- Основным социально-экономическим и организационным звеном муниципального уровня управления являются муниципальные образования, конкретные формы и структура которых не должны быть унифицированы, а должны определяться местной спецификой. Субъектом муниципального образования является его население, которое в силу общности интересов по использованию локальных территорий, их ресурсов и особенностей формируется в местные сообщества, являющиеся первичным уровнем всей территориальной структуры общества. Реализация интересов сообщества предполагает, что оно должно обладать полномочиями по определению конкретной формы муниципалитета и организации управления им. Объектом управления является совокупный потенциал муниципалитета и его развитие, включая имеющиеся на территории производственные, хозяйственные, инфраструктурные, социальные, бытовые и другие структуры и объекты в совокупности образующие муниципальное хозяйство. Основой управления муниципальным образованием, предопределяемым его особенностями, природой его субъекта, является самоуправление населения, способное обеспечить его самоорганизацию и самодеятельность по использованию потенциала муниципалитета.
- Обосновано положение о необходимости в современных условиях рассматривать в рамках муниципального хозяйства наряду с объектами, находящимися в собственности муниципалитета, предприятия и организации других собственников, расположенные на территории муниципалитета, поскольку они используют население муниципалитета, его территориально-ресурсную базу. Эти предприятия должны нести свою часть экономической и социальной ответственности перед муниципальным сообществом, участвовать в воспроизводстве и развитии экономической, социальной, политической, культурной и иных сторон жизни муниципального образования.
- Доказано, что в качестве критерия определения границ муниципальных образований должны учитываться достаточность потенциальных ресурсных, людских, территориально-природных возможностей для развития муниципальных образований как целостных, относительно самодостаточных социально-экономических единиц на базе реального самоуправления населения, его экономической активности, предпринимательства. Обосновано, что используемые на практике критерии формирования муниципалитетов (численность и плотность населения, транспортная доступность центра, учет возможностей решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий и т.п.) в совокупности со сложившимися межбюджетными отношениями нарушают экономические основы их развития и самоуправления. Возникшие противоречия между объективной природой и функциями муниципалитетов и практикой их создания препятствуют созданию эффективной системы управления муниципальным уровнем.
- В результате обобщения материалов обследований муниципальных образований и проведенных расчетов доказано, что действующий принцип выравнивания доходов муниципалитетов часто ставит территории-доноры в худшее положение по сравнению с другими муниципалитетами, приводит к исчезновению стимулов проводить работу по повышению их доходности, уменьшает значение функции стимулирования развития по сравнению с функцией выравнивания доходов муниципалитетов, не учитывает в полной мере потенциал территорий-реципиентов, снижает возможности развития и эффективность местного самоуправления. В диссертации разработана методика расчета реальной оценки среднего по субъекту федерации налогового потенциала на одного жителя и проведено, согласно этому критерию, сопоставление муниципалитетов, характеризующихся различным уровнем экономического развития.
- На основе анализа деятельности муниципальных образований в ряде регионов страны обосновано, что несовершенство принципов формирования муниципалитетов, их унификация, экономическая и организационная подчиненность региональной власти (а не взаимодействие с нею), несовершенство межбюджетных отношений ослабили заинтересованность муниципальной администрации в выработке эффективных управленческих стратегий и породили тенденцию управленческого приспособления к сложившимся условиям. В результате обобщения имеющегося управленческого опыта в диссертации структурированы практические подходы к управлению муниципальными образованиями: прагматический подход (использование противоречий существующего законодательства для управленческих решений); государственнический подход (трактовка самоуправления как, по существу, государственного управления на местном уровне); общественно-самоуправленческий подход (попытки воспринимать местное самоуправление как общественное территориальное самоуправление); реальное местное самоуправление, необходимость которого в известной мере осознается, но которое практически пока не сложилось в стране. Все это свидетельствует о необходимости углубления и корректировки муниципальной реформы в целях достижения соответствия экономических, организационно-административных, управленческих основ муниципальных образований их объективной природе и функциям.
- На основании исследований, проведенных в муниципальных образованиях ХМАО, разработана и внедрена методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, основанная на учете предпочтений населения, на выявлении специфических особенностей муниципального образования и использовании их местной властью. В результате возникает возможность выявить стимулы активизации населения по развитию своего муниципалитета и сопоставлять итоги деятельности разных муниципальных образований. (Методика включает типологию поселений, результаты экономического анализа, экспертные оценки, балльную систему, выбор совокупности показателей, отражающих результаты деятельности местного самоуправления).
- Раскрыта роль малого города как опорного центра, формирующего расселенческо-поселенческие миниагломерации на муниципальном и межмуниципальном уровнях, концентрирующего и структурирующего вокруг себя сельскую территорию, выполняющего управленческие функции по организации и обслуживанию всего населения муниципалитета, включая сельское; обоснована нецелесообразность отделения малых городов как самостоятельных муниципалитетов от окружающей сельской территории, что ослабляет ресурсные и экономические основы развития тех и других и в целом управления муниципальным уровнем.
- Раскрыто содержание социальной работы как одной из важнейших функций муниципального уровня управления, обоснованы его возможности как базового уровня практической организации и осуществления этой работы в целях реализации интересов людей и повышения их социальной активности; показана роль социальных работников в выявлении необходимости и оказании непосредственной помощи разным группам населения, в организации населения в целях его социальной самоорганизации для решения местных проблем.
1.Макущенко Л.В. Малые города в структуре российского общества: основы социально-экономического развития: Монография - М.: ИЭ РАН, 2006. - 8,4 п.л.
2.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России: Монография. - М.: Наука, 2008. - 14,5 п.л.
3.Макущенко Л.В., Барсов Е.В. Жилищные отношения и муниципальный уровень в социально-экономическом развитии России: Монография. – М., 2008. – (лично автора 7 п.л.)
4.Макущенко Л.В., Хасанова В.Н., Шкляева Н.А. Система профессионального образования и региональный рынок труда: механизм взаимодействия: Монография. - Сургут: СурГПУ. – (лично автора 7 п.л.) (в печати)
5.Макущенко Л.В. Становление муниципального уровня в современной России: функции, структура, управление. Монография – М.: «Современная экономика и право» - 21,5 п.л.
6. Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России: Научный доклад - М.: ИЭРАН, май-июнь 2007. - 5,7 п.л.
По перечню ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК
7.Макущенко Л.В. Малые города в структуре российского общества: основы социально-экономического развития // Федерализм № 2. Москва, 2005 - 1 п.л.
8.Макущенко Л.В. Муниципальный уровень и частно-государственное партнерство // Журнал «Предпринимательство». Москва, 2007 - 0,4 п.л.
9.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и местное самоуправление: их территориальные основы // Транспортное дело России. № 12 ч., № 1. Москва, 2006 – 0,8 п.л.
10.Макущенко Л.В. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вестник ИЭ РАН, Москва, 2008. № 2. - 1 п.л.
11.Макущенко Л.В. Содержание социальной работы: современные подходы // Федерализм, Москва, 2007. № 4. - 0,8 п.л.
12.Макущенко Л.В. Методологические проблемы исследования муниципальных отношений // Журнал «Предпринимательство», 2008. № 3. - 0,5 п.л.
13.Макущенко Л.В. Задачи муниципального уровня современной России // Экономические науки, Москва, 2008. № 2 (39). - 0,8 п.л.
14.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения в современной отечественной обществоведческой литературе // Транспортное дело России, Москва, 2008. № 1. - 1 п.л.
15.Макущенко Л.В. Муниципальные отношения: теоретические основы и реальная практика // Экономические науки, Москва, 2007. № 12 (37). - 0,5 п.л.
16.Макущенко Л.В. Современные проблемы межбюджетных отношений муниципального образования Сургутского района Ханты-Мансийского округа // Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», Москва, 2009. № 3.- 1,5 п.л.
17.Макущенко Л.В. Практика муниципальной работы в современных условиях // Журнал «Предпринимательство».№ 4/10, 2009. - 0,7 п.л.
Учебно-методические пособия
18.Макущенко Л.В. Методика составления бизнес-плана: Учебно-методическое пособие по составлению бизнес-плана. - Сургут: СУРГПУ, 2007. - 3,5 п.л.
19.Макущенко Л.В. Организация и управление малым бизнесом: Учебно-методический комплекс. - Сургут: СУРГПУ, 2007. - 3,0 п.л.
Другие публикации
20.Макущенко Л.В. Малый город в стратегии развития современной России // Инвестиционные процессы в Польше и в России: настоящая ситуация и перспективы. - М.: ИЭ РАН, 2004. - 0,5 п.л.
21.Макущенко Л.В. Социально-экономические проблемы малых городов России // Организационные проблемы управления. - М.: ИЭ РАН, 2004. - 0,5 п.л.
22.Макущенко Л.В. Политико-экономический анализ малого города // Формирование современной концепции системной стратегии реформ. - М.: ИЭ РАН, 2005. - 1 п.л.
23.Макущенко Л.В. Социально-экономическое состояние современных российских малых городов // Польша и Россия: особенности стратегий социально-экономического развития. - М.: ИЭ РАН, 2005. - 1 п.л.
24.Макущенко Л.В. Территориальный фактор в развитии малого предпринимательства: исторический аспект // Сб. Наука и образование. История и современность. - Нижневартовск, 2007. - 1,1 п.л.
25.Макущенко Л.В. Воспроизводственные основы и особенности муниципального хозяйства в России // Китай и Россия: социально-экономическая трансформация. - М.: Наука, 2007. - 0,8 п.л.
26.Макущенко Л.В. Муниципальный образовательный комплекс в системе образования страны // Россия и Польша: инфраструктура и социально-экономические трансформации. - М.: Наука, 2007. - 0,6 п.л.
27.Макущенко Л.В. Малый город как объект политико-экономического анализа // Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики. Жуковский, Нижневартовск, 2005. № 11. - 0,5 п.л.
28.Макущенко Л.В. Малый город: расселенческо-пространственный подход как фактор социально-экономического развития страны // Политико-экономические факторы развития в России. - М: ИЭ РАН, 2007. ч.II. - 1,5 п.л.
29.Макущенко Л.В. Социальное партнерство – основа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Сургут: РИО СурГПУ (63-64 с.), ноябрь 2008. – 0,3 п.л.
30.Макущенко Л.В. Взаимодействие государственного и корпоративного механизмов экономического регулирования в рыночной экономике. Теория и практика управления в системе рыночных отношений // Сб. материалов Третьей окружной научно-практической конференции. – Сургут: РИО СурГПУ (105 с.), февраль 2009. - 0,3 п.л.
31.Макущенко Л.В. Особенности социальной работы в современной России // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - 0,6 п.л. (в печати).