Научная тема: «ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»
Специальность: 13.00.01;13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Основными концептуальными подходами реализации персонологической стратегии процесса математического образования в вузе являются:

  • в основе педагогической поддержки и сопровождении процесса математического образования в вузе лежат нарративный, акмеологический подходы, их принципы и методы;
  • реализуется гуманистический принцип педагогической деятельности, тьюторсткая функция педагога в процессе математического образования студентов; модель педагогического взаимодействия предполагает становление субъектной позиции студента не только в качестве результата, но и в качестве непременного фактора образовательного процесса. Реализуя принципы персонализации, инкультурации, партнерства и педагогической поддержки в процессе обучения, педагог выделяет в содержании изменения в субъектах образовательного процесса (в студенте и самом себе); в методах - способы разнопланового взаимодействия студентов друг с другом, с педагогом, с учебным материалом; в формах организации - внутреннюю структуру этих взаимодействий;
  • условия формирования личностной составляющей содержания математических дисциплин, в которых реализуется процесс математического образования: психолого-педагогические и методические требования к системе упражнений при реализации персонологической стратегии математического образования; использование технологии обучения решению математических задач, которая представляет собой способ совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию и организации совокупности приемов обучения решению математических задач, в основе которой лежит понятие личности;
  • субъектная позиция студенческой молодежи, основанная на системе отношений учащегося к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно выстраивать свою индивидуальную образовательную стратегию, совершать поступки и жизненные выборы, способствует целостности процесса его личностного и социального становления;
  • ценностно-эмоциональный компонент, обеспечивающий личностные характеристики самопонимания и саморазвития, является основанием субъектности позиции. Деятельностный компонент, стимулирующий самооценку и саморазвитие, раскрывает механизм становления субъектной позиции учащегося и определяет ее мировоззренческий аспект, связанный с самоопределением. Поведенческий компонент, благодаря которому происходит самореализация и самоутверждение учащегося в процессе математического образования, раскрывает направленность процесса становления субъектной позиции, ее результативный аспект (выстраивание индивидуальной образовательной стратегии) и определяет учащегося как субъекта образовательного процесса.

2. Персонологическая стратегия математического образования в вузе есть специально организованный процесс, направленный на формирование личностных новообразований (рефлексии и личностно-смысловой сферы) и развития личностных образований в виде когнитивных (перцепция, внимание, память, мышления, речь, воображение, и др.), регулятивных (мотивы, стремления, желания, целеполагания, антиципации, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции) и эмоциональных (чувства и эмоции) структур, представляющих процесс ассимиляции информации, поступающей из внешней и внутренней среды на основе усвоения определенных знаний, умений и навыков, являющихся производными от соответствующих видов учебных действий, и способствующей трансформации «знанию о личности» в инструмент ее собственного развития в целях адаптации обучающегося в социуме в период поздней юности.

3. Процесс реализации персонологической стратегии математического образования определяется рядом педагогических условий. К их числу относятся:

  • учет возрастных особенностей студенческой молодежи, личностно ориентированный подход, признание личности студента системообразующим фактором обучения, субъектом познания, самостоятельно определяющего свою индивидуальную траекторию в процессе обучения решению математических задач;
  • проблематизация содержания учебного материала, интегрирование индивидуальной, групповой и коллективной форм учебно-воспитательной деятельности, создание атмосферы сотрудничества и диалогического общения, которые реализуются в условиях специально организованного педагогического взаимодействия и способствуют проявлению и развитию структурных компонентов субъектной позиции учащегося;
  • модель педагогического сопровождения предполагает реализацию тьюторской модели взаимодействия; становление субъектной позиции студента не только в качестве результата, но и в качестве непременного фактора образовательного процесса;
  • рассмотрение математической задачи не только как объекта изучения, но и как средства развития личности обучающегося;
  • использование личностной составляющей содержания математических дисциплин, в которых реализуется процесс обучения решению математических задач.

4. Микротехнология персонологического обучения решению математических задач есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию и организации приемов, способов и методов обучения решению математических задач, направленная на формирование личностных новообразований (рефлексии и личностно-смысловой сферы) и развития личностных образований (мышления, воображения, памяти, внимания, самостоятельности и др.). Микротехнология персонологического обучения решению математических задач состоит из следующих компонентов:

  • интраиндивидуальный компонент включает в себя методические рекомендации по организации эффективной учебной и педагогической деятельности, позволяющие в процессе обучения решению математических задач формировать и развивать психические процессы (внимания, воображения, памяти, мышления) обучающегося, способность к рефлексии и самостоятельности, интересы личности;
  • интериоризационный компонент представляет методические рекомендации по организации учебной и педагогической деятельности в процессе обучения решению математических задач, использование которых способствует эффективному освоению личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

5. Реализация микротехнологии персонологического обучения решению математических задач требует:

  • создания условий для развития у него навыков организации учебного процесса (постановки целей обучения, выбора методов и средств ее достижения, соотнесения полученных результатов с запланированными, а при необходимости и корректировки выбранных методов и средств обучения);
  • формирования содержания математических дисциплин посредством реализации процесса обучения решению математических задач, с учетом:
    • равноправного взаимодействия двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального), происходящего не по линии вытеснения индивидуального и «наполнения» его общественным, а путем их постоянного согласования в процессе самостоятельного поиска и построения тех знаний, которые необходимы студентам в будущей профессиональной деятельности. Это предполагает отход от традиционного подхода, в котором предлагается единственно правильное определение математической задачи, структуры задачи, типологии задач и т.д.;
    • определения студентом своей индивидуальной траектории, предполагающей выявление и обогащение его субъектного опыта;
    • личностных смыслов студентов, определяющих мотивацию, аксиологию, мировоззрение и, как следствие, жизненную позицию обучающихся, выражающуюся в отношении к себе, другим людям, социуму в целом;
    • освоения логики данного предметного материала, предполагающего осознание того, что математическая задача представляет собой изолированный объект деятельности, занимающий определенное место в общей системе задач и учебной дисциплине в целом;
    • развития сферы социального опыта, которая впоследствии станет средством и содержанием профессионально-педагогического взаимодействия студентов с будущими учениками.

6. Механизмы развития личности студента в процессе обучения решению математических задач включают в себя: методы образного видения, символического видения, заданного диапазона, инверсии, редукции, фактов, прогнозирования, ошибок для развития творческого мышления; агглютинацию, гиперболизацию, схематизацию, типизацию, акцентирование для развития воображения; смысловую группировку материала, схематизацию, аналогию, ассоциацию для развития памяти; новизну, интенсивность раздражителя; создание проблемной ситуации, поиск ошибки в приведенных рассуждениях, формулирование гипотезы и организацию исследования с целью получения нового знания, обобщение фактов, изложенных в изучаемом материале для развития способности к рефлексии; задания, выполняемые по образцу, по алгоритму, в рамках заданного диапазона для развития самостоятельности; определение собственной позиции при наличии альтернативности в содержании учебной деятельности, практическая и профессиональная значимость учебного материала для развития личностных смыслов, представленных в виде системы упражнений, способствующей формированию и развитию социально-значимых черт. Вышеперечисленные механизмы развития личности должны быть представлены целостной системой упражнений: способствующей осознанию студентами возможности использования знаний психологии в частных методиках, позволяющей преподавателю вуза создать условия для развития личности студента.

7. В качестве критериев индивидуально-типологических стилей учебной деятельности обучаемых (инактивный стиль, тривиально-адаптационный стиль, репродуктивно-формальный стиль, репродуктивно-ретроспективный стиль, репродуктивно-активный стиль, репродуктивно-обобщающий стиль, потенциально-творческий стиль, креативно-избирательный стиль, креативно-отвественный стиль) используются диагностические признаки основных личностных новообразований периода поздней юности (рефлексии, личностно смысловой сферы), отражающие структурные и процессуальные стороны данной деятельности.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК

1.Шелехова, Л.В. К вопросу о личностно ориентированном содержании педагогического образования [Текст] / Л.В.Шелехова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: ООО «Просвещение-Юг». – 2007. – №1. – С. 32-33. (0,13 п.л.).

2.Шелехова, Л.В. Становление будущего учителя в рамках личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / Л.В.Шелехова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, ООО «Просвещение-Юг». – 2007. – №2. – С. 51-52. (0,13 п.л.).

3.Шелехова, Л.В. Субъектность как активно преобразующая функция личности [Текст] / Л.В.Шелехова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, ООО «Просвещение-Юг». – 2008. – №1. – С. 25-26. (0,13 п.л.).

4.Шелехова, Л.В. К вопросу о технологии личностно ориентированного обучения [Текст] / Л.В.Шелехова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, ООО «Просвещение-Юг». – 2008. – №2. – С. 50-53. (0,25 п.л.).

5.Шелехова, Л.В. Эвристическая инверсия как способ организации творческой мыслительной деятельности студентов при решении сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып. 7. – 2008. – С. 187-190. (0,25 п.л.).

6.Шелехова, Л.В. К вопросу о проектировании методической системы обучения [Текст] / Л.В.Шелехова // Гуманизация образования/ научно-практический международный журнал. – Сочи: ООО «Дория», 2008, № 2. – 203 с. (С. 19-24). (0,31 п.л.).

7.Шелехова, Л.В. Понятие интериоризационного компонента личностно ориентированной технологии обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Известия Южного федерального университета. Серия «Педагогические науки». – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. – 2008. – № 11. – С.127-134. (0,5 п.л.).

8.Шелехова, Л.В. Стратифицирование методической системы обучения задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Известия Волгоградского государственного университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена». –2008.– № 9 (33) – 286 с. (С. 223–226). (0,31 п.л.).

9.Шелехова, Л.В. Организация рефлексивной деятельности в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова, З.М.Брантова // Известия Южного федерального университета. Серия «Педагогические науки». – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. – 2009. – № 1. – С.127-134. (0,5 п.л., авторский вклад 0,3 п,л.).

10.Шелехова, Л.В. Макротехнология личностно ориентированного обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып. 1. – 2009. – С.196-203. (0,5 п.л.).

11.Шелехова, Л.В. Особенности личностно ориентированного процесса обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып. 2. - 2009. – С.172-181. (0,63 п.л.).

12.Шелехова, Л.В. Сюжетная задача как объект изучения [Текст] / Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып. 3. – 2009. – С. 154-161. (0,5 п.л.).

13.Шелехова, Л.В. Полисубъектное взаимодействие как механизм эффективности учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / Л.В.Шелехова // Известия Южного федерального университета. Серия «Педагогические науки». – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. – 2009. – № 9. – С.213-219. (0,38 п.л.).

14.Шелехова, Л.В. Диагностические признаки сформированности рефлексивной учебной деятельности [Текст] / Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып. 1. – 2011. – С. 85-91. (0,43 п.л.).

15.Шелехова, Л.В. Стратегия обучения решению математических задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып. 2. – 2011. – С. 171-175. (0,3 п.л.).

Монографии, книги и учебные пособия

16.Шелехова, Л.В. Некоторые проблемы современной методики преподавания математики [Текст]/ В.А.Богус, Л.В.Шелехова [и др.]. – Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. – 222 с. (13 п.л., авторский вклад 3,56 п,л.).

17.Шелехова, Л.В. Сюжетные задачи по математике [Текст] / Л.В.Шелехова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – 173 с. (гриф УМО по специальностям педагогического образования).(10,81 п.л.)

18.Шелехова, Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе [Текст]/ Л.В.Шелехова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября». Сер. «Начальная школа»; вып. 1(13)). (2 п.л.).

19.Шелехова, Л.В. Обучение решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 180 с. (11,25 п.л.).

20.Шелехова, Л.В. Личностно ориентированное обучение решению сюжетных задач: монография [Текст] / Л.В.Шелехова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – 212 с. (13,25 п.л.).

Научные работы, статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах, опубликованные в иных изданиях

21.Шелехова, Л.В. Типология прикладных задач. Педагоги о науке и образовании: сб. статей [Текст] / Л.В.Шелехова. – Майкоп: Изд-во «Аякс», 2001. – Вып. 2. – С.7-8. (0,13 п.л.).

22.Шелехова, Л.В. О методике использования прикладных задач в целях нравственного воспитания учащихся [Текст] / Л.В.Шелехова, В.А.Богус // Некоторые вопросы современной методики преподавания математики в школе. – Майкоп: Изд-во «Аякс», 2002. – С. 67-82. (1 п.л., авторский вклад 0,5 п.л.).

23.Шелехова, Л.В. Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов в процессе решения прикладных задач через использование графической информации [Текст] / Л.В.Шелехова, В.А.Богус // Некоторые вопросы современной методики преподавания математики в школе. – Майкоп: Изд-во «Аякс», 2002. – С. 83-91. (0,56 п.л., авторский вклад 0,25 п.л.).

24. Шелехова, Л.В. Эвристическая редукция как один из способов организации мыслительной деятельности учащихся при решении текстовых задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Педагоги о науке и образовании: сб. статей. – Майкоп: Изд-во «Аякс», 2003. – Вып. 3. – С.26-32. (0,44 п.л.).

25.Шелехова, Л.В. Понятие сюжетной задачи [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы науч. конф. молодых ученых АГУ (6 февраля 2004 г.) – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – Т.1. – С.385-389. (0,31 п.л.).

26.Шелехова, Л.В. Структура сюжетной задачи / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы науч. конф. молодых ученых АГУ (6 февраля 2004 г.) – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – Т. 1. – С. 389-395. (0,44п.л.).

27.Шелехова, Л.В. Развитие воображения в процессе решения сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Е.А.Дегтерева. – Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2004. – С.176-180. (0,38 п.л.).

28.Шелехова, Л.В. Использование тестовых заданий при обучении решению задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Совершенствование естественно- математической подготовки специалистов в системе дошкольного и начального образования: науч.-методич. сб. Вып. 5. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2005. – С.57-62. (0,38 п.л.).

29.Шелехова, Л.В. Развитие мыслительных операций в процессе решения сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука–2005: ежегодный сб. науч. ст. молодых ученых и аспирантов АГУ. – Майкоп: ООО «Аякс», 2005. – С.135-145. (0,69 п.л.).

30.Шелехова, Л.В. Реализация личностно-ориентированного обучения в вузе [Текст] / Л.В.Шелехова // Проблемы интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. – Армавир: Редакц.-издат. центр АГПУ, 2005. – С. 131. (0,06 п.л.).

31.Шелехова, Л.В. Приемы организации самостоятельной работы при обучении решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука–2005: ежегодный сб. науч. ст. молодых ученых и аспирантов АГУ. – Майкоп: ООО «Аякс», 2005. – С.154-167. (0,88 п.л.).

32.Шелехова, Л.В. Формирование личностного отношения учащихся к процессу обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы III Всеросс. науч. конф. молодых ученых (3-4 февраля 2006 г.) – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006, – С. 168-171. (0,25 п.л.).

33.Шелехова, Л.В. Сюжет текстовой задачи как средство осуществления межпредметной связи математики и литературы [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы III Всеросс. науч. конф. молодых ученых (3-4 февраля 2006 г.) – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006, – С.171-176. (0,31 п.л.).

34.Шелехова, Л.В. К вопросу о личностно ориентированном математическом образовании [Текст] / Л.В.Шелехова // Информация образования – 2006: материалы международной науч.-метод. конф.: в 3 т. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. – Т.2. – С.346-350. (0,31 п.л.).

35.Шелехова, Л.В. К вопросу о профессиональном становлении будущего учителя как субъекта личностно ориентированного обучения [Текст]/ Л.В.Шелехова // Вестник Адыгейского государственного университета: вып. 3/22/2006. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. – С.139-140. (0,13 п.л.).

36.Шелехова, Л.В. Креативные методы обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы IV Всеросс. науч. конф. молодых ученых (8-9 февраля 2007 г.). – Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – С.221-225. (0,31 п.л.).

37.Шелехова, Л.В. Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента [Текст] / Л.В.Шелехова // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 5-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф.: сб. 5. – Ч. 1. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. – С. 406-410. (0,31 п.л.).

38.Шелехова, Л.В. Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Дидактико-методи-ческие аспекты современного урока: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Армавар, 26-27 апреля 2007 г.). – Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. – С.177-179. (0,19 п.л.).

39.Шелехова, Л.В. Сущность личностно ориентированного подхода в образовании [Текст] / Л.В.Шелехова // Совершенствование естественно-математической подготовки специалистов в системе дошкольного и начального образования: сб. статей. Вып. 6. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – С. 38-40. (0,19 п.л.).

40.Шелехова, Л.В. Эвристические методы обучения младших школьников решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Совершенствование естественно-математической подготовки специалистов в системе дошкольного и начального образования: сб. статей. Вып. 6. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – С. 41-53. (0,81 п.л.).

41.Шелехова, Л.В. Портфолио как одна из форм организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента [Текст] / Л.В.Шелехова // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 6-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф.: сб. 6. – Часть 1. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – С. 332-336. (0,31 п.л.).

42.Шелехова, Л.В. К вопросу о развитии свойств памяти в процессе обучения математике [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы V Всеросс. науч. конф. молодых ученых (7-8 февраля 2008 г.). – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С.176-181. (0,31 п.л.).

43.Шелехова, Л.В. Организация рефлексивного обучения в процессе обучения математике [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука. Образование. Молодежь: материалы V Всеросс. науч. конф. молодых ученых (7-8 февраля 2008 г.). – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С. 181-187. (0,44 п.л.).

44. Шелехова, Л.В. Подготовка учителя к применению личностно образовательных технологий [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука и образование-2006: материалы науч. конф., посвященной 10-летию образования филиала АГУ в а. Кошехабль. – Кошехабль-Майкоп: Изд-во АГУ, 2008 – С. 103-106. (0,25 п.л.).

45.Шелехова, Л.В. К вопросу об индивидуально-типологическом стиле учебной работы студентов в процессе профессиональной подготовке [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука и образование-2006: материалы науч. конф., посвященной 10-летию образования филиала АГУ в а. Кошехабль. – Кошехабль-Майкоп: Изд-во АГУ, 2008 – С.95-103. (0,56 п.л.).

46.Шелехова, Л.В. Организация проблемных лекций в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Совершенствование естественно-математической подготовки специалистов в системе дошкольного и начального образования: сб. статей. Вып. 7. – Майкоп: Глобус, 2008. – С. 46-49. (0,25 п.л.).

47.Шелехова, Л.В. Планирование каждым студентом индивидуальной образовательной деятельности в процессе обучения решению задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Дошкольник и младший школьник в системе современного естественно-математического образования: сб. докл. Российской науч.-практ. Интернет-ионф., Белгород 3-23 апреля 2008 г. – Изд-во БелРИПКППС, 2008. – С.79-83. (0,31 п.л.).

48.Шелехова, Л.В. Закономерности структурной организации рефлексии в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Наука и образовании в современном обществе: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. – С.292-295. (0,25 п.л.).

49.Шелехова, Л.В. Содержательно-структурный элемент личностно ориентированной методической системы обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Ежегодный сборник научных статей ученых и аспирантов. АГУ. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – С. 153 – 161. (0,56 п.л.).

50.Шелехова, Л.В. Организация исследовательской деятельности студентов в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст]/ Л.В.Шелехова // Образование-наука-технологии: материалы XVII Недели науки МГТУ: XIII Всеросс. науч.-практ. конф. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008. – С. 183-184. (0,13 п.л.).

51.Шелехова, Л.В. Организация самостоятельной работы поискового характера в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст]/ Л.В.Шелехова // Материалы всеросс. науч.-практ.й конф. аспирантов, докторантов и молодых ученых. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2009. – С. 53-55. (0,19 п.л.).

52.Шелехова, Л.В. Методические основы обобщения и систематизации знаний обучающихся в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст]/ Л.В.Шелехова // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. Интернет-конф.: сб. 7. – Ч. 1. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2009. – С. 221-226. (0,38 п.л.).

53.Шелехова, Л.В. Организация субъект-субъектного общения в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Современная математика и проблемы математического образования: тр. Всеросс. заоч. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Н. Можаровой. – Орел: ОГУ, 2009. – С. 255-262. (0,5 п.л.).

54.Шелехова, Л.В. Форма концепта темы как средства диагностики обучающихся в процессе обучения решению сюжетных задач [Текст] / Л.В.Шелехова // Научное творчество молодежи: Материалы XIII Всеросс. науч.-практ. конф. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. – С. 293-295. (0,19 п.л.).

55.Шелехова, Л.В. Рефлексия как механизм повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Л.В.Шелехова// «Актуальные проблемы углубленного математического образования»: Материалы XXV Пленума Учебно-методического совета по математике и механике II Всеросс. науч.-методич. конф./ Под ред. В.Н.Чубарикова – Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. – С. 220-225. с. (0,37 п.л.).

56.Личностно смысловая сфера как новообразование периода поздней юности [Текст] / Л.В.Шелехова, А.А.Панеш // Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 9. – Часть 2. – Ростов н/Д: Рост. Гос. Ун-т путей сообщения, 2011. – С. 91 – 94. (0,25 п.л., авторский вклад 0,125 п,л.).