Научная тема: «ПОВЫШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. обоснованы особенности проявления единства и противоречий власти, бизнеса и общества в постиндустриальном развитии экономики России и определены основы системной конфигурации их взаимодействия в модернизационном процессе; разработана институциональная схема-матрица, формирующая среду для функционирования и развития бюджетно-корпоративных интеграций различного типа (бюджетно-программные целевые институты, кредитно-финансовые институты, финансово-обеспечивающие институты); разработаны рекомендации по активизации социального контракта власти и бизнеса на базе принципа «благосостояние для большинства»;
  2. доказана необходимость активизации использования современной институциональной формы взаимодействия власти и бизнеса - государственно-частного партнерства; систематизированы основные формы партнерских отношений государства и бизнеса, дана оценка механизмам их реализации с позиций обеспечения эффективности и конкурентоспособности совместного использования ресурсов; намечены ключевые сферы экономического взаимодействия власти и бизнеса (крупные инфраструктурные проекты, развитие жизнеобеспечивающих отраслей экономики страны и др.);
  3. дана оценка ограничений и рисков государственно-частного партнерства и факторов, сдерживающих развитие государственно-частного партнерства; предложены реальные меры по нейтрализации негативных тенденций, влияющих на цивилизованные взаимоотношения власти и бизнеса; обоснованы меры по формированию нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства, определена стратегия развития института государственно-частного партнерства на модернизационном этапе развития экономики.
  4. разработаны основные направления модернизации российской государственности с учетом влияния развития государственно-частного партнерства, которое представляет собой сложный эволюционный процесс, включающий ряд этапов; обоснована необходимость сохранения доминирующей роли государства в условиях новых отношений с бизнесом; разработана стратегическая парадигма взаимодействия финансов государства и бизнеса, включающая «упорядочение налогового поля», разработаны основы реализации современной схемы социально-индикативного планирования экономики страны на базе использования программно-целевого подхода;
  5. на основе анализа структурирования корпоративного сектора делается вывод о вступлении его в этап институционального закрепления, когда крупные корпоративные образования становятся реальным проводником национально-государственных интересов России в глобализируемой экономике; определены формы и направления поддержки дальнейшей реструктуризации корпоративного сегмента с их реальной оценкой; доказано, что на рыночном пространстве появляются новые интегрированные корпорации (в частности, государственно-корпоративные), основанные на использовании новых технологий, а также использующие современные продуктово-ориентированные стратегии; предложены меры по нейтрализации «псевдокорпоративных» и кризисных тенденций;
  6. обоснована ориентация бизнес-процессов на обеспечение «доверия» и «добросовестности» при реализации проектов партнерства власти и бизнеса; разработаны рекомендации по проверке «добросовестности» партнеров при взаимном участии в решении социально-экономических проблем; акцентируется и обосновывается стержневая идея партнерства власти и бизнеса - обеспечение национальных интересов страны, в частности при нейтрализации кризисных тенденций в экономике страны;
  7. доказана необходимость активизации стратегического ресурса собственности корпораций и государства как основы их партнерских отношений; предложены меры по повышению эффективности использования собственности и определены пути преодоления постприватизационного синдрома; дана оценка новому этапу передела собственности и определены меры по формированию системы защиты компаний от враждебных слияний и поглощений;
  8. выявлены особенности реализации института обеспечения конкурентоспособности власти и бизнеса в условиях активизации партнерских отношений, определены концептуальные подходы, формы и уровни конкурентных отношений в посткризисных условиях; доказано, что конкурентная борьба фактически превращается в борьбу стратегий, которые становятся ведущей характеристикой конкурентоспособности, и в этих условиях экономика приближается к этапу, когда трактовка конкуренции как селекционного механизма уже не полностью соответствует особенностям современного воспроизводственного процесса; определены и систематизированы угрозы потенциальным возможностям компаний в кризисных условиях; обоснован вывод о том, что целесообразно, наряду с обеспечением ресурсной конкурентоспособности, активизировать операционно-технологическую конкурентоспособность с учетом необходимости реализации предлагаемых антикризисных мероприятий.
Список опубликованных работ
Монография

1.Мочальников В.Н. Власть и корпоративный бизнес (стабильность, доверие, прорыв в будущее). – М.: Экономика, 2006. – 22,0 п.л.

В ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК

2.Мочальников В.Н. Стратегические аспекты государственно-частного партнерства. //Федерализм, 2007, №2. – 0,7 п.л.

3.Мочальников В.Н. Государство и бизнес станут партнерами. //ЭКО, 2007, №3. – 0,6 п.л.

4.Мочальников В.Н. Становление государственно-частного партнерства – современный этап реформирования экономики страны. //Вестник Института экономики РАН, 2007, № 1. – 1,1 п.л.

5.Мочальников В.Н. Государственно-частное партнёрство: проблемы единения власти, бизнеса и общества. //Экономические науки, 2007, № 12. – 0,7 п.л.

6.Мочальников В.Н. Современные тенденции развития партнёрства власти и бизнеса. //Вестник Института экономики РАН, 2008, № 2. – 1,0 п.л.

7.Мочальников В.Н. Современные проблемы стратегической трансформации собственности. //Экономика и управление собственностью, 2007, № 1. – 0,7 п.л.

8.Мочальников В.Н. Ориентация государственно-частного партнерства на крупные инфраструктурные проекты. //Экономические науки, 2007, № 8. – 0,7 п.л.

9.Мочальников В.Н. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса как основа новой экономической политики страны. //Экономические науки, 2008, № 12. – 0, 8 п.л.

10.Мочальников В.Н. Необходимость новаций при реализации проектов государственно-частного партнерства в посткризисных условиях. //Сегодня и завтра российской экономики. 2009. № 32. - 0,7 п.л.

11.Мочальников В.Н. Экономический кризис и проблемы совершествования института государственно - частного партнерства. /Сегодня и завтра российской экономики. 2009. № 32. 0,8 п.л.

12.Мочальников В.Н. Государственно-частное партнёрство в стратегии социально-экономического развития России. //Вестник Института экономики РАН, 2010, № 1. – 1,0 п.л.

Статьи в других изданиях

13.Мочальников В.Н. Российское корпоративное сообщество в современных глобализационных процессах. /Сб. научных трудов Института экономики РАН «Современные тенденции развития экономики России». М.: ИЭ РАН, 2007. – 1,0 п.л.

14.Мочальников В.Н. Эффективное партнерство власти и бизнеса – основа активизации конкурентных национальных преимуществ экономики страны. /Сб. «Социально-экономические проблемы России: от стабилизации к развитию». – М.: ИЭ РАН, 2006. – 0,9 п.л.

15.Мочальников В.Н. Опыт слияния бизнеса и власти - цель обеспечения национальной конкурентоспособности и стабильности. /Сб. «Проблемы устойчивого развития России в XXI веке». – М.: ИЭ РАН, 2006. – 1,1 п.л.

16.Мочальников В.Н. В единстве власти, бизнеса и общества – будущее России. /Сб. «Стратегические вопросы социально-экономического развития страны». – М.: ИЭ РАН, 2005. – 0,9 п.л.

17.Мочальников В.Н. Формирование современного партнерства государства, общества и корпоративных образований./Сб. «Социально-экономические проблемы России: от стабилизации к развитию». – М.: ИЭ РАН, 2006. – 1,1 п.л.

18.Мочальников В.Н. Общесистемные аспекты управления развитием крупной корпорации. /Сб. «Трансформация социально-экономических отношений и экономический рост». – М.: ИЭ РАН, 2004. – 1,0 п.л.

19.Мочальников В.Н. Стратегия компании как реализация ее бизнес-идей. /Сб. работ аспирантов и докторантов Института экономики РАН «Рыночная трансформация и формирование механизма экономического роста». – М.: ИЭ РАН, 2004. – 0,9 п.л.

20.Мочальников В.Н. Власть и корпоративный бизнес в постиндустриальной структуре российской экономики: Материалы конференции «Транспорт и логистика в международной торговле» (Таллин, 8-9 декабря 2005г.). – Таллин, 2006. – 0,4 п.л.

21.Мочальников В.Н. Современные особенности корпоративного инвестирования: тенденции, эффективные решения./Сб. «Стратегия и приоритеты экономической политики в современной России». – М.: ИЭ РАН, 2003. – 0,8 п.л.

22.Мочальников В.Н. Итоги работы ООО «Ресал» (1999-2002 гг.) и перспективы развития компании «Русский алюминий» и совершенствования её структуры управления. – Самара, 2004. – 0,9 п.л. (в соавт.).

23.Мочальников В.Н. Опыт применения пространственных стержневых металлических конструкций в строительстве. – Самара, 2004. – 0,8 п.л. (в соавт.).

24.Мочальников В.Н. Проектирование, изготовление и монтаж пространственного односкатного структурного покрытия здания большого пролета. //Технологии, материалы, конструкции в строительстве, 2003, № 8 – 0,6 п.л. (в соавт.)

25.Мочальников В.Н. «Ресал» станет вдвое мощнее. //Золотая книга предприятий Самарской области: Альманах, 2002, №1. – 0,5 п.л.

26.Мочальников В.Н. «Ресал» – динамичное развитие.//Самарский индекс, 2002, №1. – 0,5 п.л.

27.Мочальников В.Н. Покорение новой высоты.//Промышленность и торговля, 2000, № 11-12 – 0,4 п.л.

28.Мочальников В.Н. Современные проблемы совершенствования и развития металлических, деревянных и пластмассовых конструкций в строительстве и на транспорте. /Сб. научных трудов Международной научно-технической конференции. – Самара: Самарская государственная архитектурно-строительная академия, 2002. – 0,4 п.л.

29.Мочальников В.Н. Уникальное предприятие – «Ресал». //Самарский индекс, 2002, №1. – 0,3 п.л.

30.Мочальников В.Н. Уровень российского корпоративного менеджмента и необходимость его рационализации./ Сб. работ аспирантов и докторантов Института экономики РАН. – М.: ИЭ РАН, 2005. – 0,7 п.л.

31.Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство в условиях кризиса. Сб. научных трудов Института экономики РАН «Государственно-частное партнерство в условиях кризиса». Материалы научно - практической конференции. – М.: ИЭ РАН, 2009. - 0,5 п.л.

31. Мочальников В.Н. (в соавт.). Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. //Вестник Института экономики РАН, 2010, № 1. - 0,6 п.л