- Предложена авторская трактовка категории «уровень качества жизни населения» как социально-экономической категории, выражающей: развитие постоянно усложняющихся социально-экономических отношений; дифференцированность населения по разработанным группам; многоуровневость социально-экономического процесса, обеспечивающего согласование индивидуальных потребностей с общественными во взаимосвязи и взаимообусловленности с создаваемыми в обществе социально-экономическими условиями и возможностями, позволяющими человеку быть его полноценным деятельным членом, а обществу эффективно и рационально использовать природно-ресурсный потенциал экономики. Разработаны показатели, характеризующие уровень качества жизни населения.
- Выявлена корреляция механизма становления и развития уровня качества жизни населения во взаимосвязи с многообразием потребностей; новых форм доходов; взаимозависимости и взаимообусловленности механизма качества жизни с типом и моделью социально-экономической системы; возрастание влияния качества жизни населения на формирование социальной структуры общества с учетом дифференциации членов общества.
- Доказано, что для современной методологии повышения уровня качества жизни населения необходимы существенные изменения институциональной структуры общества с целью переориентации экономики на человека, являющегося основой развития постиндустриального общества, поскольку современное состояние социальной структуры населения, степень дифференциации его доходов до настоящего времени не обеспечивает условий перехода к постиндустриальной экономике.
- Разработана институциональная структура качества жизни населения, включающая институты административного регулирования; экономические институты; рыночные институты. Установлено, что в процессе непрерывной трансформации вышеперечисленных институтов в их взаимосвязи и взаимозависимости предполагается их возможная деформация и их органичное встраивание в процессы повышения уровня качества жизни населения, способствующее наряду с совокупностью формальных институтов (нормативные требования, экономические инструменты и др.) становлению институционального саморегулирования в совершенствовании политики роста общественного благосостояния, сбалансированности социальной ответственности бизнеса и государства с целью снижения социальной напряженности общества, как важнейшего структурного маневра, обеспечивающего воздействие на качество жизни населения с учетом изменяющейся социальной структуры общества.
- Определена векторность уровней качества жизни населения в ходе трансформации социально-экономических условий России на пути к постиндустриальной экономике, ориентированной на такие ценности (категории) гражданского общества как человек и человеческий капитал. Выявлены институциональные условия трансформации социальной политики государства по оптимизации распределительных отношений, предполагающие усиление роли социальной ответственности государства в процессе их регулирования.
- Выявлены структурные особенности бедности в России. Определено основное противоречие российской бедности - ее распространенность среди работающего населения. Предложены направления разрешения данного противоречия: создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения, поддержание макроэкономической стабильности, проведение антиинфляционной политики, разработка социальных программ и механизмов их реализации.
- Обоснована с политэкономических позиций необходимость разработки приоритетных национальных проектов в социальной сфере, напрямую связанных с повышением уровня качества жизни населения в рыночной экономике. Приоритетные национальные проекты характеризуются как формальный институт в социальной сфере, отличительной особенностью которого является воздействие на человеческий капитал. Дана сущностная характеристика приоритетных национальных проектов с выделением их преимуществ и недостатков.
- При анализе средств, обеспечивающих качество жизни работника, следует различать две их части: первая выступает в форме предметов потребления и личных услуг, направленных на удовлетворение материальных, физиологических и интеллектуальных потребностей; вторая - в форме тех потребительных стоимостей различных видов оборудования, отопления, освещения, функционирующих как предметные жизненные условия труда для удовлетворения производственных потребностей, потребностей в самореализации на производстве. Автором построена качественная модель взаимосвязи и взаимовлияния коэффициентов выбытия и износа на коэффициент обновления основных фондов, определяющая основные направления государственного регулирования в части обновления основных производственных фондов с целью повышения качества жизни населения в процессе труда.
- В результате проведенного институционального анализа был сформирован алгоритм построения современной институциональной модели повышения качества жизни населения, складывающийся из следующих направлений по ее формированию: 1) сохранение традиционных нерыночных институтов, устойчиво существовавших на протяжении длительных исторических периодов и эффективных в современных условиях; 2) преодоление или адаптация традиционных институтов, неимманентных современной рыночной модели общества; 3) восстановление традиционных институтов, частично утраченных, но необходимых современной модели экономики; 4) дополнение модели новыми институтами, не соответствующими российской модели, но необходимыми в условиях рыночной экономики и глобализации.
- В формировании и функционировании современной институциональной модели повышения качества жизни населения предложено использовать три группы показателей комплементарности ее институтов: 1) показатели модернизации традиционных нерыночных институтов, необходимых в условиях рыночной экономики, таких как, институт государственного регулирования, 2) показатели становления и развития вновь вводимых рыночных институтов, например, социального партнерства; 3) показатели, характеризующие действие традиционных нерыночных институтов, тормозящих формирование эффективной рыночной экономики. Данные показатели должны использоваться в системе с результирующими показателями развития отечественной экономики, выступающими первоначальной основой для организации управления формированием национальной модели качества жизни населения.
- Обоснован дуалистический характер взаимозависимости среднего класса и процесса повышения качества жизни населения страны: с одной стороны, степень реализации экономических интересов среднего класса в совокупности с его большим удельным весом в обществе выступает индикатором уровня качества жизни населения, с другой стороны, само формирование среднего класса базируется на развитии производства и высоком уровне качества жизни населения и общественного благосостояния. Выявлены предпосылки для формирования в России нового среднего класса, отвечающего современным потребностям развития российского общества: создание институциональных условий для смены приоритетов в сторону инновационного развития, усиление роли научно- исследовательской деятельности, реализация мер государственной поддержки малого, среднего бизнеса и стимулирования инвестиционной активности; институционально обусловленное усиление роли социального партнерства в процессе перераспределения части дохода собственника.
- Дополнительно аргументирована актуальность отдельных методологических положений, раскрывающих человеческий капитал не столько с позиции фактора производства, сколько в качестве основного экономического отношения постиндустриального общества, что позволило разработать механизм повышения качества жизни населения с учетом формирования инновационной экономической системы, экономики знаний, ориентированной на творческую деятельность и креативность личности.
1.Фахрутдинова, Е.В. Проектное финансирование (на примере инвестиционных фондов РТ) / Е.В.Фахрутдинова, Г.С.Спирчагов// Казань: Изд-во Министерства финансов РТ, 2001. – 72с. – 4 п.л. (авт.вклад – 2 п.л.)
2.Фахрутдинова Е.В. Приоритетный национальный проект - Здоровье: теория и практика реализации в РФ / Е.В.Фахрутдинова. - Казань: Изд-во КГУ, 2008. - 104с.- 6,5 п.л.
3.Фахрутдинова Е.В. Теория и методология управления приоритетными национальными проектами в РФ/ Е.В.Фахрутдинова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. -196с.-12,25 п.л.
4.Фахрутдинова Е.В. Приоритетные национальные проекты в социальной сфере РФ как фактор повышения качества жизни населения. - Казань: Изд-во КГУ, 2009.- 308с.- 19,25 п.л.
5.Фахрутдинова Е.В. Качество жизни населения: институциональный подход/ Е.В.Фахрутдинова, Ш.М.Валитов// – Казань: Изд-во КГУ, 2010. – 365с.- 22,8 п.л. (авт.вклад - 11,4 п.л.)
Статьи в журналах, опубликованных ВАК
6. Фахрутдинова Е.В. Практика реализации национальных программ в сфере жилищного строительства / Е.В.Фахрутдинова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. - №6. - С.104-107. – 0,25 п.л.
7.Фахрутдинова Е.В. Управление проектами в рамках реализации приоритетных национальных проектов в России / Е.В.Фахрутдинова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. - №7. - С.39-45. - 0,35 п.л.
8.Фахрутдинова Е.В. Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации: теория управления и практика реализации / Е.В.Фахрутдинова // Экономические науки. – 2008. - №11 (48). - С.17-18. – 0,1 п.л.
9.Фахрутдинова Е.В. Зарубежный опыт реализации национальных программ в сфере жилищного строительства / Фахрутдинова Е.В.// Экономические науки. - 2008. - № 12 (49). - С.74-79. – 0,35 п.л.
10.Фахрутдинова Е.В. Реализация национальных проектов в социальной сфере как путь повышения эффективности социально-экономической жизни России / Е.В.Фахрутдинова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №1. - С. 56-59. – 0,25 п.л.
11.Фахрутдинова Е.В. Вопросы теории управления проектами/ Е.В.Фахрутдинова// Экономические науки. - 2009. - № 3 (52). - С. 134-139. – 0,35 п.л.
12.Фахрутдинова Е.В. Теория и практика реализации приоритетных национальных проектов в России / Е.В.Фахрутдинова// Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2009. - № 3. -С.40-44. – 0,3 п.л.
13.Фахрутдинова Е.В. Управление проектами в системе реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере в РФ / Е.В.Фахрутдинова // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. -2009. - № 6. -С.51-55. – 0,3 п.л.
14.Фахрутдинова Е.В. Теоретические предпосылки формирования приоритетных национальных проектов в социальной сфере / Е.В.Фахрутдинова // Российское предпринимательство. - 2009. - № 6. -С.16-22. - 0,4 п.л.
15.Фахрутдинова Е.В. Роль социальной сферы и социальной политики в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны /Е.В.Фахрутдинова// Экономические науки. - 2009. – № 8 (57). - С.7-12. – 0,35 п.л.
16.Фахрутдинова Е.В. Диалектика потребностей человека /Е.В.Фахрутдинова// Экономические науки. – 2009. - № 8 (57). – с.43-48. – 0,35 п.л.
17.Фахрутдинова Е.В. Потребности и качество жизни человека: аспекты взаимодействия /Е.В. Фахрутдинова, А.К. Васильев// Экономические науки. - 2009. - №10 (59). – с.90-94. -0,3 п.л. (авт.вклад – 0,2 п.л.).
18.Фахрутдинова Е.В. Качество жизни населения: теоретический аспект/Е.В.Фахрутдинова // Экономические науки. - 2009. - №10. – с.130-134. – 0,3 п.л.
19.Фахрутдинова Е.В. Здоровье как фактор повышения качества жизни в Республике Татарстан/ Е.В.Фахрутдинова, Р.Х.Ягудин// Вестник КГФЭИ. – Казань, 2010. – № 1(18). – с.55-58. -0,25 п.л. (авт.вклад – 0,125).
20.Фахрутдинова Е.В. Мировой опыт повышения качества жизни в рамках реализации национальных программ в сфере образования /Е.В.Фахрутдинова, Ш.М.Валитов// Вестник КГФЭИ. – 2010. – № 2(19). – с.4-12. -0,55 п.л. (авт.вклад - 0,25).
Публикации в других издания
21.Фахрутдинова, Е.В. Особенности управления проектами в современных условиях / Е.В.Фахрутдинова // Труды 2-ой международной научно-практической конференции. Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 111-113. – 0,2 п.л.
22.Фахрутдинова, Е.В. Особенности управления проектами и проектного финансирования на современном этапе / Е.В. Фахрутдинова // Всероссийская научно-практическая конференция. Стратегия развития предприятия в условиях рынка. - Пенза, 2000. - Ч.2. - С. 134-136. -0,2 п.л.
23.Фахрутдинова, Е.В. Системы управления проектами в РФ / Е.В.Фахрутдинова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Проблемы и опыт антикризисного управления. - Пенза, 2002. - С. 163-167. – 0,25 п.л.
24.Фахрутдинова, Е.В. Теоретические основы управления проектами в современных условиях / Е.В.Фахрутдинова // Сборник статей: Трансформация экономической и философской мысли в социально-экономической системе России. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005.- С. 284-289. - 0,35 п.л.
25.Фахрутдинова, Е.В. Особенности реализации проектов на современном этапе развития рынка образовательных услуг РФ / Е.В.Фахрутдинова // Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Международный, федеральный и региональныый рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития. - Пенза, 2006. - С.99-103. – 0,3 п.л.
26.Фахрутдинова, Е.В. Реализация приоритетных национальных проектов как одно из направлений повышения социально-экономической устойчивости российских регионов и России в целом / Е.В.Фахрутдинова// Сборник статей IV Международной научно-практической конференции: Проблемы социально-экономической устойчивости региона. - Пенза, 2007. - С. 137-140. – 0,25 п.л.
27.Фахрутдинова, Е.В. Российский опыт повышения эффективности гражданского образования в рамках реализации национального проекта "Образование" / Е.В.Фахрутдинова // Гражданское образование - глобальная проблема трансформирующегося мира: российский опыт, международное измерение: Материалы научно-практической конференции. - Казань: Академия управления ТИСБИ, 2007. - Ч.2. - С. 277-282. – 0,35 п.л.
28.Фахрутдинова, Е.В. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" как один из путей повышения эффективности образовательного процесса в РФ / Е.В.Фахрутдинова // Инновационные национальные технологии в системе непрерывного образования. Сборник научных статей Всероссийской научно-методической конференции преподавателей. - Екатеринбург, 2007. - С. 15-24. – 0,6 п.л.
29.Фахрутдинова, Е.В. Реализация национальных проектов в социальной сфере в Российской Федерации / Е.В.Фахрутдинова // Социальная работа: проблемы и перспективы: Материалы межвузовской научной-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2007. - С. 6-9. – 0,25 п.л.
30.Фахрутдинова, Е.В. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" как одно из напрвалений экономического роста в переходной экономике России /Е.В.Фахрутдинова // Материалы VI Международной научно-практической конференции: Страны с переходной экономикой в условиях глобализации. – М.: Российский университет дружбы народов, 2007. - С. 162-165. – 0,25 п.л.
31.Фахрутдинова, Е.В. Приоритетные национальные проекты и их роль в развитии экономики России / Е.В.Фахрутдинова // Труды VIII Международной научно-практической конференции: Финансирование проблемы РФ и пути их решения теория и практика. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета. - 2007. - Ч.1. - С. 139-147. – 0,55 п.л.
32.Фахрутдинова, Е.В. Реализация приоритетного национального проекта Развитие АПК в рамках финансовой политики РФ / Е.В.Фахрутдинова // Труды 8-ой Международной научно-пратической конференции. Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2007. - Ч.1. - С. 148-158.- 0,65 п.л.
33.Фахрутдинова, Е.В. Реформирование российской системы здравоохранения в рамках реализации ПНП Здоровье / Е.В.Фахрутдинова // Труды 9-ой Международной научно-практической конференции. Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2007. - С.168-183. -1 п.л.
34.Фахрутдинова, Е.В. Новое направление экономической политики России - приоритетный нацинальный проект - Развитие АПК. / Е.В. Фахрутдинова // Труды XII Международной научно-практической конференции. Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2008. - С.115-123. – 0,55 п.л.
35.Фахрутдинова, Е.В. Особенности управления российскими национальными проектами / Е.В.Фахрутдинова, Ш.М.Валитов // Вестник КГФЭИ. - 2008. - №4(13). - С. 7-15. -0,55 п.л. (авт.вклад – 0,25 п.л.).
36.Фахрутдинова, Е.В. Анализ зарубежного опыта реализации национальных программ в сфере жилищного строительства / Е.В.Фахрутдинова // Научный Татарстан. - Казань, 2008. - №3. - С. 87-91. – 0,3 п.л.
37.Фахрутдинова Е.В. Теоретические аспекты развития рынка образовательных услуг в свете реализации приоритетного национального проекта "Образование" в РФ / Е.В.Фахрутдинова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы VII Всерос. научно-практ. конф. - Челябинск, 2008. - Ч. III. - С. 226-229. – 0,25 п.л.
38.Фахрутдинова Е.В. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Российской Федерации на современном этапе/ Е.В.Фахрутдинова // Вопросы экономики и права. - М., 2009. - №3. - С.5-10. – 0,4 п.л.
39.Фахрутдинова Е.В. Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации:диалектика развития/ Е.В.Фахрутдинова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - Т.151. - С. 253-264. – 0,75 п.л.
40.Фахрутдинова Е.В., Управление потребностями человека/ Е.В.Фахрутдинова // Ученые записки КГФЭИ. Вып.20.- Казань: Изд-во КГФЭИ, 2010. - С.97-101.- 0,3 п.л.
41.Фахрутдинова Е.В., Институциональные основы формирования социальной ответственности бизнеса в развитии качества жизни населения/ Е.В.Фахрутдинова // Актуальные вопросы современно экономической науки: Сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 20 февраля 2010 г.) в 2Т.Т.1. - Липецк: Издательский центр "Де-факто", 2010.-С.60-62. – 0,15 п.л.