Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УРОВНЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Основным социально-экономическим и организационным звеном муниципального уровня управления являются муниципальные образования, конкретные формы и структура которых не должны быть унифицированы, а должны определяться местной спецификой. Субъектом муниципального образования является его население, которое в силу общности интересов по использованию локальных территорий, их ресурсов и особенностей формируется в местные сообщества, являющиеся первичным уровнем всей территориальной структуры общества. Реализация интересов сообщества предполагает, что оно должно обладать полномочиями по определению конкретной формы муниципалитета и организации управления им. Объектом управления является совокупный потенциал муниципалитета и его развитие, включая имеющиеся на территории производственные, хозяйственные, инфраструктурные, социальные, бытовые и другие структуры и объекты в совокупности образующие муниципальное хозяйство. Основой управления муниципальным образованием, предопределяемым его особенностями, природой его субъекта, является самоуправление населения, способное обеспечить его самоорганизацию и самодеятельность по использованию потенциала муниципалитета.
  2. Обосновано положение о необходимости в современных условиях рассматривать в рамках муниципального хозяйства наряду с объектами, находящимися в собственности муниципалитета, предприятия и организации других собственников, расположенные на территории муниципалитета, поскольку они используют население муниципалитета, его территориально-ресурсную базу. Эти предприятия должны нести свою часть экономической и социальной ответственности перед муниципальным сообществом, участвовать в воспроизводстве и развитии экономической, социальной, политической, культурной и иных сторон жизни муниципального образования.
  3. Доказано, что в качестве критерия определения границ муниципальных образований должны учитываться достаточность потенциальных ресурсных, людских, территориально-природных возможностей для развития муниципальных образований как целостных, относительно самодостаточных социально-экономических единиц на базе реального самоуправления населения, его экономической активности, предпринимательства. Обосновано, что используемые на практике критерии формирования муниципалитетов (численность и плотность населения, транспортная доступность центра, учет возможностей решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий и т.п.) в совокупности со сложившимися межбюджетными отношениями нарушают экономические основы их развития и самоуправления. Возникшие противоречия между объективной природой и функциями муниципалитетов и практикой их создания препятствуют созданию эффективной системы управления муниципальным уровнем.
  4. В результате обобщения материалов обследований муниципальных образований и проведенных расчетов доказано, что действующий принцип выравнивания доходов муниципалитетов часто ставит территории-доноры в худшее положение по сравнению с другими муниципалитетами, приводит к исчезновению стимулов проводить работу по повышению их доходности, уменьшает значение функции стимулирования развития по сравнению с функцией выравнивания доходов муниципалитетов, не учитывает в полной мере потенциал территорий-реципиентов, снижает возможности развития и эффективность местного самоуправления. В диссертации разработана методика расчета реальной оценки среднего по субъекту федерации налогового потенциала на одного жителя и проведено, согласно этому критерию, сопоставление муниципалитетов, характеризующихся различным уровнем экономического развития.
  5. На основе анализа деятельности муниципальных образований в ряде регионов страны обосновано, что несовершенство принципов формирования муниципалитетов, их унификация, экономическая и организационная подчиненность региональной власти (а не взаимодействие с нею), несовершенство межбюджетных отношений ослабили заинтересованность муниципальной администрации в выработке эффективных управленческих стратегий и породили тенденцию управленческого приспособления к сложившимся условиям. В результате обобщения имеющегося управленческого опыта в диссертации структурированы практические подходы к управлению муниципальными образованиями: прагматический подход (использование противоречий существующего законодательства для управленческих решений); государственнический подход (трактовка самоуправления как, по существу, государственного управления на местном уровне); общественно-самоуправленческий подход (попытки воспринимать местное самоуправление как общественное территориальное самоуправление); реальное местное самоуправление, необходимость которого в известной мере осознается, но которое практически пока не сложилось в стране. Все это свидетельствует о необходимости углубления и корректировки муниципальной реформы в целях достижения соответствия экономических, организационно-административных, управленческих основ муниципальных образований их объективной природе и функциям.
  6. На основании исследований, проведенных в муниципальных образованиях ХМАО, разработана и внедрена методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, основанная на учете предпочтений населения, на выявлении специфических особенностей муниципального образования и использовании их местной властью. В результате возникает возможность выявить стимулы активизации населения по развитию своего муниципалитета и сопоставлять итоги деятельности разных муниципальных образований. (Методика включает типологию поселений, результаты экономического анализа, экспертные оценки, балльную систему, выбор совокупности показателей, отражающих результаты деятельности местного самоуправления).
  7. Раскрыта роль малого города как опорного центра, формирующего расселенческо-поселенческие миниагломерации на муниципальном и межмуниципальном уровнях, концентрирующего и структурирующего вокруг себя сельскую территорию, выполняющего управленческие функции по организации и обслуживанию всего населения муниципалитета, включая сельское; обоснована нецелесообразность отделения малых городов как самостоятельных муниципалитетов от окружающей сельской территории, что ослабляет ресурсные и экономические основы развития тех и других и в целом управления муниципальным уровнем.
  8. Раскрыто содержание социальной работы как одной из важнейших функций муниципального уровня управления, обоснованы его возможности как базового уровня практической организации и осуществления этой работы в целях реализации интересов людей и повышения их социальной активности; показана роль социальных работников в выявлении необходимости и оказании непосредственной помощи разным группам населения, в организации населения в целях его социальной самоорганизации для решения местных проблем.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Макущенко Л.В. Малые города в структуре российского общества: основы социально-экономического развития: Монография - М.: ИЭ РАН, 2006. - 8,4 п.л.

2.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России: Монография. - М.: Наука, 2008. - 14,5 п.л.

3.Макущенко Л.В., Барсов Е.В. Жилищные отношения и муниципальный уровень в социально-экономическом развитии России: Монография. – М., 2008. – (лично автора 7 п.л.)

4.Макущенко Л.В., Хасанова В.Н., Шкляева Н.А. Система профессионального образования и региональный рынок труда: механизм взаимодействия: Монография. - Сургут: СурГПУ. – (лично автора 7 п.л.) (в печати)

5.Макущенко Л.В. Становление муниципального уровня в современной России: функции, структура, управление. Монография – М.: «Современная экономика и право» - 21,5 п.л.

6. Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России: Научный доклад - М.: ИЭРАН, май-июнь 2007. - 5,7 п.л.

По перечню ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК

7.Макущенко Л.В. Малые города в структуре российского общества: основы социально-экономического развития // Федерализм № 2. Москва, 2005 - 1 п.л.

8.Макущенко Л.В. Муниципальный уровень и частно-государственное партнерство // Журнал «Предпринимательство». Москва, 2007 - 0,4 п.л.

9.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и местное самоуправление: их территориальные основы // Транспортное дело России. № 12 ч., № 1. Москва, 2006 – 0,8 п.л.

10.Макущенко Л.В. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вестник ИЭ РАН, Москва, 2008. № 2. - 1 п.л.

11.Макущенко Л.В. Содержание социальной работы: современные подходы // Федерализм, Москва, 2007. № 4. - 0,8 п.л.

12.Макущенко Л.В. Методологические проблемы исследования муниципальных отношений // Журнал «Предпринимательство», 2008. № 3. - 0,5 п.л.

13.Макущенко Л.В. Задачи муниципального уровня современной России // Экономические науки, Москва, 2008. № 2 (39). - 0,8 п.л.

14.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения в современной отечественной обществоведческой литературе // Транспортное дело России, Москва, 2008. № 1. - 1 п.л.

15.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения: теоретические основы и реальная практика // Экономические науки, Москва, 2007. № 12 (37). - 0,5 п.л.

16.Макущенко Л.В. Современные проблемы межбюджетных отношений муниципального образования Сургутского района Ханты-Мансийского округа // Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», Москва, 2009. № 3.- 1,5 п.л.

17.Макущенко Л.В. Практика муниципальной работы в современных условиях // Журнал «Предпринимательство».№ 4/10, 2009. - 0,7 п.л.

Учебно-методические пособия

18.Макущенко Л.В. Методика составления бизнес-плана: Учебно-методическое пособие по составлению бизнес-плана. - Сургут: СУРГПУ, 2007. - 3,5 п.л.

19.Макущенко Л.В. Организация и управление малым бизнесом: Учебно-методический комплекс. - Сургут: СУРГПУ, 2007. - 3,0 п.л.

Другие публикации

20.Макущенко Л.В. Малый город в стратегии развития современной России // Инвестиционные процессы в Польше и в России: настоящая ситуация и перспективы. - М.: ИЭ РАН, 2004. - 0,5 п.л.

21.Макущенко Л.В. Социально-экономические проблемы малых городов России // Организационные проблемы управления. - М.: ИЭ РАН, 2004. - 0,5 п.л.

22.Макущенко Л.В. Политико-экономический анализ малого города // Формирование современной концепции системной стратегии реформ. - М.: ИЭ РАН, 2005. - 1 п.л.

23.Макущенко Л.В. Социально-экономическое состояние современных российских малых городов // Польша и Россия: особенности стратегий социально-экономического развития. - М.: ИЭ РАН, 2005. - 1 п.л.

24.Макущенко Л.В. Территориальный фактор в развитии малого предпринимательства: исторический аспект // Сб. Наука и образование. История и современность. - Нижневартовск, 2007. - 1,1 п.л.

25.Макущенко Л.В. Воспроизводственные основы и особенности муниципального хозяйства в России // Китай и Россия: социально-экономическая трансформация. - М.: Наука, 2007. - 0,8 п.л.

26.Макущенко Л.В. Муниципальный образовательный комплекс в системе образования страны // Россия и Польша: инфраструктура и социально-экономические трансформации. - М.: Наука, 2007. - 0,6 п.л.

27.Макущенко Л.В. Малый город как объект политико-экономического анализа // Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики. Жуковский, Нижневартовск, 2005. № 11. - 0,5 п.л.

28.Макущенко Л.В. Малый город: расселенческо-пространственный подход как фактор социально-экономического развития страны // Политико-экономические факторы развития в России. - М: ИЭ РАН, 2007. ч.II. - 1,5 п.л.

29.Макущенко Л.В. Социальное партнерство – основа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Сургут: РИО СурГПУ (63-64 с.), ноябрь 2008. – 0,3 п.л.

30.Макущенко Л.В. Взаимодействие государственного и корпоративного механизмов экономического регулирования в рыночной экономике. Теория и практика управления в системе рыночных отношений // Сб. материалов Третьей окружной научно-практической конференции. – Сургут: РИО СурГПУ (105 с.), февраль 2009. - 0,3 п.л.

31.Макущенко Л.В. Особенности социальной работы в современной России // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - 0,6 п.л. (в печати).