- Обоснован концептуальный подход к исследованию управления региональным долгом, заключающийся в анализе его функционирования как института, существующего в виде обособленной части хозяйственного механизма, обеспечивающего воздействие на экономических агентов, вступающих между собой в отношения заимствования, институциональных инструментов, представляющих собой регламентацию их действий, главная цель применения которых - выполнение обязательств субфедерального бюджета при обеспечении сбалансированности, устойчивости, безопасности, снижения рисков заимствования бюджетной системы региона. Это позволяет обеспечить повышение эффективности управления региональным долгом за счет комплексности его развития.
- Разработана методология диагностики состояния институциональной среды управления региональным долгом субъекта Российской Федерации по критериям: регулирующие правила, виды долговых обязательств, трансакционные издержки, институциональные сети, позволяющие агентам института осуществлять взаимодействие между собой (платежная система, учет прав собственности), возможности противодействия институциональной коррупции. В результате проведенного исследования установлены дефекты системы региональных заимствований: противоречивость законодательства; отсутствие ряда необходимых регулятивных норм; недостаточный учет рисков бюджетного заимствования; недостроенность сетей, необходимых для обслуживания долга, например центрального депозитария.
- Разработаны рекомендации по введению для субъектов Российской Федерации ограничений по объему регионального долга, стоимости заимствований, структуре долгового портфеля в зависимости от цели, территории займа, видам обязательств, срокам привлечения средств, способам погашения долга, формам выплаты доходов, типам инвесторов. Обосновано, что экономически безопасный уровень субфедерального долга, при котором бюджет имеет возможность исполнения долговых обязательств и иных принятых на себя бюджетных обязательств вне зависимости от рисков и исключительно за счет доходов бюджета целесообразно определять на основе расчета долговой емкости. Предложены методы расчета регионального долга с учетом предусмотренных ограничений.
- Предложены институциональные механизмы воспроизводства института регионального долга, обеспечивающие возможность погашения прежних и осуществления новых заимствований, основанные: а) на выявлении рисков заимствований и разработки системы их смягчения (заимствования в меньшем объеме по сравнению с долговой емкостью, диверсификация структуры долгового портфеля, создание сетей, обеспечивающих эффективное взаимодействие между участниками института регионального долга); б) оценке кредитоспособности региона и мониторинге индикаторов, обеспечивающем оперативный контроль за её изменениями (показатели, характеризующие долговую практику, структуру и выполнение текущих обязательств).
- Определены направления повышения эффективности управления региональным долгом за счет усиления воздействия на него институциональных инструментов, в том числе: совершенствование законодательства о государственном долге (принятие региональной модели долговой политики, стандартов по взаимодействию с рейтинговыми агентствами и по раскрытию информации, системы учета обязательств, закона о государственном долге субъекта Федерации, изменение порядка предоставления гарантий, являющихся наиболее проблемным видом долговых обязательств), изменение организационной структуры заимствований (введение внешнего и внутреннего аудита, создание специализированного органа управления региональным долгом);
- Разработана система мониторинга регионального долга, включающая: а) построение долгосрочных прогнозов: динамики численности населения и занятых, экономического и финансового потенциалов, стратегий экономического развития, в том числе по долговой политике; б) оценку управления заимствованиями на основе показателей, характеризующих эффективность формирования регионального долга в целом (например, уровень процентных ставок по рыночным займам, дюрация на день размещения выпуска, средняя стоимость обслуживания долга, долговые устойчивость, емкость) и эффективность расходования бюджетных средств органами управления по организации и обслуживанию займов на основе показателя «оценка административной стоимости долга».
1.Дорждеев, А.В. Институциональные аспекты управления региональным долгом / А.В. Дорждеев. Волгоград: ГУ «Издатель», 2008.−13,44 п.л.
2.Дорждеев, А.В. Региональные финансы: опыт, стратегии, перспективы, бюджеты / А.В. Дорждеев, Д.Ю. Завьялов и др. М.: Финансы, 2008.− 23 п.л. (2,17 п.л. авт.)
3.Дорждеев, А.В. Местные бюджеты в Волгоградской области / А.В. Дорждеев., Д.Ю. Завялов, Т.А. Иванова. М.: Финансы, 2007.− 17,25 п. (5,75 п.л. авт.)
4.Межбюджетное регулирование и распределение финансовой помощи регионам / Под ред. Л.В. Перекрестовой, А.В. Дорждеева. Волгоград: Изд-во ВОЛГУ, 2007. – 9,75 п.л. (1,62 п.л. авт.)
5.Дорждеев, А.В. Устойчивость и безопасность экономики региона (методология и практика) / А.В. Дорждеев. М.: ИЭ РАН, 2001. – 6,3 п.л.
6.Путеводитель по бюджету Волгоградской области / Под. ред. А.В. Дорждеева. Волгоград: Изд-во «Издатель», 2007. − 7,15 п.л. (1,19 п.л. авт.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК России
7.Дорждеев, А.В. Институциональные формы ограничения заимствований / А.В. Дорждеев // Страховое дело. 2009 №8. – 0,8 п.л.
8.Дорждеев, А.В. Финансовые институты государства и их исследование в институциональных теориях / А.В. Дорждеев // Актуальные проблемы совершенствования управления региональными финансами. 23-24 октября 2008. Сб. докл. второй региональной научно-практической конференции. М.: Финансы, 2009. – 0,7 п.л.
9.Дорждеев, А.В. Совершенствование управления рисками долговых обязательств / А.В. Дорждеев // Финансы и кредит. 2008. №14. − 0,3 п.л.
10.Дорждеев, А.В. Риски долговых обязательств как объект управления / А.В. Дорждеев // Управление риском. 2008. № 3 (47). – 0,7 п.л.
11.Дорждеев, А.В. Виды долговых обязательств субъекта Федерации / А.В. Дорждеев // Предпринимательство. 2008. № 7. – 0,7 п.л.
12.Дорждеев, А.В. Совершенствование государствен-ного регулирования региональной экономики / А.В. Дорждеев // Финансы и кредит. 2008. №7 (295). − 0,3 п.л.
13.Дорждеев, А.В. Кассовое обслуживание исполнения регионального и местных бюджетов / А.В. Дорждеев // Фи-нансы. 2008. № 11. – 0,4 п.л.
14.Дорждеев, А.В. Управление рисками бюджета по оптимизации государственного долга Волгоградской области / А.В. Дорждеев, М.В. Копаева / Сб. науч. ст. докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. Вып.4. − 0,4 п.л. (0,2 п.л. авт.).
15.Дорждеев, А.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации / А.В. Дорждеев // Предпринимательство. 2000. № 3.− 0,84 п.л.
Научные доклады, статьи, тезисы выступлений
16.Дорждеев, А.В. Бюджетная политика региона, ориентированная на результат / А.В. Дорждеев // Труды восьмой научно-практической конференции (16–18 июня 2008 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 0,07 п.л.
17.Дорждеев, А.В. Развитие бюджетного федерализма в России / А.В. Дорждеев. СКАГС. Ростов, 2001. − 0,7 п.л.
18.Дорждеев, А.В. Государственное строительство в области межбюджетных отношений в России / А.В. Дорждеев. Ростов: СКАГС, 2001. Вып.2. − 0,6 п.л.
19.Дорждеев, А.В. Программа реформирования регио-нальных финансов Волгоградской области: перспективы реализации / А.В. Дорждеев // Научно-практическая конференция (10-11 июля 2008 г.). – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВАГС, 2008. – 0,2 п.л.
20.Дорждеев, А.В. Трехлетний бюджет Волгоградской области: дорогу осилит идущий / А.В. Дорждеев, Д.Ю. Завьялов // Бюджет. 2007. № 10. – 0,4 п.л. (0,2 п.л.авт.).
21.Дорждеев, А.В. Роль государственного регулиро-вания в трансформации региональной экономики / А.В. Дорждеев // Научный вестник. 15 лет российских реформ: итоги, проблемы, перспективы. ВАГС. Волгоград, 2007. – 0,2 п.л.
22.Дорждеев, А.В. Социальные эффекты бюджетной реформы: оценка результативности на местном уровне / А.В. Дорждеев, Д.Ю. Завьялов // Бюджет. 2008. № 1. – 0,4 п.л. (0,2 п.л.авт.).
23.Дорждеев, А.В. Государственное регулирование региональной экономики, ориентированной на результат / А.В. Дорждеев // Взаимодействие секторов экономики и их роль в развитии государства. Ежегодные научные чтения, посвященные памяти А.Н. Пилецкого. Курск: Изд-во КИГМС, 2008. – 0,4 п.л.
24.Дорждеев, А.В. Теоретико-методологические основы формирования устойчивого развития экономики регионов / А.В. Дорждеев // Труды III международного симпозиума. М., 2005. − 1,03 п.л.
25.Дорждеев, А.В. Проблемы методики расчета индекса налогового потенциала при распределении федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации / А.В. Дорждеев // Труды седьмой научно-практической конференции (30 мая – 1 июня 2007 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – 1,0 п.л.