- На основании сравнительного анализа моделей человеческого поведения, используемых для анализа процессов выработки экономической политики в рамках экономической науки, социологии, политической науки и науки о международных отношениях и мировой политике, показана целесообразность расширения используемой в рамках теории общественного выбора модели «изобретательного, ориентированного на собственный интерес, оценивающего, максимизирующего человека» (модель RSIEMM) за счет учета ценностно-идеологических предпочтений. Данное направление методологических разработок является перспективным как для повышения реалистичности аналитических моделей, так и для поиска точек конструктивного методологического взаимодействия между моделями человека, принятыми в экономической и политической науке.
- Показана связь между методологическими моделями человеческого поведения, принятыми в различных дисциплинарных традициях, и акцентируемыми в рамках этих традиций типами взаимодействия - кооперативного (политический рынок), некооперативного (политический конфликт) и смешанного (игровые модели взаимодействия). Продемонстрировано, что в основу методологически непротиворечивого анализа экономической политики, опирающегося на расширенную модель RSIEMM, должно быть положено выявление и изучение рыночных аспектов политического взаимодействия.
- Проведено комплексное сравнение теоретико-методологических гипотез о поведении всех основных групп субъектов, вовлеченных в процессы выработки экономической политики. С одной стороны, это «традиционные» для теории общественного выбора типы субъектов, которые несут ответственность за принятие политических решений (политики и чиновники) либо предъявляют спрос на эти решения (избиратели и члены групп давления). С другой стороны, это субъекты, внимание к которым резко возросло за последнее десятилетие - транснациональные бизнес-субъекты, субъекты гражданского общества и наднациональные структуры (международные правительственные организации, действующие как на региональном, там и на глобальном уровне). Проанализированы фигурирующие в литературе предположения о мотивах поведения данных субъектов, и показана реалистичность его описания в терминах взаимодействия рыночного типа.
- На основе идентификации субъектов, предъявляющих спрос на экономическую политику и осуществляющих ее предложение, обоснована необходимость анализа механизмов, связанных с формированием и реализацией экономической политики в системе взаимосвязанных экономических и политических рынков. На экономических рынках осуществляется обмен товаров и услуг между субъектами хозяйственной деятельности, а на политических рынках осуществляется обмен мероприятий экономической политики на позитивные стимулы, предоставляемые экономическими субъектами и субъектами гражданского общества (политическая поддержка), либо на отказ от использования негативных стимулов (таких, как протестные акции, санкции и т.п.).
- По результатам анализа вопросов, относящихся к компетенции конкретных субъектов принятия политических решений, выделены три уровня политических рынков - национальный, региональный и глобальный, описан характер согласования спроса и предложения в рамках каждого из уровней и между ними, а также предложена типология моделей, описывающих характер такого согласования. Рассмотрены особенности, присущие поведению субъектов спроса и предложения на политических рынках разного уровня.
- Проведен анализ соотношения понятий экономической и политической эффективности решений, принимаемых в процессе согласования интересов субъектов, предъявляющих спрос на экономическую политику и осуществляющих ее предложение. На его основе выявлены причины, обусловливающие отклонение политически эффективных (обеспечивающих максимизацию целевых функций субъектов политического рынка) наборов мероприятий экономической политики от требований оптимизации параметров функционирования хозяйственной системы. Сформулирован алгоритм выработки рекомендаций в сфере экономической политики, ориентированный на выбор таких мероприятий из числа политически эффективных - а значит, и политически реализуемых,- которые в наибольшей степени отвечают критериям экономической эффективности (оптимизация в условиях политических ограничений).
- На базе проведенных автором эмпирических исследований продемонстрирована возможность преодоления противоречий между экономической и политической эффективностью на примере внешнеторговой политики, где масштабы соответствующих противоречий традиционно признаются наиболее значительными. Определена роль экзогенных и эндогенных факторов, снижающих вероятность реализации экономически неэффективной политики внешнеторгового регулирования. Продемонстрирована роль данных факторов в странах с переходной экономикой; сформулированы рекомендации по повышению эффективности внешнеторговой политики России в контексте ожидаемого присоединения страны к Всемирной торговой организации.
- Проанализировано влияние институтов политического рынка на равновесные наборы мероприятий экономической политики и характеристики их экономической эффективности, и сформулированы критерии соответствия системы институтов политических рынков задаче максимизации темпов экономического роста. С учетом данных критериев выдвинуты критические аргументы против универсалистского подхода, предполагающего возможность создания унифицированных схем институционального дизайна (в т.ч. путем международного «импорта институтов»), и обоснован вывод о необходимости учета конкретно-страновой специфики при разработке рекомендаций, направленных на совершенствование институтов политического рынка.
- Предложена типологическая схема анализа моделей политики экономического развития, опирающаяся на критерии позиции субъектов принятия политических решений в экономико-политической системе страны, а также роли правительства в регулировании экономических процессов. Показано, что для большинства из сочетаний указанных критериев характерны как успешные, так и непродуктивные модели политики развития; в частности, высокая степень влияния экономических групп давления на принятие политических решений совместима как с моделями «коррупционного капитализма» и экономической маргинализации, так и с более успешными вариантами развития, характерными для стран Восточной Азии. С учетом этого рассмотрены стратегические альтернативы политики развития, характерные для постсоциалистических стран (включая Россию), сформулированы выводы относительно возможностей перехода к более эффективным моделям политики развития и необходимых для этого институциональных преобразований.
- В контексте изучения регионального уровня международных политических рынков определены механизмы спроса и предложения в сфере принятия решений, связанных с созданием региональных интеграционных объединений. На основе сопоставления теоретического подхода, основанного на концепции политического рынка, с альтернативными объяснениями интеграционных процессов, фигурирующими в экономической науке и в науке о международных отношениях и мировой политике, доказан более высокий аналитический потенциал рассматриваемого подхода в сфере рассмотрения современных тенденций региональной интеграции. Сформулированы рекомендации относительно взаимодействия России с существующими региональными экономическими организациями, а также инициирования новых интеграционных инициатив на постсоветском пространстве.
- Идентифицированы механизмы, обеспечивающие формирование правил регулирования глобальных экономических процессов с участием широкого круга субъектов политических рынков. С опорой на концепцию глобальных общественных благ показана роль государственных и негосударственных субъектов политического рынка в выработке международно значимых правил экономического регулирования. Рассмотрены механизмы, обеспечивающие учет интересов рядовых граждан при создании соответствующих правил, а также противоречия между механизмами агрегирования предпочтений граждан и механизмами их трансляции в конкретные политические решения. Показан потенциал снижения этих противоречий и повышения эффективности международно значимых правил экономического регулирования (в т.ч. в контексте проблемы преодоления текущего экономического кризиса) благодаря созданию механизмов, предусматривающих участие негосударственных субъектов политических рынков.
- Сформулирован вывод об асимметричном характере нарастания кооперативности международного взаимодействия по вопросам выработки правил регулирования экономических процессов. Показано, что наибольший потенциал роста использования кооперативных стратегий связан с усилением внимания к проблематике глобальных общественных благ и с появлением на глобальных политических рынках новых негосударственных участников. С учетом анализа ситуации на региональных и глобальных политических рынках сделан прогноз о сохранении в будущем тенденции к росту кооперативности международного взаимодействия по экономическим вопросам.
1.Афонцев С.А. Политические рынки и экономическая политика. – М.: КомКнига, 2007. – 24 п.л.
2.Международный опыт антикризисной политики: уроки для России / Под ред. С.А.Афонцева, Н.И.Ивановой, И.С.Королева. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 25 п.л. (в т.ч. авторская глава – 1 п.л.).
3.Институциональные аспекты экономического развития / Под ред. В.С.Автономова, С.А.Афонцева. – М.: ИМЭМО РАН, 2007. – 13 п.л. (в т.ч. авторская глава – 2,5 п.л.).
4.Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З.Астаповича, С.А.Афонцева, Л.М.Григорьева, Е.Л.Яковлевой. – М.: ТЭИС, 2001. – 30 п.л. (в т.ч. авторская глава – 2 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня ВАК
1. Афонцев С.А. Глобальный кризис и регулирование мировых финансов // Международные процессы. 2009. Т.7. №1(19). – 1,5 п.л.
2. Шаститко А.Е., Афонцев С.А., Плаксин С.М. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2008. №1. – 1 п.л. (личный вклад 0,4 п.л.).
3. Афонцев С.А. Интересы граждан и политические механизмы регулирования мировой экономики // Политические исследования (Полис). 2006. №2. – 1 п.л.
4. Афонцев С.А. Либерализация торговли и платежный баланс // Вопросы экономики. 2005. №7. – 1 п.л.
5. Афонцев С.А. Экономико-политические детерминанты унификации импортного тарифа // Экономика региона. 2005. №3. – 1,5 п.л.
6. Афонцев С.А., Зегберс К., Ильин М.В. и др. Мировая политика: повестка дня на завтра (Виртуальный круглый стол) // Политические исследования (Полис). 2005. №4. – 1,5 п.л. (авторская часть – 0,2 п.л.).
7. Афонцев С.А. Между хаосом и самоорганизацией // Международные процессы. 2004. Т.2. №3(6). – 0,5 п.л.
8. Афонцев С.А. От борьбы к рынку: экономическая кооперативность в мирополитическом взаимодействии // Международные процессы. 2003. Т.1. №2. – 1 п.л.
9. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №10. – 0,7 п.л.
10. Афонцев С.А. Экономическая политика и модели экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4. – 0,8 п.л.
11. Афонцев С.А. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №5. – 0,7 п.л.
12. Афонцев С.А., Капелюшников Р.И. Структурные характеристики предприятий и их налоговое поведение // Вопросы экономики. 2001. №9. – 1,5 п.л. (личный вклад 0,7 п.л.).
13. Афонцев С.А. Экономико-политические проблемы хозяйственных преобразований // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №12. – 1,3 п.л.
14. Афонцев С.А. Кризис на развивающихся рынках и экономические институты // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №5. – 0,4 п.л.
15. Афонцев С.А. Внешняя задолженность России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №7 – 1 п.л.
16. Афонцев С.А. Неопределенность и проблемы экономической трансформации // Мировая экономика и международные отношения. 1996. №10. – 0,3 п.л.
Прочие статьи, главы в коллективных монографиях и другие научные публикации
1. Афонцев С.А. Теория общественного выбора.// История экономических учений. Учебное пособие / Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 1,5 п.л.
2. Афонцев С.А., Плаксин С.М., Шаститко А.Е. Стратегии социально-экономического развития России в условиях кризиса // Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса / Под ред. И.Ю.Юргенса. – М.: Экон-Информ, 2009. – Ч.1. – 1 п.л. (авторский вклад 0,4 п.л.).
3. Афонцев С.А. Казахстан: как преодолеть сырьевую специализацию? // Неприкосновенный запас. 2009. №4(66). – 0,7 п.л.
4. Afontsev S., Bernasconi N., Busser et al. The Geneva Scenarios on Global Economic Governance 2020. / Ed. By W.Veit. – Geneva: FES, 2009. – 7 п.л. (авторский вклад – 0,3 п.л.).
5. Афонцев С.А. ТНК в мировой политике // «Приватизация» мировой политики: локальные действия – глобальные результаты / Под ред. М.М.Лебедевой. – М.: Голден-Би, 2008. – 1,5 п.л.
6. Афонцев С.А. Экономический имидж страны как инструмент управления мирохозяйственными процессами // Проблемы и перспективные направления политики по формированию образа России за рубежом / Отв. ред. И.В.Данилин. – М.: ИМЭМО РАН, 2008. – 1,2 п.л.
7. Afontsev S. Rising Russia Looks East: The Case for Russian–Korean Economic Cooperation // Korea–BRICs Economic Cooperation in the Era of FTA. – Seoul: Hankuk University of Foreign Studies, 2007. – 1 п.л.
8. Афонцев С.А. Либерализация, экономический рост и объемы российского импорта: результаты гравитационного моделирования // Экономическое развитие в современном мире: динамика рыночных процессов и преобразование бизнес-среды. – Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2007. – 0,5 п.л.
9. Afontsev S. Promoting Competition in Transition and Developing Countries: Towards a Sober Assessment. Summary Report for A Competition and Development Forum. – Ottawa: IDRC, 2007. – 1 п.л.
10. Афонцев С.А. Политэкономические аспекты торговой политики // Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: Руководство / Под ред. Д.Тарра. – М.: Институт Всемирного Банка, 2006. – 1,5 п.л.
11. Афонцев С.А. Индивид, глобальное управление и демократия // Антиглобализм и глобальное управление. – М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2006. – 1 п.л.
12. Afontsev S. Uzbekistan´s Case Study: CER and Its Impact on Policymaking in Uzbekistan. – Buenos Aires: CIPPEC, 2006. – 2 п.л.
13. Афонцев С.А. ТНК и проблемы глобального управления // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы. – М.: ИМЭМО РАН, 2005. – 0,7 п.л.
14. Афонцев С.А. Либерализация через унификацию: политическая экономия реформы регулирования импорта в России // Экономическое развитие в современном мире: факторы, структура, особенности переходных состояний. – Екатеринбург: Уральский Государственный Университет, 2005. – 0,2 п.л.
15. Афонцев С.А. Экономико-политические аспекты хозяйственной трансформации // Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Под ред. В.А.Мартынов, В.С.Автономова, И.М.Осадчей. – М.: Экономика, 2004. – 1,5 п.л.
16. Афонцев С.А. Экономическое измерение мировой политики // Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2004. – 1.2 п.л.
17. Афонцев С.А. Проблемы присоединения ко Всемирной торговой организации // Обзор экономической политики в России за 2003 г. – М.: Бюро экономического анализа, 2004. – 1 п.л.
18. Афонцев С.А. Экономико-политическая модель унификации импортного тарифа: российская перспектива // Консорциум экономических исследований и образования. Серия «Научные доклады». 2004. №04. – 2 п.л.
19. Афонцев С.А. Структура импорта и тарифная политика: опыт постсоциалистической России.// Экономическая история. Ежегодник за 2004. – М.: РОССПЭН, 2004. – 3 п.л.
20. Афонцев С.А. Унификация импортных пошлин: российская перспектива // Экономические исследования и образование – Россия и СНГ, декабрь 2004. – 0,15 п.л.
21. Афонцев С.А. Социальные институты и проблема конкурентоспособности // Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Под ред. А.А.Дынкина, Ю.В.Куренкова. – Международные отношения, 2003. – 1 п.л.
22. Афонцев С.А. Россия и «новый ЕС» // Pro et Contra. 2003. Т.8. №1. – 1,5 п.л.
23. Афонцев С.А. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et Contra. 2002. Т.7. №2. – 1,5 п.л.
24. Афонцев С.А. Влияние эндогенных механизмов тарифной политики на структуру импортных потоков в России // Российская программа экономических исследований. Серия «Научные доклады». 2002. №01/07. – 3,7 п.л.
25. Афонцев С.А. Экономическая политика в современном мире: «глобальное управление» или глобальный политический рынок? // Внешняя политика и безопасность современной России. М.: РОССПЭН, 2002. Т.II. – 1,5 п.л.
26. Афонцев С.А. Стимулирование труда и стимулирование занятости в современной России: экономико-политическая перспектива // Экономическая история. Ежегодник за 2001. – М.: РОССПЭН, 2002. – 1 п.л.
27. Афонцев С.А. В поисках «кризиса экономической науки», или о ловле черной кошки в темной комнате, где кошки нет // К вопросу о так называемом кризисе экономической науки. – М., ИМЭМО РАН, 2002. – 0,5 п.л.
28. Афонцев С.А. Мобилизация политической поддержки реформ: мотивации, стратегии, результаты // Экономический рост: после коммунизма (материалы международной конференции) / Институт экономики переходного периода. Научные труды, 2002, №40Р. – 0,5 п.л.
29. Афонцев С.А. Экономическое измерение мировой политики // Методические материалы и программы к специализированным курсам по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 1 п.л.
30. Афонцев С.А. Политическая экономия международных отношений // Программы курсов кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД РФ. – М.: МГИМО(У) МИД РФ , 2002. – 1 п.л.
31. Афонцев С.А. Тарифное регулирование импорта в России: опыт экономико-политического анализа // Экономическая история. Ежегодник за 2000 г. – М.: РОССПЭН, 2001. – 3 п.л.
32. Афонцев С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2001. №2. – 3 п.л.
33. Афонцев С.А. Проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации // Социально-экономическая трансформация в России / Научные доклады Московского общественного научного фонда, 2001, вып.131. – 1,5 п.л.
34. Афонцев С.А. Нормативная экономическая теория и модели экономического развития // Материалы теоретического семинара ИМЭМО РАН. М.: ИМЭМО РАН, 2001. – 1,5 п.л.
35. Афонцев С.А. Социальные институты и проблема конкурентоспособности // Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. – М.: ИМЭМО РАН, 2001. – 0,4 п.л.
36. Афонцев С.А. Консенсус во имя реформ // Экономика России – XXI век. Апрель 2001. – 0,3 п.л.
37. Афонцев С.А. Экономико-политические механизмы тарифного регулирования импорта в современной России // Российская программа экономических исследований, Серия «Научные доклады». 1999. №99/16. – 6,5 п.л.
38. Афонцев С.А. Политика в отношении прямых иностранных инвестиций // С.В.Алексашенко, А.З.Астапович, С.А.Афонцев и др. Обзор экономической политики в России за 1999 г. – М.: Бюро экономического анализа, 2000. – 2 п.л.
39. Афонцев С.А. Пути совершенствования политики по привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию // Вестник Рабочего центра экономических реформ. 2000. №100. – 1 п.л.
40. Афонцев С.А. Правовые преобразования и эффективность экономической политики в условиях переходной экономики // Общество, политика, наука: новые перспективы / Научные доклады Московского общественного научного фонда. 2000. Вып.103. – 1 п.л.
41. Афонцев С.А. Экономическая политика в современном мире: “глобальное управление” или глобальный политический рынок? // Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия / Научные доклады Московского общественного научного фонда. 2000. Вып.104. – 1,5 п.л.
42. Афонцев С.А. Рыночные реформы и демократический процесс // Государство, экономика, общество: процессы взаимодействия / Научные доклады Московского общественного научного фонда. 2000. Вып.105. – 1,5 п.л.
43. Афонцев С.А. Проблемы политики регулирования рынка труда в период экономических преобразований // Экономическая история. Обозрение. 2000. Вып.5. – 1 п.л.
44. Афонцев С.А. Экономико-политические аспекты трансформационного процесса // Некоторые аспекты теории переходной экономики. – М.: ИМЭМО РАН, 1999. – 1,7 п.л.
45. Афонцев С.А. Экономическая трансформация в зеркале экономико-политического анализа // Россия XXI. 1999. №3. – 1,6 п.л.
46. Афонцев С.А. «Глобальное управление» или глобальный политический рынок? // Россия XXI. 1999. №6. – 2 п.л.
47. Афонцев С.А. Кризис на развивающихся рынках и экономические институты // Международный финансовый кризис: новый этап глобального экономического развития? – М.: ИМЭМО РАН, 1999. – 0,4 п.л.
48. Афонцев С.А. Стратегии решения проблемы внешней задолженности: исторический опыт, 1881–1933 // Экономическая история. Ежегодник за 1999. – М.: РОССПЭН, 1999. – 1,5 п.л.
49. Афонцев С.А. Методологические основы современного экономико-политического анализа // Истоки. 1998. Вып.3. – 3,5 п.л.
50. Afontsev S. Three Strategies for Solving Foreign Debt Problem: Historical Experience // Proceedings of The Twelfth International Economic History Congress. Section B16. – Seville, FFHE, 1998. – 1,5 п.л.
51. Афонцев С.А. Макроэкономические перспективы тарифного регулирования импорта в России // Становление рыночной экономики в России / Научные доклады Московского общественного научного фонда. 1997. Вып.10. – 1,5 п.л.
52. Афонцев С.А. К методологии экономико-политического анализа проблем переходного периода // К вопросу теории и практики экономики переходного периода. – М.: ИМЭМО РАН, 1996. – 0,7 п.л.
53. Афонцев С.А. Политические рынки и принятие экономических решений // Материалы к концепции институционально-правового обеспечения российской экономики. – М.: ИМЭМО РАН, 1995. – 0,4 п.л.