Научная тема: «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. показано, что для современного этапа развития мирового хозяйства и усиления интеграционных процессов характерно расширение совокупности факторов и форм разнонаправленного, а зачастую и встречного движения капиталов. При этом «центры притяжения» международных инвестиций последовательно смешаются от природно-ресурсных факторов к источникам инноваций, ресурсам технологического прорыва. Выявлено, что определяющими для современной международной миграции капиталов выступают такие преимущества инвесторов, как: использование инновационных процессов; доступ к новым рынкам и дешевой рабочей силе; преодоление таможенных и иных барьеров; формирование устойчивых источников сырья и энергии; экологическая «разгрузка» территорий стран - экспортеров капитала и др.;
  2. обоснован двойственный характер социально-экономических последствий международной миграции капиталов для принимающих стран, не только способствующей развитию их производительных сил , но и в определенных условиях консервирующей технологически отсталые производства. Последнее вероятно, если странами - импортерами капитала не сформированы эффективные механизмы регулирования иностранных инвестиций и перераспределения их в пользу конечных высокотехнологичных отраслей. Эта гипотеза может быть принята за основу долговременной стратегии России в сфере привлечения иностранных инвестиций;
  3. на основе исследования теорий миграции капитала и его влияния на макроэкономические показатели социально-экономического развития разработаны методологические основы регулирования привлечения и реализации иностранных инвестиций с учетом обеспечения инвестиционной безопасности, включающие в себя принципы привлечения иностранных инвестиций, подходы к формированию обеспечивающих подсистем регулирования привлечения иностранных инвестиций, механизмы регулирования иностранных инвестиций и систему мониторинга инвестиционной безопасности;
  4. выявлено и обосновано влияние иностранных инвестиций на уровень экономической безопасности РФ, предложен и обоснован алгоритм формирования и мониторинга инвестиционной безопасности государства, развит терминологический аппарат теории инвестиционной безопасности;
  5. обоснованы необходимость и принципы государственного участия в инвестиционном процессе с целью перераспределения потока иностранных инвестиций по приоритетам национального развития, обеспечивающим достижение стратегической конкурентоспособности;
  6. обоснована роль инфраструктурного комплекса РФ как ключевого фактора инвестиционной привлекательности и механизма перераспределения потока инвестиционных ресурсов; показан мультипликативный характер действия иностранных инвестиций, привлекаемых в логистический комплекс;
  7. разработана схема государственного регулирования процесса привлечения и реализации иностранных инвестиций, позволяющая обеспечить приоритетное развитие высокотехнологичного комплекса и реализацию целей посткризисного развития экономики;
  8. на основе разграничения макроэкономических (норма накопления, доля заработной платы в ВВП, темп инфляции, динамика инновационных процессов и др.) и институциональных факторов (система публичной власти, судебная система, институты предпринимательской среды и др.), определяющих условия привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций в российской экономике, сформирована совокупность инструментов государственного регулирования миграции иностранного капитала;
  9. обоснована необходимость изменения структурно-отраслевых характеристик привлекаемых иностранных инвестиций на фоне роста их количественных показателей и показаны приоритетные сферы их реализации;
  10. обоснованы возможности более эффективного использования полномочий субъектов Федерации в привлечении иностранных капиталов, в частности, за счет инструментов бюджетной, инвестиционной и инновационной политики; налогового администрирования и пр. Усилению роли субъектов Федерации в притоке иностранного капитала будет способствовать их типизация по факторам и характеру формирования инвестиционного климата; типизация, органично интегрированная в систему целей и инструментов государственной политики регионального развития;
  11. показана особая роль в формировании благоприятной институциональной среды для привлечения иностранных инвестиций, их территориальной децентрализации и инновационной ориентации, создание новых «точек роста», представляемых системой ОЭЗ, промышленных округов и пр., в связи с чем, в работе обозначена необходимость усиления системности в практике государственного регулирования и поддержки инвесторов - резидентов ОЭЗ;
  12. разработана система принципов, лежащих в основе оценки социально-экономической эффективности политики привлечения иностранных инвестиций. Обосновано, что в рамках подобной оценки традиционные, преимущественно финансово-бюджетные показатели, привлекаемых инвестиций могут использоваться только в совокупности с качественными показателями совершенствования структуры и размещения производительных сил и инновационного обновления экономики региона. Приоритет создания рабочих мест «вообще» должен замещаться повышением качества рабочих мест и уровня социальной защищенности работников, роста средней оплаты труда работающих по найму и пр.
Список опубликованных работ
1.Монографии, брошюры, учебники и учебные пособия:

1.Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции в Россию как фактор экономического развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 1,25 п.л.

2.Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции (региональный аспект): Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.- 9,5 п.л.

3.Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции и ключевые направле-ния развития российской экономики: Монография.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.-10,25 п.л.

4.Нарышкин С.Е.Привлечение иностранных инвестиций: экономическая стратегия и развитие регионов России: Монография. - М.: Изд-во «Контракт», 2009. - 24 п.л.

5.Нарышкин С.Е., Максимцев И.А. Внешнеэкономическая деятель-

ность предприятия // Экономика предприятия: учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгаль-тер. -СПб.: Питер, 2009. -1,75 п.л. (автора - 0,85 п.л.).

6.Нарышкин С.Е., Карлик М.А. Формы и методы финансового оздоровления предприятий // Экономика предприятия: учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтер. – СПб.: Питер, 2009. -1,2 п.л. (автора - 0,5 п.л.).

7.Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал российских регионов и пути его использования как фактора привлечения иностранных инве-стиций //Роль субъектов федерации в формировании инновационной модели развития экономики России: Коллективная монография.- М.: URSS, 2009. – автора 1,4 п.л.

2. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России

8. Нарышкин С.Е. Особые экономические зоны в системе привлечения иностранных инвестиций в России // Федерализм. – 2006. - № 4. - С. 171-186 1,0 п.л.

9. Нарышкин С.Е. Формирование институциональных предпосылок активизации инвестиционного процесса в России // Журнал Российского права.- №1. - 2007. - 1,0 п.л.

10. Нарышкин С.Е. Инвестиционная политика и экономическое развитие регионов // Федерализм.- №2. – 2007. - 0,9 п.л.

11. Нарышкин С.Е. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики.- №5. - 2007. -1,1 п.л.

12. Нарышкин С.Е. Отраслевая структура иностранных инвестиций в экономике России: тенденции и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. - № 4. - 2008. - 1,3 п.л.

13. Нарышкин С.Е. Оценка социально-экономической эффективности иностранных инвестиций на уровне территорий // Вестник Института экономики РАН. - №1. - 2008. - 1,2 п.л.

14. Нарышкин С.Е. Роль муниципального звена в инновационном обновлении российской экономики // Экономика региона. - № 2(14). - 2008. - 0,3 п.л.

15. Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции в современной системе мирохозяйственных связей // Вестник Самарского государственного эконо-мического университета. - №7.- 2008. – 1,0 п.л.

16. Нарышкин С.Е. Методы налогово-бюджетной и имущественной политики регионов для привлечения иностранных инвестиций // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финан-сов. - №4. - 2008. – 1,0 п.л.

17. Нарышкин С.Е. Возможности привлечения иностранных инвести-ций в экономику России в современных условиях // Экономические науки. - 2008. - № 12.- 0,5 п.л.

3. Научные статьи, доклады

18. Нарышкин С.Е. Наша задача – создать условия // Ленинградская область: экономика и инвестиции. - № 3(9). - 2001. - 0,15 п.л.

19. Нарышкин С.Е. Выгодно партнерам – выгодно области // Ленин-градская область: экономика и инвестиции. - № 4(16). - 2002. - 0,3 п.л.

20. Нарышкин С.Е. История и текущие итоги внешнеэкономического и международного сотрудничества Ленинградской области// Ленинградская область. Международное сотрудничество и инвестиции: итоги и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции 1 августа 2002 г.: Сборник докладов.- СПб.: Правительство Ленинградской области, 2002. - 0,3 п.л.

21. Нарышкин С.Е. Экспортный потенциал: итоги и перспективы // Ленинградская область: Экономика и инвестиции. - № 2(20). – 2003. - 0,2 п.л.

22. Нарышкин С.Е. Межрегиональное сотрудничество: на перекрестках дружбы // Ленинградская область: экономика и инвестиции. - №4(22). - 2003. - 0,3 п.л.

23. Нарышкин С.Е. Выбор инвестора: предприятие или торговый дом? // Ленинградская область: Экономика и инвестиции. - №2. - 2004. - 0,2 п.л.

24. Нарышкин С.Е. Впереди крупные инвестиционные задачи // В сб. Развитие бизнеса с Китаем: Офиц. издание. Россия, 2005. - 0,2 п.л.

25. Нарышкин С.Е. Регионы России ждут инвесторов из Китая // «Economic daily» ( на кит. языке). - 23 мая . - 2005. - 0,1 п.л.

26. Нарышкин С.Е. Время работы для инвесторов наступило // В сб. Развитие бизнеса с Китаем. Офиц. издание. Россия, (на рус. и кит. языках), 2006. - 0,2 п.л.

27.Нарышкин С.Е., Дерунов И.В.Практические аспекты усиления экономической составляющей российско-китайского сотрудничества // «Economic daily» (на кит. языке). - 25 мая. - 2005. - 0,15 п.л., (вклад автора – 0,1 п.л.).

28. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал Российского права. - № 11. - 2006. - 1,0 п.л. (вклад автора - 0,5 п.л.).

29. Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции как фактор нового этапа подъема российской экономики // Социально-экономические проблемы России: от стабилизации к развитию: сб. науч. трудов. - М.: ИЭРАН, - 2006. - 0,8 п.л.

30. Нарышкин С.Е. Сущность и критерии инвестиционного климата страны и ее регионов. // Законодательство и экономика. – 2007. - №4. - 1,0 п.л.

31. Нарышкин С.Е. Роль муниципального звена управления в формировании условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику// Современные тенденции развития экономики России: сб. научных статей. - М.: ИЭРАН, 2007. - 1,2 п.л

32. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - №2(17). - 2009. - 0,8 п.л.

33. Нарышкин С.Е. Формирование системы инвестиционной безопас-ности российской экономики // Экономика и управление: сб. научных тру-дов. Ч.1У / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,45 п.л.

34. Нарышкин С.Е. Основные направления привлечения и реализации иностранных инвестиций в России// Экономика и управление: сб. научных трудов. Ч. IY/ под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,45 п.л.