Научная тема: «ИЗМЕНЕНИЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ТЕКСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА»
Специальность: 09.00.13
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Сознание определяется, как совокупность процессов, связанных с постижением бытия человека в плане осмысления его категориальных основ и в плане самосознания. В составе сознания выделяются такие элементы, как знание, понимание, вера. Одной из оптимальных для изучения религиозного сознания видится уровневая концепция, согласно которой в религиозном сознании выделяются уровни экзистенциального переживания, осмысления и общения с трансцендентным. К элементам конкретного содержания религиозного сознания принадлежат фундаментальные религиозные представления и понятия, а также как представления и понятия о «правильном» религиозном поведении человека.
  2. Одним из оптимальных для исследования трансформации религиозного сознания в связи с трансформацией текста представляется 10 семиотико-диалоговый методологический подход, основанный на сочетании методологических принципов семиотики (анализ богослужебного текста как знаковой системы, выявление в нем планов выражения и содержания, мыслообразующей структуры, направлений диалога текста и человека) и герменевтики (соотнесения текста с его контекстами).
  3. Богослужебный текст играет центральную роль в формировании религиозного сознания, как в связи с тем, что во всех своих формах (вербальной и невербальной) принадлежит к области религиозной гетерономии, формируя основные аспекты религиозного сознания, так и в связи с системообразующей ролью вербального языка в культуре и общим текстоцентризмом сознания.
  4. Богослужебный текст является сверхсложной семиотической системой, которая с внешней стороны есть единство вербальных и невербальных (ритуал, пение, изобразительный ряд и др.) элементов, а с точки зрения соотношения означаемого и означающего - единство планов выражения и содержания, предполагающее неконвенциональное отношение к знаку.
  5. Сакральный диалог человека и Бога, осуществляемый через текст, является смыслообразующей структурой, формирующей основные религиозные представления, что, применительно к православию, связано с приоритетностью молитвы как способа богопознания. Соответственно, любые изменения текста так или иначе могут воздействовать и на его смыслообразующую структуру, как это произошло в период литургической реформы патриарха Никона, и изменять формируемые текстом элементы религиозного сознания.
  6. Литургическая реформа патриарха Никона представляла собой попытку выйти из кризиса религиозного сознания, происходившего в этот период, путем трансформации «недостаточно воцерковленного» религиозного сознания в направлении устранения кризисных проявлений. Основной идеологической базой такой трансформации является идеология «Москвы - третьего Рима», предполагающая ведущую роль России как хранителя православной веры. Способом трансформации религиозного сознания стало масштабное и всеобъемлющее изменение богослужебного текста - основного фактора конституирования религиозного сознания.
  7. Результатом литургической реформы стало изменение фундментальных религиозных представлений: изменились основы представлений о степени близости событий Священной истории (выход с уровня личного переживания событий Священной истории на уровень их осмысления), по-новому была осмыслена догматика (акцентирование внимания на роли всей Св. Троицы в спасении людей, тогда как дониконовский богослужебный текст был склонен к «конкретному» восприятию ипостасей Божества), трансформирована позиция Бога в сакральном диалоге (удаление из текста представлений о Боге как Судии и подчеркивание милости Бога к человеку), экклезиологические представления: воцерковление всей жизни человека заменяется на разделение мирской и церковной жизни.
  8. Результатом никоновского реформирования является трансформация религиозного акта человека. Вводится представление о верующем как «христианине вообще» в противоположность дореформенному представлению о приоритете личной греховности; падает значение ритуала. Серьезные изменения претерпевает представление о положении человека в сакральном диалоге по отношению к Богу (множественные изменения, связанные с введением личного обращения к Богу), радикально снижается покаянный «накал» молитв.
Список опубликованных работ
Монография

1. Сазонова, Н. И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (на материалах Требника и Часослова) / Н. И. Сазонова. – Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. – 296 с. (17,2 п.л.)

Статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК

1. Сазонова, Н. И. Церковная реформа патриарха Никона и эволюция религиозного мировоззрения / Н. И. Сазонова // религиоведение. – 2008. – № 4. – С. 23–31 (0,5 п.л.).

2. Сазонова, Н. И. Православный богослужебный текст как семиотическая система / Н. И. Сазонова // Религиоведение. – 2008. – № 2. –С. 107–114 (0,5 п.л.)

3. Сазонова, Н. И. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654–1666 гг.) и оппозиция духовенства никоновской церковной реформе (на материалах исправления Требника) / Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 309, апрель. – С. 99–102 (0,5 п.л.)

4. Сазонова, Н. И. Текстология церковной реформы патриарха Никона (1654–1666 гг.) в старообрядческой полемической литературе 2 пол. XVII в. / Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 218, май. – С. 103–106 (0,4 п.л.)

5. Сазонова, Н. И. Текстология «исправления» Требника при Патриархе Никоне / Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып.3 (66). – Серия : 33 Гуманитарные науки (История, археология, этнология). – С. 112–116 (0,4 п.л.).

6. Сазонова, Н. И. Православный богослужебный текст и социальные аспекты функционирования православного религиозного сознания / Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – Вып. 12(63). – Серия : Гуманитарные науки (Социология). – С. 106–110 (0,4 п.л.).

7. Сазонова, Н. И. «…Да не порушится греческих переводов расположение» (некоторые тенденции церковной реформы патриарха Никона на материалах исправления Часослова) / Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – Вып. 1(52). – Серия : Гуманитарные науки (История). – С. 10–15 (0,5 п.л.).

8. Сазонова, Н. И. Старообрядческий богослужебный текст XVII в. как явление религиозной культуры (на материалах Часослова и Требника) / Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного университета. – 2004. – № 281, март. – Серия : История. Краеведение. Этнология. Археология. – С. 196–199 (0,4 п.л.). Сборник документов, статьи в научных журналах, тезисы докладов

1. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654–1666 гг.) : Требник и Часослов : сб. документов / сост. Сазонова, Н. И. – Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. – 248 с. (14,42 п.л.)

2. Сазонова, Н. И. Об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне / Н. И. Сазонова // Отечественная история. – 2008. – № 4. – С. 78–82 (0,5 п.л.)

3. Сазонова, Н. И. Церковная реформа патриарха Никона и эволюция религиозных представлений / Н. И. Сазонова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2007. – С. 152–154 (0,4 п.л.)

4. Сазонова, Н. И. «Обрядовая» реформа патриарха Никона и эволюция религиозного мировоззрения / Н. И. Сазонова // Материалы международной конференции «Вторые исторические чтения Томского государственного педагогического университета», 20–21 ноября 2007. – Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. – Ч. 1. – C. 227–234 (0,4 п.л.)

5. Сазонова, Н. И. Православный богослужебный текст и религиозное сознание [Электронный ресурс] / Н. И. Сазонова // Аналитика культурологии. – 2007. – № 3. – Режим доступа : http://www.analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=

viewpage&pageid=44, свободный (0,5 п.л.)

6. Сазонова, Н. И. Феномен «обрядоверия» и религиозное сознание / Н. И. Сазонова // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых « Наука и образование» (15–19 мая 2007 г.). – Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. – Т. 5. Культурология, философия, социология. – С. 157–165 (0,3 п.л.).

7. Сазонова, Н. И. Текстология исправления Часослова при патриархе Никоне и возникновение старообрядчества / Н. И. Сазона // Старообрядчество: история, культура, современность, местные традиции, русские и зарубежные связи : материалы V международной научно-практической конференции 31 мая – 1 июня. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2007. – С. 283–288. (0,3 п.л.)

8. Сазонова, Н. И. Православный богослужебный текст и некоторые особенности православного религиозного сознания / Н. И. Сазонова // Человек в современных философских концепциях. Материалы IV международной конференции : в 4 т. – Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007.– Т. 3. – С. 506–510 (0,3 п.л.).

9. Сазонова, Н. И. Проблемы изучения православного религиозного сознания и семиотический анализ православного богослужебного текста / Н. И. Сазонова // II Международная научная конференция «Фи-

лософия и социальная динамика XXI века : проблемы и перспективы». – Омск : б. и., 2007. – Т. 1 – С. 264–268 (0,3 п.л.)

10. Сазонова, Н. И. Текстология исправления Требника при патриархе Никоне и возникновение старообрядчества / Н. И. Сазонова //Старообрядчество : история, культура, современность : сб. статей. – М. : б. и., 2007. – С. 135–142 (0,4 п.л.).

11. Сазонова, Н. И. Междисциплинарный подход и проблемы изучения раскола Русской православной церкви в XVII в. / Н. И. Сазонова //Материалы XIX международной научной конференции «Единство гуманитарного знания : новый синтез» 25–27 января 2007 г. – М. : б. и.,2007. – С. 304–306 (0,3 п.л.).

12. Сазонова, Н. И. Православный богослужебный текст как объект семиотического исследования / Н. И. Сазонова // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15–19 мая 2006 г.). – Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. – Т.5. Культурология, философия, социология – С. 210–213 (0,3 п.л.).

13. Сазонова, Н. И. Семиотика православного богослужебного текста и новые подходы к изучению раскола Русской православной

церкви в XVII веке / Н. И. Сазонова // Человек. Текст. Культура : сб. статей. – Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2006. – С. 45–55 (0,5 п.л.).

14. Сазонова, Н. И. Семиотика православного богослужебного текста / Н. И. Сазонова // Православие и развитие российской духовной культуры в Сибири : материалы Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – Томск : Изд-во ЦНТИ, 2004. – Т. 1. – С. 175–179 (0,4 п.л.).

15. Сазонова, Н. И. К проблеме соотношения православной культуры и культуры современного общества / Н. И. Сазонова // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке : теория, история, практика. – Новосибирск : б. и., 2000. – С. 142–143 (0,3 п.л.).

16. Сазонова, Н. И. О некоторых тенденциях церковной реформы Патриарха Никона / Н. И. Сазонова // Культура, философия и история. –Томск : Изд.Томского гос. ун-та, 1994. – С. 106–109 (0,3 п.л.)

17. Сазонова, Н. И. Раскол Русской Православной Церкви в XVII веке : обрядовая полемика / Н. И. Сазонова // Духовная культура :проблемы и тенденции развития : материалы всероссийской научной конференции. – Сыктывкар : б. и., 1994. – С. 32–35 (0,3 п.л.).