Научная тема: «МИФОСИМВОЛИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ» (1920-1940)»
Специальность: 10.01.10
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На текстуальном пространстве «Современных записок» можно эксплици­ровать некоторое проблемно-тематическое и образное единство, условно определя­емое как русский текст эмиграции. Он включает в себя ряд достаточно констант­ных комплексов, интенционально ориентированных на осмысление российских со­бытий 1917 года и так же во многом носящих мифопоэтический характер. Русский текст охватывает собой большую часть эмигрантских текстов самого различного плана, обеспечивая им особую гомеоморфную целостность и делая возможным прочтение даже весьма «нейтральных» текстов с помощью именно своего кода. Та­кой подход к текстам журнала в первую очередь выявляет их социологический код, позволяющий транслировать русский текст эмиграции на самые разнообразные уровни их структуры - от лексико-грамматического и сюжетно-композиционного до категории «метафизических качеств». Герменевтическая процедура позволяет активизировать в «Современных записках» важнейшие проблемно-тематические комплексы русского текста.
  2. «Примарной единицей», которая с наибольшей эффективностью обеспе­чивает трансдискурсивность текстуального пространства «Современных записок», т.е. активное порождение смыслов в художественных текстах журнала за счет кор­реляции со смыслами текстов других дискурсов (публицистического, философско­го, мемуарного, исторического и т.д.) и позволяет порождать ситуацию диалога между текстами различных дискурсов, обеспечивая тем самым смысловую опреде­ленность художественному дискурсу журнала и облегчая ту герменевтическую процедуру, без которой адекватная интерпретация текста журнала в целом чрезвы­чайно затруднена, выступает символ.
  3. То проблемно-тематическое поле, которое представляет собой русский текст «Современных записок», содержательно наполняется именно «эмигрант­ским мифом», неизбежно калькирующим традиционные мифологические цикличе­ские структуры, и хронотопически ориентированным на трехчастную структуру классического процесса космогенеза: Хаос-Космос-Хаос.
  4. Элементы «эмигрантского мифа» структурируются вокруг трех основных мифологем (со своим универсальным «набором» символических оппозиций), символически репрезентированных внутри трех основных тем, реализуемых в художественном дискурсе «Современных записок» - дореволюционная Россия, русская революция, эмиграция. При этом дореволюционная Россия вписывалась в символическую парадигму мифологемы Космоса (с ее положительной и «созидательной» аксиологией), революционная Россия, соответственно, - в «деструктивную» мифологему Хаоса, эмигрантское бытие выступало адекватом мифологемы Возвращения (Космоса).
  5. Художественный дискурс «Современных записок» почти идеально подходит для анализа экспликаций «эмигрантского мифа». Появившись в переходную эпоху, будучи компендиумом прецедентных текстов русского зарубежья, претендуя на место «священного текста» эмигрантской культуры, «Современные записки» и их текстуальное пространство выступают уникальным объектом для демонстрации структуры «эмигрантского мифа». И одно из главных условий такой уникальности - бесспорное совпадение осевой - антибольшевистской - линии эмигрантской идеологии и общей антибольшевистской направленности журнала при внешнем идеологическом разнообразии текстуального ландшафта и «Современных записок», и эмигрантской культуры в целом.
  6. Основными репрезентантами мифологемы Космоса на пространстве русского текста «Современных записок» выступают символы сада и дома, выступающие в качестве символических комплексов, аккумулирующих спасительную и охранительную символику традиционных культур - символика Центра, мирового древа, золотого века, «взыскуемого» града и т.д. Реализация данных репрезентантов проходит в рамках центральной оппозиции сакральное/профанное. На страницах «Современных записок» - в рамках дореволюционной тематики - эта символика наиболее широко представлена в романах И. Бунина «Жизнь Арсеньева», И. Шмелева «История любовная», тетралогии Б. Зайцева «Путешествие Глеба» и малой прозе И. Бунина.
  7. Мифологема Хаоса реализуется на пространстве русского текста «Современных записок» в парадигме символики зла, ведущими репрезентантами которой выступают символы не только русской, но и любой другой революции - потоп, Страшный суд, Атлантида, Антихрист, ад, Голгофа, кладбище, театр, тюрьма и другие символы, располагающиеся в рамках оппозиции истинное/ложное. Эти фундирующие кризисную эпистему образы наиболее полно представлены в тетралогии М. Алданова «Мыслитель», дилогии Д. Мережковского «Рождение богов»-«Мессия» и романах В. Набокова «Приглашение на казнь» и «Отчаяние».
  8. Мифологема Возвращения фундирует одну из основных тем не только текстов, напечатанных в «Современных записках», но и русского зарубежья в целом - миссии русской эмиграции. Реализация этой темы проходит в рамках символики убежища (трилогия М. Алданова «Ключ»-«Бегство»-«Пещера»), символики памяти и забвения (роман В. Набокова «Дар»), символики обрядов перехода (роман В. Набокова «Подвиг») и иеротопичской символики (роман Б. Зайцева «Дом в Пасси»).
Список опубликованных работ
1. Млечко, А.В. От текста к тексту. Символы и мифы «Современных записок» (1920-1940) / А.В. Млечко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 574 с. (23, 9 п.л.).

2. Млечко, А.В. Символика текста культуры русского зарубежья (на примере анализа художественного дискурса журнала «Современные записки» / А.В. Млечко // Личность. Культура. Общество. Междисциплинарный научно-практический жур¬нал социальных и гуманитарных наук. - М., 2006. - Т. 7. Вып. 2 (30) - С. 283-293 (0,6 п.л.).

3.Млечко, А.В. Революция, жертвоприношение, «чудовищный двойник»: «Отчаяние» Набокова и «русский текст» «Современных записок» / А.В. Млечко // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. - Воронеж, 2006. - №1. - С. 122-136 (1,5 п.л.).

4.Млечко, А.В. Мифологема рая в «русском тексте» «Современных записок» / А.В. Млечко // Сибирский филологический журнал. - Ноаосибирск,2007. - №1. - С. 36-48 (1 п.л.).

5.Млечко, А.В. «Русский текст» эмиграции в художественном дискурсе журнала «Современные записки» / А.В. Млечко // Известия Волгоградского государственно-го педагогического университета. Сер. Филологические науки. - Волгоград, 2008 - № 5 (29). - С. 137- 142 (0,5 п.л.).

6.Млечко, А.В. Память, забвение и «фигуры возвращения»: роман В.Набокова «Дар» в «русском тексте» «Современных записок» / А.В. Млечко // Вестник Воро-нежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. - Воро¬неж, 2008. - №1. - С. 80-91 (1,5 п.л.).

7.Млечко, А.В. Семантика мифологемы пути в художественном дискурсе жур-нала «Современные записки» / А.В. Млечко // Вестник Волгоградского государ-ственного университета. Сер. 2. Языкознание. Научно-теоретический журнал. -Вып. 2 (8). - Волгоград, 2008. - С. 6-11 (0,6 п. л.).

8.Млечко, А.В. Обряды перехода: роман В. Набокова «Подвиг» в «Русском тек-сте» «Современных записок» / А.В. Млечко // Вестник Воронежского государ-ственного университета. Сер. Филология. Журналистика. - Воронеж, 2008. - №2. -С. 206-216 (1 п.л.).

9.Млечко, А.В. Владимир Набоков: мир как текст / А.В. Млечко // Природа и человек в художественной литературе. Материалы Всероссийской научной конференции. Волгоград, 2001. - С.216-223 (0, 4 п.л.).

10.Млечко, А.В. «Современные записки» в контексте культуры русского Зарубежья (к постановке вопроса) / А.В. Млечко // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно-теоре¬тический журнал. - Вып. 1. - Волгоград, 2001. - С. 66-72 (0,75 п. л.).

11. Млечко, А.В. Творчество В.В. Набокова в литературной критике «русского за-рубежья» / А.В. Млечко // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. Вып. 3-4 (24-25). - Воронеж, 2001. - С. 99-104 (0,75 п. л.).

12.Млечко, А.В. От «Современных записок» к «Новому журналу»: к вопросу об эволюции традиционных моделей в русской журналистики / А.В. Млечко // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. Материалы научно-практической конференции. 15-16 мая 2001 года. Воронеж, 2001. - С. 177-179 (0,2 п. л.).

13.Млечко, А.В. «Защита Лужина» В.В. Набокова в журнальной и газетной кри¬тике «русского зарубежья» / А.В. Млечко // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть V. Москва, 2001. - С. 61-63 (0,2 п.л.).

14. Млечко, А.В. «Русская утопия» Георгия Федотова (по страницам «Совре-менных записок») / А.В. Млечко // Коммуникации в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2002. - С. 75-77 (0,2 п.л.).

15.Млечко, А.В. «Мысли о России» Ф.А. Степуна как текстовое единство / А.В. Млечко //. Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. Вып. 5-6 (32-33). - Воронеж, 2002. - С. 26-32 (0,75 п. л.).

16.Млечко, А.В. Герменевтика текста «современных записок» / А.В. Млечко // 300 лет российской журналистики. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2003. - С. 24-28 (0,3 п. л.).

17. Млечко, А.В. «Русский текст» эмиграции в художественном дискурсе «Современных записок» / А.В. Млечко // Русское слово в мировой культуре. Мате-риалы Х Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. 30 июня-5 июля 2003 г. Пленарные заседания: сборник докладов: В 2 т. Т. 2. СПб.,2003. - С. 379-387 (0, 4 п. л.)

18.Млечко, А.В. В.В. Набоков и «Современные записки»: философия игры / А.В. Млечко // Русское Зарубежье - духовный и культурный феномен. Материалы Международной научной конференции. В 2-х частях. Ч. II. М.,2003. - С. 124-133 (0,5 п. л.)

19.Млечко, А.В. Литературная, культурная и общественная жизнь русского зарубежья (1920-1930-е годы): течения, объединения, периодика и издательские центры / А.В. Млечко // Литература русского зарубежья (1920-1990): учеб. пособие / ред. А.И. Смирнова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 11-36 (1, 2 п. л.).

20.Млечко, А.В. Марк Алданов / А.В. Млечко // Литература русского зарубежья (1920-1990): учеб. пособие / ред. А.И. Смирнова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 232-245 (1 п. л.).

21.Млечко, А.В. Владимир Набоков А.В. Млечко // Литература русского зарубежья (1920-1990): учеб. пособие / ред. А.И. Смирнова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 269-295 (1, 5 п. л.).

22.Млечко, А.В. Символ сада как элемент «русского текста» в художественном дискурсе «Современных записок» / А.В. Млечко // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно- теоретический журнал. - Вып. 2. - Волгоград, 2002. - С. 90-100 (1 п. л.).

23.Млечко, А.В. Текст журнала и текст культуры (герменевтический анализ журнала «Современные записки») / А.В. Млечко // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим: Материалы Всероссийской научно-практи-ческой конференции. 19 декабря 2002 года. Саранск,2003. - С. 165-169 (0,3 п. л.).

24.Млечко, А.В. Символика «хаоса Истории» в романах Марка Алданова и «русский текст» «Современных записок» («Мыслитель», «Ключ. Бегство. Пещера», «Начало конца») / А.В. Млечко // Вестник Волгоградского государственного уни-верситета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно-теоретический жур¬нал. - Вып. 3. - Волгоград, 2003-2004. - С. 74-87 (1,6 п. л.).

25. Млечко, А.В. До и после Апокалипсиса: мифологическая символика Д.С. Мережковского в «русском тексте» «Современных записок» / А.В. Млечко // Вест¬ник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно-теоретический журнал. - Вып. 4. - Волгоград, 2005. - С. 64-74 (1 п. л.).

27. Млечко, А.В. Романная дилогия Д.С. Мережковского «Рождение богов -Мессия» и «русский текст» «Современных записок» / А.В. Млечко // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Международной научной конференции. Волгоград, 2005. - С. 736-741 (0,3 п. л.).

28.Млечко, А.В. «Русский текст» «Современных записок»: от символа к мифу / А.В. Млечко // Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конфе-ренции. 3 июня 2005 года. - Волгоград, 2005. - С. 65-76 (0,5 п. л.).

29.Млечко, А.В. «Жизнь Арсеньева» и «усадебный миф» И. Бунина / А.В. Млеч-ко // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: материалы Международной научной конференции. 12-15 апреля 2006 года. Волгоград, 2006. - С. 206-212 (0, 5 п.л.).

30.Млечко, А.В. «Отчаяние» В. Набокова в «русском тексте» «Современных за-писок»: от «чудовищного двойника» к символическому самоубийству / А.В. Млеч-ко // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературо-ведение. Журналистика. Научно-теоретический журнал. - Вып. 5. - Волгоград, 2006. - С. 64-73 (1 п. л.).

31.Млечко, А.В. По темным аллеям памяти: рассказы Ивана Бунина и «русский текст» «Современных записок» / А.В. Млечко // Современные проблемы журна¬

листской науки. Ежегодный сборник научных статей. Воронеж, 2006. - С. 42-60 (1 п. л.).

32.Млечко, А.В. Символы «проклятых королей»: «Приглашение на казнь В. Набокова и «русский текст» «Современных записок» / А.В. Млечко // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй Международной конференции: В 2 т. Т. 2. Волгоград, 2007. - С. 400-405 (0,4 п. л.).

33.Млечко, А.В. Сад и пространство греха: «История любовная И. Шмелева в «русском тексте» «Современных записок» / А.В. Млечко // Вестник Волгоградско¬го государственного университета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно-теоретический журнал. - Вып. 6. - Волгоград, 2007. - С. 97-113 (1,5 п. л.).

34.Млечко, А.В. Иеротопия: построение сакральных пространств в романе Б.К. Зайцева «Дом в Пасси» (по страницам «Современных записок») / А.В. Млечко // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературоведе¬ние. Журналистика. Научно-теоретический журнал. - Вып. 7. - Волгоград, 2008. -С. 78-94 (1,5 п. л.).

35. Млечко, А.В. Репрезентации мифологемы Хоаса на текстуальном про-странстве журнала «Современные записки» / А.В. Млечко // Современные пробле¬мы журналистской науки. Ежегодный сборник научных статей. Воронеж, 2008. - С. 63-75 (1 п. л.).