Научная тема: «СИНЕРГИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе исследования теоретических аспектов стратегического развития образовательных учреждений и учета результатов анализа факто-ров, влияющих на разработку стратегии организации, уточнен перечень принципов корректировки стратегии организации, к числу которых отне-сены: учет изменений внешней среды организации, выявленных по ре-зультатам SWOT-анализа. Значимые изменения внешней среды формируют новые и исключают часть существовавших угроз для организации. Вместе с тем происходит изменение возможностей для организации; направленность на принятые решения (принцип преемственности управленческих решений в организации). Несоблюдение данного принципа затрудняет оценку эффективности корректирующих воздействий и снижа-ет системность и предсказуемость стратегического управления организа-цией вообще; корректировка не может быть непрерывной (принцип дискретно-сти), поэтому необходимо обосновать длительность временного интерва-ла, определяющего периодичность уточнения содержания стратегии разви-тия организации; в корректировку должны быть вовлечены лица, которые будут реализовывать принятые решения. Выполнение данного принципа будет способствовать повышению эффективности реализации корректирующих воздействий; принцип цикличности, основанный на использовании типовых про-цедур уточнения стратегии развития организации; принцип последовательности (общность методологии) как гаран-тия осуществления связи корректирующего воздействия и результата из-менения стратегии развития организации.
  2. На основе выполненного анализа сложившейся практики разра-ботки стратегии развития университета выявлены отличительные особен-ности стратегий развития российских университетов: отсутствие в большинстве стратегий видения (образа будущего идеального состояния университета) при определении философии разви-тия. Данный аспект, по мнению автора, является принципиальным, по-скольку современные концепции стратегического управления организа-циями рассматривают стратегию как «ресурсный рычаг», значительно по-вышающий эффективность функционирования организации, а отсутствие видения значительно снижает амбиции университета при постановке стра-тегических целей, что в конечном итоге снижает качество разработанной стратегии. Кроме того, если видение не сформировано, снижается уни-кальность стратегии университета, стратегия становится «безликой», теря-ется уникальная специфика конкретного образовательного учреждения. Поменяв название вуза в вербальных описаниях стратегий большинства университетов, принципиальных изменений, как правило, не происходит; цели большинства российских вузов, указанные в стратегии (стра-тегические цели), не содержат критериев оценки. С этой точки зрения воз-никают сложности при контроле и оценке эффективности их реализации. В данных формулировках стратегические цели напоминают скорее пожела-ния, нежели чем реальные ориентиры реализации стратегии университета; стратегии развития большинства российских университетов разра-ботаны работниками вузов под руководством внешних консультантов (в рамках аутсорсинга). Данный момент следует рассматривать как поло-жительный по следующим причинам:  указанный подход способствует командообразованию в аппарате управления университета; - разработанная подобным образом стратегия может быть легче на-полнена содержанием и конкретизирована (до уровня программ, проектов и стратегически важных мероприятий).
  3. Разработана схема стратегического развития университетского комплекса региона, основанная на синергетическом подходе. Данная схема предусматривает циклическую смену этапов эволюции (разработку и реа-лизацию стратегии развития университетского комплекса региона, а также оценку согласованности развития университетского комплекса и экономи-ки региона), флуктуацию (потерю устойчивости стратегического развития университетского комплекса региона под влиянием изменений внешней и внутренней среды), бифуркацию (саморазвитие университетского ком-плекса региона) и аттрактора (корректировку стратегии развития универ-ситетского комплекса региона).
  4. На основе анализа существующих моделей сбалансированной сис-темы показателей (ССП) определены особенности формирования ССП университетского комплекса региона. Разработан механизм формирования ССП стратегического развития университета, на основе которого сформи-рована модель ССП университетского комплекса региона, содержащая: карту клиентов университетского комплекса, включающую цели студентов, предприятий и организаций, а также общества в целом; карту финансов, охватывающую соотношение бюджетного и вне-бюджетного финансирования, объемы финансируемых НИР и платных услуг; карту внутренних процессов, описывающую формирование техно-парков и научно-образовательных центров; карту обучения и роста, отражающую инновационное развитие университетского комплекса региона.
  5. Доказана интегрирующая роль университетского комплекса в обеспечении стратегического развития экономики региона. Выделены ду-альные, бинарные и синтезирующие связи университетского комплекса ре-гиона в системе «власть - бизнес - общество». Указанное разнообразие связей является дополнительным фактором, обеспечивающим достижение положительной синергии стратегии развития университетского комплекса региона. 10
  6. Сформирована методика оценки эффективности реализации стра-тегии развития научно-образовательного комплекса региона, основанная на использовании ССП не только как инструмента реализации, но и как инструмента контроля эффективности реализации данной стратегии. Учи-тывая принцип эффективности В. Парето, процесс реализации стратегии развития организации будет считаться эффективным, если улучшение рей-тинговой оценки по одной из стратегических карт ССП не повлияет отри-цательно на рейтинговые оценки по другим картам.
  7. Разработана методика обоснования выбора показателей развития организации, представленная совокупностью следующих процедур: формирование дерева действий на основе заполнения матриц ре-шений по результатам SWOT-анализа; определение дерева целей организации, соответствующего струк-туре стратегии развития в рамках предлагаемых политик, проектов, про-грамм, а также стратегически важных мероприятий; парное сравнение показателей развития организации и решений де-рева действий для определения ранга значимости конкретного показателя для реализации стратегии; уточнение перечня показателей развития организации и определе-ние их непротиворечивости и сбалансированности; Определение критериев оценки по каждому показателю; построение сбалансированной системы показателей организации; каскадирование ССП до уровня структурных подразделений и от-дельных исполнителей. Данная методика позволяет сформировать системное взаимодейст-вие между результатами анализа внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ), решениями, полученными в ходе заполнения матриц по результатам SWOT-анализа, и показателями, позволяющими оценить эф-фективность реализации данных целей.
  8. Сформирована методика оценки синергетического эффекта, воз-никающего в ходе реализации стратегии развития организации как меры совместного выполнения элементов стратегии (философии развития, функциональных стратегий (политик), стратегических проектов и страте-гически важных мероприятий). Указанная методика позволяет экспертным путем оценить степень взаимосвязанности, согласованности и непротиворечивости структурных элементов стратегии развития университета.
  9. Разработан системный конфигуратор источников синергии стра-тегии развития университетского комплекса региона, обосновывающий уровни синергии стратегии развития университетского комплекса ре-гиона. Первый уровень включает три рода синергии: линейную синергию - в результате интеграции по цепочке непре-рывного образования; синергию внутри университетского комплекса региона; синергию взаимодействия хозяйствующих субъектов экономики региона. Взаимодействие указанных видов синергии формирует предпосылки для возникновения синергии второго уровня.
  10. Сформирована модель университетского комплекса региона, включающая региональные университеты, интегрирующая всю цепочку образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до программ послевузовского обучения), технопарк, научно-образовательные центры, расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий ре-гиона, обеспечивающая сочетание вертикальной и горизонтальной инте-грации организаций, входящих в состав университетского комплекса ре-гиона.
  11. Разработана концепция создания университетского комплекса на базе Владимирского государственного университета. Данная концепция основана на учете объективных законов необходимого разнообразия и за-конов масштаба как фундаментальной основы стратегического развития университетского комплекса, ориентированного на достижение положи-тельного синергетического эффекта.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Захаров, П. Н. Синергия стратегии развития университетского комплекса региона : монография / П. Н. Захаров. – Владимир : Изд-во ВГГУ, 2009. – 180 с. – 11,25 п.л. – ISBN 978-5-87846-654-7.

2. Захаров, П. Н. Синергия стратегии развития современного рос-сийского университета : монография / П.Н. Захаров. – Владимир: Изд-во ВГПУ, 2007. – 164 с. – 10,5 п.л. – ISBN 978-5-87846-593-9.

3. Образовательный кластер региона : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: Изд-во ВГГУ, 2008. – 184 с. – 11,5 п.л. (авт. – 3,0 п.л.). – ISBN 978-5-87846-633-2.

4. Стратегия университета : монография / под ред. Ю. Н. Лапы-гина, Н. В. Чайковской, П. Н. Захарова. – Муром: Изд.-полиграф. центр МИ ВлГУ, 2008. – 422 с. – 49 п.л. (авт. – 5,0 п.л.). – ISBN 978-5-8439-0173-8.

5. Лапыгин, Ю. Н. Стратегическое управление жилищно-коммуналь-ным хозяйством муниципального образования : монография / Ю. Н. Лапы-гин, П. Н. Захаров, Ю. М. Рыбакова. – Владимир : ВлГУ : ВГПУ, 2002. – 112 с. – 5,6 п.л. (авт. – 3,0 п.л.). – ISBN 5-87846-342-3.

6. Контроллинг функциональных стратегий : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: ВГПУ : ВлГУ, 2004. – 263 с. – 16,4 п.л. (авт. – 0,5 п.л.). – ISBN 5-87846-345-8.

7. Государственное и муниципальное управление: разработка и реа-лизация стратегии : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Муром: Изд.-полиграф. центр МИ ВлГУ, 2005. – 412 с. – 25,8 п.л. (авт. – 1,9 п.л.). – ISBN 5-8439-0089-4

8. Стратегические системы в управлении : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Муром: Изд.-полиграф. центр МИ ВлГУ, 2008. – 431 с. – 26,9 п.л. (авт. – 2,0 п.л.). – ISBN 978-5-84390152-3.

9. Опыт разработки и реализации стратегий развития муниципаль-ных образований Владимирской области : монография / под. общ. ред. А. Е. Балобанова, А. Е. Илларионова. – Владимир: Транзит Икс, 2005. – 224 с. – 14 п.л. (авт. – 0,3 п.л.). – ISBN 5-8311-0192-4.

10. Инструменты реализации стратегии : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: Владим. кн. тип., 2005. – 281 с. – 17,5 п.л. (авт. – 0,3 п.л.). – ISBN 5-87846-451-7.

11. Факторы стратегического развития : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: Владим. кн. тип., 2005. – 165 с. – 10,3 п.л. (авт. – 1,4 п.л.). – ISBN 5-87846-451-7.

Научные статьи (из списка ВАК РФ)

12. Захаров, П. Н. Показатели стратегического развития университета / П. Н. Захаров // Эконом. стратегии. – 2007. – № 2 (52). – С. 176 – 178. – 0,3 п.л.

13. Захаров, П. Н. Особенности стратегии развития университета / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регионального управления». – 2007. – № 3. – С. 280 – 283. – 0,3 п.л.

14. Захаров, П. Н. Предпринимательство как парадигма управления университетом / П. Н. Захаров, Ю. Н. Лапыгин // Рос. предпринимательство. 2007. – № 8 (2). – С. 137 – 142. – 0,31 п.л. (авт. – 0,25 п.л.).

34

15. Захаров, П. Н. Интегральная оценка стратегии развития универси-тета / П. Н. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 5. – С. 87 – 89. – 0,25 п.л.

16. Захаров, П. Н. Стратегический выбор университета / П. Н. Заха-ров, В. А. Гаврилова // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регио-нального управления». – 2007. – № 5 (5). – С. 264 – 270. – 0,35 п.л. (авт. – 0,25 п.л.).

17. Захаров, П. Н. Методические аспекты оценки синергии стратегии развития организации / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отрасле-вого и регионального управления». – 2007. – № 7 (7). – С. 89 – 91. – 0,3 п.л.

18. Захаров, П. Н. Концепция повышения синергии стратегии разви-тия университета / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслево-го и регионального управления». – 2008. – № 4 (14). – С. 74 – 79. – 0,3 п.л.

19. Захаров, П. Н. Философия развития университета на основе обра-зовательного кластера региона / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Разви-тие отраслевого и регионального управления». – 2008. – № 3 (13). – С. 86 – 90. – 0,25 п.л.

20. Захаров, П. Н. Подходы к формированию образовательного кла-стера региона / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регионального управления». – 2008. – № 9 (19). – С. 81 – 85. – 0,3 п.л.

21. Захаров, П. Н. Подходы к повышению синергии стратегии разви-тия университетского комплекса региона / П. Н. Захаров // Экономика об-разования. – 2009. – № 2. – Ч. 2. – С. 21 – 24. – 0,3 п.л.

22. Захаров, П. Н. Методические аспекты стратегического развития университетского комплекса региона / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регионального управления». – 2009. – № 5. – С. 86 – 88. – 0,3 п.л.

23. Захаров, П. Н. Концепция иерархии синергии стратегии развития университетского комплекса региона / П. Н. Захаров // Экономика образо-вания. – 2009. – № 3. – Ч. 2. – С. 34 – 38. – 0,35 п.л.