Научная тема: «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2008
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. разработана методология исследования механизма инновационной деятельности в банковской отрасли, основанная на теории инновационных циклов и особенностях их проявления в банковской системе, кумулятивном характере финансовых и организационно-экономических инноваций, специфике протекания процессов диффузии банковских инноваций;
  2. впервые раскрыто содержание организационно-экономической составляющей инновационного комплекса, выявлена ее двойственная природа, состоящая в том, что организационно-экономические инновации выступают как объекты инновационной политики и как необходимое условие эффективного внедрения финансовых и продуктовых инноваций;
  3. дано теоретическое обоснование понятия «инновационный потенциал банка», рассматриваемый с позиции ресурса и запаса, представленный тремя уровнями: используемый, базовый и скрытый потенциал, а также выявлены факторы, влияющие на соотношение этих уровней в зависимости от эволюционного и революционного характера инновационной политики банка;
  4. определены особенности и экономические последствия внедрения финансовых и организационно-управленческих инноваций в аспекте глобализации, а также установлена связь инновационных процессов в банковской сфере с риском возникновения кризисных ситуаций на финансовых рынках, обоснована необходимость мегарегулятора в области внедрения финансовых и организационно-управленческих инноваций;
  5. на основе подробной типологии и систематизации организационно-экономических инноваций выделены инновации и дана их характеристика с позиции использования как элементов процессно-стоимостного подхода, являющегося важнейшим направлением совершенствования банковской системы в соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года;
  6. разработаны методологические подходы к регулированию финансовых потоков в процессе внедрения банковских инноваций, на основе которых можно оптимизировать схему бюджетирования инновационного процесса;
  7. сформулированы положения, позволяющие определить текущую рыночную стоимость инновационного комплекса банка, исходя из оценки базового инновационного потенциала банка как ключевого ресурса, обеспечивающего ему долговременные конкурентные преимущества и среднеотраслевой рост капитализации банка, превышающий уровень капитализации банковской системы в целом;
  8. на основе целочисленного линейного программирования предложена модель оптимизации структуры организационно-экономических инноваций, с помощью которой можно одновременно определить избыточные и дефицитные ресурсы и перечень дополнительных и перспективных мероприятий, включаемых в инновационную политику;
  9. определены пути решения проблемы сочетания активной инновационной политики банка с обеспечением устойчивости банков на финансовых рынках на основе использования концепции маркетинга и исходя из этого разработаны методические положения по использованию результатов структурных маркетинговых исследований при формировании эффективной инновационной политики коммерческого банка;
  10. разработаны методология формирования стратегии продаж и методический механизм функционирования системы продаж банковских продуктов как заключительной стадии инновационного цикла продукта, предложена модель интеграции инновационного процесса и системы продаж для различных вариантов организации банковского бизнеса: розничные продажи (банковский ритейл), индивидуальные продажи (Private Banking);
  11. раскрыт механизм формирования и развития интегрированных систем маркетинговой информации при внедрении инновационных клиентоориентированных технологий в розничный банковский бизнес в рамках системы многоканального банковского обслуживания (СМБО);
  12. на основе внедрения принципов корпоративного управления в практику российских коммерческих банков с целью обеспечения единства интересов различных участников инновационного процесса предложена схема интеграции различных уровней банковского менеджмента в процессе разработки и реализации инновационной политики.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Зверев О.А. Современные инновации в области организационно-экономического развития коммерческого банка. – М.: «Палеотип»,. 2008. – 11,75 п.л.

2. Зверев О.А., Нестеренко А.В. Теория и практика внедрения инновационных бизнес - технологий в розничном коммерческом банке. – М.: «Палеотип», 2008. –12 /10п.л.

Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК

3. Зверев О.А. Инновационные технологии банковского ритейла. // Деньги и кредит, 2007, № 12. - 0,5 п.л.

4. Зверев О.А. Банки и организационно-управленческие инновации // Банковское дело, 2007, № 12. – 0,5 п. л.

5. Зверев О.А. Современные экономико-организационные инновации в банковском менеджменте// Банковские услуги, 2007, № 10. – 0,8 п.л.

6. Зверев О.А. Инновационные технологии обслуживания клиентов. Обзор материалов научно-практического семинара «Инновационный путь развития банковской системы» март 2007г.: Финансовая академия при Правительстве РФ // Деньги и кредит, 2007, № 8. – 0,1 п.л.

7. Зверев О.А. Современные методы продаж банковских услуг. Обзор материалов научно-практического семинара «Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт» // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Финансовая академия при Правительстве РФ. – М., ФиС, 2007. – 0,12 п.л.

8. Зверев О.А., Куваев М.К. Повышение качества банковских услуг как условие интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Финансовая академия при Правительстве РФ. – М., ФиС, 2006. – 0,2/0,1 п.л.

9. Зверев О.А., Дьяков А.П. Проблемы развития рынка пластиковых карт в России в аспекте интернационализации платежных систем // Финансы и кредит, 2006, № 34. – 0,3/0,1 п.л.

10. Зверев О.А. Организация, планирование и контроль прямых продаж в банке // Финансы и кредит, 2004, № 18. – 0,3 п.л.

11. Зверев О.А. Конкуренция на рынке розничных банковских услуг и задачи банковского менеджмента // Финансы и кредит, 2004, № 13. – 0,5 п.л.

12. Зверев О.А. Система продаж банковских продуктов как неотъем-лемый элемент рыночного механизма в банковской сфере. Обзор материалов научно-практического семинара «Современные банковские технологии»: Финансовая академия при Правительстве РФ, февраль, 2004 г. // Деньги и кредит, 2004, № 10. – 0,15 п.л.

13. Зверев О.А. Организация, планирование и контроль прямых продаж в банке//Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Финансовая академия при Правительстве РФ. – М.: ФиС, 2005. – 0,45 п.л.

14. Зверев О.А. Разработка бюджета затрат маркетинга в коммерческом банке // Банковские услуги, 2002, № 3. 0,6 п.л.

Статьи, тезисы докладов, учебники и учебные пособия в других изданиях

15. Зверев О.А. Финансовые рынки. Основы банковского маркетинга. Главы в учебнике: Основы банковской деятельности / под ред. К.Р. Тагирбекова,. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005. – 2,0 п.л.

16. Зверев О.А. Маркетинг, клиентская база, организация продаж банковских услуг – основа обеспечения устойчивости коммерческого банка. Том 2, глава 7 в книге: Все о коммерческом банке. Библиотека банкира / под ред. В.И. Видяпина, К.Р. Тагирбекова, - М.: Кучково поле, 2007. – 5,0 п.л.

17. Зверев О.А., Андреева А.Б., Русанов Ю.Ю. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия по специальности «Финансы и кредит». – М.: МБИ, 2003. – 6,2/3,5 п.л.

18. Зверев О.А. Организация банковского маркетинга и эффективного обслуживания клиентов. Учебное пособие. Рекомендовано УМО по об-разованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия по специальности «Финансы и кредит». – М.: МБИ, 2003. – 6,8 п.л.

19. Зверев О.А, Волков О.И. Методология и организация разработки целевых региональных научно-технических программ: Сборник трудов. – М.: МИНХ, 1988. – 0,5/ 0,15 п.л.