Научная тема: «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработан индекс реального спроса на продукцию отрасли для оценки, представляющий собой отношение интегрального взвешенного по доле в портфеле продаж индекса выручки от реализации по номенклатуре продукции к интегральному взвешенному по доле в портфеле продаж индексу цен. Если значение сводного индекса больше единицы, то динамику развития отрасли в большей степени определяют интенсивные факторы, в противном случае - экстенсивные.
  2. На основании проведенного анализа в диссертации сделан вывод о том, что принципиальное отличие отечественной автомобильной промышленности от мирового автомобилестроения заключается в следующем: слабое «распределение обязанностей» между производителем автомобилей и комплектующих; отсутствие независимых инжиниринговых компаний по проектированию автомобилей и базовых компонентов.
  3. Конкретизированы следующие наиболее существенные причины разработки государственной стратегии развития данного сектора: а) необходимость создания территориальных производственных балансов, обусловленная тем, что строительство производственных мощностей, как правило, сопряжено с созданием инфраструктуры, т.е. потребуется использование не только финансово-экономических инструментов, но и применение четко отрегулированного социально-экономического механизма; б) проблема избыточности кадров (социальная ответственность); в) дисбаланс в кадровом обеспечении; г) особенности взаимоотношений государственного и частного бизнеса, обусловленные различием в стратегических целях этих игроков. В частности, для государства наиболее важными являются бюджетная и социальная эффективность, а для бизнеса - экономическая эффективность и возможности финансового роста. Необходимо отметить, что до настоящего времени государство не было заинтересовано в эффективности бизнеса как самостоятельного участника процессов обеспечения государственных интересов.
  4. Сформулированы угрозы и возможности, а также сильные и слабые стороны автомобилестроения, как отрасли. На основании ранжирования указанных элементов сформулированы стратегические установки отрасли, которые должны учитываться при разработке экономического обоснования и нормативно-правового обеспечения стратегии развития отрасли. Наиболее важными стратегическими установками являются: а) снижение затратоемкости отечественного производства автомобилей при заданном уровне качества (зарплата - автоматизация, налоги - государственная поддержка, материалы - бережливое производство, качество обработки - качество входных комплектующих); б) повышение доли отечественных автопроизводителей в общем объеме сбыта автотранспортных средств на российском рынке; в) повышение качества комплектующих (внедрение новых технологий производства комплектующих с высокими (мировыми) стандартами качества) открытие новых отечественных производств комплектующих, увеличение доли отечественных комплектующих в сборке автомобилей, производимых в России; г) созданий компаний с совместным участием по производству и разработке автомобильных комплектующих; д) обновление производственных мощностей под внедряемые новые технологии производства (государственная инвестиционная поддержка); е) внедрение новых технологий автомобилестроения с высоким уровнем автоматизации и низкой ресурсоемкостью производства (затраты на закупку и адаптацию или разработку новых технологий производства); ж) разработка и внедрение программ подготовки персонала необходимой квалификации для автомобилестроительной отрасли; з) проработка политики дифференциации модельного ряда по классам (ценовая диверсификация, основной акцент на авто эконом и среднего класса); и) повышение качества двигателей под мировые экологические стандарты (развитие собственной базы двигателестроения, инновации и государственные инвестиции в этом направлении); к) разработка налоговой, нормативной и инвестиционной государственной поддержки отечественного автомобилестроения.
  5. Выявлены основные элементы кадровой политики в отрасли, направленные на создание прочного человеческого капитала и формирование устойчивой базы для обновления трудовых ресурсов: а) изучение и прогнозирование потребности в кадрах, создание целевых комплексных программ по обеспечению потребности в высококвалифицированных специалистах, их переподготовке и повышению квалификации; б) подбор, расстановка и выдвижение кадров по профессиональным, деловым и нравственным качествам на основе конкурсного отбора и объективной оценки их деятельности; в) обновление кадров в сочетании с их преемственностью, достижение качественного обогащения персонала за счет постоянного притока молодых работников, реализация потенциальной возможности работников всех возрастов, формирование кадрового потенциала; соблюдение нормативных требований в решении кадровых вопросов.
  6. Обоснован комплекс мер по созданию национального научно-исследовательского и сертификационного центра автомобилестроения, осуществляющего развитие фундаментальных и прикладных исследований, направленных на создание новых видов автомобильной техники, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в автомобилестроении и координирующего деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в рамках национальной системы сертификации.
  7. Разработана система показателей оценки эффективности инновационной деятельности в рамках отрасли. На основании общей концепции результативности и принципов суперпозиции и конвергенции в стратегическом планировании интегральный показатель удельной результативности используемых государственных ресурсов, выделенных на разработку и реализацию отраслевой инновационной стратегии, представляет собой отношение интегрального эффекта реализации стратегии к объему ресурсного обеспечения инновационной стратегии. В свою очередь, интегральный эффект реализации стратегии представляет собой совокупность инновационных результатов по каждой функциональной стратегии, принятой к реализации, а ресурсное обеспечение представляет собой разность между количеством ресурсов, используемых для реализации инновационных проектов и экономией ресурсов в результате конвергенции результатов.
  8. Обоснован набор показателей для статистической фильтрации инновационных стратегий. Показатели разделены на две группы: 1) управленческие; 2) финансовые. В состав управленческих показателей входят: математическое ожидание успешной реализации проекта; дисперсия вероятностей успешной реализации по всем проектам, включенным в стратегию; широта охвата проектами функциональных стратегий. В состав финансовых: вероятность достаточности ресурсного обеспечения; математическое ожидание нормы дохода по проекту.
  9. Предложена модель отбора проектов для включения в стратегию развития отрасли национальной экономики. Модель применяется к ситуациям взаимодействия различных хозяйствующих субъектов как источников стратегических идей и отраслевого руководства как органа, несущего государственную ответственность за разработку отраслевой инновационной стратегии в целом. Модель отображает взаимодействие двух отраслевых блоков: подразделений и руководства - как процесс, состоящий из двух стадий фильтрации. В рамках подразделений осуществляется предварительный отбор инновационных идей и формирование соответствующего перечня - предварительная «фильтрация» идей на местах на предмет соответствия функциональным стратегиям. При этом те идеи, которые не прошли предварительную фильтрацию заносятся в банк идей для последующего анализа. В центральной части модели показывается взаимодействие функций и подразделений с инновационным блоком, интересы которых в той или иной степени совпадают в плане отбора идей в соответствии с имеющимися возможностями, целями и ресурсами.
  10. Разработана концепция инвестиционной поддержки стратегии развития отрасли национальной экономики. В рамках концепции обоснованы основные формы инвестирования, а также принципы управления государственным инвестиционным процессом в рамках отрасли. Наиболее эффективными формами инвестирования являются: а) организация и стимулирование исследовательских разработок (создание технопарков и государственных венчурных фондов); б) привлечение иностранных инвестиций; в) концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции; г) стимулирование потребительского спроса; д) инвестиционные фонды и государственные гарантии; е) создание государственных региональных инвестиционных корпораций на базе отдельных муниципальных образований.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Кузнецов М. Ю. Особенности формирования организационно-экономического механизма выхода из кризиса экономики России. – М.: Издательский Дом «Граница», 2000. – 6,1 п.л.

2. Кузнецов М. Ю. Особенности разработки государственных отраслевых стратегий развития (на примере автомобилестроения). – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2008. – 9,2 п.л.

3. Кузнецов М. Ю. Инновационно-инвестиционное развитие отрасли национальной экономики России. – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2009. – 10,3 п.л.

4. Кузнецов М. Ю. Концепция стратегической трансформации отрасли национальной экономики с использованием государственных программ развития. – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2009. – 17,9 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

1. Кузнецов М. Ю. Кадровая поддержка развития отрасли национальной экономики с учетом долгосрочных потребностей. // Вестник Университета (Государственный университет управления), №1(9), 2009 г. – 0,5 п. л.

2. Кузнецов М. Ю. Анализ экономических предпосылок для разработки государственной стратегии развития отечественной автомобильной промышленности. // Инвестиции и инновации. №1 – 2009. – 0,5 п. л.

3. Кузнецов М. Ю. и др. Причины возникновения кризисов на машиностроительных предприятиях России. // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сб. науч. трудов. Вып. XVI / Под общей редакцией В.С. Балабанова. – М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2009. – 0,5 п.л.

4. Кузнецов М. Ю. Основные направления и параметры инновационной стратегии развития отрасли национальной экономики. // Транспортное дело России, №5 – 2009. – 0,5 п. л.

5. Кузнецов М. Ю. Структура и содержание основных элементов инвестиционной программы развития отрасли. // Микроэкономика, №5 – 2009. – 0,5 п. л.

6. Кузнецов М. Ю. Приоритетные направления инновационной деятельности в отрасли для обеспечения ее развития. // Транспортное дело России, №6 – 2009. – 0,5 п. л.

7. Кузнецов М. Ю. Нормативно-правовая поддержка стратегии развития отрасли национальной экономики. // Транспортное дело России, №6 – 2009. – 0,5 п. л.

8. Кузнецов М. Ю. Определение инвестиционных потребностей государства и хозяйствующих субъектов, входящих в отрасль. // Транспортное дело России, №7 – 2009. – 0,5 п. л.

9. Кузнецов М. Ю. и др. Проблема выбора проектов для включения в стратегию развития субъекта. // Транспортное дело России, №8 – 2009 г. –

0,5 п. л.

Другие публикации

1. Кузнецов М. Ю. Вопросы прогнозирования экономического положения предприятия. // Сборник «Вопросы теории и практики управления», Вып. 1. – М., 1996 г. – 0,3 п.л.

2. Кузнецов М. Ю. К вопросу об экономических взаимоотношениях российских регионов и федерального центра. // Сборник ГУУ. – М., 1999 г. – 0,2 п.л.

3. Кузнецов М. Ю. Построение жесткой трехуровневой вертикали экономической власти в РФ – основа успеха экономических реформ в России. // Сборник ГУУ. – М., 1999 г. – 0,2 п.л.

4. Кузнецов М. Ю. Государственные банки помогут реорганизовать банковскую систему. // РосБизнесКонсалтинг. №27, M., 1999 г. – 0,3 п.л.

5. Кузнецов М. Ю. Построение нового рыночного механизма – необходимый шаг к преодолению экономического кризиса в РФ. // Сборник ГУУ. – М., 2000 г. – 0,2 п. л.

6. Кузнецов М. Ю. Государственное регулирование научно-технического развития – определяющий фактор структурной политики государства (статья) Периодический научно-технический журнал «Автотракторное электрооборудование» №9-10, 2001 г. – 0,5 п.л.

7. Кузнецов М. Ю. К вопросу о реструктуризации – мере финансово-экономического оздоровления экономики России в 1998-2002 гг. Материалы 18 научно-практической конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления – 2003», Вып. 2. – М. изд. Центр ГУУ, 2003 г. – 0,2 п.л.

8. Кузнецов М. Ю. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России. // Сборник «Актуальные проблемы управления 2003», Вып. 1. – М.: изд. Центр ГУУ, 2003 г. – 0,25 п.л.

9. Кузнецов М. Ю. К вопросу о промышленной политике России. // Экономика. Управление. Культура. Сборник научных статей. Вып. 11, часть 2. – М.: изд. центр ГУУ, 2004 г. – 0,25 п.л.

10. Кузнецов М. Ю. К вопросу об основных направлениях развития российской промышленности. // Сборник «Актуальные проблемы управления 2004», Вып. 1. – М.: изд. Центр ГУУ-2004 г. – 0,25 п.л.

11. Кузнецов М. Ю. Роль консультативного совета в экономических преобразованиях в России. // Сборник «Актуальные проблемы управления 2005», Вып. 1. – М.: изд. Центр ГУУ, 2005 г. – 0,25 п.л.

12. Кузнецов М. Ю. Особенности формирования конкурентной среды. // ГУУ, Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2008», выпуск-1, Москва 2008 г. – 0.25 п.л.

13. Кузнецов М. Ю. Современные тенденции развития конкурентной политики России. // ГУУ. Материалы 23 Всероссийской научной конференции молодых ученых: «Реформы в России и проблемы управления 2008», выпуск 2, Москва 2008 г. – 0,35 п.л.

14. Кузнецов М. Ю. Современные проблемы оценки формирования конкурентной среды на отраслевых рынках. // Вестник университета ГУУ, №9, 2008 г. – 0,4 п.л.