- Система невербальных графических знаков, используемых в художественном тексте, является семиотической системой. В основе функционирования данных знаков лежит их способность эксплицировать содержание. Вторичная семиотизация текста посредством авторских знаков, графических средств и приемов их использования создает дополнительные конкретизирующие денотативные и коннотативные смыслы, расширяющие глубину понимания и интерпретации текста.
- Средства вторичного семиозиса характеризуются полевой организацией. В тексте произведения невербальные знаки, понимаемые как средства вторичного семиозиса, находятся с вербальными знаками в отношениях взаимной дополнительности, позволяя представить информацию в максимально сжатой и вместе с тем в наиболее доступной для восприятия и понимания наглядной пространственно-графической форме.
- Особая стратегия изложения информации, зависящая от коммуникативного намерения автора и выражающаяся в использовании средств вторичного семиозиса, позволяет рассматривать делимитационную структуру текста как средство интерпретации концептуальной, доминантной идеи. Делимитационный уровень - это уровень не столько составляющих языковых элементов (предложений), сколько уровень отношений между компонентами текста. Символическое значение данных отношений заключается в способности поддерживать, подчеркивать доминантную идею текста.
- Преимущественный тип членения текстового поля на значимые фрагменты представляет собой индивидуально-авторское проявление де-лимитационной доминанты. Делимитационная доминанта является одним из типов текстовых структурных доминант. Находясь в отношениях взаимообусловленности с другими типами структурных доминант, делимитационная доминанта оказывает непосредственное влияние на формирование эмоциональной и смысловой доминант художественного текста.
- Основным средством экспликации делимитационной доминанты является абзацный отступ. Индивидуальные отклонения от общепринятых норм абзацирования, случаи его переосмысления служат не только средством стилистической окраски, но могут давать информацию, дополнительную к выраженной вербально. Знак «абзацный отступ» - это системный знак, при помощи которого происходит переакцентуация отдельных частей текста и приращение смысла. Абзац - это паралин-гвистический феномен, свойственный поверхностному уровню текста, находящийся в суперпозиции по отношению к глубинной композиционной сегментации текста.
- Использование графических знаков в художественном тексте не всегда определяется жанром данного текста, а также установленным (традиционным) объемом контекстных значений. Использование знаков общенаучного аппарата формализации знаний в художественном тексте свидетельствует о взаимопроникновении стилей литературной речи. Сближение научного и художественного стилей проявляется в особой композиционной организации художественного текста, его архитектонике, т.е. внешней структуре, а также в использовании невербальных знаков.
- Идиостиль писателя (авторский дискурс) представляет собой особую семиотическую систему, в которой функционируют знаковые образования языкового и неязыкового характера со своими системными и выразительными свойствами. Так как язык писателя - это часть системы литературного языка, а индивидуальный стиль писателя - это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения (В.В. Виноградов), то особенности использования невербальных семиотических средств в творчестве нескольких авторов являются показателем проявления общеязыковых тенденций и процессов. Широкое использование средств вторичного семиозиса в художественной прозе является свидетельством развития грамматического аналитизма в современном русском языке.
1.Садченко, В.Т. О «математичности» стиля А.И. Солженицына / В.Т. Садченко // Русская речь, 2007. - № 5. - С. 24-27.
2.Садченко, В.Т. Фигуративные знаки в художественном тексте (на ма¬териале романа А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого») / В.Т. Садченко // Вестник МГОУ, 2007. - № 3. - С. 18-24.
3.Садченко, В.Т. К вопросу о стилистической проницаемости текстов (на материале художественной прозы А.И. Солженицына) / В.Т. Садченко // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусство¬ведение. - Вып. 19. - 2008. - № 9. - С. 98-103.
4.Садченко, В.Т. К вопросу о невербальных знаках в структуре художе-ственного текста (на материале рассказа Л. Петрушевской «Гимн семье») / В.Т. Садченко // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Вып. 26. - 2008. - № 30. - С. 142-147.
5.Садченко, В.Т. Текст как объект лингвистической семиотики / В.Т. Сад-ченко // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Ис-кусствоведение. - Вып. 29. - 2009. - № 5. - С. 104-111.
6.Садченко, В.Т. Вторичный семиозис в художественном тексте / В.Т. Садченко // Вестник Челябинского государственного университета. Филоло¬гия. Искусствоведение. - Вып. 31. - 2009. - № 13. - С. 106-111.
7.Садченко, В.Т. «Потому что я вас - - » или о ненормативных пунк-туационных знаках в художественном тексте / В.Т. Садченко // Русский язык в
школе. - 2009. - № 8. - С. 65-70.
Монографии и учебные пособия:
8.Садченко, В.Т. Вторичный семиозис в художественном тексте / В.Т. Садченко. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточный государственный гума¬нитарный университет, 2009. - 244 с.
9.Садченко, В.Т. Абзацирование художественного текста / В.Т. Садчен-ко. - Депонир. в ИНИОН РАН № 57144 от 11.04.2002 // Языкознание: Библи-
огр. указ. / ИНИОН РАН. - 2002. - № 9. - 93 с.
10.Садченко, В.Т. Теория текста: учеб. пособие / В.Т. Садченко. - Хаба¬ровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2003. - 63 с.
11.Садченко, В.Т. Вербальные и невербальные средства выражения смысла в художественном тексте: учеб. пособие / В.Т. Садченко. - Хабаровск:
Изд-во ХГПУ, 2002. - 83 с.
Статьи в других научных изданиях:
12.Садченко, В.Т. Некоторые результаты сопоставительной характери¬стики одной синтаксической конструкции в устно-разговорной и письменной речи / В.Т. Садченко // Материалы 43 научной конференции ХГПУ. - Хаба¬ровск: Изд-во ХГПУ, 1997. - С. 47-51.
13.Садченко, В.Т. Малый абзац и его функции в повести А.И. Солжени¬цына «Раковый корпус» / В.Т. Садченко // Современные проблемы филологии: сб. науч. ст. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. - С. 36-42.
14.Садченко, В.Т. Абзацный отступ в повести А.И.Солженицына «Рако¬вый корпус» / В.Т. Садченко // Лингвистический аспект художественного тек¬ста: сб. науч. ст. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. - С. 58-67.
15.Садченко, В.Т. Абзацирование художественного текста как средство выражения доминантной идеи (ложные абзацы в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ») / В.Т. Садченко // Проблемы славянской культуры и ци-вилизации: сб. ст. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2000. - С. 112-119.
16.Садченко, В.Т. Использование средств устно-разговорной речи в письменном литературном языке (анаколуфы в романе А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого») / В.Т. Садченко // Современная и историческая ру¬систика на пороге ХХ1 века: сб. науч. ст. по материалам международной кон¬ференции «Запад-Восток: образование и наука на пороге ХХ1 века». - Хаба¬ровск, 2001. - С. 107-113.
17.Садченко, В.Т. Абзацирование как средство маркирования чужой речи / В.Т. Садченко // Русский язык и литература: вопросы истории, современного со¬стояния и методики их преподавания в вузе и школе: Материалы общероссий¬ской научной конференции языковедов России (6-8 мая 2001 года, Самара). -4.II. - Самара, 2001. - С. 30-36.
18.Садченко, В.Т. Ложный абзац как средство приращения смысла (на материале романов А.И. Солженицына «В круге первом», «Август четырнадца¬того», «Архипелаг ГУЛАГ») / В.Т. Садченко // Проблемы славянской культуры и цивилизации: сб. ст. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001. - С. 68-72.
19.Садченко, В.Т. К вопросу об использовании одного графического зна¬ка (знак «=» в романе А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого» / В.Т. Сад-ченко // Теоретические и методологические проблемы современного гумани¬тарного знания: материалы Всероссийской научно-практической конференции 14-15 декабря 2000 г. / под ред. А.И. Дронченко. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2001. - С. 127-128.
20.Садченко, В.Т. Графоны в художественном тексте (на материале рома¬на А.И. Солженицына «В круге первом») / В.Т. Садченко // И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: сб. науч. тр. по материалам Меж-дународной научно-практической конференции «Славянские языки, письмен¬ность и культура» (27-29 мая 2002 г.). - Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есе¬нина, 2002. - С. 286-290.
21.Садченко, В.Т. Текст как основа создания естественной развивающей речевой среды / В.Т. Садченко // Направления гуманизации и гуманитаризации образовательных систем: сб. науч. тр. по материалам научно-практической
конференции. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2002. - С. 55-61.
22.Садченко, В.Т. Анализ текста как способ эвристического обучения русскому языку / В.Т. Садченко // Азиатско-Тихоокеанский регион в глобаль¬ной политике, экономике и культуре ХХ1 века: материалы докладов междуна¬родной научной конференции 22-23 октября 2002 г. - Хабаровск, 2003. - С.
342-347.
23.Садченко, В.Т. Текст как доминанта современного урока / В.Т. Сад-ченко // Образование для жизни в поликультурном обществе: сб. науч. тр. -
Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2004. - С. 35-39.
24.Садченко, В.Т. Об «Опытах лингвистического толкования стихотво¬рений» Л.В. Щербы и проблеме актуализации языковых единиц / В.Т. Садченко // Реальность, язык и сознание: международный межвузовский сб. науч. тр. - Вып. 3. - Тамбов: ТГУ, 2005. - С. 326-331.
25.Садченко, В.Т. Моделирование текста как способ образовательной деятельности / В.Т. Садченко // «Экономика, образование, культура: перспек¬
тивы кооперативного развития на Дальнем Востоке»: материалы региональной научно-практической конференции. - Хабаровск: Изд-во ООО «Импульс-Восток ВТ», 2006. - С. 117-122.
26.Садченко, В.Т. Смена структурных доминант как особый вид наруше¬ния формальной целостности художественного текста / В.Т. Садченко // Linqua mobilis. - Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский гос. ун-т», 2006. - № 2. - С. 27¬30.
27.Садченко, В.Т. К вопросу о типологии невербальных знаков - репре-зентантов смысловой структуры художественного текста / В.Т. Садченко // Со-циальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - № 4 (12). - Хабаровск, 2006. - С. 127-132.
28.Садченко, В.Т. К вопросу об особенностях текстовой реализации приема парцелляции в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус» / В.Т. Садченко // Linqua mobilis. - Челябинск: ГОУВПО «Челябинский гос. ун-т»,
2006. - № 4. - С. 35-43.
29.Садченко, В.Т. Техника вторичного семиозиса: «знак отчаяния» / В.Т. Садченко // Российский лингвистический ежегодник. - 2007. - Вып. 2. -
Красноярск, 2007. - С. 60-69.
30.Садченко, В.Т. К вопросу о порождении / понимании художественно¬го текста / В.Т. Садченко // Экономика, образование, культура и перспективы кооперативного развития в странах АТР: материалы международной научно-практической интернет-конференции (Хабаровск, 17-27 апреля 2007). - Хаба-ровск: Изд-во ООО «Импульс-Восток ВТ», 2007. - С. 135-144.
31.Садченко, В.Т. Смена структурных доминант как факт вторичного се-миозиса / В.Т. Садченко // Российский лингвистический ежегодник. - 2008. -Вып. 3. - Красноярск, 2008. - С. 83-98.
32.Садченко, В.Т. Традиции и новаторство в творчестве А.И. Солжени¬цына / В.Т. Садченко // «Экономика, образование, культура: перспективы коо¬перативного развития на Дальнем Востоке и в странах АТР»: материалы меж¬дународной научно-практической конференции (Хабаровск, 29 мая 2008). -Хабаровск: Изд-во ООО «Импульс-Восток ВТ», 2008. - С. 92-97.
33.Садченко, В.Т. Оппозиция вербальное / невербальное в языке и в тексте / В.Т. Садченко // «Экономика, образование, культура: перспективы кооператив¬ного развития на Дальнем Востоке и в странах АТР»: материалы международной научно-практической конференции (Хабаровск, 29 мая 2008). - Хабаровск: Изд-во ООО «Импульс-Восток ВТ», 2008. - С. 97-102.