- Экономическое пространство обладает как атрибутивно-универсальными, так и атрибутивно-специфическими свойствами. Первые (единство, целостность, структурированность, иерархичность, функциональность, связанность, непрерывность, целенаправленность, бесконечность, фрактальность и др.) носят общесистемный характер и применимы к пространствам любого типа. Атрибутивно-специфические свойства отличаются выраженным дуопольно-модусным характером и присущи особому типу пространства - экономическому. Это: разнообразие - неоднородность, гомогенность - гетерогенность, симметрия - асимметрия, синхронность - асинхронность, открытость - замкнутость, концентрация - разряженность, дифференциация - поляризация и др. Наличие свойств разнообразия, целенаправленности, адаптации, поддержания устойчивости есть условие и потенциальная возможность факторного обеспечения организации управляемого развития и функционирования частей экономического пространства разных иерархических уровней.
- Под влиянием асинхронного и асимметричного протекания процессов хозяйственной эволюции формируются особые «мезопространства», отражающие промежуточные состояния и креативные зоны интеграции на разных уровнях глобального и национального пространства. Институциональность имманентно присуща экономическому пространству. Особенностью регионов как утвердившихся пространственных институций мезоуровня является доминирование внутренних связей, как более интенсивных и актуальных, над внешними. Макрорегионы окружного типа (как утверждающиеся пространственные институции мезоуровня) - это пока объединения региональных экономик конгломератного типа на уровне формального обобществления хозяйства. Переход от формального к реальному обобществлению возможен на основе интеграции, консолидации и гармонизации интересов акторов окружных социоприродохозяйственных систем, последовательной модернизации стратегического управления их развитием с использованием инновационных методов и инструментов - эффективного механизма утверждения новых пространственных институций.
- Только в составе макрорегионов регионы смогут выполнять мегаэкономические функции и выступать в качестве организованных субъектов процессов перерастания экономики «использования ресурсов» в экономику их «системного воспроизводства». На современном этапе интеграции программно-стратегический тип конкурентных преимуществ регионов и макрорегионов, наряду с природно-ресурсным и организационным, становится определяющим. В эволюции макрорегионов окружного типа воплощаются изменения, происходящие на других уровнях иерархии национального и глобального экономического пространства, что предопределяет основные закономерности, тенденции их развития. Стратегию развития макрорегиона необходимо сознательно формировать исходя из многоуровневого строения хозяйства с учетом неравномерности реализации конкурентных преимуществ и их пространственно-временной спецификации.
- Программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных и воплощает обширную методологию смягчения или устранения путем управленческих воздействий проблем «программной природы», которые долгое время не находят разрешения в естественном, инерционном режиме функционирования социоприродохозяйственных систем разных уровней иерархии национального экономического пространства. Стратегическое программно-целевое управление территориальным развитием (стратегическое программирование) должно основываться на единых базовых и локально-производных принципах. Стратегическое программирование развития макрорегиона должно быть ориентировано на решение проблем комплексного характера, многофакторную детерминацию управляемых процессов и полученных результатов; направлено на достижение нового качества гомеостаза макрорегиональной социоприродохозяйственной системы; а потому предполагает обязательность стратегической компоненты, организационного обеспечения как пространственного, так и временного типов интеграции, единой системы оценки социально-экономических результатов, применения эффективных схем и организационных структур управления программами на всех стадиях их жизненных циклов.
- Стратегическое программирование обладает проактивным потенциалом обеспечения консолидации, интеграции и конкурентоспособности субъектов макрорегиона, что выражается в способности направлять ресурсы на решение проблем «программной природы», еще не вошедших в структуру интересов звеньев мезоэкономики, которые не могут быть решены рутинными управленческими методами. В числе таких проблем: совместное освоение и использование природных ресурсов; модернизация инфраструктуры; развитие региональных товарных рынков; инновационное обновление отраслей специализации; создание условий для интеграционного взаимодействия субъектов макрорегиона; снижение масштабов теневой экономики, сокращение различий в уровнях социально-экономического развития субъектов макрорегиона. Кумулятивным эффектом их решения должен стать существенный рост уровня и качества жизни населения.
- Формирование стратегий развития макрорегионов и окружных программ (как формы реализации стратегий) - относительно новый уровень территориального менеджмента. Сложившаяся в большинстве субъектов России практика разработки межрегиональных целевых программ при отсутствии территориальных стратегий нарушает логику научного предвидения, провоцирует неизбежность системных организационно-методических нарушений, снижая проактивные возможности программно-целевого подхода. Реально действующие в России схемы и порядок разработки такого рода стратегических документов ориентированы преимущественно на параллельное и независимое решение проблем разной природы и масштабов на основе использования доступных ресурсов. Необходима переориентация на социально-экономические приоритеты с определением необходимых реперных (требующих коррекции) точек и полюсов, центров ответственности, концентрации факторов роста при адекватном распределении ресурсов, целевом формировании их критической массы, внедрении мониторинга и оценки эффективности их использования.
- В современных условиях растут масштабы последовательно осуществляемых преобразований на макро- и мезоуровнях национального экономического пространства, усложняются производственно-технологические, организационно-экономические, социальные и иные связи. Это требует вовлечения в разработку и реализацию стратегий, межрегиональных программ многих министерств и ведомств с разными зонами и центрами ответственности. Отсутствие специализированных организационных структур управления окружными программами является одной из основных причин их низкой результативности и незавершенности. Модернизация территориального стратегического программирования связана с формированием эффективного организационного аппарата аутсорсингового типа, укреплением, в первую очередь, интегрированного среднего управленческого звена на уровне округа и наделением его структур соответствующими полномочиями.
- Повышение результативности формирования и достижения целей прогрессивных изменений в субъектах макрорегиона в условиях утверждения новой территориальной парадигмы устойчивого, конкурентоспособного и безопасного развития возможно только путем внедрения методики, позволяющей обеспечить необходимый и достаточный уровень прозрачности индивидуального, корпоративного, ассоциированного участия региональных органов власти, стейкхолдеров, населения, научной общественности в процессе стратегического программирования. Публичность стратегического программирования, разработка стратегий и программ развития макрорегионов окружного типа на консолидированной многоуровневой основе общественного участия - актуальный способ активизировать гражданскую инициативу, внедрять философию причастности и ответственности, усиливать социальную базу интеграции и субъектный статус территории. Это особенно необходимо в таких сложных и разнообразных по природно-техническим условиям, геоэкономическому и геополитическому положению, полиэтничных и многоконфессиональных, нестабильных и крупных округах России, как Южный федеральный округ.
- В ходе экспертизы выявлены и систематизированы недостатки окружной федеральной целевой программы «Юг России»: отсутствие этапа комплексных предпрограммных исследований, незначительность средств, выделяемых на НИОКР; игнорирование роли макрорегионального сообщества в определении перечня объектов, необходимых для исполнения полномочий субъектов Федерации в рамках программы; включение в программу автономных инвестпроектов как результат лоббирования интересов региональных элит; массовое фигурирование объектов локального значения и статуса; слабая обоснованность стратегических программных целей и задач; отсутствие четко выраженных приоритетов в финансировании проектов и мероприятий при неэффективном механизме финансирования программы в целом; слабое научное и юридическое сопровождение процесса стратегического программирования; отсутствие единой системы показателей эффективности и целевых индикаторов; моральное старение, снижение качества программы из-за громоздкости процедуры ее утверждения и корректировки; нацеленность программного контроля на мониторинг фактического расходования средств при отсутствии реальной персонифицированной ответственности, эффективного организационного механизма управления; информационный вакуум, непрозрачность и игнорирование необходимости гражданского участия, отсутствие у населения, научной общественности доступа к объективным данным о ходе реализации программы и др.
- Реализуемые сегодня в России территориальные мегапроекты («Комплексное развитие Южной Якутии», «Урал промышленный - Урал полярный» и др.) преимущественно направлены на преобразование экономического пространства восточной части страны. Это, при всех прогнозируемых положительных эффектах для субъектов данных макрорегионов, не может не усилить асинхронность, асимметрию и дифференциацию пространственного развития. Назрела необходимость разработки стратегии развития Южного макрорегиона в формате мегапроекта, который должен стать новым видом стратегического проектирования в макроэкономическом и глобальном измерении.
- Цель мегапроекта «Развитие Юга России» - развитие Южного федерального округа в статусе мегарегиона в глобальном экономическом пространстве. Стратегические направления, содержательно развивающие концепцию мегапроекта, включают: создание новых и развитие существующих международных транспортных коридоров и дорожных сетей, модернизацию морских и речных портов, аэродромов, железнодорожных терминалов; рационализацию инфраструктуры энергообеспечения; расширение инфраструктуры рекреационных комплексов; инвестиционную поддержку уникальных природных заповедников Северного Кавказа. Однако их успешная реализация требует вовлечения в стратегическое программирование всех субъектов Южного макрорегиона в системном формате и невозможна без поддержки федерального центра. Только сочетание государственного направляемого развития с инициативой субъектов разных уровней пространственной иерархии позволит эффективно реализовать конкурентные преимущества южных регионов страны, повысить их значимость в глобальном и национальном экономическом пространстве.
1. Митрофанова, И.В. Ретроспективный анализ и перспективы модернизации нормативно-правовой базы программно-целевого управления территориальным развитием / И.В. Митро-фанова, С.Н. Куприн // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 12. – С. 47 − 53. – 0,8/0,6 п.л.
2. Митрофанова, И.В. От окружной ФЦП – к приоритетному мегапроекту развития южного макрорегиона России / И.В. Митрофанова, Г.И. Старокожева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 14. – С. 25 − 36. – 1/0,8 п.л.
3. Митрофанова, И.В Совершенствование технологии стратегического программирования развития южного макрорегиона / И.В. Митрофанова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 9. – С. 51 − 60. – 1 п.л.
4. Митрофанова, И.В. Южный макрорегион как пространство стратегического программирования / И.В. Митрофанова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 8. – С. 47 − 56. – 1 п.л.
5. Митрофанова, И.В. Анализ финансирования мероприятий федеральной целевой програм-мы «Юг России» (2002 − 2007, 2008 − 2012 гг.) / И.В. Митрофанова, А.Н. Жуков, Е.Д. Лео-нова //Финансы и кредит. – 2009. – №. 40. – С. 85 − 91. – 0,8/0,6 п.л.
6. Митрофанова, И.В. Институциональные ловушки Инвестиционного фонда РФ / И.В. Митрофанова, Ю.И. Сизов // Финансы и кредит. – 2009. – № 3. – С. 35 − 39. – 0,7/0,5 п.л.
7. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход в системе стратегического управления территориальным развитием: критическое осмысление современного отечественного и зару-бежного опыта / И.В. Митрофанова, И.Н. Цулая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – № 10. – С. 45 − 54. – 1,1/0,8 п.л.
8. Митрофанова, И.В. Макрорегион как утверждающаяся форма территориальной институ-ции / И.В. Митрофанова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – № 8. – С. 30 − 40. – 1 п.л.
9. Митрофанова, И.В. Основные характеристики и атрибутивные свойства экономического пространства / И.В. Митрофанова, И.А. Морозова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – № 6. – С. 47 − 56. – 1/0,7 п.л.
10. Митрофанова, И.В. К вопросу о природе и сущности экономического пространства / И.В. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 9. – С. 2 − 10. – 1 п.л.
11. Митрофанова, И.В. Механизм частно-государственного партнерства модернизации транспортной инфраструктуры Южного федерального округа / И.В. Митрофанова, О.В. Ин-шаков, Е.И. Иншакова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 18. – С. 2 − 9. – 1/0,3 п.л.
12. Митрофанова, И.В. Социально-экономические индикаторы развития южных регионов России: тенденции и прогнозы / И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков // Региональная экономи-ка: теория и практика. – 2007. – № 14. – С. 14 − 23. – 1/0,5 п.л.
13. Митрофанова, И.В. Производительность и специализация как факторы конкурентоспо-собности региона / И.В. Митрофанова, М.В. Чуприна // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 13. – С. 23 − 35. – 0,7/0,4 п.л.
14. Митрофанова, И.В. Современный облик хозяйственного комплекса Юга России / И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков// Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 11. – С. 3 − 14. – 1/0,5 п.л.
15. Митрофанова, И.В. Федеральная целевая программа развития южного макрорегиона: от рутины к модернизации / И.В. Митрофанова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – Том 5, № 2, часть 3. – С. 220 − 226. – 0,6 п.л.
16. Митрофанова, И.В. ФЦП межрегионального класса как инструмент управления макроре-гионом: реалии и перспективы модернизации / И.В. Митрофанова // Региональная экономи-ка: теория и практика. – 2007. – № 3. – С. 2 − 14. – 1,3 п.л.
II.Монографии и главы в коллективных монографиях (книги, научные издания)
17. Митрофанова, И.В. Стратегическое программирование развития макрорегиона: моногра-фия / И.В. Митрофанова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. – 528 с. − 30,7 п.л.
18. Митрофанова, И.В. Социально-экономические индикаторы развития субъектов ЮФО / И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков // Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты / Под ред. О.В. Иншакова. – М.: Наука, 2008. – Гл.1.2. − C. 37 − 53. – 2/1 п.л.
19. Митрофанова, И.В. Практика целевого программирования развития в ЮФО: опыт 2002 − 2006 гг. / И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков // Модернизация экономики Юга России: про-блемы, приоритеты, проекты / Под ред. О.В. Иншакова. – М.: Наука, 2008. – Гл. 2.1. − С. 108 − 144. – 2,5/1,6 п.л.
20. Митрофанова, И.В.Стратегические возможности экономического роста южных регионов / И.В. Митрофанова, Г.Г. Матишов, О.В. Иншаков // Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты / Под ред. О.В. Иншакова. – М.: Наука, 2008. – Гл. 2.3. − С. 163 −175. – 1,1/0,4 п.л.
21. Митрофанова, И.В. Реализация федеральных и областных целевых программ с участием Волгоградской области в 2001 – 2006 гг. / И.В. Митрофанова // Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008 – 2025 гг.) / Под ред. О.В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – Гл. 7.2. − С. 264 − 274. – 0,8 п.л.
III. Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах и периодических изданиях
22. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход в системе стратегического управления регионом / И.В. Митрофанова // Стрежень: научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько.– Волгоград: Издатель, 2009. – Вып. 7. − С. 195 − 204. – 1 п.л.
23. Митрофанова, И.В. Стратегическое программирование территориального развития: пла-новый и программный подходы / И.В. Митрофанова, С.Н. Куприн // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – Вып. 10. − С. 214 − 234. –1,4/1 п.л.
24. Митрофанова, И.В. О концепции межрегионального мегапроекта «Юг России» / И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков // Вестник ЮНЦ РАН. – 2009. – № 3, т.5. – М.: Наука, 2009. – С. 133 − 139. – 1/0,5 п.л.
25. Митрофанова, И.В. Макрорегион окружного типа как субъект и объект стратегического территориального менеджмента / И.В. Митрофанова // Материалы VI Друкеровских чтений «Институциональные концепции менеджмента»; Екатеринбург, 24 июня 2009 г. – Екатерин-бург: ИЭ УРо РАН, 2009. – С. 42 − 52. – 0,7 п.л.
26. Митрофанова, И.В. Оценка программно-стратегических конкурентных преимуществ раз-вития Южного макрорегиона / И.В. Митрофанова // Материалы Всероссийской науч. конф. «Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильно-сти»; Ростов-н/Д, 9-10 июня 2009 г. – Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009. – С. 218 − 220. – 0, 3 п.л.
27. Митрофанова, И.В. Территориальные институции мезоуровня национального экономического пространства: особенности идентификации / И.В. Митрофанова, Н.А. Гаспарян // Научный вестник ЮФО. – 2008. – № 4. – С. 108 −117. – 0,7 п.л.
28. Митрофанова, И.В. Мифы и рифы Инвестфонда / И.В. Митрофанова // Российская газета. Спецвыпуск «Регионы. Инвестиционные проекты. Рабочий портфель». – 2008. – 23 декабря – № 261 (4818). – С. 9. – 0,6 п.л.
29. Митрофанова, И.В. Концептуальная эволюция феномена экономического пространства / И.В. Митрофанова // Круглый стол «Перспективы развития эволюционной экономической теории в России»: материалы первой Всероссийской летней школы молодых исследователей эволюционной экономики; Волжский, 15 − 20 сентября 2008 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – C. 178 − 197. – 0,6 п.л.
30. Митрофанова, И.В. Макрорегион как объект стратегического управления / И.В. Митро-фанова // Экономика: теория и практика. – Краснодар: КубГУ, 2008. – 2008. – № 15. – С. 30 − 39. – 0,9 п.л.
31. Митрофанова, И.В. Целевая программа развития Южного макрорегиона: прошлое, насто-ящее, будущее / И.В. Митрофанова // Взаимодействие народов и культур на Юге России: ис-тория и современность: Сборник научных статей. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – С. 147 −153. – 0,5 .п.л.
32. Митрофанова, И.В. Стратегическое программно-целевое управление территориальным развитием: дилемма актуальной методологии и неэффективного механизма ее реализации / И.В. Митрофанова // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – Вып. 9. − С. 228 − 249. – 1,5 п.л.
33. Митрофанова, И.В. Экономическое пространство: подходы к структурированию / И.В. Митрофанова // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. – М. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – Вып. 10. − С. 9 − 27. – 1,6 п.л.
34. Митрофанова, И.В. Природа программно-целевого подхода, условия и закономерности его применения в управлении развитием производственно-хозяйственных систем / И.В. Митрофанова // Materialy IV Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspek-tywiczne opracowania nauki i techniki – 2008», 07 − 15 listopada 2008 roku. Volume 6. Ekonomiczne nauki. – Przemyśl: Sp. z o.o. «Nauka i studia», 2008. – C. 6 −16. – 0,8 п.л.
35. Митрофанова, И.В. От ФЦП «Юг России» – к межрегиональному мегапроекту развития южных территорий России / И.В. Митрофанова // Проблемы и перспективы реализации национальных проектов развития экономики России: Материалы международной науч.-практ. конф.; Адлер, 15 −18 мая 2008 г. – Краснодар: КубАГУ, 2008. – С. 97 −103. – 0,6 п.л.
36. Митрофанова, И.В. ФЦП «Юг России» в актуальных горизонтах 2007 − 2012 гг. / И.В. Митрофанова // Стратегическое планирование в городах и регионах России: интегрируя ми-ровой опыт инноваций: доклады участников VI общероссийского форума лидеров стратеги-ческого планирования. – СПб.: Леонтьевский центр, 2008. – С. 113 −115. – 0,4 п.л.
37. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход в системе стратегического управления развитием экономического пространства окружного типа: необходима работа над ошибками / И.В. Митрофанова // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: Материалы II всероссийской науч.-практич. конф.; г. Санкт-Петербург, 18 апреля 2008 г. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2008. – С. 206 − 212. – 0,5 п.л.
38. Митрофанова, И.В. О модернизации федеральной целевой программы «Юг России» [Электронный ресурс] / И.В. Митрофанова // Экономика региона. Электронный журнал ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет». – 2007. – № 17. – Режим доступа: http://www.journal.vlsu.ru/index.php?id=1734. – 1 п.л.
39. Митрофанова, И.В. Состояние социохозяйственной системы Юга России: современные тенденции/И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков, О.С. Олейник // Экономическая история Рос-сии: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. Выпуск 9. – М. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 359 − 386. – 2,4/1 п.л.
40. Митрофанова, И.В. Концессионный механизм модернизации производственной инфра-структуры Юга России: исторический опыт и современные тенденции / И.В. Митрофанова, О.В. Иншаков, Е.И. Иншакова // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспек-тивы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – Вып. 8. − С. 261 − 271. – 1/0,3 п.л.
41. Митрофанова, И.В. Концессии как форма частно-государственного партнерства по при-влечению инвестиций в производственную инфраструктуру макрорегиона / И.В. Митрофа-нова // Инновации. – 2007. – № 6. – С. 30 − 35. – 0,7 п.л.
42. Митрофанова, И.В. Уровень жизни населения Южного федерального округа / И.В. Мит-рофанова, В.В. Курченков // Уровень жизни населения регионов России. – 2007. – № 2. − С. 50 − 59. – 1/0,7 п.л.
43. Митрофанова, И.В. Оптимизация структуры финансирования федеральных целевых про-грамм как условие совершенствование бюджетного процесса / И.В. Митрофанова // Вестник ЮНЦ РАН. – М.: Наука, 2007. – 2007. – № 1, т. 3. – С. 74 − 82. – 1 п.л.
44. Митрофанова, И.В. Частные инвестиции как источник инновационного обновления про-изводственной инфраструктуры южных регионов / И.В. Митрофанова // Материалы III меж-дународной науч.-практич. конф. «Инновационные технологии социально-экономического комплекса»; Подольск, 14 −16 ноября 2007 г. – Подольск: НОУ «Институт экономики», 2007. – С. 112 − 120. – 0,9 п.л.
45. Митрофанова, И.В. Cовершенствование инструментария стратегического управления развитием макрорегиона (на примере ФЦП «Юг России») / И.В. Митрофанова // Стратегиче-ское планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов: до-клады участников V общероссийского форума лидеров стратегического планирования. – СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2007. – Вып. 7. − С. 31 − 35. – 0,7 п.л.
46. Митрофанова, И.В. Практика целевого программирования в Южном макрорегионе в 2001 − 2006 гг. / И.В. Митрофанова // Модернизация экономики Юга России и новые страте-гии региональной экономической политики: Материалы III всероссийской науч. конф. (Домбайские чтения); п. Домбай КЧР, 12 − 16 апреля 2007 г. – Черкесск: КЧГТА, 2007. – С. 95 − 107. – 0,7 п.л.
47. Митрофанова, И.В. Асимметрия регионального развития в субъектах ЮФО: макроэконо-мический аспект / И.В. Митрофанова // Современное состояние и пути развития Юга России: материалы региональной науч. конф. «Системные исследования современного состояния и пути развития Юга России (природа, общество, человек); г. Азов, 6 − 8 июня 2006 г. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. – С. 137 − 141. – 0,4 п.л.
48. Митрофанова, И.В. Стратегическое управление макрорегионом на основе ФЦП: опыт, тенденции, противоречия, перспективы / И.В. Митрофанова, Е.А. Гибадуллина // Известия ВолгГТУ: межвузовский сборник науч. статей. Серия «Актуальные проблемы реформирова-ния российской экономики (теория, практика, перспектива)». – Волгоград: Изд-во ВолгГ-ТУ, 2006. – № 10. − Вып. 5. − С. 232 − 239. – 0,7/0,5 п.л.
49. Митрофанова, И.В. Уровень и качество жизни на Юге России: тенденции и перспективы / И.В. Митрофанова, В.В. Курченков // Финансы и кредит. – 2006. – № 27. – С. 57 − 65. – 0,9/0,7 п.л.
50. Митрофанова, И.В. Финансирование федеральных целевых программ / И.В. Митрофано-ва // Финансы и кредит. – 2006. – № 9. – С. 2 − 5. – 0,5 п.л.
51. Митрофанова, И.В. Анализ структуры финансирования федеральных целевых программ в контексте реформирования бюджетного процесса в России / И.В. Митрофанова // Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации. – Краснодар: ЮИМ, 2006. – С. 329 − 340. – 1 п.л.
52. Митрофанова, И.В. Региональная экономическая политика в Ставропольском крае: стра-тегия и тактика / И.В. Митрофанова, Н.П. Иванов // Региональная экономика: теория и прак-тика. – 2006. – № 3. – С. 24 − 35. – 1/0,5 п.л.
53. Митрофанова, И.В. Концессии и техническое содействие в экономической истории регионов ЮФО / И.В. Митрофанова, В.В. Булатов, М.В. Новиков // Региональная экономика: теория и практика. – 2006. – № 11. – С. 29 − 35. – 1,1/0,5 п.л.
54. Митрофанова, И.В. Совершенствование системы отбора инвестиционных проектов, включаемых в федеральные целевые программы межрегионального статуса / И.В. Митрофа-нова // Вестник регионального развития. – 2006. – № 2. – С. 38 − 42. – 0,5 п.л.
55. Митрофанова, И.В. К вопросу об уровне жизни на Юге России: тенденции, проти-воречия, перспективы / И.В. Митрофанова, В.В. Курченков // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник.– Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – Вып. 7, т. 1. − С. 188 − 202. – 0,9/0,6 п.л.
56. Митрофанова, И.В. О необходимости совершенствования механизма финансирования и управления межрегиональными целевыми программами (на примере ФЦП «Юг России») / И.В. Митрофанова // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – Вып.7, т. 1. − С. 311 − 333. – 1,4 п.л.
57. Митрофанова, И.В. Особенности применения программно-целевого подхода к управле-нию региональными системами: теория и опыт / И.В. Митрофанова // Журнал экономиче-ской теории. – 2006. – № 2. – С. 102 − 120. – 1 п.л.
58. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: анализ со-временного отечественного опыта / И.В. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. – 2006. – № 5. – С. 42 − 46; № 6. – С. 32 − 38. – 1,2 п.л.
59. Митрофанова, И.В. Некоторые проблемы и организационные недостатки федеральной целевой программы «Юг России» / И.В. Митрофанова // Россия державная: В 2-х ч.– М.; Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – Ч.2. – С. 369 − 376. – 0,8 п.л.
60. Митрофанова, И.В. Критерии отбора инвестиционных проектов при формировании целевых региональных программ / И.В. Митрофанова // Материалы I международной науч.-практ. конф. «Наука и технологии: шаг в будущее – 2006». – Белгород: Руснаучкнига, 2006. – Том 20. Экономические науки. – С. 89 – 94. – 0,4 п.л.
61. Митрофанова, И.В. Организационно-системные недостатки применения программного подхода в ЮФО / И.В. Митрофанова // Современное состояние и сценарии развития Юга России: Материалы науч.-практ. семинара объед. отдела социально-политических и эконо-мических проблем южных регионов ЮНЦ РАН; г. Ростов-на-Дону, 7 – 8 декабря 2005 г. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. – С. 55 – 64. – 0,5 п.л.
62. Митрофанова, И.В.Управление развитием макрорегиона на основе ФЦП: опыт и перспективы / И.В. Митрофанова // Материалы II международной научно-практ. конф. «Инновационные технологии социально-технологического комплекса»; г. Подольск, 2 – 4 марта 2006 г. В 2-х т. – Подольск: НОУ «Институт экономики», 2006. – Т.1. – С. 116 – 121. – 0,4 п.л.
63. Митрофанова, И.В. Основные проблемы применения программно-целевого подхода в ЮФО (на примере ФЦП «Юг России») / И.В. Митрофанова // Материалы Волгоградского международного экономического форума «Инвестиции в Россию», 26 – 27 сентября 2006 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 198 – 203. – 0,3 п.л.
64. Митрофанова, И.В. Назначение и последовательность целевого программирования соци-ально-экономического развития территории / И.В. Митрофанова, В.В. Агафонова // Из-вестия Самарского научного центра РАН. Спецвыпуск «Актуальные проблемы экономики и права». – 2005. – С. 89-104. – 1,4/1п.л.
65. Митрофанова, И.В. Современная практика применения программно-целевого подхода к управлению регионом: проблемы остаются / И.В. Митрофанова // Вестник Тюменского госу-дарственного университета. – 2005. – № 4. – С. 3 – 15. – 1 п.л.
66. Митрофанова, И.В. К вопросу о проблеме конвертации сбережений домохозяйств в инвестиционные ресурсы экономики региона / И.В. Митрофанова, Е.В. Чепрасов // Финансы и кредит. – 2005. – № 30. – С. 11 – 20. – 0,8/0,6 п.л.
67. Митрофанова, И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона / И.В. Митрофанова // Регионология. – 2005. – № 1. – С. 67 – 76. – 0,5 п.л.
68. Митрофанова, И.В. Финансовое обеспечение программных мероприятий ФЦП: проблемы остаются / И.В. Митрофанова // Социально-экономические и правовые проблемы развития территориально-производственных систем: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во Вол-ГУ, 2005. – Вып. 4. – С. 88 – 92. – 0,6 п.л.
69. Митрофанова, И.В. Показатели регионального развития: расширенный подход / И.В. Митрофанова // Экономическая теория в XXI веке. Проблемы пореформенной экономики. – М.: Экономистъ, 2005. – № 3(10). – С. 278 – 285. – 0,5 п.л.
70. Митрофанова, И.В.Трансформация сберегательной функции домохозяйств как условие целевого формирования инвестиционных ресурсов региона / И.В. Митрофанова, Е.В. Чепра-сов // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волго-град: Изд-во ВолГУ, 2005. – Вып. 6. – С. 393 – 403. – 1/0,5 п.л.
71. Митрофанова, И.В.Региональная экономическая политика в Ставропольском крае: опыт и перспективные координаты развития / И.В. Митрофанова, Н.П. Иванов // Экономика развития региона: Проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – Вып. 6. – С. 252 – 264. – 1/0,5 п.л.
72. Митрофанова, И.В. О необходимости совершенствования организационно-методических основ реализации федеральных целевых программ / И.В. Митрофанова // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – Вып. 9. – С. 80 – 86. – 0,5 п.л.
73. Митрофанова, И.В. Совершенствование системы показателей социально-экономического развития региона в контексте программно-целевого управления (на примере ЮФО) / И.В. Митрофанова, В.В. Курченков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2005. – № 2. – С. 57 – 67. – 0,9/0,7 п.л.
74. Митрофанова, И.В. Целевые программы как инновационный инструмент управления региональным развитием / И.В. Митрофанова // Экономический Вестник Ростовского государственного университета. – 2005. – № 4, т. 3. – С. 85 – 92. – 0,8 п.л.
75. Митрофанова, И.В. Федерализм по-российски: прошлое, настоящее и будущее / И.В. Митрофанова // Матерiали IV Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Динамiка нау-кових дослiджень-2005» 20 – 30 червня 2005 року. – Днiпропетровськ: Наука i освiта, 2005. – Т. 20. «Регiональна економiка». – С. 25 – 34. – 0,5 п.л.
76. Митрофанова, И.В. Совершенствование института планирования и программирования в системе регионального управления как требование императивного порядка / И.В. Митрофа-нова // Труды VI международного российско-китайского симпозиума «Государство и ры-нок»; г. Екатеринбург, 22 – 23 июня 2005 г. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2005. – Секция 1. – С. 245 – 248. – 0,3 п.л.
77. Митрофанова, И.В. Целевое программирование как инновационная форма управления территориальным развитием / И.В. Митрофанова // Компаративный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования развития региона: Материалы междуна-родной науч.-практ. конф. – Воронеж: Воронежский гос. университет, 2005. – С. 187 – 191. – 0,3 п.л.
78. Митрофанова, И.В. Управление региональным развитием: программно-целевой подход (на примере Волгоградской области) / И.В. Митрофанова // Юг России в перекрестье напря-жений – 2. Южнороссийский регион: потенциал и перспективы. – Краснодар: ЮИМ, 2004. – Ч.1. – С. 315-329. – 0,8 п.л.
79. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход к управлению региональным раз-витием: опыт Волгоградской области / И.В. Митрофанова, А.С. Плотников // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – Вып. 5. – С. 358 – 370. – 1/0,7 п. л.
80. Митрофанова, И.В. Трансформация системы прогнозирования и планирования в услови-ях реформируемой экономики России / И.В. Митрофанова // Проблемы социально-рыночной трансформации России и Болгарии: сборник научных трудов. – Волгоград, Русен: Изд-во: ВолГУ, Русенский университет «Ангел Кънчев», 2004. – С. 91 – 103. – 0,7 п.л.
81. Митрофанова, И.В. К вопросу о формировании новой базовой модели российского феде-рализма / И.В. Митрофанова // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. – 2004. – Вып. 8. – С. 33 – 36. – 0,4 п.л.
82. Митрофанова, И.В. Комплексный анализ социально-экономических показателей как ос-нова целевого программирования регионального развития / И.В. Митрофанова // Трансфор-мация хозяйственного механизма в условиях социально-экономических реформ: региональ-ный аспект. Материалы II всероссийской науч.-практ. конф.; г. Волгоград, 23 – 25 ноября 2004 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 119 – 129. – 0,7 п.л.
83. Митрофанова, И.В. Динамика и императивы процессов регионализации социально-экономического развития / И.В. Митрофанова, А.С. Плотников // Экономический журнал. – 2003. – № 6. – С. 52 – 73. – 1,2 /0,8 п.л.
84. Митрофанова, И.В. Особенности программно-целевого планирования регионального развития в современных условиях / И.В. Митрофанова, А.С. Плотников // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – Вып. 3. – С. 319 – 330. – 0,8/0,5 п.л.
85. Митрофанова, И.В. Особенности процесса регионализации социально-экономического развития в условиях трансформирующейся экономики России / И.В. Митрофанова, А.С. Плотников // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – Вып.3. – С. 190 – 202. – 0,9/0,6 п.л.