- При растущей технологизации научно-технического и социально-экономического развития мирового информационного сообщества особую важность в теории обучения иностранным языкам приобретает разработка теоретических и прикладных основ электронной лингводидактики как дисциплины, объединяющей фундаментальный опыт традиционного обучения иностранным языкам и объективные лингвометодические преимущества цифровых и информационных технологий перед аналоговыми.
- Под воздействием развития электронных, сетевых и технологий изменяются возможности и средства современного языкового образования, широко использующего новые возможности методики обучения языку: интерактивность, мультимедийность, гипермедийность, адаптивность, мобильность и др.
- Наиболее эффективно теоретическая составляющая электронной лингводидактики создается на основе опыта, приобретённого в результате практической работы преподавателей-языковедов по созданию и внедрению в профессиональную деятельность электронных средств обучения нового поколения с использованием адекватных инструментальных средств информационных технологий.
- Использование преподавателями-языковедами инструментария новых информационных технологий при создании электронных средств обучения методом визуального редактирования (непрограммируемым способом) способствует: совершенствованию теоретической базы электронной лингводидактики; ускоренной адаптации преподавателей-языковедов к работе в сетевом мире; появлению корпуса внешних экспертов, предоставляющих квалифицированную оценку методической ценности и целесообразности существующих электронных средств обучения русскому (иностранному) языку; системному использованию информационных технологий в практике обучения русскому (иностранному) языку; массовому распространению электронных средств обучения русскому языку в мировой сети; постоянному повышению качества электронных средств обучения русскому (иностранному) языку.
- Развитие сетевого обучения языку способствует передаче российского педагогического опыта, осмыслению и заимствованию зарубежного дидактического опыта, формированию межкультурной педагогики и дидактики обучения языкам, распространению учебных материалов по русскому языку для различных целевых групп и форм обучения.
- Профессионализация педагогов и накапливаемый практический опыт в новой информационно-образовательной среде приведут к качественному скачку в создании инновационных дидактических и методических средств обучения иностранным (русскому) языкам, обусловленным высокой адаптивностью, целевой и функциональной направленностью учебных материалов, их вариативностью, гибкостью и т.д. Доступность образовательных материалов и возможность обмена мнениями - диалоговый и полилоговый режимы деятельности преподавателей и обучающихся способствуют открытию оптимальных путей овладения иностранным (русским) языком.
- Освоение преподавателями-практиками инструментария информационных технологий ускорит формирование информационной среды обучения русскому языку и будет способствовать её своевременной модернизации в мировой сети интернет.
- Увеличение доли ЭСО по русскому языку в глобальной сети интернет будет способствовать большей доступности обучающих материалов для желающих изучать русский язык во всех регионах мира, что приведет к большей его популяризации, позволит сделать реальным, доступным, всеобъемлющим сетевое самообучение, дистанционное обучение русскому языку, расширит возможности отечественного инновационного языкового образования.
1. Гарцов А.Д. Инструментальные средства информационных технологий в практике преподавания и изучения языка в высшей школе: Монография: М.: Изд-во Экон-Информ, 2007. 174с.
Статьи, опубликованные в научных изданиях, определенных ВАК
2. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М. Некоторые вопросы содержания и технологии обучения РКИ в контексте лингводидактической прогностики // Вестник Российского университета дружбы народов Серия Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2005. №5. С. 67-75.
3. Гарцов А.Д. Новые приоритеты методики преподавания РКИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2005. №3-4. С. 78-85.
4. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М. Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики // Высшее образование сегодня. 2006. №4. С. 32-37.
5. Гарцов А.Д. Современные инструментальные средства в преподавании языка: от ожиданий к действию. // Чуждоезиково обучение, Болгария: София, 2006. №2. С. 33-44.
6. Гарцов А.Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи. //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2007. №2. С. 41-49.
7. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Ельникова С.И., Денисова А.А.Аннотация мультимедийного комплекса «Язык – зеркало души народа» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2007. №2. С. 179-183.
8. Гарцов А.Д. Русский язык в инфокоммуникационном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2008. №4. С. 5-10. Учебники, учебные и методические пособия
9. Гарцов А.Д., Шустикова Т.В, Кулакова В.А., Розанова С.П. и др. Русский язык – мой друг: Учебник (Гриф минвуза). М.: РУДН, 2004. 672 с.
10.Гарцов А.Д., Шустикова Т.В, Кулакова В.А., Розанова С.П. и др. Русский язык – мой друг: Учебник (Гриф минвуза). 2-е изд. М.: РУДН, 2004. 672 с.
11. Гарцов А.Д. Интонация побудительной речи. Учебное пособие. М.: РУДН, 1997. 48 с.
12. Гарцов А.Д. Новые информационные технологии в высшей школе // 37 Информационные технологии в методике преподавания языка: новые приоритеты. Учебно-методическое пособие. М.: РУДН, 2004. 178 с.
13.Гарцов А.Д, Бовтенко М.А., Ельникова С.И., Руденко-Моргун О.И. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: Учебно-методическое пособие. М.: РУДН, 2006.160 с.
14. Гарцов А.Д., Шустикова Т.В. и др. Тесты по грамматике русского языка как иностранного: Учебное пособие. М.: РУДН, 2006. 48 с.
15. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М, Денисова А.А., Ельникова С.И. «Язык – зеркало души народа»: Гид по мультимедийному учебно-методическому комплексу «Русские традиции и обряды», «Русская фразеология», «Русский речевой этикет»: Учебное пособие. М.: РУДН, 2007. 28 с.
16. Гарцов А.Д., Шустикова Т.В, Розанова. Тесты по грамматике русского языка как иностранного: Учебное пособие. Вып.2. М.: РУДН, 2006. 48 с.
17. Гарцов А.Д. Информационно-коммуникационные технологии как способ оптимизации подготовки специалиста в сфере профессионально-делового общения: Учебно-методический комплекс. М.:РУДН, 2008. 127 с.
18. Гарцов А.Д., Шустикова Т.В., Кулакова В.А., Розанова С.П. Тесты по грамматике русского языка как иностранного. Базовый и первый сертификационный уровни общего владения языком: Учебное пособие. Вып.3. М.: РУДН, 2008. 48 с.
Электронные обучающие ресурсы
19. Гарцов А.Д.., Балыхина Т.М., Денисова А.А, Ельникова С.И. Мультимедийный обучающий комплекс «Русские традиции и обряды», «Русская фразеология», «Русский речевой этикет» (3 оптических диска). М. 2007.
20. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Денисова А.А.,Ельникова С.И. Чебурашка: Компьютерный учебник. (10 уроков),(Оптический диск). М. 2007.
21. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Румянцева Н.М., Царёва Н., Адаптационные тесты: Сетевой тренажер // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. М. 2007.
22. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Ельникова С.И. Кабинет тестирования // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.langrus.ru. 2006.
23. Гарцов А.Д. Балыхина Т.М., Синеговский С.А. Русские падежи: Сетевой учебник. // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2008.
24. Гарцов , Балыхина Т.М., Синеговский С.А. Смотри! Слушай! Запоминай!: Интерактивная обучающая сетевая игра. // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2009.
25. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Синеговский С.А. Мишка косолапый: Интерактивная сетевая игра для элементарного уровня обучения //Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2009.
26. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Русский кругозор: Интерактивные сетевые викторины. // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2008.
27.Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Морозов Е.А. Лексико-грамматический тренажер: Сетевой тренажер для базового и первого сертификационного уровня // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2008.
28. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Морозов Е.А., Елагина Р. События в России и за рубежом: Сетевой учебник для продвинутого уровня // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2008.
29. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Елагина Р., Федоренков А. Интерактивная грамматика в таблицах: Электронное средство обучения справочного типа // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2008.
30.Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Лексический тренажер: Мультимедийный сетевой тренажер по восьми лексическим категориям. // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2009.
31.Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Елагина Р., Федоренков А. Россия Уникальная: Интерактивная обучающая сетевая карта России //Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2009.
32. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Морозов Е.А. Русские глаголы:Компьютерный учебник. (Оптический диск). 2006.
33. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Ельникова С.И. Денисова А.А.,Елагина Р., Морозов Е. Русский алфавит: Мультимедийная обучающаяпрограмма. (Оптический диск). 2008.
34. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Елагина Р., Морозов Е. Словарь вКартинках: Интерактивная обучающая программа. (Оптический диск).2008.
35. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Русская популярная музыка:Интерактивная сетевая музыкальная шкатулка.//Интернет-ресурсФПКП РКИ РУДН: http://www.russianword.ru. 2008.
36.Гарцов А.Д., Шустикова Т.В., Кулакова В.А., Розанова С.П. «Тестыпо грамматике русского языка как иностранного. (Оптический диск).2008.
Интернет-проекты
37. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Ельникова С.И., Денисова А.А.Фестиваль языков: Конкурс на лучшее знание языков (Россия, Китай,Мексика, Венесуэла) // Организаторы проекта: РУДН и ГИРЯП. им.А.С. Пушкина//http://www.fest07.com. 2007.
38. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Ельникова С.И., Денисова А.А.,Морозов Е.А. Русский язык на космической орбите // Интернет-ресурсФПКП РКИ РУДН: http://www.russiancosmos.ru. 2008.
39. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М., Ельникова С.И., Денисова А.А.,Морозов Е.А. Информатизация системы образования // Интернет-ресурс ФПКП РКИ РУДН: http://www.forteacher07.ru. 2007.Научные статьии тезисы докладов
40. Гарцов А.Д. Семантические аспекты интонационной вариативноститекста // Материалы международной научно-практическойконференции «Современные проблемы фонетики и фонологии. М.:МГПУ им. Ленина, 1993. С.17-24.
41. Гарцов А.Д. Синтагматический аспект интонационноговарьирования // Материалы научно-практической конференции:Актуальные вопросы лингвистики и журналистики. М.: МГУ, 1993.С. 31-32.
42. Гарцов А.Д. Формантная структура семантико-прагматическихразновидностей побудительных высказываний // В книге «Язык,литература, культура: традиции и инновации». М.: МГУ, 1993. С. 71.
43. Гарцов А.Д. Варьирование интонации семантико-прагматическихразновидностей побудительных высказываний, обусловленное синтаксическими и синтагматическими факторами // В книге «Язык, литература, культура: традиции и инновации». М.: МГУ, 1993. С. 38-42.
44. Гарцов А.Д. Интонация текстов изобразительного типа // В книге «Язык, литература, культура: традиции и инновации». −М.: МГУ, 1994. С. 26-29.
45. Гарцов А.Д. Лингвистическая работа при преподавании русского языка // Материалы научно-практической конференции психологов и лингвистов: Русский язык как иностранный: проблемы индивидуального обучения. М.: МГПУ им. Ленина, 1995. С. 35-41.
46. Гарцов А.Д. Лингвистический аспект преподавания фонетики // Тезисы докладов и сообщений Международной конференции «Традиции и новации при обучении иностранных и российских студентов на подготовительном факультете. М.: РУДН, 1995. С. 81-82.
47. Гарцов А.Д. Интонация побудительных высказываний разной степени прагматического воздействия на адресата // Материалы международной научно-методической конференции: Текст: проблемы и перспективы. В целях преподавания русского языка как иностранного. М.: МГУ,1997. С. 35-43.
48. Гарцов А.Д. Учет особенностей фонетической системы языка телугу при преподавании русского произношения // Материалы 11 Международного симпозиума МАПРЯЛ: Фонетика в системе языка. Теория и практика преподавания. М.: РУДН, 1996. С. 63. 40
49. Гарцов А.Д. Связь интонационных и лексико-грамматических средств при выражении побудительности разной степени прагматического воздействия на адресата // Материалы 11 международного симпозиума МАПРЯЛ: Фонетика в системе языка. Теория и практика преподавания. Теория и практика преподавания. М.: РУДН, 1996. С. 27-28.
50. Гарцов А.Д., Петрянкина В.И., Ковалев, Ю.В., Хромов С.С. Функционально-семантический аспект исследования русской интонации // Материалы международного симпозиума МАПРЯЛ: Фонетика в системе языка. Теория и практика преподавания. М.: РУДН, 1996. С. 7-11.
51. Гарцов А.Д. Семантические отношения интонационных и лексико-грамматических средств выражения побудительной модальности //Международная конференция: «Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения». М.: РУДН, 1997. С. 19-20.
52.Гарцов А.Д. Взаимодействие интонационных и лексико-грамматических средств языка при выражении побудительности разной степени прагматического воздействия на адресата // В сборнике «Фонетика в системе языка» выпуск 1. М.: РУДН, 1997. С. 35-43.
53. Гарцов А.Д. Межуровневые взаимодействия интонации в курсе общей теории семиотики // В сборнике научных статей по материалам докладов и сообщений международной научно-практической конференции «Разноуровневые характеристики лексических единиц. Смоленск,: Пединститут, 1999. С. 42-47.
54. Гарцов А.Д. Акустические признаки и мера их участия в дифференциации семантико-прагматических разновидностей побудительных высказываний в русском языке // Материалы научно-практической конференции: «Проблемы обучения иностранных студентов: поиски, находки, перспективы». Одесса: ОГПУ, 2000. С. 22-32.
55. Гарцов А.Д. Интонационно-семантические категории императива при преподавании РКИ // Материалы международной научно-практической конференции: Теория языкознания и русистика. Нижний Новгород: НГУ, 2001. С. 78-79.
56. Гарцов А.Д. Функционально-семантическое описание императивных высказываний разной прагматической насыщенности //Материалы научно-практической конференции «Принципы и методы описания языка: итоги, направления, перспективы». Владикавказ: Владикавказский университет, 2002. С. 27-28.
57. Гарцов А.Д. Актуальные проблемы продвижения новых информационных технологий в практику преподавания РКИ // Сборник докладов и сообщений: Конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре». Санкт-Петербург, 2003. С. 21-26.
58. Гарцов А.Д. Компьютерные технологии – новый инструмент интерсификации преподавания РКИ // Сборник статей Десятой международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровнего образования». Нижний Новгород: Архитектурно-строительный институт, 2003. С. 35-39.
59. Гарцов А.Д. Информационные технологии в практике преподавания РКИ // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в современном образовании». Белгород: БГУ, 2004. С. 35-39.
60. Гарцов А.Д. Некоторые вопросы использования новых информационных технологий в практике преподавания РКИ // Тезисы международной научной конференции «Русский язык как иностранный и методика его преподавания XXI век». Москва: МГПУ, 2005. С. 71-78.
61. Гарцов А.Д. Актуальные вопросы повышения квалификации сотрудников и преподавателей вузов в области информационных и коммуникационных технологий // Материалы научно-практической конференции «Мотинские чтения». Москва: РУДН, 2005. С.129-133.
62. Гарцов А.Д. Теоретические и практические основы использования новых информационных технологий в методике обучения языка //Материалы международной конференции «Проблемы функционирования преподавания русского языка в Юго-Восточной Азии. Вьетнам: Ханой, 2005. С. 57-68.
63. Гарцов А.Д. Некоторые вопросы использования новых информационных технологий в практике преподавания РКИ // Тезисы международной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный и методика его преподавания. XXI век. Москва: МПГУ, 2005. С. 31-32.
64. Гарцов А.Д. Использование компьютерно-акустического анализа при изучении фонетических явлений // Материалы «Круглого стола», посвященного 45-летию Российского университета дружбы народов. Москва: РУДН, 2005. С. 50-58.
65. Гарцов А.Д. К вопросу применения информационных технологий в практике преподавания языка // В журнале «Вопросы методики преподавания языков». Монголия, 2005. С. 93-98.
66. Гарцов А.Д. Некоторые проблемы новых информационных технологий в практике преподавания РКИ // Материалы международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2006. С. 85-88.
67. Гарцов А.Д. Объединение компетенций как определяющий фактор профессиональной подготовки педагога в новых условиях информационного общества // Сборник научных трудов «Проблемы современного образования». Москва: РУДН, 2006. С. 49-56.
68. Гарцов А.Д. Актуальные вопросы компьютерной лингводидактики // Курс лекций. Методический семинар повышения квалификации русистов Монголии. Москва-Улан-Батор, 2006. С. 67-79.
69. Гарцов А.Д. Теоретические и практические аспекты компьютерной лингводидактики // Сборник научно-методических статей Международной конференции «Совершенствование методики преподавания русского языка в высших учебных заведениях китайской народной республики. Китай: Далянь, 2006. С. 41-52.
70. Гарцов А.Д. Актуальные вопросы компьютерной лингводидактики // Методический семинар повышения квалификации вьетнамских преподавателей русского языка. Москва-Ханой, 2006. С. 17-26.
71. Гарцов А.Д. Повышение квалификации педагогов по инфокоммуникационной подготовке и созданию и применению преподавателями компьютерных учебников в практической работе //Сборник научно-методических трудов Международного конгресса «Русский язык в XXI веке: теоретические проблемы и прикладные аспекты». Казахстан: Астана, 2007. С. 46-60.
72. Гарцов А.Д. Компьютерная лингводидактика и технологии образования // Сборник статей. Региональный форум преподавателей-русистов закавказских стран в Азербайджанской Республике. Азербайджан: Баку-Гянджа, 2007. С. 97-102.
73. Гарцов А.Д. Современные вопросы компьютерной лингводидактики // Форум по проблемам функционирования русского языка в Центрально-Азиатском регионе государств-участников СНГ. Бишкек, 2007. С. 162-169.
74. Гарцов А.Д. Компетенция педагога в условиях перманентного изменения инфокоммуникационных технологий // Сборник материалов регионального форума преподавателей-русистов Восточно-Европейских стран СНГ. −Украина: Херсон, Запорожье, Киев, 2007. С. 50-63.
75. Гарцов А.Д. Цифровые технологии как начало новой педагогической эпохи // Сборник материалов регионального форума преподавателей-русистов. Вьетнам: Ханой, 2007. С. 76-84.
76. Гарцов А.Д. Новые информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному // Материалы международного регионального форума ученых и преподавателей-русистов «Проблемы функционирования и преподавания русского языка в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Малайзия: Куала-Лумпур, 2007. С. 37-46.
77. Гарцов А.Д. Компьютерные средства обучения – новая категория в системе средств обучения языку для студента // Сборник статей «Русский язык и русская культура: разнообразие теорий и практик». −США: Вашингтон, 2007. С. 66-74.
78. Гарцов А.Д. Инфокоммуникационные технологии в методике преподавания русского языка как иностранного // Сборник материалов «Недели русского языка и российского образования в Монголии». Монголия: Улан-Батор, 2007. С. 90-106.
79. Гарцов А.Д. Психологические аспекты компьютерной лингводидактики // Сборник материалов Нели русского языка и российского образования в Монголии «Русский язык и культура в системе образования в Монголии». Монголия: Бишкек, 2007. С. 26-43.
80. Гарцов А.Д. Электронные образовательные ресурсы нового поколения // Сборник научных трудов «Проблемы современного образования» Выпуск 5. Москва: РУДН, 2007. С.24-31.
81. Гарцов А.Д. Русский язык как иностранный в условиях становления сетевого мира // Проблемы современной высшей школы. Москва: РУДН, 2007. С.8-18.
82. Гарцов А.Д. Актуальные проблемы компьютерной лингводидактики // Материалы международной научно-практической конференции «Вопросы преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях Армении». Ереван: Славянский университет, 2008, С.17-19.
83. Гарцов А.Д. Формирование информационной среды обучения РКИ в условиях становления электронной педагогики // Материалы II международной научной конференции «Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик». Курск: КГТУ, 2009, С. 204-213.