- О. Хаксли возлагал особые надежды на развитие науки, ибо рассчитывал на то, что с ее помощью человечество (и культура) обретет более верные координаты.
- О. Хаксли вовсе не предпочитал науке мистику и паранауку, как утверждают некоторые специалисты.
- Серьезное увлечение науками о жизни, в частности, психологией, имело для О. Хаксли не только теоретическое и творческое значение, но и личностный интерес в качестве инструмента самопознания. В результате появился новый тип прозы, исследующей индивидуальное и общественное сознание и взаимодействие отдельных их областей в полном соответствии с данными современной науки и практики.
- О. Хаксли был полноправным участником обмена научных идей. Так, например, концепции, присутствующие в «Дивном Новом Мире», оказали воздействие не только на неподготовленных читателей, но и на представителей научного мира. И хотя подобный круговорот идей характерен не только для Хаксли, этот феномен особенно ярко высвечивается именно на его примере, потому что целый ряд научных достижений и прогнозов относительно эволюции человечества стал в дальнейшем соотноситься с его текстами.
- Даже лучшие романы Хаксли, а именно, парадоксально похожие «Дивный Новый Мир» и «Остров», при беспристрастном рассмотрении демонстрируют довольно редкий случай в большой литературе, когда «что» важнее «как» - конкретное и искусное наполнение идеями гораздо значительней его гармоничного выражения.
- Некоторая информативная избыточность и дидактичность со временем возникли в произведениях Хаксли не по мере «убывания таланта», а вследствие смещения его интересов в сторону междисциплинарности, т. е. в результате смещения акцентов и смешения дискурсов в рамках одного текста. Писателя как будто больше не заботит то воздействие, которое достигается с помощью новаторского формотворчества, не волнует, будет ли его очередной текст специфически литературным открытием.
- Мы ставим под сомнение и опровергаем распространенное мнение, согласно которому «Дивный Новый Мир» в той законченной форме, с которой имеет дело читатель, - антиутопия. Задуманное как «сатирическая» или «негативная утопия» (а это не то же самое, что антиутопия, направленная на развенчание самой идеи построения утопий), это произведение приобрело смыслы и подтексты, сигнализирующие критику не только о двойственности отношения самого О. Хаксли к научным конструктам, составившим фундамент нарисованной им достаточно искусственной картины будущего, но и о шаткости, сомнительности его «гуманистических» устремлений.
- Высочайшая степень достоверности и теоретической осуществимости всех идей, заключенных в этом футурологическом сочинении, позволяет считать первую утопию Хаксли моделью возможного мира, искусственного рая, спроектированного как единое общество благоденствия. Этот проект зиждется на твердом основании из реалистических прогнозов.
- «Дивный Новый Мир» направил и продолжает направлять читательские ожидания не только в отношении позднейшей прогностической художественной литературы, но и в отношении научного прогресса в целом. Так, например, не напиши Хаксли о клонах 70 лет назад, скорее всего, мир не выразил бы столь тревожных подозрений относительно перспектив, открывшихся после рождения-изготовления овцы Долли. Это же справедливо и в отношении «обусловливания», промывания мозгов и химического одурманивания населения.
- Несмотря на «антиутопический» эпиграф (цитату из Бердяева), предпосланный «Дивному Новому Миру», Хаксли признавал ценность утопизма как проявления творческого потенциала и как стремления к прогрессу. Доказательством тому служат его собственные штудии и эксперименты. Даже осознавая опасности утопизма, он понимал, что культура не может отказаться от утопии.
- Хаксли видел и трагизм, присущий любому утопизму, ибо любая утопия содержит зерна саморазрушения. Вполне естественно, что и литературные утопии полны явных и подспудных противоречий. «Дивный Новый Мир» качественно отличается от всех прочих текстов высочайшей степенью выявленности этих противоречий.
- Хаксли утверждал, что все авторы литературных утопий стали жертвами упрощения, которое он называл Первородным Грехом Интеллекта. В своих научных и околонаучных проектах, которые мы определяем как утопические, писатель также преследовал не только критические, но и вполне позитивные цели. Однако, несмотря на глубину рефлексии, широту кругозора и благородство целей, он также не избежал проклятия этого греха. Впрочем, в оправдание Олдосу Хаксли следует отметить, что такое стремление к простоте, точнее, ясности, лежит в основе философии, науки, а иногда и искусства.
2.Последний роман Олдоса Хаксли / Головачева И. В. // Вопросы филологии; Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета. - 1997. - Т. 2. - С. 144-150. – 0, 7 п. л.
3. «Американская мечта» у Хемингуэя и Хаксли / Головачева И. В. // Хемингуэй и его контекст / Под ред. Н. В. Тишуниной. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Янус, 2000. - C. 41-48. – 0, 7 п.л.
4.A Perfect Psychology for a Perfect Society: Aldous Huxley’s American Fantasies / Irina Golovatcheva // “Nature’s Nation” Reconsidered: American Concepts of Nature from Wonder to Ecological Crisis. EAAS Biennial Conference Abstracts. – Graz : Karl-Franzens-Universitat, 2000. - P. 50-51. – 0, 2 п. л.
5.Утопии в литературе и психологии / Головачева И. В. // Вопросы филологии ; Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета. - 2000. - Т. 6. - С. 119-131. – 1 п. л.
6. Психоделическая революция в отдельно взятом сознании / Головачева И. В. // Двери восприятия. Рай и ад : Трактаты; пер. с англ. С. Хренова / Хаксли О. – СПб. : Азбука, 2002. - С. 181-216. – 2 п. л.
7.Misunderstanding of Utopia and Utopia of Misunderstanding: Aldous Huxley and Psychology / Irina Golovacheva // Understanding / Misunderstanding. Contributions to the study of the hermeneutics of signs / Ed. Eero Tarasti (Acta Semiotica Fennica). – Helsinki : International Semiotics Institute, 2003. - P. 219-229. – 1 п. л.
8.Хроника психоделического путешествия Олдоса Хаксли / Головачева И. В. // Преломления ; Санкт-Петербург: Центр информационной культуры. - 2003. - Вып. 2. - С. 306-331. – 3 п. л.
9.The Topographic Model of the Mind and Psychotherapy in the Works of Aldous Huxley / Irina Golovacheva // Abstracts of Third International Aldous Huxley Symposium “Aldous Huxley. Man of Letters: Thinker, Critic and Artist”. Riga. University of Latvia. - Müenster : LIT Verlag. - 2004. - P. 31-32. – 0, 2 п. л.
10.Междисциплинарность в литературе: Олдос Хаксли и психология / И. В. Головачева // Художественное сознание и действительность / Под ред. А. Г. Березиной. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 221 – 237. – 1 п. л.
11.Массовая истерия в литературе и историографии / И. В. Головачева // Вестник СПбГУ. - Сер. 9. - Филология, востоковедение, журналистика. - 2005. - № 3. - С. 23- 36. – 1 п. л.
12.The Witch and the Devil in Salem and Loudun: Aldous Huxley, Marion Starkey and Arthur Miller on Demonic Possession / Irina Golovacheva // Aldous Huxley Annual. -2005. - Vol 5. - P. 193- 213. – 1 п. л.
13.Психоделическая революция в отдельно взятом сознании / Головачева И. В. // Двери восприятия. Рай и ад : Трактаты; пер. с англ. С. Хренова (Переиздание) / Хаксли О. – СПб. : Азбука, 2006. - С. 181- 216. – 2 п. л.
14.Цели и средства: Олдос Хаксли и евгеника / И. В. Головачева // Вестник СПбГУ. - Серия 9. - Филология, востоковедение, журналистика. - 2006. - Вып. 3. - С. 3- 19. – 1 п. л.
15. Autobiography as Mediation between the Self and the Scientific Concept of the Self: the Letters of Aldous Huxley / Irina Golovacheva // Auto/Biography and Mediation: The 5th International Auto/Biography Association Conference Abstracts. Mainz: Johannes Guttenberg-Universität, 2006. – 32-34. – 0, 2 п. л.
16.Зачем писателю теория: инструменты самопознания Олдоса Хаксли / И. В. Головачева // Вестник СПбГУ. - Серия 9. - Филология, востоковедение, журналистика. - 2007. - Вып. 4. - Ч. 1. - С. 15-25. – 1 п. л.
17.Европейская утопия ХХ века и капризы евгеники / И. В. Головачева // Человек. - 2007. - Вып. 3. - С. 16-31. – 1 п. л.
18. Извилистый путь интроспекции Олдоса Хаксли / И. В. Головачева // Вопросы филологии ; Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета. - 2007. - № 13. - С. 42-56. – 1 п. л.
19.Theories of the Mind and Psychotherapy in the Works of Aldous Huxley / Irina Golovacheva // Aldous Huxley, Man of Letters: Thinker, Critic and Artist. Proceedings of the Third International Aldous Huxley Symposium Riga 2004 / Ed. Bernfried Nugel, Uwe Rasch and Gerhard Wagner. – Berlin : LIT Verlag, 2007. - P. 123-139. – 1, 5 п. л.
20.Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф.Скиннера) / И. В. Головачева // Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена. - Общественные и гуманитарные науки. - СПб. - 2008. - № 10 (57). - С. 144 – 150. – 0, 7 п. л.
21.Искусство, блаженство, психоз: «Рай и ад» Олдоса Хаксли / И. В. Головачева // Вестник СПбГУ. - Серия 9. – Филология, востоковедение, журналистика. - 2008. - Вып. 1. - Ч. II. - С. 11- 17. – 0,7 п. л.
22.Путь на запад, путь на восток: «иное» в утопиях Олдоса Хаксли / И. В. Головачева // Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена. - Общественные и гуманитарные науки. - СПб. - 2008. - № 11 (62). - С. 58 – 64. – 0, 7 п. л.
23.«Самосознание, возможно, является ошибкой эволюции»: Олдос Хаксли о топографии сознания / И. В. Головачева // Вестник СПбГУ. - Серия 9. – Филология, востоковедение, журналистика. - 2008. - Вып. 2. - Ч. II. - С. 9 - 15. – 0, 7 п. л.
24.Психоделическая революция в отдельно взятом сознании / Головачева И. В. // Двери восприятия. Рай и ад : Трактаты; пер. с англ. С. Хренова (Переиздание) / Хаксли О. – СПб. : Азбука, 2008. - С. 181- 216. – 2 п. л.
25.Как вскрывали ящик Пандоры. Психоделическая утопия / Головачева И. В. // Человек . – 2008. – Вып. 6. – С. 56-66. – (1 п. л.).
Общее количество печатных листов: 57, 3.