- Обучение профессионально ориентированному иностранному языку в системе заочного образования является необходимым компонентом высшего профессионального образования. Причем, языковое образование, полученное в рамках заочного обучения, должно удовлетворять не только потребностям обучающихся (владение иностранным языком в профессиональной сфере), но и запросам общества и требованиям государства к языковой подготовке выпускников вузов.
- Система подготовки специалистов по иностранному языку на заочных отделениях неязыковых вузов характеризуется наличием актуальных проблем: отсутствием специальных учебно-методических разработок, специальных методик организации учебного процесса, и требует обновления процесса обучения, который должен отвечать требованиям ГОС ВПО, нацеленных на подготовку специалистов со знанием иностранных языков.
- Подготовка по дисциплине «Иностранный язык» в системе заочного обучения будет эффективной при создании новой модели заочного обучения профессионально ориентированному иностранному языку, основанной на компетентностном подходе, являющемся методологической базой модернизации языкового образования.
- Модель практических занятий по профессионально ориентированному иностранному языку на заочных отделениях неязыковых вузов должна основываться на компьютерных средствах обучения.
- Авторские обучающие компьютерные программы, состоящие из словарей, профессионально ориентированных текстов, системы заданий и средств контроля уровня сформированности умений и навыков обучающихся, значительно повышают эффективность усвоения знаний и позволяют за ограниченное количество аудиторных занятий обеспечить формирование общей коммуникативной и профессиональной коммуникативной компетенций.
- Авторские обучающие компьютерные программы предоставляют обучаемым возможность применять знания в профессионально значимых ситуациях.
- Для реализации цели практических занятий для студентов-заочников: формирования общей коммуникативной и профессиональной коммуникативной компетенций, авторские обучающие компьютерные программы строятся на следующих дидактических, лингвистических и собственно методических принципах: - системности: объединение разноструктурных элементов языка в целостную систему; - наглядности: предметно-изобразительная и схемо-графическая наглядность, способствующая более прочному запоминанию; - доступности: объем, состав и последовательность подачи учебного материала определяется соответственно уровню развития обучающихся; - сознательности: понимание обучающимися необходимости, целенаправленности и целесообразности выполняемых учебных заданий; - активности: постоянное заинтересованное участие в обучении; - прочности усвоения: достигнутый уровень знаний используется в условиях коммуникации; - минимизации: отбор необходимых единиц в соответствии с этапом обучения; - коммуникативности: уподобление процесса обучения процессу реальной коммуникации; - профессиональной направленности: подбор материала, ориентированного на специальность.
- Применение авторского учебно-методического пособия по грамматике английского языка ォАнглийский язык. Грамматический справочникサ способствует быстрому и качественному повторению пройденного и обучению новому языковому материалу. Представленный в нем материал систематизирован: смоделированы опорные обобщающие таблицы, конкретизирующие и разъясняющие грамматические и фонетические правила. Пособие является доступным и для самостоятельной работы
1. Мекеко Н.М. Обучение английскому языку слушателей заочного отделения (методологические проблемы). – М.:АЭБ МВД России, 2008. – 110 с.
2. Мекеко Н.М. Учебно-методическое обеспечение обучения иностранным языкам с использованием новых технологий (теоретическая разработка новой системы обучения иностранным языкам на заочном отделении в неязыковых вузах). – М.:АЭБ МВД России, 2008. – 210 с.
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ
3. Мекеко Н.М. Проблема эффективности заочного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // М.: Вестник РУДН. –Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – № 2. – 2007. – С. 15 – 18.
4. Мекеко Н.М. Организация самостоятельной работы и контроля при обучении иностранному языку студентов заочного отделения // М.: Вестник РУДН. – Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – № 3. – 2007. – С. 72 – 75.
5. Мекеко Н.М. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам // М.: Вестник Московского университета МВД России. – № 3. 2007. – С. 101 – 102.
6. Мекеко Н.М. Новые технологии в обучении иностранным языкам студентов заочных отделений неязыковых вузов // М.: Вестник РУДН. – Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания. – № 4. – 2007. – С. 73 – 76.
7. Мекеко Н.М. Аудиторные занятия по иностранным языкам для студентов заочного отделения в неязыковых вузах // М.: Вестник РУДН. – Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – №2. – 2008. – С. 120 – 123.
8. Мекеко Н.М. Учебное пособие по грамматике для студентов заочного отделения // М.: Вестник РУДН. – Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – № 3. – 2008. – С. 115 – 118.
9. Мекеко Н.М.. Методические требования к составлению учебно-методических пособий по иностранному языку, ориентированных на обучение студентов заочного отделения // М.: Вестник Московского университета МВД России. – № 2. – 2008. – С. 174 – 175.
10. Мекеко Н.М. Структура и содержание учебно-методических пособий по иностранному языку для студентов заочной формы обучения неязыковых высших образовательных учреждений // М.: Вестник Московского университета МВД России. – № 3. – 2008. – С. – 119 -120.
11. Мекеко Н.М. Обучение иностранным языкам студентов заочных отделений // М.: Вестник РУДН. – Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – № 2. – 2009. – С. 176 – 180.
12. Мекеко Н.М. Иностранный язык в системе высшего образования // М.: Вестник РУДН. – Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания. – № 2. – 2009. – С. 74 – 77.
Статьи в научных журналах, сборниках
13. Мекеко Н.М. Боднаренко И.В. Методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе // М.: Новые технологии. №3. – 2004. – С.46-49.
14. Мекеко Н.М. Боднаренко И.В. Содержание учебных материалов, способствующих профессионально ориентированному общению // М.: Новые технологии. – №4. – 2004. – С.51- 52.
15. Мекеко Н.М. Боднаренко И.В. Обучение технике перевода в профессиональной сфере // М.: Новые технологии. – №5. – 2005 – С.46-48.
16. Мекеко Н.М. Боднаренко И.В. Использование новых учебных материалов для языковой подготовки курсантов и слушателей Академии // М.: Вестник АЭБ МВД России. – № 1. – 2005. – С.264 – 266.
17. Мекеко Н.М. Комплекс электронных информационных продуктов «Экономика и право на английском языке» // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 2.
18. Мекеко Н.М. «Экономика». Компьютерный тренажер и опорный конспект по английскому языку для студентов экономических специальностей заочного отделения // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 2.
19. Мекеко Н.М. «Налоговая система». Компьютерный тренажер и опорный конспект по английскому языку для студентов экономических специальностей заочного отделения // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 2 – 3.
20. Мекеко Н.М. «Судебная система». Компьютерный тренажер и опорный конспект по английскому языку для студентов юридических специальностей заочного отделения // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 3.
21. Мекеко Н.М. «Закон и преступления». Компьютерный тренажер и опорный конспект по английскому языку для студентов юридических специальностей заочного отделения // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 1.
22. Мекеко Н.М. «Система правительства». Компьютерный тренажер и опорный конспект по английскому языку для студентов экономических специальностей заочного отделения // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 1.
23. Мекеко Н.М. «Достопримечательности Лондона». Компьютерный тренажер и опорный конспект по английскому языку для студентов нелингвистических специальностей заочного отделения // М.: Инновации в науке и образовании. – № 10. – 2007. – С. 1– 2.
Материалы научных конференций и научные доклады
24. Мекеко Н.М. Содержание электронного учебного пособия для студентов заочного отделения неязыковых вузов. // Степановские чтения. Язык и культура: Материалы докладов и сообщений международной конференции. – М., 2007. – С. 345 – 346.
Учебные и учебно-методические пособия
25. Мекеко Н.М., Боднаренко И.В., Костоварова В.В. Английский язык. Грамматический справочник. – М.: АЭБ МВД России, 2004. – 94 с.
26. Мекеко Н.М., Смыгунова Е.А., Границкая В.В., Королева Е.В. Английский язык для сотрудников правоохранительных органов. Экономические преступления. (Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России) – М.: АЭБ МВД России, 2007. – 153 с.
27. Мекеко Н.М. Боднаренко И.В. Сборник текстов для слушателей АЭБ МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2004. – 84с.
28. Мекеко Н.М., Рафикова Л.Р., Рыбакова Е.А.. Сборник контрольных работ. – М.: АЭБ МВД России, 2005 – 35 с.
29. Мекеко Н.М., Рафикова Л.Р., Туганов В.М., Смыгунова Е.А. Рабочая учебная программа «Иностранный язык» по специальностям финансы и кредит, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, анализ и аудит, национальная экономика, юриспруденция, правоохранительная деятельность. – М.: АЭБ МВД России, 2008. – 39с.
30. Мекеко Н.М. , Королева Е.В. People and plaсes. – М.: АЭБ МВД России, 2004. – 29 с.
31. Мекеко Н.М., Королева Е.В., Костоварова В.В., Смыгунова Е.А., Бобровская Л.М. Профессиональная лексика. – М.: АЭБ МВД России, 2004. – 101с.