-
Дано теоретическое обоснование сущности деловых образовательных услуг как комплекса знаний, умений и навыков, предоставляемых корпоративным клиентам и частным предпринимателям в целях повышения их компетенций, в рамках функций, определяемых конкретной должностью, а также с учетом корпоративных потребностей и развития частного предпринимательства, включая обучение в корпоративных университетах, бизнес-школах, тренинговых компаниях.
-
Обоснованы механизмы взаимодействия организаций сферы деловых образовательных услуг с корпорациями, предприятиями, государством и обучающимися, которые выступают в роли социальных партнеров. При этом финансирование оказания деловых образовательных услуг включает долевое участие указанных контрагентов.
-
Доказано, что эволюционное развитие сферы деловых образовательных услуг в России связано не только со специфическими особенностями и предпосылками его развития в нашей стране, но также основано на парадигмах, которые господствуют в современной науке развития человеческих ресурсов в мире (переход от «обучения» к «развитию» человеческих ресурсов; управление знаниями; обучение на протяжении всей жизни), что позволило встроить ее в систему непрерывного образования. Определен процесс эволюционного развития сферы деловых образовательных услуг, включающий три основных этапа: до 1988 г.; с 1988 по 2005 гг.; с 2005 г. по настоящее время.
-
Предложено авторское определение понятия «менеджмент организаций сферы деловых образовательных услуг» как управляющее воздействие на самоорганизующие процессы в организациях сферы деловых образовательных услуг с целью получения запланированных результатов и создания условий для их долгосрочного функционирования на основе построения отношений с контрагентами с учетом государственного регулирования их деятельности.
-
На основе проведенного системного анализа и использованного автором метода декомпозиционного моделирования спроектирована структура управления организацией сферы деловых образовательных услуг, включающая три группы подсистем: основные специфические функциональные подсистемы (обусловлены спецификой сферы деятельности организации) - научных исследований и разработок, обучения (оказания образовательных услуг), организации (логистики) обучения; основные функциональные подсистемы (имеются в структуре управления организацией любой сферы деятельности) -финансовая, управления персоналом, маркетинга, рекламы и PR, стратегического развития; вспомогательные обеспечивающие подсистемы - делопроизводственного обеспечения, правового обеспечения, автоматизации и технического обеспечения, нормативного обеспечения, обеспечения регламентирующей документацией, хозяйственного обеспечения, обеспечения охраны и безопасности.
-
Раскрыта значимость сферы деловых образовательных услуг для развития современной рыночной экономики как России в целом, так и Москвы и Московской области. Выявлены как позитивные тенденции ее развития, заключающиеся в росте спроса на краткосрочные программы обучения, формировании стратегических альянсов отечественных и западных школ бизнеса, внедрении международных систем и стандартов качества ISO, повышении качества услуг, увеличении доли перехода корпоративных систем обучения на дистанционную форму обучения, укреплении сотрудничества с бизнес-структурами, так и негативные: снижение спроса на программы МВА, потеря обучающихся, выезжающих получать образование за рубеж и потеря тренинговыми компаниями рынка обучения топ-менеджеров, который занят западными «тренерами».
-
Построено «дерево проблем» менеджмента, выявлены причинно-следственные связи и приоритетные направления разработки механизма эффективного управления организациями сферы деловых образовательных услуг, включая единую концепцию менеджмента, обеспечение организаций профессиональными кадрами (в том числе управленческими), совершенствование структуры управления организацией, разработку стратегии развития организаций, формирование организационной культуры, укрепление репутации и создание положительного имиджа. Разработана модель менеджмента данных организаций в РФ, отражающая как положительные факторы (научно-интеллектуальный и ресурсный потенциал страны, национальные традиции, социальную эффективность, уровень социальной ответственности), так и отрицательные факторы (финансово-экономический кризис, недостаточная научная разработка основ российского менеджмента, отсутствие единой концепции их менеджмента, несовершенство нормативно-законодательной базы, отсутствие стандартизации деятельности бизнес-школ).
-
Разработана система показателей оценки состояния структуры управления организацией сферы деловых образовательных услуг по основным комплексным подсистемам (научных исследований и разработок, обучения, организации (логистики) обучения, финансовой, управления персоналом, маркетинга, рекламы и PR, стратегического развития).
-
Предложена концепция совершенствования структуры управления организацией сферы деловых образовательных услуг, учитывающая особенности процесса оказания деловых образовательных услуг, включающая подсистемы обучения, стратегического развития, маркетинга, рекламы и PR, управления персоналом. Для повышения эффективности структуры управления организацией рекомендовано разрабатывать специальные внутренние документы, в которых определен диапазон ответственности руководителей разных уровней менеджмента.
1. Социально-экономические основы развития управления организациями сферы деловых образовательных услуг. –М.: «Прометей» МПГУ, 2009. –14,5 п.л.
2. Проблемы менеджмента организаций сферы деловых образовательных услуг Московского региона. –М.: «Прометей» МПГУ, 2008. – 16,25 п.л..
3. Клонирование успешных организаций. –М.: Изд-во «Пространство успеха», 2006. – 12,7 п.л.
4. Становление и развитие российского менеджмента. –М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 2000. – 10,8 п.л.
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:
5. Особенности процесса эволюционного развития сферы деловых образовательных услуг //Вестник Российской академии естественных наук, экономическая серия. 2010, № 1, Том 10. – 0,7 п.л.
6. Разработка принципов управления организациями сферы деловых образовательных услуг в регионе //Вестник университета (Государственный университет управления), 2009, №12. – 0,6 п.л.
7. Формирование благоприятного имиджа и укрепление репутации как одна из задач менеджмента организаций сферы деловых образовательных услуг //Вестник университета (Государственный университет управления), 2009, 6. – 0,7 п.л.
8. Региональные проблемы реструктуризации в сфере образования //Профессиональное образование. Столица, 2009, № 5. – 0,4 п.л.
9. Модернизация двухуровневой системы подготовки управленческих кадров //Профессиональное образование. Столица, 2009, № 2. – 0,3 п.л.
10.Разработка организационных документов, регламентирующих поведение организаций сферы деловых образовательных услуг //Вестник университета, серия «Социология и управление персоналом» (Государственный
университет управления), 2008, № 12 (50). – 0,7 п.л.
11.Разработка системы корпоративной идентификации организаций сферы деловых образовательных услуг //Российское предпринимательство, 2008. №12. – 0,2 п.л.
12.Совершенствование процесса непрерывного обучения менеджеров организаций сферы деловых образовательных услуг Московского региона //Вестник Российской академии естественных наук, экономическая серия, 2008, № 4, Том 8. – 1,0 п.л.
Уучебные и учебно-методические пособия:
13.Менеджмент: вчера и сегодня. Учебное пособие. –М.: МПГУ, 2006. – 5,0 (в соавт., авт. – 3,5 п.л.).
14.Эволюция менеджмента. Учебное пособие. –М.: МГУИЭ, 2002. – 6,0 п.л. (в соавт., авт. – 5,5 п.л.).
15.Теория организации. Учебное пособие. –М.: МГУИЭ, 1999. – 7,0 п.л. (в соавт., авт. – 1,0 п.л.).
16.Учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг» магистерской программы «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг» (направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 2,5 п.л.
17.Учебно-методический комплекс дисциплины «Становление и развитие российского менеджмента» магистерской программы «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг» (направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 2,25 п.л.
18.Учебно-методический комплекс дисциплины «Маркетинговые инструменты -в менеджменте организаций сферы образовательных услуг» магистерской программы «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг»
(направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 2,5 п.л. (в соавт., авт. – 1,85 п.л.).
19.Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление инновационной деятельностью и конкурентоспособностью организаций сферы образовательных услуг» магистерской программы «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг» (направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 3,0 п.л. (в соавт., авт. – 2,5 п.л.).
20.Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление системой имиджа организаций сферы образовательных услуг» магистерской программы «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг» (направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 2,5 п.л.
21.Учебно-методический комплекс дисциплины «Консалтинг в области развития человеческих ресурсов» магистерской Программы «Развитие человеческих ресурсов» (направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 3,25 п.л. (в соавт., авт. – 2,25 п.л.).
22.Учебно-методический комплекс дисциплины «Имиджевый HR» магистерской программы «Развитие человеческих ресурсов» (направление 521500 Менеджмент). –М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – 2,5 п.л. (в соавт., авт. – 2,0 п.л.).
Статьи в прочих журналах и сборниках:
23.Реформирование системы подготовки управленческих кадров для рынка образовательных услуг. Сборник научных статей по материалам Третьей Всероссийской научно-практической конференции от 3 декабря 2008 г. ФГОУ ВПО «Финансовая Академия при Правительстве РФ» «Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития». Выпуск 4. – М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2009. – 0,4 п.л.
24.Смешанное обучение «blended learning» как симбиоз традиционного и дистанционного обучения менеджеров. Сборник научных трудов «Гуманитарий». Выпуск XI. –М.: МПГУ, 2008. – 0,25 п.л.
25.Совершенствование организационных структур управления сферы деловых образовательных услуг. Сборник научных ТРдов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики». –М.: ИРЭИ, 2008. Вып. 9. – 0,2 п.л.
26.Принципы построения организационных структур управления сферы деловых образовательных услуг. Сборник научных трудов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики». – М.: ИРЭИ, 2007. Вып.8. – 0,4 п.л.
27.Содержательные основания эффективной организационной культуры. Сборник научных трудов «Гуманитарий». Выпуск IX. –М.: МПГУ, 2007. – 0,2 п.л.
28.Здоровый образ жизни сотрудников как стержень эффективной организационной культуры. Сборник научных трудов «Социум: проблемы, анализ, интерпретации». Выпуск VI. –М.: МПГУ, 2007. – 0,1 п.л.
29.Трансформация зарубежного опыта в российский менеджмент. Сборник научных трудов «Менеджмент: теория и практика». Юбилейный выпуск, – М.: МГУИЭ, 2004. – 0,2 п.л.
30.Концепция подготовки менеджеров на современном этапе. Сборник научных трудов «Проблемы развития рыночной экономики». Выпуск 4. –М.: РАЕН, ФГУП ЦНИИбыт, 2003. – 1,0 п.л.
31.Рекламная деятельность предприятий сферы образовательных услуг. Сборник научных трудов «Проблемы развития рыночной экономики». Выпуск 4. –М.: РАЕН, ФГУП ЦНИИбыт, 2003. – 0,2 п.л.
32.Роль организационной культуры для предприятий сферы услуг. Сборник «Глобализация и современный менеджмент». Тезисы докладов на международном симпозиуме (20-21 июня 2002 г.) –М.: Из-во РЭА им. Г.В. Плеханова. – 0,3 п.л.
33.Менеджмент образование в России (статья на английском языке). Сборник “Management: theory, practice, experience.” – Moscow: MPGU, 2002. – 0,1 п.л. (в соавт., авт. – 0,05 п.л.).
34.Ориентация на потребителя – парадигма российского менеджмента. Сборник научных трудов. Проблемы развития рыночной экономики. Выпуск 1. - М.: ФГУП ЦНИИбыт, 2002. – 0,3 п.л.
35.Организационно-методические формы подготовки менеджеров. Сборник тезисов докладов участников научно-практической конференции 5-6 декабря 2001 г., Менеджмент: теория и практика. г. Москва. Выпуск 1, –М.: МГУИЭ, ФГУП ЦНИИбыт, 2001. – 0,45 п.л. (в соавт., авт. – 0,4 п.л.).
36.Этический менеджмент в системе российского менеджмента. Сборник тезисов докладов участников научно-практической конференции 5-6 декабря 2001 г., Менеджмент: теория и практика. г. Москва. Выпуск 1, –М.: МГУИЭ,
ФГУП ЦНИИбыт, 2001. – 0,2 п.л. (в соавт., авт. – 15 п.л.).
37.Как улучшить социально-психологический климат в организации. Сборник «Задачи экономики и менеджмента в XXI веке». Тезисы докладов молодых ученых на Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2001г., г.Москва). –М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 0,4 п.л.