- доказана объективная необходимость и социально-экономическая целесообразность формирования в национальной и региональной экономике нового направления теоретических и прикладных исследований, ориентированных на самоорганизацию и кооперативное управление региональными процессами обслуживания жизнедеятельности населения не только в чрезвычайных, но также в условиях устойчивого развития и в кризисные периоды;
- на основе обобщения отечественного исторического опыта, результатов эмпирических исследований, систематизации теоретических воззрений в истории экономической мысли доказано, что социальные ресурсы, формирующие социальный потенциал экономического роста, концентрирующиеся в региональной структуре экономического пространства, на современном этапе следует включить в систему выработки и обоснования управленческих решений, рассматривая их не только как самостоятельные объекты, но также и в качестве субъектов государственного управления страной и ее регионами; в настоящее время социальная сфера и социальные ресурсы общества при выработке управленческих решений рассматриваются преимущественно как объекты управления, а управляющие функции не регламентируются действующей в стране системой регионального управления;
- разработаны принципы моделирования, методы измерения и оценки социальных ресурсов регионов, институциональные предпосылки и условия их трансформации в социальный капитал, социальное доверие, формы мотивации и механизмы регулирования развития самоорганизующихся и кооперативных процессов в региональной экономике. Показано, что «доверие», как форма информационного взаимодействия между членами регионального социума существует как вне процесса управления региональной экономикой, так и неразрывно с ним связанное. С учетом этого, влияние доверия на социальный потенциал региона предложено измерять с помощью соответствующей системы взаимосвязанных показателей;
- на основе систематизации опыта развития потребительской кооперации в Московской агломерации и в экономически развитых странах выявлены новые тенденции развития кооперативных форм жизнеобеспечения в районах проживания населения и их влияние на развитие экономики, темпы экономического роста, производительность труда и эффективность использования ресурсного потенциала территории в условиях глобализации и неустойчивого развития экономики;
- научно обоснован принцип инверсионного подхода ко всем уровням управления процессами обслуживания жизнедеятельности (фирма, корпорация, отрасль, регион, сектор хозяйства и т.п.), суть которого выражается в изменении направленности и сферы регулирующих воздействий субъекта на объект, осуществляемых на основе прямых и обратных связей между ними с учетом корректировки целевых ориентиров их функционирования и развития; в соответствии с этим принципом любой объект обслуживания жизнедеятельности в определенных условиях может выступать в качестве субъекта управления, а последний - также в соответствующих условиях, должен рассматриваться как управляемый объект;
- разработаны концептуальные основы создания кооперативных и самоорганизующихся систем жизнеобеспечения базирующиеся на эволюционном и институциональном направлениях экономической науки. Показано, что теоретическим фундаментом организации указанных систем являются: теория самоорганизации, социальные основы кооперации, теории человеческого и социального капитала, институциональное направление экономической науки;
- сформулированы принципы разграничения экономических и институциональных функций государства и предложен метод обоснования степени его участия в организации кооперативных систем массового обслуживания населения в субъектах Федерации, основанный на анализе коэффициентов специализации и концентрации, исчисляемых при построении национальных счетов и измерении показателей конечного потребления домашних хозяйств, позволяющих определить предельные масштабы развития самоорганизующихся и кооперативных систем массового обслуживания в регионах страны и субъектах Федерации;
- доказана целесообразность и необходимость агрегированного представления потребительского комплекса национального хозяйства в целом и его региональных звеньев в системе государственного регулирования экономики страны, состояние и тенденции развития которого позволяют судить об общем уровне социально-экономического развития и удовлетворении потребительских запросов населения;
- разработан новый теоретико-методологический подход к методам анализа и прогнозирования состояния конъюнктуры потребительского рынка, как агрегата идентификации позиций региональных потребительских рынков в экономическом пространстве страны и критерия присутствия на них кооперативного и других институциональных секторов общественного производства: государства, частных структур и публичных организаций; произведена практическая апробация этого подхода применительно к созданию интегрированной модели механизма регулирования развития кооперативных, самоорганизующихся и других форм жизнеобеспечения населения в пространственных системах расселения.
1. Столярова А.Н. Методы регулирования экономических и социальных пропорций развития общества. М.:РАЕН, ИРЭИ, 2008. - 12, 5 п.л.
2.Столярова А.Н., Хижняк А.Н. Маркетинговые исследования в формировании стратегии развития национального рынка продовольственных товаров. М. РАЕН. 2006. - 9,0 п.л. (в т.ч. автора 7,0 п.л.)
3. Столярова А.Н. Концептуальные основы управления процессами самоорганизации жизнедеятельности населения в регионе. М.: Изд-во «Прометей», 2008. - 2,1 п.л.
4. Столярова А.Н. Механизм координации процессов самоорганизации и кооперации жизнеобеспечения населения в агломерационных образованиях (на примере потребительской кооперации Московской области). М.: Изд-во «Прометей», 2009. 4,8 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК
5. Столярова А.Н. О совершенствовании регулирования экономическим и социальным развитием страны. // Вестник университета. Социология и управление. 2008, № 12 (50). - 0,3 п.л.
6. Столярова А.Н. Рынок жилья : его влияние на экономику региона и потребности населения. // Экономика строительства. 2008, № 3.- 0,6 п.л.
7. Столярова А.Н., Столяров В.Л. Влияние рынка риэлторских услуг на удовлетворение жилищных потребностей населения и экономику региона. // Вопросы статистики. 2007, №3. - 0,5 п.л. (в т.ч. автора - 0,3 п.л.).
8. Столярова А.Н.Методические вопросы прогнозирования совокупного спроса и предложения на потребительском рынке. // Вестник РАЕН. № 4. Том 8. 2008. - 0,5 п.л.
9. Столярова А.Н. О совершенствовании регулирования экономическим и социальным развитием страны. // Вестник университета. Социология и управление. 2008.№12 (50).- 0,3 п.л.
10. Столярова А.Н. Методологические основы обоснования параметров государственного вмешательства в экономику. // Вестник РАЕН, серия экономическая. 2009. № 4. - 0,5 п.л.
11. Столярова А.Н. Кооперативный сектор в структуре национальной экономики. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №4(61) - 0,6 п.л.
12. Столярова А.Н. Эффективность новых форм и систем массового обслуживания населения. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №5(62). - 0,6 п.л.
13. Столярова А.Н. Концептуальные предпосылки развития кооперации в Московской области. // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №12(147). - 0,6 п.л.
Статьи в прочих изданиях:
14. Столярова А.Н. Теоретические вопросы обоснования объемов внутренней и внешней торговли. В сб. «Теория и практика возрождения экономики России». - М.: РЭА им. Г.В.Плеханова. 2005. - 0,5п.л.
15. Столярова А.Н. Теоретические основы исследования влияния внутреннего и внешнего товарообмена на рост ВВП. - М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, выпуск 7. 2006. - 0,5п.л.
16. Столярова А.Н. Методические вопросы обоснования пропорций экономического и социального развития страны и регионов.// В сб. научных трудов РЭА им. Г.В. Плеханова.– М.: РЭА им. Г.В. Плеханова. 2010. - 0,5. п.л.
17. Столярова А.Н., Карабанов И.М. Совершенствование государственного регулирования рынка потребительских товаров. // В сб. «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики». - М.: ИРЭИ, 2007. - 0,4 п.л. ( в т.ч. автора - 0,3 п.л.).
18. Столярова А.Н. Оценка рыночной ситуации, типы и масштабы потребительского рынка. // В сб. «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». - М. 2005.- 0,4 п.л.
19. Столярова А.Н. Исследование конкурентоспособности российского потребительского рынка. Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса. М.: МГУС, 2005. - 0,4 п.л.
20. Столярова А.Н. Тенденции развития инфраструктуры эффективности потребительского рынка. // В сб. науч. трудов. – Коломна: КИ МГОУ, 2005. - 0, 4 п.л.
21. Столярова А.Н. Маркетинговые информационные системы в торгово-промышленных предприятиях. – М.: АНО «Евразийский открытый институт», 2005. - 0,3 п.л.
22. Столярова А.Н. Управление ассортиментной политикой на основе оптимизации ассортимента. // Материалы межвузовской научной конференции «Проблемы и методы управления экономической безопасностью регионов». – Коломна: КГПИ, 2006. - 0,3 п.л.
23. Столярова А.Н. Тендеры – их преимущества и недостатки. // Материалы международной научно-практ. конф.: «Безопасность питания». – Коломна: КГПИ, 2008. - 0,3 п.л.
24. Столярова А.Н. Кооперативная бизнес-модель в глобальной экономике. // В сб. науч. трудов «Инновации в товароведении: теория, практика, экспертиза, безопасность». – Коломна: КГПИ, 2009. - 0,4 п.л.
25. Столярова А.Н. Управление ассортиментной политикой на основе оптимизации ассортимента. // В сб. науч. трудов: Инновации в товароведении: теория, практика, экспертиза, безопасность. – Коломна: КГПИ, 2009. 0,3 п.л.