- Классифицированы этапы, связанные с долговыми обязательствами и ссудным процентом, с учетом факторов - исторического периода, географии, религиозных воззрений, институциональных форм, распространенности. Обосновано, что формирование и развитие долговых отношений является значимым фактором совершенствования финансовых институтов и динамичного экономического развития стран и их регионов.
- Обоснована роль долга государства и его субъектов в современной финансовой системе с позиций опыта, форм, методов, инструментов, применяемых в международной практике управления государственным и муниципальным долгом, на основе чего разработана классификация долгового финансирования по формам, источнику возникновения, видам, валюте долговых обязательств; целям использования заемных средств; структуре эмитентов и заимодавцев; месту и характеру размещения долговых ценных бумаг, их структуре - по стоимости, способам эмиссии, условиям погашения, типу долговых ценных бумаг и их обеспечения.
- Выявлены перспективы применения в России рыночных инструментов долгового финансирования и обоснована методика сравнительного анализа нормативных особенностей их выпуска по признакам: эмитенту, доходности активов, обеспеченности и доходности долговых обязательств, периодичности платежей, рискам и гарантиям для использования субъектами РФ в нормативной практике.
- Разработана классификация системы управления долгом государственных субъектов по уровню государственного управления, финансовой кооперации, законодательным полномочиям, системе гарантий по обязательствам, на основании чего обоснованы методические и практические рекомендации по применению в России эффективного зарубежного опыта в сфере долговых отношений.
- Обобщен международный опыт и разработаны рекомендации повышения надежности долговых ценных бумаг субъекта РФ на основе обеспеченности тарифными, налоговыми или иными доходными потоками бюджетов и сформулированы предложения по реализации данных рекомендаций субъектами РФ в управлении долговыми обязательствами.
- Разработаны методики создания, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления долгом субъекта РФ; даны практические рекомендации по интеграции политики управления долгом субъекта РФ с бюджетной политикой, политикой казначейства, созданию института «единого заемщика», повышению эффективности управления долгом для обеспечения финансовой стабильности, инвестиционной привлекательности субъектов РФ, инновационного развития экономики России.
- Предложена система мер по управлению рисками эмитента долговых ценных бумаг - субъекта РФ, включающая прогноз стоимости государственного долга, анализ затрат на обслуживание долга, прогноз объема исходящих платежей и платежей к получению, прогноз объемов необходимого рефинансирования, анализ чувствительности государственного долга к внешним и внутренним факторам, вероятность и целесообразность страхования рисков с использованием производных финансовых инструментов, меры по оптимизации структуры долга. Результатом успешного управления рисками становится достоверный прогноз капиталовложений в региональную инвестиционную программу субъекта РФ, безопасная структура долга.
- Разработаны предложения по управлению стоимостью и структурой долгового портфеля субъекта РФ, разработаны методика оценки экономического эффекта реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ и методика формирования оптимальной структуры долгового портфеля на основании критериев доходности облигаций, средней срочности, среднему сроку до погашения для обеспечения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности субъекта РФ.
- Предложена система антикризисных мер: откуп долга на внешнем и внутреннем рынке, использование валютных и процентных свопов, изменение процедуры ценообразования, повышение доходности облигаций, создание максимального комфорта участия в аукционах потенциальных инвесторов для обеспечения эффективного управления долгом субъекта РФ в условиях мировых и локальных финансовых кризисов.
- Обоснованы перспективы, проанализированы возможности, преимущества и недостатки, сформулированы предложения по выпуску еврооблигаций субъектов РФ в рублях при соблюдении действующего законодательства, обеспечивающие возможность финансирования дефицита бюджетов регионов, привлечение нового класса иностранных инвесторов.
- Разработан проект формирования федерального агентства муниципального финансирования в форме федерального эмиссионно-кредитного государственного агентства с особым статусом, задачами и правом эмиссии облигаций в целях привлечения средств для кредитования муниципальных бюджетных программ на основе кооперации муниципальных бюджетов и государственных гарантий.
- Разработаны предложения по формированию международного финансового центра в России, включающие разработку государственной программы развития финансовых услуг на международном уровне, реформу в финансовой и налоговой сфере, развитие международной интеграции, обеспечение возврата капитала из оффшорных зон, внедрение западных, исламских и производных рыночных финансовых инструментов.
1.Пахомов С.Б. Из западно-европейской практики управления муниципальным долгом // Российский экономический журнал. - 2000, №10, стр. 93-96. - 0,27 п.л.
2.Пахомов С.Б. К вопросу о факторах, обеспечивающих успех стратегии привлечения займов в российские регионы // Вестник университета. - 2005 г., № 2(11), стр. 50. - 1,5 п.л.
3.Пахомов С.Б. Долговое агентство для развития муниципалитетов // Финансы. - 2006 г., № 8, стр. 10-14 издание ВАК. - 0,5 п.л.
4.Пахомов С.Б. Секьюритизация доходов бюджета территориального образования и облигационные займы: опыт Нью-Йорка // Финансы. - 2006 г., №12, М., стр. 61. - 0,37 п.л.
5.Пахомов С.Б. Анализ международной практики управления государственным и муниципальным долгом // Вестник университета. - 2006 г., ГУУ №1 (9), М., стр. 106-115. - 0,74 п.л.
6.Пахомов С.Б. Рынок «исламских облигаций»: проблемы и перспективы // Финансы. - 2007 г., № 4, М., стр. 62-65. - 0,46 п.л.
7.Пахомов С.Б. Еврооблигации в рублях и долговое финансирование // Финансы. - 2007 г., № 6, М., стр. 52-55. - 0,46 п.л.
8.Пахомов С.Б. Феномен развития международного рынка «исламских облигаций // Российский Экономический Журнал. - 2007 г., № 7-8 М., стр. 95-98. - 0,24 п.л.
9.Пахомов С.Б. Москва как мировой финансовый центр: реальность и целевые перспективы // Финансы. - 2008 г., ноябрь, стр. 63-67. - 0,47 п.л.
Монографии
Пахомов С.Б. Управление инвестиционно-заемными системами: Облигационный заем Москвы в иностранной валюте. Учебник. - М: РЦБ, 1998 г., стр. 225. - 27,3 п.л. (лично автора 1,5 п.л.).
10.Пахомов С.Б. Люди долга, профессиональное управление долгом регионов и муниципалитетов. - М.: Современная экономика и право, 2004 г., 216 с. - 13,8 п.л.
11.Пахомов С.Б. Как профессионально управлять долгом. Монография. - М.: Издательский центр ГОУВПО «ГУУ», 2005 г., 49 с. - 3,25 п.л.
12.Пахомов С.Б. Управление муниципальным долгом: зарубежная практика. Монография. - М.: Издательский центр ГОУВПО «ГУУ», 2005 г., 48 с.- 3 п.л.
13.Пахомов С.Б. Региональные займы. Как добиться успеха. Монография. - М.: Издательский центр ГОУВПО «ГУУ», 2005 г., 47 с. - 3 п.л.
14.Пахомов С.Б. Государственное регулирование и управление долгом органов местной власти. Современная зарубежная и российская практика. Монография. - М.: Федеральное агентство по образованию Государственный Университет Управления, 2009, 77 с. - 5 п.л.
15.Пахомов С.Б. Управление долгом регионов и муниципалитетов России. Институциональные формы, механизмы, технологии. – М.: ЮНП., 2009 г., 281 стр., - 17,6 п.л.
16.Пахомов С.Б. Сборник методических и практических рекомендаций по управлению долгом субъекта РФ. – М.: ЮНП, 2009 г., 200 стр., - 10,1 п.л.
научные статьи и тезисы докладов на конференциях, форумах, семинарах
17.Пахомов С.Б. Финансовые риски и управление ими в западных банках (1 часть) // Финансовый бизнес. - 1993 г., № 1, стр. 19-23. - 0,3 п.л.
18.Пахомов С.Б. Финансовые риски и управление ими в западных банках (2 часть) // Финансовый бизнес. - 1993 г., № 2, стр. 18-23. - 0,3 п.л.
19.Пахомов С.Б. Прогнозирование финансовых рынков на западе // Финансовый бизнес. - 1994 г., №1, с. 44-49. - 0,3 п.л.
20.Пахомов С.Б. Регулирование банковского сектора на Западе // Банк. - 1994 г., апрель, стр.16-17. - 0,2 п.л.
21.Пахомов С.Б. Инвестиционно-заемная система Москвы: итоги и перспективы // Городская собственность. - 1999, № 12, с.7-9. - 0,15 п.л.
22.Пахомов С.Б. Муниципальные займы – автономия или централизм? Опыт Нидерландов // Рынок ценных бумаг. - 2000, №24, стр.76-82. - 0,3 п.л.
23.Пахомов С.Б. Основные элементы управления долгом города // ВЕСТНИК МАГ. - 2004 г., №3(03), стр.30-33. - 0,2 п.л.
24.Пахомов С.Б. Вашим деньгам на вас и работать // Московская среда. - 2004 г., №24 (82), 30 июня- 6 июля, стр.2. - 0,1 п.л.
25.Пахомов С.Б. Управлять долгом должны профессионалы // ВЕДОМОСТИ ФОРУМ. - 2004 г., июль, стр.14-15. - 0,1 п.л.
26.Пахомов С.Б. Foreigners Gain a New Appetite For Russia’s Ruble Bond Issues // Institutional Investor. - 2005 г., апрель. - 0,12 п.л.
27.Пахомов С.Б. Займы Москвы 2004 года и планы на 2005 год // Недвижимость и инвестиции (правовое регулирование). - 2005 год, июнь, №2 (23), стр. 107. - 0,34 п.л.
28.Пахомов С.Б. Значение государственного долга Москвы // Рынок ценных бумаг. - 2005 год, №6, стр.57, проект «Финансы городов и регионов». - 0,25 п.л.
29.Пахомов С.Б. Долговые инструменты бюджетной и инвестиционной политики субъектов Федерации // Рынок ценных бумаг. - 2005 год, № 13, проект «Финансы городов и регионов». - 0,2 п.л.
30.Пахомов С.Б. Экономическое развитие Москвы и стратегия управления долгом // Экономика мегаполисов и регионов. - 2005 г., № 5 (апрель). - 0,25 п.л.
31.Пахомов С.Б. Где окажется здравый смысл? // Аналитический банковский журнал. - 2005 г., № 11, стр. 24. - 0,15 п.л.
32.Пахомов С.Б. Число российских банков будет неизбежно сокращаться // Аналитический банковский журнал. - 2005 г., декабрь, № 12 (127), стр. 10. - 0,15 п.л.
33.Пахомов С.Б. Снижение долговой нагрузки // Вестник МАГ. - 2006 г., № 1(8) стр. 32-33. - 0,2 п.л.
34.Пахомов С.Б. Нужно ли российским городам и муниципалитетам свое долговое агентство? // Экономика мегаполисов и регионов. - 2006 г., февраль, № 9, стр. 8-10. - 0,4 п.л.
35.Пахомов С.Б. Нужны ли городу долги? // Бюджет. - 2006 г., февраль, стр. 40-43. - 0,35 п.л.
36.Пахомов С.Б. Облигации Москвы для населения // Семейный бюджет. - 2006 г., февраль. - 0,4 п.л.
37.Пахомов С.Б. Облигации вместо кредитов // Бюджет. - 2006 г., апрель, стр. 68-73. - 0,3 п.л.
38.Пахомов С.Б. Нужно ли в России создавать муниципальное долговое агентство? // Российская муниципальная практика (раздел Финансы). - 2006 г., апрель. - 0,3 п.л.
39.Пахомов С.Б. Агентство управления долгами российских городов и муниципалитетов // Банковское дело. - 2006 г., № 5, стр.62-65. - 0,5 п.л.
40.Пахомов С.Б. Долг вам в помощь // Вестник МАГ. - 2006 г., №3 (10) стр. 52-53. - 0,17 п.л.
41.Пахомов С.Б. Долговое агентство как источник финансирования нацпроектов для муниципальных бюджетов // Бюджет. - 2006 г., июль, стр. 73-77. - 0,38 п.л.
42.Пахомов С.Б. Составляющие успеха муниципального долгового агентства // Банковское дело. - 2006 г., №7, стр. 40-41. - 0,17 п.л.
43.Пахомов С.Б. Как создать в России муниципальное долговое агентство? // Рынок ценных бумаг. - 2006 г., № 13(316), стр. 61-66. - 0,7 п.л.
44.Пахомов С.Б. Непримеченные бумаги // Д’ (приложение к «Эксперт»). - 2006 г., №11 (ноябрь), М., стр.22-25. - 0,1 п.л.
45.Пахомов С.Б. Создание благоприятного инвестиционного климата: практика решений // Вестник МАГ. - 2007 г., №1 (12), М., стр. 72-73. - 0,16 п.л.
46.Пахомов С.Б. За рубежом спрос на облигации Москвы всегда превосходит предложение // Moscow Investment. - 2007 г., март/апрель М., стр. 66-77. - 0,12 п.л.
48. Пахомов С.Б. Еврооблигации для финансирования долга регионов России // Бюджет. - 2007 г., № 8 август. - 0,32 п.л.
47.Пахомов С.Б., Караваев Г.И. Государственно-частное партнерство в современной России // Бюджет. - 2007 г., сентябрь. - 0,3 п.л. (лично автора 0,15 п.л.).
48.Пахомов С.Б. Основная цель управления долгом // Бюджет. - 2007 г., ноябрь М., стр. 71-74. - 0,28 п.л.
49.Пахомов С.Б. Облигации угодные Аллаху // Cbonds Review. - 2008 г., январь. - 0,35 п.л.
50.Пахомов С.Б. Построение финансовой политики региона в условиях начинающегося мирового финансового кризиса // Бюджет. - 2008 г., март. - 0,25 п.л.
51.Пахомов С.Б. Запрет на взимание процентов по займам в исламе и развитие исламского института долговых отношений // Микроэкономика. - 2009 г., № 1, стр. 149-154. - 0,45 п.л.
52.Пахомов С.Б. Планы создания финансового центра в Москве обретают вес // Национальный банковский журнал. - 2009 г., февраль, Москва, стр. 18-19. - 0,12 п.л.
53.Пахомов С.Б. Москва – международный финансовый центр // Бюджет. - 2009 г., апрель, Москва, стр. 76-81. - 0,2 п.л.
54.Пахомов С.Б. Управление государственным долгом Москвы в кризисный период // Бюджет. – 2009 г., июль, стр. 72-73. - 0,12 п.л.
55.Пахомов С.Б. Правоверные бонды // Cbonds review. - 2009 г., август, стр. 40-48. - 0,5 п.л.
56.Пахомов С.Б. Кризис и займы Москвы // Рынок ценных бумаг. - 2009 г., сентябрь, стр.53-55. - 0,2 п.л.
57.Пахомов С.Б. Государственное регулирование и управление региональным муниципальным долгом. Уроки кризиса: Международная и российская практика.// Вестник московского экономического института. – 2009 г., № 3, - 1,3 п.л.
58.Пахомов С.Б. Государственное регулирование и управление региональным муниципальным долгом. Уроки кризиса: Международная и российская практика.// Вестник московского экономического института. – 2009 г., № 3, - 1,3 п.л.
59.Пахомов С.Б. Методика формирования «эталонного портфеля» долга региона // Бюджет. – 2010 г., март. – 0,25 п.л.