1. Функциональная нагрузочная проба с увеличением «мертвого» дыхательного пространства является достаточно чувствительным инструментом для оценки степени функциональной зрелости сердечнососудистой системы и выявления адаптивных изменений в организме учащихся, вызываемых влиянием различных средовых и образовательных факторов.
2. Индикаторами формирования адаптивного ответа организма учащихся на действие факторов образовательной среды являются обратимые изменения функциональной активности сердечнососудистой системы, систем нейровегетативной регуляции и психомоторной координированности, при которых основные параметры функционального состояния организма учащихся не выходят за границы индивидуальной половозрастной нормы.
3. Использование традиционных педагогических технологий является фактором риска образовательной среды, тогда как применение личностно-ориентированных образовательных технологий (профильное обучение, формирование креативного мышления, вальдорфская педагогика) снижает выраженность функциональных сдвигов во время учебного года в работе сердечнососудистой системы и ускоряет развитие психомоторных качеств учащихся. Неблагоприятное влияние традиционных педагогических технологий на функциональное состояние организма учащихся проявляется при их сочетании с негативным влиянием средовых факторов (жизнь в мегаполисе).
4. Условия жизни в мегаполисе, как эколого-социальные средовые факторы, оказывают значимое влияние на сроки функционального развития сердечнососудистой системы учащихся и форму адаптивного ответа их организма при выполнении функциональной пробы с увеличением «мертвого» дыхательного пространства. Особенностью москвичей, как жителей мегаполиса, является затягивание процесса функционального развития систем вегетативной регуляции СР и пАД, и его связь с активностью высших надсегментарных механизмов при недостаточном уровне активности симпатических и барорефлекторных влияний.
5. Гиподинамия, как один из факторов риска образовательной среды, вызывает относительное отставание функционального развития вегетативной регуляции сердечнососудистой системы учащихся в подростковом возрасте. Использование в практической работе образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, основанных на повышении уровня двигательной активности, вызывает позитивные изменения в динамике показателей сердечнососудистой системы в течение учебного года, а также способствует активации центральных звеньев психомоторной сферы.
6. Затягивание сроков функционального развития систем нейровегетативной регуляции является одним из факторов патогенеза в формировании состояния прегипертензии в юношеском возрасте. При сочетании негативных влияний средовых факторов (жизнь в мегаполисе) со школьными факторами риска (использование традиционных образовательных технологий) доля подростков с повышенным артериальным давлением (прегипертензивных и гипертензивных) достигает 50 % выборки при 10 % в условно-нормальной популяции.1.Афанасьева, Е.В., Мустафина, И.З., Звездина, И.В., Кучма, В.Р., Лимин, Б.В., Пивоваров, В.В., Лебедева, М.А., Панкова, Н.Б., Хлебникова, Н.Н. Комплексная оценка функциональной адаптации детей в организованных коллективах к условиям летнего отдыха // Вестник Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И.Мечникова. – 2002. – № 4. – С. 47-55.
2.Афанасьева, Е.В., Мустафина, И.З., Звездина, И.В., Кучма, В.Р., Пивоваров, В.В., Панкова, Н.Б. Комплексная оценка адаптации детей к условиям летнего отдыха // Российский педиатрический журнал. – 2004. – № 5. – С. 28-32.
3.Панкова, Н.Б., Труханов, А.И., Мещеряков, В.А., Краснова, В.П., Дмитриева, О.С., Карганов, М.Ю. Полисистемная оценка восстановления адаптационных ресурсов организма в условиях санаторно-курортного лечения // Вестник восстановительной медицины. – 2004. – № 3 (9). – С. 11-17.
4.Пивоваров, В.В., Лебедева, М.А., Панкова, Н.Б., Носкин, Л.А., Румянцев, А.Г. Диагностика функционального состояния сердечно-сосудистой системы детского организма методом спироартериокардиоритмографии // Российский педиатрический журнал. – 2005. – № 1. – С. 8-12.
5.Панкова, Н.Б., Труханов, А.И., Быков, А.Т., Подубная, Р.Ю., Дмитриева, О.С., Алчинова, И.Б., Лебедева, М.А., Афанасьева, Е.В., Черепов, А.Б., Карганов, М.Ю. Комплексная оценка состояния здоровья, функциональных резервов организма и эф-фективности их восстановления у военнослужащих // Вестник восстановительной ме-дицины. – 2006. – № 1 (15). – С. 43-53.
6.Панкова, Н.Б., Мустафина, И.З., Афанасьева, Е.В., Карганов, М.Ю., Кучма, В.Р. Функциональная перестройка кардио-респираторной системы, психомоторной координации и психо-эмоционального состояния у подростков во время летнего отдыха // Российский педиатрический журнал. – 2006. – № 2. – С. 8-16.
7.Панкова, Н.Б., Хлебникова, Н.Н., Вирабова, А.Р., Кучма, В.Р., Карганов, М.Ю. Реакция сердечно-сосудистой системы у первоклассников в начале школьного обуче-ния // Российский педиатрический журнал. – 2006. – № 6. – С. 33-38.
8.Панкова, Н.Б., Чамокова, А.Я., Мамгетов, К.Ю., Пустовет, З.Т., Черепов, А.Б., Карганов, М.Ю. Сравнительный анализ особенностей функционирования сердечно-сосудистой и психомоторной систем организма школьников в зависимости от региона проживания и учебной нагрузки // Актуальные аспекты жизнедеятельности человека на Севере. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Архангельск, 16-17 ноября 2006 г. / Экология человека. – 2006. – Прил. 4/2. – С. 212-214.
9.Труханов, А.И., Панкова, Н.Б., Хлебникова, Н.Н., Карганов, М.Ю. Использование метода спироартериокардиоритмографии в качестве функциональной пробы для оценки состояния кардио-респираторной системы взрослых и детей // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – № 5. – С. 82-92.
10.Панкова, Н.Б., Алчинова, И.Б., Черепов, А.Б., Карганов, М.Ю. Региональные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у подростков // Российский педиатрический журнал. – 2008. – № 1. – С. 37-42.
11.Панкова, Н.Б., Надоров, С.А., Ежова, О.А., Агаджанян, Н.А., Карганов, М.Ю. Информативность различных функциональных проб состояния кардио-респираторной системы человека в норме и при патологии // Вестник восстановительной медицины. – 2008. – № 1. – С. 67-72.
12.Панкова, Н.Б. Функциональное развитие вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы человека в онтогенезе // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова. – 2008. – Т. 94. – № 3. – С. 267-275.
13.Панкова, Н.Б., Надоров, С.А., Карганов, М.Ю. Сравнительный анализ изменения показателей сердечно-сосудистой системы в разных функциональных пробах у женщин и мужчин // Физиология человека. – 2008. – Т. 34. – № 4. – С. 64-72.
14.Панкова, Н.Б., Дубовой, Р.М., Скальный, А.В., Карганов, М.Ю., Мокеева, Е.Г. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы и системы нейровегетативной регуляции на фоне индивидуальной коррекции элементного статуса человека // Вест-ник восстановительной медицины. – 2008. – № 5-А. – С. 50-54.
Статьи, опубликованные в научных журналах, продолжающихся научных изданиях и сборниках
15.Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Щипкова, Т.Ю., Боголюбова, А.А. Возрастные особенности развития психомоторных функций у детей 6-16 лет // Полисистемный саногенетический мониторинг / Под ред. Г.Д.Комарова, В.Р.Кучмы, Л.А.Носкина. – М., Издательство МИПКРО, 2001. – С. 127-143.
16. Цыренова, Н.М., Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Любина, Б.Г., Богданова, Е.В. Саногенетический статус детей с задержкой психического развития (комплексное саногенетическое обследование классов коррекционной педагогики) // Полисис-темный саногенетический мониторинг / Под ред. Г.Д.Комарова, В.Р.Кучмы, Л.А.Носкина. – М., Издательство МИПКРО, 2001. – С. 192-211.
17.Карганов, М.Ю., Афанасьева, Е.В., Ковалева, О.И., Лебедева, М.А., Панкова, Н.Б., Хлебникова Н.Н. Сенсомоторная реактивность и психомоторная координация у учеников старших классов школ с разной технологией обучения // Здоровый ребенок. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Улан-удэ, 22-25 сентября 2003 г. / Бюллетень Восточно-сибирского научного центра СО РАМН. – 2003. – Т. 7. – № 6. – С.70-75.
18. Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Слезко, В.Н., Хоркин, Н.Н., Виноградов, В.И., Курнешова, Л.Е., Ланда, С.Б. Применение компьютерного измерителя движений КИД-3 для исследования психомоторной координации и сенсомоторной реактивности больных заболеваниями позвоночника // Патогенез. – 2003. – Т. 1. – № 1. – С. 86-89.
19. Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Курнешова, Л.Е., Пивоваров, В.В. Спироартериокардиоритмография – новый метод изучения состояния сердечно-сосудистой системы // Патогенез. – 2003. – Т. 1. – № 2. – С. 84-88.
20.Панкова, Н.Б., Карганов, М.Ю., Труханов, А.И. Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем и их функциональных резервов у военнослужащих // Медицинский вестник МВД. – 2006. – № 2 (21). – С. 38-43.
21.Панкова, Н.Б., Любина, Б.Г., Щербаков, В.П., Тяпин, А.Н., Ковалев, В.И. Повышение уровня физической нагрузки школьников как метод профилактики задержки в функциональном созревании регуляторных систем их организма // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 2. – С. 6-9.
22.Семашко, Л.В., Кучма, В.Р., Панкова, Н.Б., Хлебникова, Н.Н., Афанасьева, Е.В., Черепов, А.Б., Карганов, М.Ю. Опыт применения универсального восстановительно-развивающего комплекса упражнений «Пять минут для здоровья» в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 4. – С. 7-11.
Тезисы докладов
23.Панкова, Н.Б., Богданова, Е.В., Любина, Б.Г., Васюткина, Т.Н., Щербаков, В.П., Курнешова, Л.Е., Носкин, Л.А. Оценка эффективности влияния дополнительных уроков физкультуры на показатели здоровья школьников // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы Международного конгресса, Москва, 12-14 мая 2004 г., ч. 2. – М., Издатель НЦЗД РАМН, 2004. – С. 362-364.
24.Панкова, Н.Б., Богданова, Е.В., Любина, Б.Г., Ланда, С.Б., Щербаков, В.П., Пузырь, Ю.П. Дополнительные уроки физической культуры улучшают показатели соматического здоровья и психомоторного статуса учащихся начальной школы // Физиология развития человека. Материалы Международной научной конференции, Москва, 22-26 ноября 2004 г. / Альманах Новые исследования. – М., Вердана, 2004. – № 1-2. – С. 294.
25. Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Хлебникова, Н.Н., Пинский, А.А., Пинская, М.А., Рачевский, Е.Л., Власова, О.В. Различия в уровне здоровья и психомоторной координации учащихся старших классов школ с разными педагогическими технологиями // Физиология развития человека. Материалы Международной научной конференции, Москва, 22-26 ноября 2004 г. / Альманах Новые исследования. – М., Вердана, 2004. – № 1-2. – С. 295.
26. Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Хлебникова, Н.Н., Пинский, А.А., Пинская, М.А., Рачевский, Е.Л. Физиологические показатели уровня здоровья учащихся начальных классов школ с разными педагогическими технологиями // Физиология развития человека. Материалы Международной научной конференции, Москва, 22-26 ноября 2004 г. / Альманах Новые исследования. – М., Вердана, 2004. – № 1-2. – С. 296.
27. Лебедева, М.А., Панкова, Н.Б., Хлебникова, Н.Н., Пивоваров, В.В., Рачевский, Е.Л., Власова, О.В., Дмитриева, О.С Динамика изменений физиологических показателей уровня здоровья и психомоторной координации учащихся старших классов с разной профильной подготовкой // Физиология развития человека. Материалы Международной научной конференции, Москва, 22-26 ноября 2004 г. / Альманах Новые исследования. – М., Вердана, 2004. – № 1-2. – С. 239-240.
28.Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Пивоваров, В.В. Спироартерикардиоритмографический метод оценки состояния сердечно-сосудистой системы // Диагностика и лечение нарушений регуляции сердечно-сосудистой системы. Тезисы седьмой научно-практической конференции, Москва, 23 марта 2005 г. – М., 2005. – С. 294-300.
29. Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Афанасьева, Е.В., Пивоваров, В.В. Возможности применения прибора спироартериокардиоритмографа для функциональной диагностики состояния сердечно-сосудистой системы // Современные технологии восстановительной медицины. Труды VIII международной конференции АСВОМЕД-2005, Сочи, Центральный клинический санаторий им. Ф.Э.Дзержинского, 10-15 мая 2005 г. – Сочи, 2005. – С. 465-469.
30. Панкова, Н.Б., Хлебникова, Н.Н., Алчинова, И.Б. Динамика изменения показателей психомоторной координации учащихся начальных классов школ с разными педагогическими технологиями (результаты 3-летнего мониторинга) // Природные факторы и социальные условия успешности обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-14 июня 2005 г. – СПб., САГА, 2005. – С. 145-149.
31.Панкова, Н.Б., Карганов, М.Ю., Труханов, А.И., Ежова, О.А. Сравнительная оценка функциональных показателей сердечно-сосудистой системы летного состава ВВС // Высокие технологии восстановительной медицины: профессиональное долголетие и качество жизни. Труды IX международной конференции АСВОМЕД-2006, Сочи, Центральный клинический санаторий им. Ф.Э.Дзержинского, 13-19 мая 2006 г. – Сочи, 2006. – С. 430-432.
32.Панкова, Н.Б., Труханов, А.И., Алчинова, И.Б., Комаров, А.В. Оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой системы летного состава ВВС // Высокие технологии восстановительной медицины: профессиональное долголетие и качество жизни. Труды IX международной конференции АСВОМЕД-2006, Сочи, Центральный клинический санаторий им. Ф.Э.Дзержинского, 13-19 мая 2006 г. – Сочи, 2006. – С. 432-434.
33.Панкова, Н.Б., Труханов, А.И., Быков, А.Т., Поддубная, Р.Ю., Афанасьева, Е.В., Лебедева, М.А., Черепов, А.Б., Карганов, М.Ю. Изменение состояния кардио-респираторной системы отдыхающих в условиях санаторного лечения // Высокие технологии восстановительной медицины: профессиональное долголетие и качество жизни. Труды IX международной конференции АСВОМЕД-2006, Сочи, Центральный клинический санаторий им. Ф.Э.Дзержинского, 13-19 мая 2006 г. – Сочи, 2006. – С. 434-435.
34.Панкова, Н.Б., Лебедева, М.А., Хлебникова, Н.Н., Дмитриева, О.С., Карганов, М.Ю. Изменения функционального состояния основных физиологических систем организма учащихся, прошедших конкурсный отбор в классы предпрофильной подготовки // Опыт, проблемы, перспективы и качество высшего инженерного обра-зования. Сборник научных трудов Международной научно-методической конференции, Белгород, 3-4 октября 2006. – Белгород, Издательство БГТУ им. В.Г.Шухова, 2006. Направление 5: Роль физической культуры, спорта и здоровьесберегающих технологий в подготовке специалистов. Ч. 2. – С. 342-346.
35.Карганов, М.Ю., Панкова, Н.Б., Ежова, О.А., Комаров, А.В. Полисистемная оценка функциональных характеристик здоровья летного состава ВВС // Проблемы биохимии, радиационной и космической биологии. Труды III Международного симпозиума под эгидой ЮНЕСКО, Москва, Дубна, 24-28 января 2007 г. – Дубна, ОИЯИ, 2007. – С. 246-249.
36.Труханов, А.И., Панкова, Н.Б., Ежова, О.А., Комаров, А.В., Маркаров, А.К., Алчинова, И.Б., Карганов, М.Ю. Полисистемная оценка функциональных характеристик здоровья военнослужащих различных специальностей // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы XII Международного симпозиума, Москва, РУДН, 30-31 января 2007. – М., РУДН, 2007. – С. 450-452.
37.Панкова, Н.Б. Особенности адаптации школьников к информационно-психологическому стрессу // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы XII Международного симпозиума, Москва, РУДН, 30-31 января 2007. – М., РУДН, 2007. – С. 327-328.
38.Панкова, Н.Б., Чамокова, А.Я., Мамгетов, К.Ю., Черепов, А.Б., Хлебникова, Н.Н. Особенности функциональной активности кардио-респираторной системы школьников в различных регионах России // Тезисы докладов ХХ съезда физиологического общества им. И.П.Павлова, Москва, 4-8 июня 2007. – М., Издательский дом «Русский врач», 2007. – С. 367.
39.Панкова, Н.Б. Применение функциональных проб для оценки адаптивных ресурсов сердечно-сосудистой системы // Профессиональное долголетие и качество жизни. Труды Х Международной конференции АСВОМЕД-2007, Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» МО РФ, 24-26 сентября 2007. – Москва, 2007. – С. 154-155.
40.Панкова, Н.Б., Афанасьева, Е.В., Карганов, М.Ю. Динамическая оценка функциональных резервов организма как основной показатель эффективности здоровьесберегающих педагогических технологий // Формирование культуры здоровья в современной образовательной среде. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации», Москва, 8-9 ноября 2007 г. – М., Федеральный институт развития образования, 2007. – С. 366-368.
41.Панкова, Н.Б., Алчинова, И.Б., Архипова, Е.Н., Карганов, М.Ю. Влияние географического места жительства и образовательных технологий на состояние здоровья и адаптивные возможности организма подростков // Адаптационная физиология и качество жизни: проблемы традиционной и инновационной медицины. Материалы Международного симпозиума, Москва, РУДН, 14-16 мая 2008. – М., РУДН, 2008. – С. 256-258.
Учебно-методические работы
42.Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. Учебное пособие / Под ред. Н.Б.Панковой. – М.: Издательство МИОО, 2006. – 88 с.
43.Румянцев, А.Г., Панков, Д.Д., Румянцев, С.А., Кавалерский, Г.М., Терновой, К.С., Боголюбова, А.А., Карганов, М.Ю., Хлебникова, Н.Н., Комаров, Г.Д., Панкова, Н.Б., Потапов, В.А., Афанасьева, Е.В., Носкин, В.А., Носкин, Л.А., Сарнадский, В.Н. Экспертиза нарушений осанки детей и подростков при оптической топографии позвоночника в условиях образовательных учреждений. Методические рекомендации № 4, утв. Департаментом здравоохранения г. Москвы 05.02.2008 г. – М., Издательство МИОО, 2008. – 32 с.