Научная тема: «ФОЛЬКЛОРНО-ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ПРОЗЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ МАНСИЙСКОЙ, НЕНЕЦКОЙ, НИВХСКОЙ, ХАНТЫЙСКОЙ, ЧУКОТСКОЙ И ЭВЕНКИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУР)»
Специальность: 10.01.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В среде аборигенных народов фольклор сохраняет, видоизменившись, свое функциональное содержание и живое бытование. Последнее обусловлено стадиальным уровнем сознания «малых» народов, значимостью «власти традиции» в архаических обществах в сохранении родовых обычаев, а также функциональной востребованностью родовых традиций в современном национальном сообществе.
  2. К моменту зарождения литературы имеют разные уровни фольклорно-эпической традиции, что         определено не только стадиальностью развития сознания конкретного народа, но и ее разноуровневостью внутри региона. Стадиально-разноуровневый характер развития общественного и художественного сознания малочисленных народов находит отражение в жанрах, сюжетах, мотивах и образах национального фольклора и письменной литературы. Эпическое наследие большинства народов региона представлено «первичными жанрами» -этиологическими и космогоническими мифами, мифологическими сказками, сказаниями, тогда как у хантов, манси, ненцев - богатырскими песнями, сказками, сказаниями, а у эвенов и эвенков - героическими сказаниями.
  3. Разноуровневость художественной литературы народов обусловлена степенью развитости мифо-фольклорной традиции. На качественно ином уровне находятся литературы ненцев, манси и, с другой стороны, литературы нивхов, чукчей.
  4. Обращение к понятиям «этнопоэтической константы» и «эстетической  ппозиции» фольклору (В. Гацак, У. Далгат) позволяет выявить характерные особенности трансформации фольклора в художественных текстах и выявить литературные функции фольклорной «цитаты» в творчестве прозаиков. Устойчивые мотивы, образы, стилевые обороты, согласующиеся с эпической традицией или, наоборот, находящиеся в «эстетической оппозиции» к ней, несут в текстах  национальных прозаиков сюжетообразующую, стилистическую функцию, и ее развернутость напрямую зависит от стадиально-разноуровневого содержания эпической традиции в целом.
  5. Имеющая живое бытование эпическая традиция в архаических культурах предопределила как осознанное использование традиционных жанровых и структурных моделей, сложившихся в фольклоре, так и неосознанное их воспроизведение в национальной прозе.
  6. Проза представлена творчеством русскоязычных писателей -Ю. Рытхэу, А. Неркаги, и условно-двуязычных - Е. Айпин, В. Санги, Г. Кэптукэ, А. Коньковой. У писателей-билингвов родной язык оказывает (в разной степени) влияние на стиль и поэтику русскоязычных художественных произведений. В культурном и лингвистическом отношении названные прозаики двуязычны, но у них разная национально-культурная самоидентификация. Созданный национальным писателем текст на русском языке функционирует как сгусток национальной культуры в информационном плане и факт национальной культуры - в эстетическом. В художественном и языковом сознании писателей-билингвов «концепты» национальной культуры занимают ядерное положение и опосредуются личным, творческим опытом, что собственно и создает основу национально-авторского мировидения и оценки мира. Преломленные в художественном мышлении прозаиков-билингвов национальные фольклор и мифология не утрачивают своей оригинальности, обретают индивидуально-авторские черты в конкретном произведении.
  7. Специфика функционирования фольклорно-эпической традиции определена тем, что писатели с фольклором и мифологией были знакомы не на уровне научной рефлексии, читательской рецепции или переосмысления фольклорной традиции через «чужые» литературные тексты. Традиционные формы, эпические мотивы, стилевые приемы и поэтико-изобразительные константы, восходящие к эпическому фольклору, - все это трансформируется в художественном тексте в качественно новой, литературной функции, соединяя несходные элементы с точки зрения фольклорно-эпической традиции сюжеты, жанры, героев.
  8. Фольклорно- этнографические реалии являются для прозаиков средством передачи глубоко национальных пластов культуры, а также приемом постижения психологии сородичей.
  9. В современной прозе малочисленных народов имеет место «цитатное» внедрение устно-поэтических традиций, в частности в виде «точной цитаты»,
  10. «цитаты-знака» (З. Минц) и мифологической аллюзии. Их функция разнообразна: в одном случае они служат архетипическим смысловым кодом к художественному повествованию и образам, в другом - являются формой сохранения традиционного фольклора или оказывается «знаком» цитируемой культуры, с выраженной характерологической функцией.  
Список опубликованных работ
Монографии

1.Хазанкович, Ю.Г. Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов Севера. Монография. Новосибирск, 2009. 8 п. л

2.Хазанкович, Ю.Г. Время и пространство в культурософском осмыслении (на материале литератур народов Севера). Монография. М., 2002. 14 п.л.

3.Хазанкович, Ю.Г. Художественный образ мира в литературах народов Севера. Монография. М., 2002. 10,6 п.л.

4. Хазанкович, Ю.Г. Фольклорно-мифологические традиции в литературах народов Севера. Монография. М., 2002. 14,5 п.л.

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки РФ

1.Хазанкович, Ю.Г. Фольклор и литературы народов Севера: особенности взаимодействия // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 4. 0,4 п.л.

2.Хазанкович, Ю.Г. Хронотопы и хронотопические ценности в прозе народов Севера // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4. 0,4 п.л.

3.Хазанкович, Ю.Г. Эвенки, Китай и Россия (исторические метаморфозы и литературные парадоксы) // Проблемы Дальнего Востока. 2008. №5. 0,5 п. л.

4.Хазанкович, Ю.Г. Функционирование эвенкийского фольклора в повести Галины Кэптукэ «Имеющая свое имя, Джелтула-река» // Традиционная культура. 2009. № 1. 0,3 п.л.

5.Хазанкович, Ю.Г. Концептосфера поэзии Г.Н.Курилова-Улуро Адо (к постановке вопроса)// Сибирский филологический журнал. 2009. №1. 0,4 п.л.

6.Хазанкович, Ю.Г. Архетип «волка» в фольклоре и литературе // Вестник Тамбовского государственного университета. 2009. № 4(72). 0,4 п.л.

7.Хазанкович, Ю.Г. Мифологические аллюзии в романе Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» // Известия Уральского государственного университета. 2009. №1/2 (63). Гуманитарные науки. 0,5 п.л.

8.Хазанкович, Ю.Г. Литература и книжная культура эвенков //Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 2(53). 0,3 п.л.

9.Хазанкович, Ю.Г. Православное миссионерство среди малочисленных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири (исторический и социокультурный аспекты)// Религиоведение. 2009. №3. 0,5 п.л.

10.Хазанкович, Ю.Г. Мифопоэтика романа Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» //Вестник Томского государственного университета. 2009. №321 (апрель). 0,4 п.л

11.Хазанкович, Ю.Г. Книжная культура эвенков: к истокам зарождения// Библиотековедение. 2009. №3 (в соавторстве с Потаповой Л.Н.). 0,2 п.л.

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций

1. Хазанкович, Ю.Г. Билингвизм как процесс межкультурной коммуникации и его функционирование в прозе малочисленных народов Севера и Дальнего Востока // Вестник Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. 2009. Т. 6, №1. С. 101-105.

2.Хазанкович, Ю.Г. Художественные хронотопы в прозе малочисленных народов Севера // Вестник Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. 2007. Т. 4, №2. С. 77-82.

3.Хазанкович, Ю.Г. Проза коренных малочисленных нардов Севера, Дальнего Востока и Сибири в критике 1970-1990-х годов// Вестник Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. 2007. Т. 4, №3. С. 58-61.

4.Хазанкович, Ю.Г. Цитация в повести Г.Кэптукэ «Имеющая свое имя, Джелтула-река» // Вестник Якутского государственного университета. 2006. № 8. С. 67-72.

5.Хазанкович, Ю.Г. Художественные искания эвенской прозы 1930-1980-х годов/ Вопросы эвенской филологии и этнологии. Вып. 3. Якутск, 2000.С.45-51.

6.Хазанкович, Ю.Г. Особенности национального образа мира в литературах народов Севера/ Вопросы эвенской филологии. Вып.4. Якутск, 2001. С.34-39.

7.Хазанкович, Ю.Г. «Человек Ых-мифа» В.Санги и устная эпическая традиция / Материалы Международной научно-практической конференции «Олонхо» в контексте эпического наследия народов Мира». Якутск, 2000. С. 46-51.

8.Хазанкович, Ю.Г. Региональные художественные традиции в литературах народов Севера / Материалы научно-практической конференции АГИКИ . Якутск, 2002. С. 32-34.

9.Хазанкович, Ю.Г. Некоторые аспекты фольклоризма романа П.Ламутского «Дух Земли»/ Материалы научно-практическая конференция «Коренные малочисленные народы Якутии». Якутск, 2002. С. 23-25.

10.Хазанкович, Ю.Г. Культурософский аспект содержания литератур народов Севера / Материалы научно-практической конференции «Русское слово и словесность в РС(Я)». Якутск, 2003. С. 34-36.

11.Хазанкович, Ю.Г. Власть Матери-Матерей (о романе А.Коньковой и Г.Сазонова «И лун медлительных поток») / Мансийская литература. М., 2005. С. 265-295.

12.Хазанкович, Ю. Г. Проблемы историографии и периодизации эвенкийской литературы / Жанрово-стилевые аспекты русской классики ХХ века. Якутск, 2005. С. 23-31.

13.Хазанкович, Ю. Г. Потомок эвенкийского князя пишет роман / Эвенкийская литература. М., 2006. С. 121-126.

14.Хазанкович, Ю.Г. Фольклор и литературы народов Севера: особенности взаимодействия / Международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. № 2. М., 2007. Идентификационный номер 0420700032/0037

15.Хазанкович, Ю.Г. «Человек Ых-мифа» В.Санги и устная эпическая традиция // Современные проблемы науки и образования. М., 2007. №3. Идентификационный номер 0420700037/0071

16.Хазанкович, Ю.Г. На пороге хаоса (о повести Ю.Рытхэу «Когда киты уходят») / Чукотская литература. М., 2007. С.176-195.

17.Хазанкович, Ю.Г. Синтез духовных традиций в повести Анны Неркаги «Молчащий» Материалы научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». М., 2007. С. 227-230.

18.Хазанкович, Ю.Г. Песенная традиция эвенков в поэзии Алитета Немтушкина (по материалам сборника «Метки на оленьем ухе»)/ Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия. Благовещенск, 2008. С. 14-20.

19.Хазанкович, Ю.Г. Сравнения в художественной системе Зои Ненлюмкиной / Эскимосская литература. М., 2008. С. 201-208.

20.Хазанкович, Ю.Г. Фольклорная цитация в романе Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари». СПб., 2008. Вып. 9. С. 110-115.

21.Хазанкович, Ю. Г. «Дух Земли» эвена Платона Ламутского как роман-этология СПб., 2008. Вып. 11. С. 130-134.

22.Хазанкович, Ю.Г. Двуязычие писателей-северян как стилистический феномен / Русскоязычие и би(полингвизм) в межкультурной коммуникации ХХ1 века. Пятигорск, 2008. С. 181-184.

23.Хазанкович, Ю.Г. Концепция мира в романе Владимира Санги «Женитьба Кевонгов» / Материалы научно-практической конференции «Языки коренных малочисленных народов Севера в начале 111 тысячелетия». Новосибирск, 2008. С. 149-154.

24.Хазанкович, Ю.Г. Проза и поэзия анабарских долган / Долганская литература. М., 2009. С. 56-63.

Учебные и учебно-методические пособия

1.Хазанкович, Ю.Г. Современные литературы малочисленных народов Севера. Учебное пособие. Гриф ДВРУМЦ. М., 2002. 9.6 п.л.

2.Хазанкович, Ю. Г. Эвенкийская литература. Учебное пособие. Гриф ДВРУМЦ. М., 2002. 9 п.л.

3.Хазанкович, Ю.Г. Творчество мансийской писательницы Анны Коньковой. Пособие к спецкурсу. Гриф ДВРУМЦ. Якутск, 2003. 7 п.л.

4.Хазанкович, Ю.Г. Миссионерство и православные мотивы в литературах народов Севера. Якутск, 2007. 4,2 п.л

5.Хазанкович, Ю.Г. «Поэты не рождаются случайно»: жизнь и творчество эвенкийского поэта и прозаика Д. Апросимова. Якутск, 2009. 3,9 п.л.