- Обоснованы сущность и содержание, а также сформулированы авторские определения понятий «трудовой спор» и «трудовой конфликт», имеющее непосредственное отношение к выбору направления конструк-тивного управления трудовыми конфликтами. В частности, под трудовым спором понимается конфликтное взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений, основанное на различии экономических интересов и имеющее характер торга, в ходе которого ни одна из сторон взаимодейст-вия не ставит перед собой задачу уничтожения соперника, нанесения ему ущерба. Под трудовым конфликтом понимается конфликтное взаимо-действие тех же субъектов, вызванное действительным или мнимым нару-шением права одного из субъектов, его ущемлением со стороны контр-агента, а также нарушением установленных норм и правил поведения или не выполнением ранее принятых обязательств. При этом в случае трудового спора конфликтное взаимодействие может быть завершено путём использования общепринятых технологий, базирующихся на удов-летворении интереса сторон отношений, на консенсусе и компромиссе, а при трудовом конфликте эти социальные технологии «не работают», т.к. по проблемам права решение должно выносить государственно-админист-ративным органом.
- Доказано, что коллективные трудовые конфликты могут прояв-ляться и протекать в любой организации, независимо от того, какой тип социально-трудовых отношений сложился между наёмными работниками и работодателем (индивидуальным предпринимателем) - патернализм, со-лидарность, сотрудничество, субсидиарность или социальное партнёрство.
- Уточнена методология познания сущности управления коллективными трудовыми конфликтами, исходя из проблемы участия надлежащего лица в эндогенном и экзогенном управлении конфликтом. При этом теоретически обосновано, что в качестве надлежащего лица должны выступать: а) при эндогенном процессе - орган управления организацией; б) при экзогенном процессе - административно-государственный орган, выполнение решения которого обеспечивается путём государственного принуждения.
- На основе анализа зарубежных моделей экономической забастовки обосновано их несоответствие взаимодействию субъектов социально-тру-довых отношений в современной России. Разработана модель протекания «санкционированной» и «дикой» забастовки, научно обосновано, что эко-номический ущерб от них следует определять с учётом снижения произво-дительности труда на до- и после- забастовочной стадиях.
- На основе анализа научных взглядов на динамику забастовки ар-гументировано, что осуществленная новация по регламентации порядка проведения забастовки связана с понятиями «слом забастовки», а «циклич-ный характер проведения примирительных процедур» может привести к негативным последствиям - дезорганизации процесса труда и снижению его производительности, потере управляемости экономической деятельно-стью организации, трансакциональному ущербу. Выявлено, что культуро-логическая концепция трудовых конфликтов из-за подмены понятия «куль-тура организации» понятием «культура труда» не отражает экономических особенностей коллективных трудовых конфликтов, не привносит ничего нового в теорию и практику взаимодействия субъектов этих отношений, подчиненного задаче оперативного завершения конфликта.
- Выявлена характерная особенность социально-трудовой сферы со-временной России - искусственно созданный расширенный потенциал тру-довых конфликтов при отсутствии институтов для преодоления некоторых их типов. Обосновано, что у наёмных работников и их представителей есть причины для отказа от попыток организации легальной забастовки, что у них существует выбор в пользу проведения «забастовка без правил» и скрытого сопротивления в формах неконвенциального поведения. Уста-новлено, что неявный конфликт, вызванный скрытым сопротивлением на-ёмных работников, имеет ряд экономических особенностей: потери рабо-чего времени, снижение производительности труда, ухудшение качества продукции (услуг), дезорганизация труда и пр.
- Уточнено и обоснованно положение о том, что принципиально важ-но разделять, с одной стороны, онтологичность «индустриального» конф-ликта, его реальную природу, содержание и историчность конфликтного взаимодействия наёмных работников и работодателей, а с другой стороны, идеологическую позицию субъектов отношений. В условиях разрыва меж-ду идеологией социального партнёрства и истинным положением работни-ков деятельность некоторых профсоюзов, можно расценивать как основан-ную на стратегии противоборства (борьбы). Этот фактор следует учиты-вать при осуществлении оперативного управления конфликтами, включая те, которые возникают по причине непризнания профсоюза, а также нару-шениями работодателями действующего законодательства.
- Аргументировано, положение о том, что существует дуализм отношения государства к коллективным трудовым конфликтам, имеющим фазу приостановки работы. С одной стороны, государство признаёт эту фазу в качестве забастовки, в период проведения которой субъекты конфликтного взаимодействия обязаны проводить ту или иную примирительную процедуру, с другой - приостановка работы не признаётся забастовкой, а конфликт является внеинституциональным. Это привело к тому, что лидеры рабочего и проф-союзного движения признали «забастовку без правил» самым действенным способом борьбы в современной России.
- Раскрыта социально-экономическая сущность локаута как типа трудового конфликта и как действие работодателей, признаваемое Евро-пейской социальной хартией равновесным забастовке. Показано, что в Рос-сии работодатели прибегают к «скрытому локауту», как фактору эксплуа-тации. Обоснована позиция автора против уравновешивания забастовки и локаута из-за несопоставимости их социально-экономических последствий для наёмных работников.
- Обоснован тезис о том, что работодатели не заинтересованы в «жёстком» правовом регулировании права на забастовку, вызывающем скрытое сопротивление наёмных работников. Выявлены причины этого со-противления как неявного конфликта, предложены способы управления им, включая меры по стимулированию стороны наёмных работников к конструктивному взаимодействию на стадии институционализации неяв-ного конфликта.
- Выявлены некоторые поведенческие наклонности сторон трудо-вых конфликтов коллективного характера, препятствующие их оператив-ному завершение и имеющие негативные экономические последствия: по-терю управляемости подсистемами организации, отчуждение наёмных ра-ботников, дезорганизация труда и пр.
1.Соловьев А.В. Забастовка на железной дороге: правовые проблемы и судебная практика. Монография. - М.: “Новая правовая культура” и электронная Система «Гарант», 2005. – 462 с. – 27,6 Усл. п.л.
2.Соловьев А.В. Коллективный договор, или как достичь успеха в проведении коллективно-договорной кампании. – М.: Издательство «Аль-фа-Пресс», 2007. – 11,75 Усл.п.л.
3.Соловьев А.В. Практический комментарий закона “О порядке раз-решения коллективных трудовых споров” - М.: Фонд “Правовая культу-ра”, 1997. – 272 с. – 8,5 Усл. п.л.
4.Соловьев А.В. Преодоление трудовых конфликтов коллективного характера: Монография: в 2-х ч. – РАПС, 2008. – 428 с. – 25,6 Усл. п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
5.Соловьев А.В. Актуальна ли проблема либерализации права на осуществление забастовки? // Кадровик, 2008. № 4. – 0,6 п.л.
6.Соловьев А.В. Выдвижение требований к работодателю как первый легальный шаг работников к забастовке.// Кадровик, 2004. № 9. – 0,6п.л.
7.Соловьев А.В. Досудебное разрешение трудовых споров и трудо-вые суды: мифы и реальность. // Кадровик, 2003. № 10. – 0,7 п.л.
8.Соловьев А.В. Досудебное разрешение трудовых споров (Часть 1 и 2). // Кадровик, 2006. № 3 и № 4. – 1,2 п.л.
9.Соловьев А.В. Закон о забастовках и проблемы его правоприме-нения. // Человек и труд, 2001. № 2. – 0,7 п.л.
10.Соловьев А.В. Конфликт в “Аэрофлоте”: результат искажения сути социального партнерства. // Человек и труд, 2001. № 9. – 0,6 п.л.
11.Соловьев А.В. Ложь, наглая ложь и статистика…, или почему статформа № 1-ПР не отражает истинных причин забастовок. // Кадровик, 2004. № 1. – 0,6 п.л.
12.Соловьев А.В. Моббинг как элемент социального конфликта. // Кадровик, № 12, 2007. – 0,7 п.л.
13.Соловьев А.В. Новая правоспособность государственных инспек-торов труда и проблемы их интервенции в коллективный трудовой спор.// Кадровик, 2004. № 12. – 0,9 п.л.
14.Соловьев А.В. О последствиях одного решения Верховного суда Российской Федерации (о добровольном трудовом арбитраже). // Кадро-вик, 2006. № 8. – 0,6 п.л.
15.Соловьев А.В. От расцвета до заката… Динамика забастовки и цикличный характер конфликта. // Кадровик, 2009. № 4.- 0,6 п.л.
16.Соловьев А.В. Правила взаимодействия социальных партнеров в ходе переговоров и примирительных процедур. // Человек и труд, 2001. №5 и № 6. – 1 п.л.
17.Соловьев А.В. Правовое обеспечение социального партнерства как фактор расширения поля юридических конфликтов коллективного ха-рактера. // Кадровик, 2005. № 11 и № 12. – 1,2 п.л.
18.Соловьев А.В. Превентивное управление конфликтом: есть ли необходимость говорить об этом? // Человек и труд, 1998, № 9. – 0,5 п.л.
19.Соловьев А.В. Приостановка работы из-за задержки зарплаты или почему Усть-Кутская прокуратура заблудилась в трех “правовых” соснах. // Кадровик, 2003. № 9. – 0,5 п.л.
20.Соловьев А.В. Последствия наделения работодателей правом на локаут. // Кадровик, 2007. № 8. – 0,7 п.л.
21.Соловьев А.В. Пути предупреждения забастовок: позиция работо-дателя. // Кадровик, 2003. № 11 и № 12. – 1,1 п.л.
22.Соловьев А.В. Рассмотрение и улаживание споров в социально-трудовой и административно-служебной сфере: сравнительный анализ. // Кадровик. 2008, № 2. – 0,8 п.л.
23.Соловьев А.В. Ростовская голодовка авиадиспетчеров как борьба авиадиспетчеров за свои права и законные интересы. // Кадровик, 2005. №9. – 0,5 п.л.
24.Соловьев А.В. Сопротивление работников организации как форма скрытого конфликта. // Кадровик, 2006. № 2. – 0,7 п.л.
25.Соловьев А.В. Третий правовой признак коллективного трудового спора: коллизии теории и практики. // Кадровик, 2005. № 2. – 0,9 п.л.
26. Соловьев А.В. Что необходимо знать менеджменту о порядке раз-решения коллективных трудовых споров? // Кадровик, 2008. № 7 и № 8. – 1,1 п.л.
27. Соловьев А.В. Что скрывается за вывеской «Учреждение: трудовой арбитражный суд». // Кадровик, 2004. № 10. – 0,7 п.л.
Учебная литература
28. Соловьев А.В. Конфликты на государственной службе: типология и управление: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. – 296 с. – 18,5 Усл. п.л.
29. Соловьев А.В. Социальная политика / под общ. ред. д. э. н., проф., засл. деят. науки Российской Федерации Н.А. Волгина. – М: Издательство «Экзамен», 2008. С. 685-699. – 1 п.л.
30. Соловьев А.В. Социальная политика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. С. 613-624. – 0,9 п.л.
31. Соловьев А.В. Социальная политика в трудовой сфере: учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009.С. 133-138. – 0,4 п.л.
32.Соловьев А.В. Экономика труда: (социально-трудовые отношения). – М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 684-696. – 1 п.л.
33.Соловьев А.В. Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций. - М.: Издательство РАГС, 1998. С. 198-206. – 0,6 п.л.
34.Соловьев А.В. Самозащита работниками трудовых прав: учебно-методический комплекс. – М.: РАГС, 2009. – 104 с. – 6,5 п.л.
35.Соловьев А.В. Социально-психологический аспект управления коллективными трудовыми спорами в условиях реформирования системы российских железных дорог. Учебное пособие. – М.: МГУПС, 2006. – 80 с. – 3 п.л.
Статьи в научных изданиях
36.Соловьев А.В. Влияние кризиса на социальную ситуацию в России: проблемы роста социальной напряжённости и коллективного протеста. / Социальные последствия мирового финансового кризиса; под общ. ред. Н.А. Волгина, А.И. Щербакова. – М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 171-177. - 0,3 п.л.
37.Соловьев А.В. Инструментальная агрессия на железнодорожном транспорте: сущность и проблемы превентивного управления./ Психоло-гические аспекты эффективного управления персоналом предприятий же-лезнодорожного транспорта. Ч. 1. – М.: Изд-во МГУПС, 2001. – С. 49-60. - 0,7 п.л.
38.Соловьев А.В. Категория «оплата труда» как один из базовых конфликтогенов социально-трудовой сферы./ Оплата труда в России и сов- ременном мире: проблемы, действия./ Под общей ред. В.И. Плакси, Р. Кру-ма, Н. Волгина. – М: Полиграф сервис, 2009. С. 219-223. – 0,4 п.л.
39.Соловьев А.В. О локауте в условиях российской модели социаль-ного партнерства./ Проблемы социально-экономического развития на сов-ременном этапе: Сборник научных статей. Вып. 12. – М.: Изд-во «Про-спект», 2008. С. 3-21. – 1,0 п.л.
40. Соловьев А.В. Типологизация социально-трудовых отношений, или критический взгляд на континуум «патернализм - конфликт»./ Проблемы социально-экономического развития на современном этапе: Сборник научных статей. Вып. 11. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. С. 169-180.- 0,6п.л.
41.Соловьев А.В. Участие представителей работников и работодате-лей в разрешении трудовых споров как проблемная форма социального партнерства./ Проблемы социально-экономического развития на современ-ном этапе: Сборник научных статей. Вып. 11. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. С. 169-180. – 0,7 п.л.