- На основе исследования теоретических аспектов стратегического развития образовательных учреждений и учета результатов анализа факто-ров, влияющих на разработку стратегии организации, уточнен перечень принципов корректировки стратегии организации, к числу которых отне-сены: учет изменений внешней среды организации, выявленных по ре-зультатам SWOT-анализа. Значимые изменения внешней среды формируют новые и исключают часть существовавших угроз для организации. Вместе с тем происходит изменение возможностей для организации; направленность на принятые решения (принцип преемственности управленческих решений в организации). Несоблюдение данного принципа затрудняет оценку эффективности корректирующих воздействий и снижа-ет системность и предсказуемость стратегического управления организа-цией вообще; корректировка не может быть непрерывной (принцип дискретно-сти), поэтому необходимо обосновать длительность временного интерва-ла, определяющего периодичность уточнения содержания стратегии разви-тия организации; в корректировку должны быть вовлечены лица, которые будут реализовывать принятые решения. Выполнение данного принципа будет способствовать повышению эффективности реализации корректирующих воздействий; принцип цикличности, основанный на использовании типовых про-цедур уточнения стратегии развития организации; принцип последовательности (общность методологии) как гаран-тия осуществления связи корректирующего воздействия и результата из-менения стратегии развития организации.
- На основе выполненного анализа сложившейся практики разра-ботки стратегии развития университета выявлены отличительные особен-ности стратегий развития российских университетов: отсутствие в большинстве стратегий видения (образа будущего идеального состояния университета) при определении философии разви-тия. Данный аспект, по мнению автора, является принципиальным, по-скольку современные концепции стратегического управления организа-циями рассматривают стратегию как «ресурсный рычаг», значительно по-вышающий эффективность функционирования организации, а отсутствие видения значительно снижает амбиции университета при постановке стра-тегических целей, что в конечном итоге снижает качество разработанной стратегии. Кроме того, если видение не сформировано, снижается уни-кальность стратегии университета, стратегия становится «безликой», теря-ется уникальная специфика конкретного образовательного учреждения. Поменяв название вуза в вербальных описаниях стратегий большинства университетов, принципиальных изменений, как правило, не происходит; цели большинства российских вузов, указанные в стратегии (стра-тегические цели), не содержат критериев оценки. С этой точки зрения воз-никают сложности при контроле и оценке эффективности их реализации. В данных формулировках стратегические цели напоминают скорее пожела-ния, нежели чем реальные ориентиры реализации стратегии университета; стратегии развития большинства российских университетов разра-ботаны работниками вузов под руководством внешних консультантов (в рамках аутсорсинга). Данный момент следует рассматривать как поло-жительный по следующим причинам: указанный подход способствует командообразованию в аппарате управления университета; - разработанная подобным образом стратегия может быть легче на-полнена содержанием и конкретизирована (до уровня программ, проектов и стратегически важных мероприятий).
- Разработана схема стратегического развития университетского комплекса региона, основанная на синергетическом подходе. Данная схема предусматривает циклическую смену этапов эволюции (разработку и реа-лизацию стратегии развития университетского комплекса региона, а также оценку согласованности развития университетского комплекса и экономи-ки региона), флуктуацию (потерю устойчивости стратегического развития университетского комплекса региона под влиянием изменений внешней и внутренней среды), бифуркацию (саморазвитие университетского ком-плекса региона) и аттрактора (корректировку стратегии развития универ-ситетского комплекса региона).
- На основе анализа существующих моделей сбалансированной сис-темы показателей (ССП) определены особенности формирования ССП университетского комплекса региона. Разработан механизм формирования ССП стратегического развития университета, на основе которого сформи-рована модель ССП университетского комплекса региона, содержащая: карту клиентов университетского комплекса, включающую цели студентов, предприятий и организаций, а также общества в целом; карту финансов, охватывающую соотношение бюджетного и вне-бюджетного финансирования, объемы финансируемых НИР и платных услуг; карту внутренних процессов, описывающую формирование техно-парков и научно-образовательных центров; карту обучения и роста, отражающую инновационное развитие университетского комплекса региона.
- Доказана интегрирующая роль университетского комплекса в обеспечении стратегического развития экономики региона. Выделены ду-альные, бинарные и синтезирующие связи университетского комплекса ре-гиона в системе «власть - бизнес - общество». Указанное разнообразие связей является дополнительным фактором, обеспечивающим достижение положительной синергии стратегии развития университетского комплекса региона. 10
- Сформирована методика оценки эффективности реализации стра-тегии развития научно-образовательного комплекса региона, основанная на использовании ССП не только как инструмента реализации, но и как инструмента контроля эффективности реализации данной стратегии. Учи-тывая принцип эффективности В. Парето, процесс реализации стратегии развития организации будет считаться эффективным, если улучшение рей-тинговой оценки по одной из стратегических карт ССП не повлияет отри-цательно на рейтинговые оценки по другим картам.
- Разработана методика обоснования выбора показателей развития организации, представленная совокупностью следующих процедур: формирование дерева действий на основе заполнения матриц ре-шений по результатам SWOT-анализа; определение дерева целей организации, соответствующего струк-туре стратегии развития в рамках предлагаемых политик, проектов, про-грамм, а также стратегически важных мероприятий; парное сравнение показателей развития организации и решений де-рева действий для определения ранга значимости конкретного показателя для реализации стратегии; уточнение перечня показателей развития организации и определе-ние их непротиворечивости и сбалансированности; Определение критериев оценки по каждому показателю; построение сбалансированной системы показателей организации; каскадирование ССП до уровня структурных подразделений и от-дельных исполнителей. Данная методика позволяет сформировать системное взаимодейст-вие между результатами анализа внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ), решениями, полученными в ходе заполнения матриц по результатам SWOT-анализа, и показателями, позволяющими оценить эф-фективность реализации данных целей.
- Сформирована методика оценки синергетического эффекта, воз-никающего в ходе реализации стратегии развития организации как меры совместного выполнения элементов стратегии (философии развития, функциональных стратегий (политик), стратегических проектов и страте-гически важных мероприятий). Указанная методика позволяет экспертным путем оценить степень взаимосвязанности, согласованности и непротиворечивости структурных элементов стратегии развития университета.
- Разработан системный конфигуратор источников синергии стра-тегии развития университетского комплекса региона, обосновывающий уровни синергии стратегии развития университетского комплекса ре-гиона. Первый уровень включает три рода синергии: линейную синергию - в результате интеграции по цепочке непре-рывного образования; синергию внутри университетского комплекса региона; синергию взаимодействия хозяйствующих субъектов экономики региона. Взаимодействие указанных видов синергии формирует предпосылки для возникновения синергии второго уровня.
- Сформирована модель университетского комплекса региона, включающая региональные университеты, интегрирующая всю цепочку образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до программ послевузовского обучения), технопарк, научно-образовательные центры, расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий ре-гиона, обеспечивающая сочетание вертикальной и горизонтальной инте-грации организаций, входящих в состав университетского комплекса ре-гиона.
- Разработана концепция создания университетского комплекса на базе Владимирского государственного университета. Данная концепция основана на учете объективных законов необходимого разнообразия и за-конов масштаба как фундаментальной основы стратегического развития университетского комплекса, ориентированного на достижение положи-тельного синергетического эффекта.
1. Захаров, П. Н. Синергия стратегии развития университетского комплекса региона : монография / П. Н. Захаров. – Владимир : Изд-во ВГГУ, 2009. – 180 с. – 11,25 п.л. – ISBN 978-5-87846-654-7.
2. Захаров, П. Н. Синергия стратегии развития современного рос-сийского университета : монография / П.Н. Захаров. – Владимир: Изд-во ВГПУ, 2007. – 164 с. – 10,5 п.л. – ISBN 978-5-87846-593-9.
3. Образовательный кластер региона : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: Изд-во ВГГУ, 2008. – 184 с. – 11,5 п.л. (авт. – 3,0 п.л.). – ISBN 978-5-87846-633-2.
4. Стратегия университета : монография / под ред. Ю. Н. Лапы-гина, Н. В. Чайковской, П. Н. Захарова. – Муром: Изд.-полиграф. центр МИ ВлГУ, 2008. – 422 с. – 49 п.л. (авт. – 5,0 п.л.). – ISBN 978-5-8439-0173-8.
5. Лапыгин, Ю. Н. Стратегическое управление жилищно-коммуналь-ным хозяйством муниципального образования : монография / Ю. Н. Лапы-гин, П. Н. Захаров, Ю. М. Рыбакова. – Владимир : ВлГУ : ВГПУ, 2002. – 112 с. – 5,6 п.л. (авт. – 3,0 п.л.). – ISBN 5-87846-342-3.
6. Контроллинг функциональных стратегий : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: ВГПУ : ВлГУ, 2004. – 263 с. – 16,4 п.л. (авт. – 0,5 п.л.). – ISBN 5-87846-345-8.
7. Государственное и муниципальное управление: разработка и реа-лизация стратегии : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Муром: Изд.-полиграф. центр МИ ВлГУ, 2005. – 412 с. – 25,8 п.л. (авт. – 1,9 п.л.). – ISBN 5-8439-0089-4
8. Стратегические системы в управлении : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Муром: Изд.-полиграф. центр МИ ВлГУ, 2008. – 431 с. – 26,9 п.л. (авт. – 2,0 п.л.). – ISBN 978-5-84390152-3.
9. Опыт разработки и реализации стратегий развития муниципаль-ных образований Владимирской области : монография / под. общ. ред. А. Е. Балобанова, А. Е. Илларионова. – Владимир: Транзит Икс, 2005. – 224 с. – 14 п.л. (авт. – 0,3 п.л.). – ISBN 5-8311-0192-4.
10. Инструменты реализации стратегии : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: Владим. кн. тип., 2005. – 281 с. – 17,5 п.л. (авт. – 0,3 п.л.). – ISBN 5-87846-451-7.
11. Факторы стратегического развития : монография / под ред. д.э.н., проф. Ю. Н. Лапыгина. – Владимир: Владим. кн. тип., 2005. – 165 с. – 10,3 п.л. (авт. – 1,4 п.л.). – ISBN 5-87846-451-7.
Научные статьи (из списка ВАК РФ)
12. Захаров, П. Н. Показатели стратегического развития университета / П. Н. Захаров // Эконом. стратегии. – 2007. – № 2 (52). – С. 176 – 178. – 0,3 п.л.
13. Захаров, П. Н. Особенности стратегии развития университета / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регионального управления». – 2007. – № 3. – С. 280 – 283. – 0,3 п.л.
14. Захаров, П. Н. Предпринимательство как парадигма управления университетом / П. Н. Захаров, Ю. Н. Лапыгин // Рос. предпринимательство. 2007. – № 8 (2). – С. 137 – 142. – 0,31 п.л. (авт. – 0,25 п.л.).
34
15. Захаров, П. Н. Интегральная оценка стратегии развития универси-тета / П. Н. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 5. – С. 87 – 89. – 0,25 п.л.
16. Захаров, П. Н. Стратегический выбор университета / П. Н. Заха-ров, В. А. Гаврилова // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регио-нального управления». – 2007. – № 5 (5). – С. 264 – 270. – 0,35 п.л. (авт. – 0,25 п.л.).
17. Захаров, П. Н. Методические аспекты оценки синергии стратегии развития организации / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отрасле-вого и регионального управления». – 2007. – № 7 (7). – С. 89 – 91. – 0,3 п.л.
18. Захаров, П. Н. Концепция повышения синергии стратегии разви-тия университета / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслево-го и регионального управления». – 2008. – № 4 (14). – С. 74 – 79. – 0,3 п.л.
19. Захаров, П. Н. Философия развития университета на основе обра-зовательного кластера региона / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Разви-тие отраслевого и регионального управления». – 2008. – № 3 (13). – С. 86 – 90. – 0,25 п.л.
20. Захаров, П. Н. Подходы к формированию образовательного кла-стера региона / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регионального управления». – 2008. – № 9 (19). – С. 81 – 85. – 0,3 п.л.
21. Захаров, П. Н. Подходы к повышению синергии стратегии разви-тия университетского комплекса региона / П. Н. Захаров // Экономика об-разования. – 2009. – № 2. – Ч. 2. – С. 21 – 24. – 0,3 п.л.
22. Захаров, П. Н. Методические аспекты стратегического развития университетского комплекса региона / П. Н. Захаров // Вестн. ун-та. Сер. «Развитие отраслевого и регионального управления». – 2009. – № 5. – С. 86 – 88. – 0,3 п.л.
23. Захаров, П. Н. Концепция иерархии синергии стратегии развития университетского комплекса региона / П. Н. Захаров // Экономика образо-вания. – 2009. – № 3. – Ч. 2. – С. 34 – 38. – 0,35 п.л.