- Реализация принципов пропорции з.с. в сонете основана на вариационном развитии инвариантных центров, которые, будучи заданными в заголовочном комплексе или первых стихах, становятся основой гармонической вертикали: на них рекуррентно ориентировано развитие инвариантной структуры, соотношение ее частей; в месте композиционного стыка частей, гармоническом центре сонета, или точке з.с., их смысловые отношения достигают кульминации, существенно изменяющей их первоначальное содержание и характер взаимодействия.
- В русской поэзии ритмико-строфический канон есть гармонический инвариант сонета, реализующийся через свои бесчисленные вариации, которые демонстрируют рекуррентную ориентированность на него как на общий первоисточник. Эта связь объективно ощутима, и отступления отдельной поэтической индивидуальности от выполнения достаточно обширного свода правил не влекут за собой разрушения гармонической идеи сонета. Как система, способная к саморегуляции, он, актуализируя конфликт, вызванный нарушением на каком-либо уровне организации текста, способен компенсировать отступление на других, только подчеркнув этим свои релевантные гармонические свойства.
- Сонет в русской поэзии - самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная: а) на динамическом противоречии архитектоники и композиции; б) на способности осваивать жанровое содержание сопредельных жанровых и строфических форм; в) на реализации трансляционного потенциала через создание разного рода циклических единств; г) на способности к актуализированному выражению своего строфического или жанрового потенциала.
- В процессе длительного жанрового развития русский сонет сформировался как содержательно открытое целое, способное к развитию через многообразные циклические образования, системно организованные в соответствии с реализацией его содержательного потенциала и характером авторского замысла.
- Предопределенная гармонической закономерностью содержательная открытость сонета сделала его универсальным жанром. Его становление и развитие в отечественной поэзии сопровождалось освоением жанрового содержания практически всех форм лирической поэзии: мадригала, оды, элегии, послания, эпитафии, эпиграммы, портретной зарисовки и др. Их сюжетно-тематические установки, воплотившись в форме сонета, подчинились его жанровым принципам организации поэтического материала, а сам сонет обнаружил необычайную гибкость в плане выражения обновленного содержания.
- Сонет - полилогичная система, сложившаяся на основе взаимодействия диалоги-зированных структур: диалога строф, их симметричных и асимметричных соотношений, антиномично развивающихся инвариантов, которые обогащены корреспондирующими отношениями жанрового прошлого и настоящего сонета, его взаимодействием с сопредельными лирическими жанрами русской поэзии.
- Сонет как системная структура, обладающая мощным потенциалом самоорганизации, функционирует и как жанр, и как твердая форма строфы. В своей жанровой ипостаси он обладает композиционно-образной завершенностью, сохраняя способность к содержательному развитию через циклы. Как структурная единица более крупного художественного образования, в зависимости от авторского замысла и жанровых условий он реализует себя или как жанр, или как твердая строфическая форма, содержательное назначение которой - ритмико-строфическая организация повествования.
1.Останкович А.В. Гармония сонета: Монография [Текст] / Останкович А.В. - М.: Издательство МГОУ, 2005 - 240 с.
Статьи, опубликованные в научных изданиях, рекомендованных ВАК России:
2.Останкович А.В. Композиционно-содержательная структура сонетов-посланий в русской поэзии XVIII - первой половины XIX вв. [Текст] / Останкович А.В. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009 (апрель -июнь), № 2. - С. 194 - 197.
3.Останкович А.В. Некоторые аспекты реализации идеи диалога в жанровом време-ни-пространстве сонета [Текст] / Останкович А.В. // Вестник Адыгейского государст¬венного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - 2009; № 1 (41). - С.
44-49.
4.Останкович А.В. Гармонизирующая роль пропорции золотого сечения в сонете [Текст] / Останкович А.В. // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. Фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук. - 2008; № 3. - С. 156-161.
5.Останкович А.В. Жанровая специфика, принципы и закономерности циклической связи сонетов [Текст] / Останкович А.В. // Вестник Ставропольского государственного университета. Серия «Филологические науки». - Ставрополь: Издательство СГУ. -2008; Выпуск 58 (5). - С. 39-45 (0,6 п.л.).
6.Останкович А.В. Гармонизирующая роль повтора в сонете [Текст] / Останкович А.В. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008, № 2 (апрель - июнь). - С. 159-162.
7.Останкович А.В. Диалектика реализации жанрового и строфического потенциала сонета в условиях цикла[Текст] / Останкович А.В. // Известия Волгоградского государ-ственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». - 2008; Вы¬пуск № 7 (31). - С. 145-149.
8.Останкович А.В. Сонет как гармонически универсальная самоорганизующаяся система [Текст] / Останкович А.В. // Вопросы филологии. - 2008, № 1 (28). - С. 90-98.
9.Останкович А.В. Гармония венка сонетов [Текст] / Останкович А.В. // Культур¬ная жизнь Юга России. - 2006; № 1 (15). - С. 59-61.
10.Останкович А.В. Художественная роль повтора в гармонии сонета [Текст] / Ос-танкович А.В. // Вестник Ставропольского государственного университета. Фундамен¬тальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук. - Ставрополь: Изда¬тельство СГУ. - 2004; № 39. - С. 104-114.
Статьи в сборниках научных трудов
11.Останкович А.В. «Золотое сечение» в гармонической организации сонета [Текст] / Останкович А.В. // Русская литература XX - XXI веков: проблемы теории и методоло¬гии изучения. Материалы Третьей Международной научной конференции. - Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 4 - 5 декабря 2008 года. - С. 306-309.
12.Останкович А.В. Сонетный акростих как результат и форма жанрового взаимо¬действия (на материале поэзии серебряного века) [Текст] / Останкович А.В. // Проблемы поэтики русской литературы - II. Материалы II международной научной конференции. -Москва, 5-6 сентября 2007 г. - М., МАКС Пресс, 2007 - С. 36-43.
13.Останкович А.В. «Sonetto di risposta» в истории жанрового становления сонета в русской поэзии [Текст] / Останкович А.В. // Герменевтика литературных жанров. -Ставрополь: Издательство СГУ, 2007. - С. 231 - 239.
14.Останкович А.В. Сонет - универсальная жанрово-строфическая форма поэзии [Текст] / Останкович А.В. // IV Международная научная конференция «Язык, культура, общество». 27-30 сентября 2007 г., Тезисы докладов. - М., 2007. - С. 352-353.
15.Останкович А.В. Гармоническая идея венка сонетов в реализации синтеза интим-но-личностного, национального и общечеловеческого [Текст] / Останкович А.В. // Про¬блемы духовности в русской литературе и публицистике XVIII - XXI веков: Материалы международной научной конференции. - Ставрополь: Ставропольское книжное изда¬тельство, 2006. - C. 137-146.
16.Останкович А.В. Время-пространственная парадигма пушкинских сонетов [Текст] / Останкович А.В. // XI Пушкинские чтения: материалы международной научной конфе¬ренции 6 июня 2006 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. - Т. 1. - C. 72-77.
17.Останкович А.В. Принципы и закономерности циклических связей сонетов [Текст] / Останкович А.В. // Филологические чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Оренбург, 4 ноября 2005 г.). - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. -
C. 79-83.
18.Останкович А.В. Повтор в гармонии сонета [Текст] / Останкович А.В. // Литера¬тура в контексте современности: материалы II Международной научной конференции. Челябинск, 25-26 февраля 2005 г. - часть I., Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. - с. 187-192.
19.Останкович А.В. Диалог или полилог: сонет А.С. Пушкина «Мадона» [Текст] / Останкович А.В. // Святоотеческие традиции в русской литературе: Сборник материалов научно-практической конференции.Часть II. Русская литература как культурный фено¬мен. - Омск: Издательство «Вариант-Омск», 2005. - C. 84-89.
20.Останкович А.В. «Мучительные сонеты» И.Ф. Анненского в образовании жанро-во-тематической группы, обращённой к теме творческого сознания [Текст] / Останко-вич А.В. // Пушкинские чтения - 2005. Материалы X международной научной конферен¬ции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.). - СПб.: САГА, 2005. - C. 176-183.
21.Останкович А.В. Канон и содержательные возможности жанрово-строфической формы сонета [Текст] / Останкович А.В. // Материалы XXXIV Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Выпуск 12. Секция новейшей русской литературы. 14-19 марта 2005 г. Санкт-Петербург. - СПб.: Филологический фа¬культет СПбГУ, 2005. - C. 57-64.
22.Останкович А.В. Гармония «венка» сонетов [Текст] / Останкович А.В. // Мате¬риалы III Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в ли¬тературе и фольклоре», 26-30 сент. 2005 г., ВГПУ - Волгоград: Волгоградское книжное издательство, 2005. - C. 160-167.
23.Останкович А.В. «Фортепьянные сонеты» И.Ф. Анненского как цикл [Текст] / Останкович А.В. // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литерату-роведения, истории, философии в изменяющейся России: Материалы 4-й Международ¬ной научно-практической конференции. Часть I. - Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2005. - C. 177-183.
24.Останкович А.В. Жанрово-строфическая форма сонета и золотое сечение [Текст] / Останкович А.В. // Система и среда: Язык. Человек. Общество: Материалы Всероссий¬ской научной конференции, Нижний Тагил, 4-5 апреля 2005 г. Нижний Тагил: Нижнета¬гильская государственная социально-педагогическая академия, 2005. - C. 70-75.
25.Жанровая специфика организации художественного времени-пространства в со¬нете // Восток - Запад: пространство русской литературы: Материалы научной конфе¬ренции (заочной). - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. - C.448 -
457.
26.Останкович А.В. Сонетный канон: эстетическое содержание и принципы реализа¬ции [Текст] / Останкович А.В. // Филологические науки. Актуальные проблемы филоло¬гии и журналистики. Материалы 46 и 47 научно - методических конференций (апрель 2001, апрель 2002). - Ставрополь: Изд-во СГУ., 2003. - C. 66-71.
27.Останкович А.В. Особенности адаптации и становления сонета в русской поэзии XVIII века в контексте жанровых традиций [Текст] / Останкович А.В. // Русский язык и региональная языковая культура: история и современность: Материалы Региональной научно-практической конференции. Ставрополь, 15-17 октября 2002г. - Ставрополь: Из¬дательство СГУ, 2003. - C. 155-159.
28.Останкович А.В. Особенности становления жанровой концепции личности в рус¬ском сонете XVIII - начала XIX века [Текст] / Останкович А.В. // Наследие В.В. Кожи-нова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии: Мате¬риалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ч.1. - Армавир, 2003. -
C. 55-64.
29.Останкович А.В. Сонет, готический собор, соната - единая природа совершенства [Текст] / Останкович А.В. // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контек¬сте культуры: Сборник статей и материалов. - М.: МПГУ, Москва, 2002. - С. 246-248.
30.Останкович А.В. Сонет как формально-содержательное единство лирики и эпоса [Текст] / Останкович А.В. // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. - Армавир: ИЦ АГПИ, 2002. - C. 99-101.
31.Останкович А.В. Детство как тема в лирике и публицистике И.Ф. Анненского [Текст] / Останкович А.В. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. - Мо¬сква: МПГУ, 2002. - C. 133-137.
32.Останкович А.В. Авторский миницикл «фортепьянных» сонетов И. Анненского [Текст] / Останкович А.В. // III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». - Майкоп: издательство Адыгейско¬го государственного университета. 18-19 октября 2001 г. - C. 131 - 133.
33.Останкович А.В. Сонет как универсальная форма поэзии [Текст] / Останкович А. В. // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 10. Филологи¬ческие науки. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1997. - C. 67-75.
34.Останкович А.В. Идеи симметрии в гармонии сонета [Текст] / Останкович А.В. // Русская классика XX века: Пределы интерпретации. Сборник материалов научной кон-ференции. - ИРЛИ РАН - СГПУ. - Ставрополь, 1995. - C. 174-179.
35.Останкович А.В. Гармоническая организация лермонтовских сонетов в контексте традиций русского драматического сонета [Текст] / Останкович А.В. // М.Ю. Лермон¬тов. Проблемы изучения и преподавания. - Ставрополь: СГПИ, 1994. - C. 76-86.
36.Останкович А.В. Циклические образования в сонетном творчестве В.Я. Брюсова [Текст] / Останкович А.В. // X Брюсовские чтения: Тезисы докладов межвузовской на¬учной конференции. - Ставрополь: СГПУ, 1994. - C. 19-21.
37.Останкович А.В. Жанровая содержательность сонетного канона. Диалектика тож-дественного и различного [Текст] / Останкович А.В. // «Проблемы взаимовлияния лите¬ратур: методология, история, эстетика: Материалы межвузовской научной конференции. - Ставрополь: СГПИ, 1993. - C. 39-44.
38.Останкович А.В. К вопросу о гармонической организации русского сонета [Текст] / Останкович А.В. // Интерпретация художественного текста в вузе и школе: Межвузов¬ский сборник научных трудов. - СПб.: «Образование», 1993. - C. 63-72.
39.Останкович А.В. Закон золотого сечения в сонете [Текст] / Останкович А.В. // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа и интерпретации: Тезисы докладов межвузовской конференции. - Донецк, 1992. - C.129-131.
40.40.Останкович А.В. Гармоническая организация сонетов М.Ю. Лермонтова [Текст] / Останкович А.В. // Проблемы изучения и преподавания творчества М.Ю. Лер¬монтова (нравственно-философские аспекты): Тезисы межвузовской научной конферен¬ции. - Ставрополь: СГПИ, 1991. - C. 44-46.
41.Останкович А.В. Сонет как художественная форма выражения нравственной по¬зиции поэта (А.С. Пушкин «Поэту», «Мадона») [Текст] / Останкович А.В. // Литература и нравственность: Тезисы Всесоюзной межвузовской научной конференции. - Ставро¬поль: СГПИ, 1990. - C. 33-34.