской Федерации. // Денежно – кредитная и финансовая политика государства в условиях преодоления кризиса: сборник научных статей; под общ ред. А.Г. Куликова. – М.: Изд-во РАГС, 2009. - 0,9 п.л.
20.Исаев Э.А. Саморазвитие экономики макрорегиона в условиях инновационной финансовой политики. // Совершенствование финансового механизма формирования инновационной экономики в России: сборник научных статей; под общ. ред. А.Г. Куликова. – М.: Изд-во РАГС, 2009. - 0,9 п.л.
21.Исаев Э.А. Саморазвитие крупного региона в механизме инновационной политики. // Инновационная стратегия развития экономики России: финансовое обеспечение проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции РАГС. (18 декабря 2008 года): под общ. ред. А.Б. Ярлыкапова. – М.: Изд-во РАГС, 2009. - 0,25 п.л.
22.Исаев Э.А. Совершенствование региональных финансово-бюджетных пропорций как фактор развития экономики. // Обновление процессов воспроизводства в экономике России: Сборник научных статей / Под общ. ред. А.Н. Фоломьева. – М.: Изд-во РАГС, 2008. - 0,5 п.л.
23.Исаев Э.А. Региональные бюджетно-финансовые пропорции. // Проблемы социально-экономического развития на современном этапе: Сборник научных статей. Выпуск 11. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. - 0,6 п.л.
24.Исаев Э.А. Структурно-функциональное содержание финансового потенциала крупного региона. // Финансовые ресурсы и национальные приоритеты России: Сборник научных статей. – М.: Изд-во РАГС, 2007. - 0,7 п.л.
25.Исаев Э.А. Перспективы развития Юга России. // Экономист. – 2007. - № 11. – 0,9 п.л.
26.Исаев Э.А. Развитие экономического потенциала в условиях вступления России в ВТО. // Международная безопасность России в условиях глобализации. Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 0,2 п.л.