-
Определено, что применительно к вузу как специфической хозяйствующей системе социально-экономический имидж является отражением системного восприятия результатов его социально-экономической деятельности системой «общество ‑ бизнес - вуз ‑ индивид», формирующегося на основании объективных критериев (социальных и экономических) и субъективных оценок, определяющих привлекательность вуза в контексте развития хозяйственных связей в рамках рассматриваемой системы. Многогранность социально-экономического имиджа вуза проявляется в сложной системе взаимосвязанных элементов, каждый их которых характеризуется отдельно с учетом специфических детерминант и субъектов, определяющих его формирование: социальный и экономический компоненты имиджа являются отражением специфики вуза как хозяйствующего субъекта; объективная и субъективная составляющие имиджа определяют возможность оценки потенциала развития вуза; выделение внутреннего и внешнего имиджа позволяет разработать комплексный инструментарий формирования позитивного социально-экономического имиджа вуза.
- Предложена методика количественно-качественной оценки социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы, базирующаяся на синтезе динамического и субъективно-объективного подходов и принципах приоритетности использования относительных и средних результативных показателей; включающая реализацию следующих этапов: разработка системы количественных показателей, характеризующих объективную составляющую социально-экономического имиджа вуза; расчет усредненных показателей имиджа вуза по объективным социальным и экономическим составляющим; определение интегральных показателей, характеризующих социально-экономический имидж с учетом субъективной составляющей; проведение общей качественной оценки социально-экономического имиджа вуза по предлагаемой матрице.
- Обоснована дуалистическая роль перманентного процесса согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов в системе «общество - бизнес - вуз - индивид» в диалектическом развитии социально-экономического имиджа вуза. Выявлено, что согласование экономических интересов в системе «общество - бизнес - вуз - индивид», с одной стороны, выступает в качестве инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности вуза и, соответственно, способствует повышению его социально-экономического имиджа; а с другой - отражает диалектический характер его формирования, поскольку разрешение противоречия в системе экономических интересов приводит к его возникновению на новом качественном уровне.
- Раскрыто содержание процесса формирования социально-экономического имиджа вуза как диалектического перехода накопленных отдельных материальных и нематериальных ценностей, характеризуемых количественными показателями его социального и экономического развития (качество образования, экономической и инновационной деятельности, а также уровень международного признания) в более высокую положительную оценку имиджа вуза в результате последовательно возникающих синергетических эффектов от осуществления преобразований в рамках его хозяйственной деятельности.
- Обоснована приоритетная роль государства как координатора в обеспечении перехода на новый качественный этап формирования позитивного социально-экономического имиджа вуза. Государство в рамках координат политики социально-экономического развития национального хозяйства обеспечивает: 1) концентрацию ресурсов на развитии образовательной и научной сферы, выступая одним из важнейших факторов формирования позитивного социально-экономического имиджа вуза; 2) максимальную адаптивность общества и вуза как хозяйствующего субъекта, создание политической, правовой и экономической среды, ориентированной на активное выявление и максимально полное удовлетворение интересов и потребностей своих контрагентов; 3) формирование новой системы социальных и экономических институтов, решение проблемы реструктуризации сложившейся сети учреждений социальной сферы; 4) поддержание единых правил поведения для всех субъектов, обеспечивая возможность отдельных хозяйственных агентов принимать решения и нести ответственность за результаты их реализации.
- Раскрыто содержание противоречий экономических интересов в системе «общество-бизнес-вуз-индивид», характерных для национального хозяйства современной России и формы их проявления: 1) в подсистеме «общество-вуз» ‑ необходимость наращивания объемов межпоколенного трансферта посредством усиления инвестирования в человеческий капитал с целью получения максимального прироста дохода в будущем периоде (в том числе инвестирование в деятельность вуза) и потребность в решении текущих социально-экономических проблем; 2) в подсистеме «бизнес-вуз» ‑ необходимость в высококвалифицированных специалистах и действенных механизмах коммерциализации инноваций и низкая практикоориентированность вузовской науки и образования; 3) в подсистеме «индивид-вуз» ‑ необходимость наращивания интеллектуального капитала общества как фактор самовоспроизводства вуза и снижение статуса индивида, получившего высшее образование, в глазах общества.
- Предложен алгоритм формирования социально-экономического имиджа вуза как хозяйствующей системы, обеспечивающий согласование экономических интересов в системе «вуз - общество - бизнес - индивид» посредством достижения высоких показателей, характеризующих деятельность вуза за счет его включения в интеграционные образования различного уровня, и включающий реализацию ряда этапов (проведение комплексной оценки социальных и экономических показателей имиджа вуза; оценка показателей, характеризующих качество образования, экономической и инновационной деятельности, уровень международного признания) с выбором конкретных форм его взаимодействия с хозяйствующими субъектами на международном и территориальном уровнях.
- Разработана мотивационная модель повышения экономической и социальной активности вуза в системе усиления субъективной составляющей формирования его позитивного имиджа. Данная модель предполагает выделение точек роста и соответствующих мотивов активизации экономической и социальной деятельности вуза (организация НИР; кадровая политика; воспитательно-идеологическая работа; система стимулирования труда; внешние взаимодействия; учет по центрам ответственности; управление вузом), а также реализацию руководством вуза комплекса мер, стимулирующих заинтересованность членов коллектива в развитии организации и формировании ее позитивного имиджа.
- Сформулированы рекомендации по обеспечению диалектического единства субъективной и объективной сторон формирования социально-экономического имиджа вуза, включающие: 1) приоритетные направления реализации комплексной экономической политики государства на макро и мезоуровнях национального хозяйства, основу которой составляют дифференцированные механизмы согласования экономических интересов в системе «общество - бизнес - вуз» и комплекс соответствующих организационных мер; 2) инструментарий согласования экономических интересов в подсистеме «индивид - вуз», модель внутренней мотивации вуза к повышению его экономической и социальной активности, маркетинговые технологии формирования позитивного имиджа вуза, реализуемые на микроуровне хозяйствования.
1Мелихов В.Ю., Беляева Ю.В. Капитал, инвестиции, человек, сфера образования: теоретическая тревога // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2006. № 6. 0,4 п.л. (авт. 0,2 п.л.)
2Мелихов В.Ю. Высшая школа России и ее региональные диспропорции // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 1 (39). 0,5 п.л.
3Мелихов В.Ю., Чекмарев В.В. Вуз: субъекты и объекты отношений // Экономика образования. 2008. № 1. 0,7 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
4Мелихов В.Ю. Отношения собственности в высшей школе // Экономика образования. 2008. № 2. 0,7 п.л.
5Мелихов В.Ю. Отношения собственности в системе // Экономика образования. 2008. № 3. 0,4 п.л.
6Мелихов В.Ю. Перспективы образовательного рынка и задачи государства // Российское предпринимательство. 2008. № 9 (1). 0,4 п.л.
7Мелихов В.Ю., Чекмарев В.В. Неизвестная экономика сферы образования // Экономика образования. 2008. № 4. 1,0 п.л. (авт. 0,5 п.л.).
8Мелихов В.Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса // Российское предпринимательство. 2009. № 3. 0,4 п.л.
9Мелихов В.Ю. Экономика знаний и новая архитектура российской высшей школы // Креативная экономика. 2009. № 6. 0,4 п.л.
10Мелихов В.Ю. Создание инновационной инфраструктуры: зарубежный опыт и российские перспективы // Ученые записки РГСУ. 2009. № 1(64) 0,6 п.л.
11Мелихов В.Ю. Постиндустриальная модернизация российской экономики и задачи реформирования высшей школ // Ученые записки РГСУ. 2011. - №4(92) 0,4 п.л.
12Мелихов В.Ю. Экономические институты в системе высшего образования // Социально-экономические явления и процессы. № 10. 2011. 0,7 п.л.
13Мелихов В.Ю. Институциональные конфликты в процессах воспроизводства кадров российской высшей школы // Ученые записки РГСУ. 2012. № 2 0,4 п.л.
14Мелихов В.Ю. О содержании и роли социально-экономического имиджа вуза в современных условиях хозяйствования // Сегодня и завтра российской экономики. № 55. 2012. 0,5 п.л.
15Мелихов В.Ю. Социально-экономический имидж российской высшей школы: диалектический характер формирования в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. № 10. 2012. 0,5 п.л.
16Мелихов В.Ю. Положительный социально-экономический имидж вуза как хозяйствующей системы: диалектика формирования // Социально-экономические явления и процессы. № 12. 2012. 0,9 п.л.
Монографии по теме исследования:
17Мелихов В.Ю. Трансформация высшей школы: поиск экономических решений. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2007. 11,8 п.л.
18Мелихов В.Ю., Соседов Г.А. Система образования на современном этапе: вопросы трансформации экономических отношений. - Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 11,75 п.л. (авт. 6,5 п.л.)
19Аронова Е.Ю., Мелихов В.Ю. и др. Российская высшая школа: роль в экономике и перспективы развития / Современные образовательные технологи. Новосибирск, СИБПРИНТ, 2008. 24,8 п.л. (авт. 0,9 п.л.)
20Мелихов В.Ю. и др. Университеты и инновационная Россия. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. 10,0 п.л. (авт. 3,3 п.л.)
21Мелихов В.Ю., Беспарточный Б.Д. Социальное образование: экономические императивы развития. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2009. 27,0 п.л. (авт. 13,5 п.л.)
22Мелихов В.Ю., Беспарточный Б.Д. Экономические условия модернизации социального образования. - М.: изд-во РГСУ «Союз», 2009. 7,92 п.л. (авт. 3,96 п.л.)
23Мелихов В.Ю., Беспарточный Б.Д. Формирование постиндустриальной экономики: роль социального образования. - М: Издательство РГСУ «Союз», 2010. 33,6 п.л. (авт. 16,8 п.л.)
24Мелихов В.Ю. Отношения собственности в высшей школе. - Курск: ООО «Мечта», 2010. 18,7 п.л.
Прочие публикации по теме исследования:
25Мелихов В.Ю. Образовательная услуга как экономическая категория // Региональное развитие в XXI веке: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2004. 0,4 п.л.
26Мелихов В.Ю. Изменения отношений собственности в высшей школе // Региональная экономика: состояние и перспективы развития: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2005. 0,5 п.л.
27Мелихов В.Ю. Проблемы рынка образовательных услуг // Региональная экономика: состояние и перспективы развития: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2005. 0,4 п.л.
28Мелихов В.Ю. Бюджетирование как основа экономического управления ВУЗом // Социально-экономическое развитие региона в условиях стабилизации экономики: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск: ООО «Учитель», 2006. 0,6 п.л.
29Мелихов В.Ю. Формы экстерналий (внешних эффектов образования) // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2006. № 6. 0,6 п.л.
30Мелихов В.Ю. Экономический метод управления ВУЗом // Социально-экономическое развитие региона в условиях стабилизации экономики: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск: ООО «Учитель», 2006. 0,6 п.л.
31Мелихов В.Ю., Михайлова В.Н. Высшая школа в производстве человеческого капитала // Непрерывное социальное образование как фактор устойчивого и эффективного развития региона, профессиональной самореализации персонала: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2006. 0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
32Мелихов В.Ю. Роль образования в современном мире // Непрерывное социальное образование как фактор устойчивого и эффективного развития региона, профессиональной самореализации персонала: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2006. 0,3 п.л.
33Мелихов В.Ю. Оценка конкурентоспособности ВУЗов потребителями образовательных услуг // Россия. Духовная ситуация времени. 2007. № 1 (31). 0,4 п.л.
34Мелихов В.Ю. Рейтинговая система оценки учреждений высшего профессионального образования // Россия. Духовная ситуация времени. 2007. № 2 (32). 0,5 п.л.
35Мелихов В.Ю. Образование и общество: экономика взаимодействия / В.Ю. Мелихов // Россия. Духовная ситуация времени. 2007. №3-4 (33-34). 1,0 п.л.
36Мелихов В.Ю. Спрос на услуги высшей школы // Экономический рост и социальное развитие региона: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск: ООО «Учитель», 2007. 0,4 п.л.
37Мелихов В.Ю. Управление модернизацией российского образования // О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодежи: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Курск: МУП «Курская городская типография», 2007. 0,3 п.л.
38Мелихов В.Ю. Влияние изменений в экономических отношениях на систему высшего профессионального образования // Актуальные вопросы экономических наук: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. 0,4 п.л.
39Мелихов В.Ю. Государственное управление системой высшего профессионального образования // Социально-экономические системы: вопросы государственного регулирования и управления: сб. науч. трудов. Вып. 3. СПб.: Лемма, 2008. 0,4 п.л.
40Мелихов В.Ю. Модернизация институциональной системы и высшая школа // Россия. Духовная ситуация времени. 2008. № 1-2 (35-36). 0,5 п.л.
41Мелихов В.Ю. Место отношений собственности в хозяйственном механизме ВУЗа // Россия. Духовная ситуация времени. 2008. № 3-4 (37-38). 0,5 п.л.
42Мелихов В.Ю. Проблемы реформирования образовательных систем // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2008. 0,4 п.л.
43Мелихов В.Ю. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования (высшая школа в отношениях собственности) // Экономическая наука хозяйственной практике: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2008. 0,3 п.л.
44Мелихов В.Ю. Управление ВУЗом как экономической организацией // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: сб. статей VIII Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2008. 0,4 п.л.
45Мелихов В.Ю. Экономические проблемы совершенствования кадрового потенциала высшей школы // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов. Вып. 2. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. 0,6 п.л.
46Мелихов В.Ю. Образование как фактор социально-экономического развития России // Управление высшим учебным заведением в условиях перехода на многоуровневую подготовку: сб. статей VIII Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2008. 0,4 п.л.
47Мелихов В.Ю., Белостоцкий А.А.Стратегии развития современного высшего профессионального образования // Образование. Инновации. Качество: мат-лы III Междунар. науч.-метод. конф. Курск: Изд-во КГСХА, 2008. 0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.)
48Мелихов В.Ю., Ефимова А.И. Преобразование общественного воспроизводства и задачи реформирования российского образования // Проблемы социально-экономического развития региона: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск: ООО «Учитель», 2008. 0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.)
49Мелихов В.Ю. Новая политическая экономия: взгляд на высшую школу // Проблемы социально-экономического развития региона: сб. науч. статей. Курск. ин-т социального образования (филиал) РГСУ. Курск: ООО «Учитель», 2008. 0,4 п.л.
50Мелихов В.Ю. Университет как генератор инновационного предпринимательства // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы: мат-лы.всерос.науч.-практ.конф. Волгоград: ООО «Глобус», 2009. 0,3 п.л.
51Мелихов В.Ю., Осадчая Т.Г. Направления трансформации отношений собственности в высшей школе // Сб. трудов кафедры экономической теории и истории. № 3. 2009. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009 1,2 п.л. (авт. 0,7 п.л.)
52Мелихов В.Ю. Автономность высшей школы: миф или реальность // Социально-экономические явления и процессы. № 3. 2009. Тамбов, 2009. 1,0 п.л.
53Мелихов В.Ю. Государство и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия // Социальные и медико-биологические вопросы адаптации: мат-лы междунар. конф. Сухум, 2009. 0,3 п.л.
54Melikhov V. Russian Higher School: Reorganization of Soviet Inheritance // European Journal of Natural History. 2009. № 4. 0,3 п.л.
55Мелихов В.Ю. Тенденции монополизации образовательных рынков // Теоретические и прикладные проблемы социально-правовых, медико-биологических и технико-экономических сфер жизни общества: материалы межд. науч.-практ. конф. Курский ин-т социального образования (филиал) РГСУ. 0,4 п.л.
56Мелихов В.Ю. Федеральные университеты: российская попытка создания образовательных гипермаркетов // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Вып. 6. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2009. 0,4 п.л.
57Мелихов В.Ю. Университетские технопарки как организационно-экономический инструмент реализации инновационного потенциала высшей школы // Актуальные проблемы в области экономики, юриспруденции, маркетинг, менеджмента: мат-лы.III всерос.науч.-практ.конф. Ижевск: «Политехникум», 2009. 0,3 п.л.
58Мелихов В.Ю. Мультипликативное приращение знаний как основа экономики будущего // Теоретические и прикладные проблемы современной науки: мат-лы Межд. науч.-практ. конф. Ч. II. Курск, 2010. 0,3 п.л.
59Мелихов В.Ю. Экономические проблемы модернизации российской высшей школы в современных условиях // Вопросы теории и практики развития инновационной экономики: мат-лы межвуз. науч. семинара. Курск.гос.тех.ун-т. Курск, 2010. 0,4 п.л.
60Мелихов В.Ю., Платонова Т.В. Критерии эффективности государственного регулирования рынка образовательных услуг // Совершенствование управления организациями социальной сферы и сервиса: сб. научных статей. Вып.3 Курск: ООО «Мечта», 2010. 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.)
61Мелихов В.Ю. «Постиндустриальная волна» и преобразования российской высшей школы / В.Ю. Мелихов, В.А. Чемыхин // Экономика знаний и образовательное пространство. Материалы X межд. научно-практ. конф. Курск: Изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2010 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.)
62Мелихов В.Ю. Специфика образовательных услуг как предпосылка их государственного регулирования / В.Ю. Мелихов, А.С. Бобынцева // Совершенствование государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами и отношениями в регионе: сб. научных статей. РГСУ. Вып.2 Курск: ООО «Мечта», 2010. 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.)
63Мелихов В.Ю., Ефимова А.И. Принципы государственного регулирования образования // Инновационные подходы к развитию современной экономики, управления и образования: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Курск: ООО «Мечта», 2010. 0,4 (авт. 0,2 п.л.)
64Мелихов В.Ю. Институциализация предпринимательской деятельности высших учебных заведений// Совершенствование управления организациями социальной сферы и сервиса: сборник научных статей. Вып.5 Курск: ООО «Мечта», 2011. 0,4 п.л.
65Мелихов В.Ю. Формирование институциональной среды модернизации российской высшей школы// Переустройство современной России: инновационные методы решения социально-экономических задач: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. Курск: «ИП Бабкина Г.П.», 2011. 0,5 п.л.
66Мелихов В.Ю. Модернизация экономики и задачи развития экономических институтов//Экономические науки в России и за рубежом: мат-лы VII международной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Спутник+», 2012. 0,4 п.л.