Научная тема: «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. на основе положения о формировании интеллектуального потенциала общества, как необходимого условия становления информационной экономики, обосновано усиление влияния экстерналий функционирования системы образования на этапе перехода к информационному обществу.
  2. сформирована модель реализации экономических интересов в системе «государство - образование - общество» соответствующая условиям перехода к информационному обществу.
  3. дана оценка современным тенденциям развития российской системы образования в рамках необходимости обеспечения условий для перехода к информационному обществу.
  4. выявлено несоответствие структуры экономических отношений российской системы образования современным условиям хозяйствования.
  5. Разработаны ключевые направления модернизации экономических отношений системы образования в соответствии с принципами междисциплинарности и полипрофессиональности.
  6. предложены принципы модернизации российской системы образования в рамках корректировки национальной доктрины образования.
  7. как направление трансформации структуры экономических отношений системы образования предложен переход к автономной некоммерческой форме хозяйствования учреждений системы образования.
  8. сформирован механизм финансирования автономных некоммерческих учреждений системы образования и прямого государственного финансирования учреждений системы образования в соответствии с трансформацией структуры системы образования.
  9. предложено совершенствование функциональной составляющей экономических отношений российской системы образования, включающее развитие социального партнерства в условиях модернизации функциональной составляющей ее экономических отношений.
  10. в качестве направления совершенствования функциональной составляющей экономических отношений российской системы образования предложено рационализировать систему экономического стимулирования сотрудников сферы образования на основе принципа дифференциации.
Список опубликованных работ
Статьи в научных журналах, рекомендуемых ВАК РФ:

1.Мелихов В.Ю. Роль социально-трудовых отношений в развитии рынка труда в сфере образования / В.Ю. Мелихов, Г.А. Соседов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 8 (76). Тамбов, 2009. – 0,75 п.л. (авт. 0,5 п.л)

2.Соседов Г.А. Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования / Г.А. Соседов, В.Ю. Мелихов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 9 (77). Тамбов, 2009. – 0,6 п.л. (авт. 0,4 п.л)

3. Соседов Г.А. Диалектика развития рынка труда в сфере образования в современной России / Г.А. Соседов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Вып.9 (23). Тамбов, 2009. – 0,75 п.л.

4.Соседов Г.А. Социально-экономические перспективы развития рынка труда и образования в период выхода из экономического кризиса / Г.А. Соседов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Вып.10 (24). Тамбов, 2009. – 0,75 п.л.

5. Соседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики / Г.А. Соседов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 2 (75). Тамбов, 2010. – 0,9 п.л.

6.Соседов Г.А. Система образования: особенности и условия развития в современной России / Г.А. Соседов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 3 (76). Тамбов, 2010. – 1,0 п.л.

7.Соседов Г.А. Роль государства в управлении высшей школой в процессе формирования постиндустриального общества / Г.А. Соседов / Социально-экономические явления и процессы. Вып. 1. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,7 п.л.

8.Соседов Г.А. Экстерналии высшего образования в контексте усиления роли системы образования в экономике / Г.А. Соседов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 4 (77). Тамбов, 2010. – 1,0 п.л.

9.Соседов Г.А. Экономические интересы в системе образования: содержание и проблемы реализации / Г.А. Соседов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 5 (78). Тамбов, 2010. – 0,7 п.л.

Монографии по теме исследования:

10.Соседов Г.А. Концептуальные основы изучения потребностей рынка труда и организации профессиональной подготовки специалиста в сфере коммерческой деятельности / Г.А. Соседов, А.Л. Денисова. – М.: «Изд-во Машиностроение-1», 2003. – 10,9 п.л. (авт.6,7 п.л.)

11.Мелихов В.Ю. Система образования на современном этапе: вопросы трансформации экономических отношений / В.Ю. Мелихов, Г.А. Соседов. – Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 11,75 п.л. (авт. 5,2 п.л.)

12.Кувакова И.М. Процессы институционализации и самоорганизации в сфере образования: вопросы научной методологии / И.М. Кувакова, Г.А. Соседов. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2009. – 4,65 п.л. (авт. 2,25 п.л.)

13.Юрьев В.М. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики / В.М. Юрьев, Г.А. Соседов и др. / Политическая экономика. Кн.3. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 24,33 п.л. (авт. 3,1 п.л.)

Прочие публикации по теме исследования:

14.Соседов Г.А. Современные подходы к проектированию профессиональной подготовки специалистов в условиях ССУЗ / Г.А. Соседов / Информационный бизнес в России: сборник научных трудов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 1999. – 0,25 п.л.

15.Соседов Г.А. Моделирование учебно-информационной среды в условиях ССУЗ / Г.А. Соседов / Информационный бизнес в России: сборник научных трудов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та,1999. – 0,3 п.л.

16.Соседов Г.А. Система требований к качеству профессиональной подготовки специалиста коммерсанта в современных условиях / Г.А. Соседов / Качество информационных услуг: сборник научных трудов. Вып. 5. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – 0,4 п.л.

17.Соседов Г.А. Проектирование профессиональной подготовки специалиста-коммерсанта / Г.А. Соседов / Качество информационных услуг: сборник научных трудов. Вып. 5. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – 0,4 п.л.

18.Соседов Г.А. Организация профессионального многоуровневого непрерывного образования в условиях ТГТУ/ Г.А. Соседов, Молоткова Н.В./ IX научная конференция ТГТУ: Сборник тезисов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 0,4 п.л. (авт.0,25 п.л.)

19.Соседов Г.А. Современные тенденции развития коммерческой деятельности на региональном рынке / Г.А. Соседов, Молоткова Н.В. / Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. научн. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 0,4 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

20.Соседов Г.А. Российская система образования в контексте «Болонской декларации» / Г.А. Соседов / Качество информационных услуг: Сборник научных услуг: Сборник научных трудов. Вып. 6. Ч. 2. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 0,3 п.л.

21.Соседов Г.А. Институализация образования в современной России: социолого-управленческий аспект / Г.А. Соседов, Маршак А.Л./ Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сб. научн. Трудов. Вып.6/ Под ред. В.С. Балабанова. – М.: Российская Академия предпринимательства, 2004.– 0,7 п.л. (авт.0,3 п.л.)

22.Соседов Г.А. Концепция «образование в течение всей жизни» и проблемы модернизации российского образования / Г.А. Соседов / Всероссийский научный журнал: Общество и право № 3 (5), 2004. – 0,4 п.л.

23.Высшее образование в условиях трансформации общества / Г.А. Соседов / Социально- экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: Сборник статей II Международной научно- практической конференции. Кемерово: Изд-во КВК «Экспо-Сибирь», 2005. – 0,4 п.л.

24.Соседов Г.А. Современные подходы к исследованию образования / Г.А. Соседов / Качество информационных услуг: Сборник научных трудов. Вып. 8. Тамбов: Изд-во ТОИП - КРО, 2006. – 0,3 п.л.

25.Соседов Г.А. Некоторые подходы к социальному управлению сферой образования / Г.А. Соседов / Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского: мат-лы 3-й междунар. научно-практической конф. – Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2008. – 0,4 п.л.

26.Соседов Г.А. Некоторые социальные аспекты проблем реформирования, развития и управления сферы образования / Г.А. Соседов / Наука на рубеже тысячелетий: Сборник материалов 5 международной научно – практической конф. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. – 0,4 п.л.

27.Соседов Г.А. Сравнительная характеристика образовательных структур / Г.А. Соседов / Ученые записки ТРО ВЭОР. Том 12. Вып. 1. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. – 0,6 п.л.

28.Соседов Г.А. Изменения в отраслевой и профессиональной структуре высшей школы / Г.А. Соседов, В.Ю. Мелихов /Сборник трудов кафедры мировой и национальной экономики. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 1,2 п.л. (авт. 0,6 п.л.)

29.Соседов Г.А Межсекторное социальное партнерство системы образования / Г.А. Соседов /Сборник трудов кафедры экономической теории и истории. Вып.1. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,6 п.л.

30.Соседов Г.А. Механизм экономического стимулирования работников в системе образования: возможности реализации / Г.А. Соседов /менеджмент Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,6 п.л.