- Формирование «экономики знаний» становится фактором трансформации роли высшего образования в системе общественного воспроизводства, содержание которой обусловлено противоречивой сущностью образовательной услуги как общественного и частного блага и инвестиционного ресурса. Сущность образовательной услуги как частного блага и инвестиционного ресурса проявляется в превращении ее в объект дифференцированных рынков образовательных услуг, предоставляемых учреждениями высшего образования. Развитие рыночных отношений обусловливает превращение образовательной услуги как общественного блага в бюджетную услугу. Данные процессы определяют необходимость сущностных изменений содержания, направлений и путей осуществления финансовой политики в сфере ВПО.
- Финансовый механизм системы ВПО представляет собой систему целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов вузов в рамках институционально определенных принципов, финансовых методов, финансовых рычагов, нормативно-правового и информационно-методического обеспечения. Трансформация финансового механизма системы ВПО состоит в смене законодательно определенных принципов его функционирования, соответствующего нормативного и информационно-методического обеспечения, появления новых финансовых методов и финансовых рычагов. Модернизация финансового механизма системы ВПО заключается в адаптации его к современным условиям посредством модификации финансовых методов и рычагов, а также норм финансового обеспечения деятельности вуза в целях эффективного использования финансовых ресурсов при реализации услуг образовательного учреждения и повышения его конкурентоспособности и инновационной активности.
- Смена приоритетов бюджетной политики в сфере ВПО в условиях бюджетного дефицита определяет необходимость трансформации бюджетного финансирования вузов, а также диверсификации источников внебюджетного финансирования, наиболее перспективными из которых являются: обновление направлений и форм образовательной деятельности, осуществляемой на платной основе, расширение экспорта образовательных услуг, развитие научно-инновационной деятельности на контрактной основе, участие в капитале коммерческих фирм, осуществление политического давления на органы власти с целью развития системы кредитной и грантовой поддержки студентов, продвижение государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровне.
- Содержанием процесса трансформации финансового механизма системы ВПО России в конце ХХ в. стало применение новых финансовых методов, в том числе: внебюджетное финансирование посредством расширения приема на программы высшего, послевузовского и дополнительного образования на контрактной основе, развития контрактных форм реализации результатов НИОКР, а также экспорта образовательных услуг; инвестирование путем создания инновационных институтов в форме технологических парков и инновационных комплексов, вложения денежных средств в акции и доли создаваемых с участием университетов компаний, а также в банковские депозиты, векселя и иные ценные бумаги; кредитование, поиск нестандартных схем привлечения средств на заемной основе путем выпуска векселей, облигаций, иных ценных бумаг. Широкое применение получили такие финансовые рычаги как прибыль, дивиденды, процентная ставка, кредиты и займы, акции, облигации, векселя.
- Основные концептуальные положения модернизации финансового механизма системы ВПО в Российской Федерации включают в себя: переход от сметного финансирования учреждений образования к финансовому обеспечению образовательной деятельности на основе государственного задания на выполнение бюджетной услуги и государственного контракта; отказ от бюджетирования на основе сметы доходов и расходов и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат; расширение автономии и ответственности университетов в финансово-экономической сфере, предполагающее активное применение таких финансовых методов, как планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, лизинг, факторинг, страхование, финансовый маркетинг; создание системы налогового стимулирования деятельности вузов на федеральном, региональном и муниципальном уровне; внедрение современных методик финансовой отчетности и финансового менеджмента.
- Модернизация бюджетного финансирования учреждений ВПО в России должна основываться на творческом применении зарубежного опыта и состоять во внедрении бюджетирования, ориентированного на результаты, включающего: совершенствование процесса формирования и реализации целевых программ; разработку моделей и механизмов финансирования вузов, стимулирующих их к повышению качества оказываемых услуг и эффективности бюджетных расходов; расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения государственных услуг на основе государственного задания или закупки услуги на рынке на основе государственного заказа; предоставление вузам права самостоятельно определять направления расходования средств; повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.
- Методика оценки результативности расходования бюджетных средств в зависимости от изменения непосредственных и конечных показателей результатов деятельности вуза, оказывающего бюджетные услуги, и динамики его бюджетного финансирования позволяет выявить варианты, характеризующие качественно различные области изменений результативности услуг (усиление экстенсивного роста, ослабление интенсивного роста, усиление интенсивного роста, удорожание, инерция, экономия, усиление интенсивного спада, ослабление интенсивного спада, усиление экстенсивного спада) и может стать основой для разработки мер по повышению результативности бюджетных расходов.
- Целесообразно использовать опыт модернизации финансового менеджмента в европейских университетах по: повышению прав и ответственности за хозяйственные результаты высшего менеджмента; расширению функций финансово-экономических служб вуза, ответственных за стратегическое и финансовое планирование; расширению функций руководителей факультетов и кафедр в рамках перехода к бюджетированию их деятельности, децентрализации и демократизации финансового планирования; развитию структурных подразделений вуза, ориентированных на предпринимательскую деятельность и функционирующих на основе хозяйственного расчета, маркетинга и бюджетирования.
- На начальном этапе реформ в 90-х гг. ХХ в. в условиях бюджетного недофинансирования учреждений ВПО налоговое регулирование заключалось в освобождении от уплаты всех налогов при условии реинвестирования полученных доходов в образовательный процесс. С 2000 г. параллельно с ростом бюджетной обеспеченности вузы были лишены налоговых льгот. Налоговые органы, стремясь к увеличению сборов в бюджет, не всегда правильно трактовали налоговое законодательство, что создало опыт отстаивания вузами своих прав как в случае с налогом на пользователей автодорог, так и с налогом на прибыль.
- Нормы налогового законодательства открывают возможность налогового стимулирования деятельности вузов на региональном и местном уровне в части предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, и определяют задачу высших учебных заведений, заключающуюся в развитии их отношений с региональными и муниципальными органами власти с целью получения налоговых преференций и повышения конкурентоспособности.
- Институциональными барьерами в развитии финансового механизма системы ВПО являются противоречия между: нормами гражданского и бюджетного законодательства в части определения правового статуса внебюджетных средств; необходимостью оптимизации имущественного комплекса вуза и ограничениями в возможностях реализации или списания основных средств; имеющимся потенциалом для формирования научно-инновационных комплексов и ограничениями участия в капитале коммерческих организаций; необходимостью диверсификации источников финансирования вуза и отсутствием возможности получения доходов от размещения средств в банковские вклады и ценные бумаги, а также привлечения средств через кредиты, займы, выпуск собственных ценных бумаг. Разрешение указанных противоречий возможно путем преобразования вузов из бюджетных учреждений в автономные, что приводит к расширению прав вузов по распоряжению финансовыми ресурсами при сохранении режимов финансирования и налогообложения.
1. Тараканов, В. В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: от трансформации к модернизации : монография / В. В. Тараканов. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – 19,5 п.л.
2. Тараканов, В.В. Результативность и эффективность бюджетных расходов : монография / Дорждеев А. В., Гукова А. В., Тараканов В.В. [и др.]. – М.: Книжная редакция «Финансы», 2009. – 45,0/2,65 п.л.
3. Тараканов, В.В. Стратегия инновационного развития Волгоградской области до 2025 г. : монография / Иншаков О. В., Тараканов В. В., Иншакова Е. И. [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – 13,0/0,72 п.л.
4. Тараканов, В.В. Программа антикризисных мер Волгоградской области на 2009-2012 годы : монография / Иншаков О. В., Тараканов В. В., Иншакова Е. И. [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – 10,11/0,53 п.л.
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК
5. Тараканов, В. В. Хозяйственная деятельность государственного вуза в современном экономико-правовом пространстве / О. В. Иншаков, В. В. Тараканов // Экономическая наука современной России. – 2003. - № 3. – 1,63/0,82 п.л.
6. Тараканов, В. В. Хозяйственная деятельность государственного вуза в современном экономико-правовом пространстве (окончание) / О. В. Иншаков, В. В. Тараканов // Экономическая наука современной России. –2003. - № 4. – 1,3/0,65 п.л.
7. Тараканов, В. В. Пути оптимизации налогообложения доходов государственных образовательных учреждений (опыт Волгоградского государственного университета) / О. В. Иншаков, В. В. Тараканов // Известия Международной академии наук высшей школы. – 2004. - № 3 (29). – 1,0/0,5 п.л.
8. Тараканов, В. В. Методика оценки результативности бюджетных средств / А. В. Гукова, В. В. Тараканов // Финансы и кредит. – 2009. - № 17 (353). – 0,9/0,45 п.л.
9. Тараканов, В. В. Реформирование системы бюджетного финансирования высшего образования в странах Западной Европы / В. В. Тараканов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2009. - № 1 (14). – 1,0 п.л.
10. Тараканов, В. В. Становление дифференцированных рынков образовательных услуг и трансформация финансовой деятельности университетов / В. В. Тараканов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. - № 15 (48). – 0,75 п.л.
11. Тараканов, В. В., Налоговое стимулирование учреждений высшего профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях: опыт Волгоградской области / В. В. Тараканов // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - № 26 (119). – 1,0 п.л.
12. Тараканов, В. В. Децентрализация финансового менеджмента в высших учебных заведениях: зарубежный опыт / В. В. Тараканов // Финансы и кредит. – 2009. - № 29 (365). - 0,9 п.л.
13. Тараканов, В. В. О налогообложении доходов государственных образовательных учреждений / В. В. Тараканов // Финансы и бизнес. – 2009. - № 4. – 0,66 п.л.
14. Тараканов, В. В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования / В. В. Тараканов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2009. - № 2 (15). - 0,9 п.л.
Научные публикации в других изданиях
15. Тараканов, В. В. Становление системы коллективного инвестирования и задачи государства (по материалам социологического исследования) / В. В. Тараканов // Устойчивое развитие региональных систем. – Волгоград, 1998. – 0,5 п.л.
16. Тараканов, В. В. Механизм компенсации потерянных сбережений: поиски вариантов / В. В. Тараканов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия Экономика. - Вып. 2. - 1998. – 0,6 п.л.
17. Тараканов, В. В. Система коллективного инвестирования: предпосылки и условия становления. (По материалам экспертного опроса) / В. В. Тараканов // Проблемы и перспективы развития институтов коллективного инвестирования в Нижневолжском регионе : материалы первой научно-практической конференции. Волгоград. 18 марта. 1998 г. – Волгоград, 1998. – 0,6 п.л.
18. Тараканов, В. В. Кредитные союзы как элемент системы коллективных инвестиций / В. В. Тараканов, Ж. О. Ляпунова, М. Ю. Шевяков // Система коллективных инвестиций: кредитные союзы (кредитные потребительские кооперативы) : Сборник нормативных документов. - Волгоград, 1998. – 0,45/0,15 п.л.
19. Тараканов, В. В. Типы паевых инвестиционных фондов / В. В. Тараканов // Система коллективных инвестиций: паевые инвестиционные фонды : Сборник нормативных документов. - Волгоград, 1998. – 0,4 п.л.
20. Тараканов, В. В. Хозяйственная деятельность государственного вуза в современном экономико-правовом пространстве России / О. В. Иншаков, В. В. Тараканов // Экономика образования. Международный научный журнал. – Кострома, 2004. - № 1. – 1,2/0,6 п.л.
21. Тараканов, В. В., Хозяйственная деятельность государственного вуза в современном экономико-правовом пространстве России (окончание) / О. В. Иншаков, В. В. Тараканов // Экономика образования. Международный научный журнал. – Кострома, 2004. - № 2. – 0,8/0,4 п.л.
22. Тараканов, В. В. Особенности налогообложения доходов государственных образовательных учреждений в Волгоградской области / В. В. Тараканов // Стратегия развития университетского образования в регионе : материалы научно-практической конференции «История и перспективы развития Волгоградского государственного университета», посвященной 25-летию ВолГУ, г. Волжский, 4 марта 2005 г. – Волгоград, 2005. – 0,5 п.л.
23. Тараканов, В. В. Реформа финансового управления университетами: опыт Швеции / В. В. Тараканов // Образование для устойчивого развития: классический университет в социокультурном контексте : материалы круглого стола, посвященного 75-летию Ставропольского государственного университета. - Ставрополь, 2006. – 0,48 п.л.
24. Тараканов, В. В. Об оптимизации налогообложения доходов государственных вузов: анализ арбитражной практики / В. В. Тараканов // Стратегия развития университетского образования в регионе : материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию ВГИ (филиала) ВолГУ, г. Волжский, 16 февраля 2007 г. - Волгоград, 2007. – 0,5 п.л.
25. Тараканов, В. В. Модернизация системы университетского управления: зарубежный опыт / В. В. Тараканов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2007. -Вып. 11. – 0,63 п.л.
26. Тараканов, В. В. Предпринимательский университет: опыт и перспективы развития / В. В. Тараканов // Записки семинара «Сверхмедленные процессы». Вып. 3. - Волгоград, 2008. – 0,63 п.л.
27. Тараканов, В. В. Оценка результативности бюджетных средств: методический аспект / А.В. Гукова, В. В. Тараканов // Актуальные проблемы региональной экономики и финансов : материалы круглого стола. – Волгоград, 2008. – 0,9/0,45 п.л.
28. Тараканов, В. В. Экономические последствия принятия Федерального закона «Об автономных учреждениях» для учреждений высшего профессионального образования / В. В. Тараканов // Записки семинара «Сверхмедленные процессы». Вып. 4. - Волгоград, 2009. – 0,84 п.л.
29. Тараканов, В. В. Перспективы развития финансового механизма системы высшего профессионального образования в России / В. В. Тараканов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 2. – 0,9 п.л.