Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ ЭКОНОМИКИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. проанализированы особенности формирования институциональной среды инновационной экономики на современном этапе; исследованы теоретико-методологические основы управления бизнес-образованием как фактором инновационного развития; определены роль и место бизнес-образования при переходе к инновационному типу экономики; выявлены наиболее существенные проблемы развития бизнес-образования;
  2. реализован новый подход к анализу взглядов на проблемы повышения эффективности управления образовательными услугами, отличающийся акцентом на приоритетной роли коммуникаций; дана оценка процессу формирования рынка образовательных услуг в Российской Федерации; выявлены особенности управления образовательными структурами при переходе к инновационному типу развития экономики;
  3. бизнес-образование рассмотрено в двухмерном пространстве: и как социальный институт, и как один из секторов рынка образовательных услуг, что позволило определить пути повышения эффективности функционирования системы бизнес-образования;
  4. сформирован терминологический аппарат управления бизнес-образованием; предложена авторская трактовка понятий «бизнес-образование», «система бизнес-образования»;
  5. в рамках разработанной организационно-управленческой концепции бизнес-образования, доказана необходимость и сформулированы концептуальные основы формирования и развития системы бизнес-образования в условиях перехода Российской Федерации к инновационному типу экономики; предложены методологические подходы к формированию и развитию системы бизнес-образования; сформулированы принципы формирования системы бизнес-образования, отвечающей потребностям инновационного развития;
  6. в теоретическом и методическом аспекте разработана структурно-функциональная модель системы бизнес-образования с учетом задач долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; определены факторы, обуславливающие функционирование и развитие системы бизнес-образования; определены роли, цели и задачи элементов предложенной системы; выявлены особенности и исследованы перспективы взаимодействия элементов системы бизнес-образования на международном, национальном и региональном уровнях; предложены концептуальные подходы к интеграции отечественного бизнес-образования в международное образовательное пространство;
  7. исследован генезис образовательной политики Российской Федерации в условиях институциональных политических и социально-экономических преобразований; обоснована необходимость усиления роли регионов и региональной образовательной политики в сфере бизнес-образования как одного из факторов инновационного развития; предложен комплекс мероприятий по активизации роли региональных органов управления образованием;
  8. выявлены особенности и закономерности функционирования региональных рынков бизнес-образования в условиях глобализации и интернационализации образования; исследована и особо отмечена приоритетная и системообразующая роль коммуникационных и интеграционных проектов в сфере бизнес-образования;
  9. дана оценка перспективам реализации в Российской Федерации международного опыта управления сферой бизнес-образования; рассмотрены возможности использования в сфере бизнес-образования Европейской системы трансфера кредитных единиц ECTS, многоуровневых систем профессиональных квалификаций, позволяющих интегрировать различные уровни профессионального образования;
  10. на основе проведенных исследований и практического опыта автора в области реализации международных проектов в сфере бизнес-образования предложены перспективные направления интеграции программ бизнес-образования в международные системы профессионального образования;
  11. определены факторы, определяющие качество образовательных услуг в сфере бизнес-образования; доказана необходимость реализации предложенного комплекса мероприятий по защите интересов потребителей услуг бизнес-образования; рассмотрены особенности и сформулированы принципы продвижения и позиционирования услуг бизнес-образования на региональных рынках бизнес-образования.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1.Ковалев В.А. Маркетинговые стратегии в высшем образовании: Монография. – Омск: Изд-во ГП Омской области «Омская областная типография», 2006. – 7,0 п.л.

2.Ковалев В.А. Развитие институтов инновационной экономики, управления и образования: Коллективная монография / Под науч. ред. А.Н. Романова, Ю.А. Северова. - М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2009. – 18,0 п.л. – (авт. 0,6 п.л.).

3.Ковалев В.А. Организационная диалектика бизнес-образования: Монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. – 14,9 п.л.

4.Ковалев В.А. Бизнес-образование в системе инновационной экономики: Монография – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 10,7 п.л.

5.Ковалев В.А., Гарафутдинова Н.Я. Государственное управление системой профессиональной подготовки специалистов на уровне субъекта федерации: Учебное пособие. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2006. – 7,5 п.л. – (авт. 3,7 п.л.).

6.Ковалев В.А. Маркетинг услуг: Учебное пособие (гриф УМО). – Омск: Изд-во ГП Омской области «Омская областная типография», 2006. – 8,0 п.л.

7.Ковалев В.А., Лунёва Е.А., Исаева Е.В. Организация маркетинга на предприятии: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. – 14,4 п.л. – (авт. 5,6 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

8.Ковалев В.А. Управление по ценностям в сфере образовательных услуг // Вестник Уральского государственного технического университета-УПИ. – 2005. – № 6. – 0,5 п.л.

9.Ковалев В.А. Управление брэндом в образовательных структурах // Вестник Уральского государственного технического университета-УПИ. – 2007. – № 1. – 0,4 п.л.

10.Ковалев В.А. Система профессиональной подготовки в России и Великобритании // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 2. – 0,4 п.л.

11.Ковалев В.А. Вузы Омской области на международном рынке образовательных услуг: организационный аспект // Вестник УГТУ-УПИ. Серия экономика и управление. – 2009. – № 2. – 0,5 п.л.

12.Ковалев В.А. Формирование российской системы бизнес-образования как условие интеграции в международное образовательное пространство // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2009. – № 3. – 0,4 п.л.

13.Ковалев В.А. Организационные аспекты формирования системы бизнес-образования // Экономика образования. – 2009. – № 4. – 0,5 п.л.

14.Ковалев В.А. К вопросу о формировании системы бизнес-образования в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – 2010. – № 2. – 0,8 п.л.

15.Ковалев В.А. Региональные рынки бизнес-образования: тенденции и перспективы // Проблемы современной экономики . – 2010. – № 3. – 0,5 п.л.

16.Ковалев В.А. Формирование системы бизнес-образования в Российской Федерации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. – 2010. – № 3. – 0,5 п.л.

17.Ковалев В.А. Бизнес-образование как фактор инновационного развития экономики // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 3 – 0,5 п.л.

Научные статьи, доклады

Ковалев В.А. Практические аспекты взаимодействия образовательных программ // Эффективное управление университетом и развитие международного сотрудничества: Межвузовский сборник научных статей. – Омск, 2005. – 0,4 п.л.

18.Kovalev V. Road to MBA: Omsk Style // Student Focus. The Magazine For ABE Students. Issue 14. – London, 2005. – 0,3 п.л.

19.Ковалев В.А. К вопросу реализации управленческих решений // Становление и развитие рыночных отношений в регионе: Материалы международной научно-практической конференции. 15 декабря 2005 г. – Омск, 2005. – 0,2 п.л.

20.Ковалев В.А. Проблемы и перспективы маркетинговых исследований // Вестник Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Серия «Международный бизнес». – 2006. – № 2. – 0,3 п.л.

21.Ковалев В.А. Управление системой профессиональной подготовки в едином образовательном пространстве // Вестник Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Серия «Международный бизнес». - 2008. – № 1. – 0,4 п.л.

22.Ковалев В.А. Маркетинговая стратегия вуза в условиях глобализации: международный аспект // Инновационное развитие экономики региона: опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. 10 декабря 2008 г.– Омск, 2008 – 0,2 п.л.

23.Ковалев В.А. Интеграционные процессы на региональных рынках бизнес-образования // Вестник Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Серия «Международный бизнес». – 2009. – № 4 – 0,8 п.л.

24.Ковалев В.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // Апрельские экономические чтения: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. – 0,3 п.л.

25.Kovalev V. The Russian Business Education in the Global Educational Market // Инновационное обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции: Доклады участников международной конференции / Под. ред. проф. Е.А. Горбашко. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,2 п.л.

26.Ковалев В.А. Перспективы интеграции российской системы бизнес-образования в международное образовательное пространство // Экономика региона: интеллект, инновации, предпринимательство: Материалы международной научно-практической конференции. 11 декабря 2009 г. – Омск, 2009. – 0,2 п.л.

27.Ковалев В.А. К вопросу о стратегическом маркетинговом планировании деятельности вуза в условиях кризиса // Инновационный путь развития Российской Федерации как важнейшее условие преодоления мирового финансово-экономического кризиса: Материалы международной научно-практической конференции. 21-22 апреля 2009 г. Заседание секций. Том 1. – М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2009. – 0,2 п.л.

28.Ковалев В.А. Некоторые особенности развития региональных рынков бизнес-образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы бизнес-образования: IX Международная научно-практическая конференция. 8-9 апреля 2010 г. – Минск, 2010. – 0,2 п.л.

29.Ковалев В.А. Государственная образовательная политика как фактор формирования системы бизнес-образования // Сибирский научный журнал. – Омск, 2010. – 0,4 п.л.

30.Ковалев В.А. Структура системы бизнес-образования // Апрельские экономические чтения (15 выпуск): Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2010. – 0,3 п.л.

31.Ковалев В.А. Региональные особенности государственного регулирования в сфере бизнес-образования // Бизнес-образование для инновационного развития регионов России: Материалы Международной конференция. – Ростов, 2010. – 0,2 п.л.