- В исследовании города как культурной системы представлены специфичные познавательные проблемы социальных систем, фундаментальным свойством которых является взаимозависимость частей, или переменных, определяющих характер зависимости. Представление в культурной системе города таких понятий как «городской образ жизни» и «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность», рассмотрены как оценочные характеристики этой системы. В данном случае город как культурная система представлен в динамике, и акцент делается на механизмы, действие которых обусловливает изменение значений этих переменных. Одним из важнейших свойств социальной системы является то, что она обладает поведением. Сложные социальные системы - города - обладают способностью накапливать и передавать информацию, и в них возникают процессы управления и самоорганизации.
- В многообразии городского образа жизни раскрыты значения образования, культуры, досуга и информации как составляющие аспекты культурной системы и представляющие части целого. Как и все прочие категории человеческой культуры, они являются по своей природе реляционными и их значения представляются через социальные интересы и потребности. Уровень потребностей и мера доступности для населения ресурсов культуры занимают главное место в сфере взаимодействия социальной и культурной систем.
- Исследование и формулирование новых параметров идентичности, основанных на теоретической концепции генезиса, распространение и функционирование социокультурных образцов, ценностей, норм, определяющие не только качество жизни горожан, но непосредственно участвующие в формировании самой социальной системы, определяя социальное поведение населения и его культурные запросы. Экзистенциальное значение этнокультурной идентичности, проистекающей из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность. Этническая идентификация является весьма устойчивой культурной чертой. Эта тенденция указывает на то, что в любой культуре обнаруживаются не только различные основания для идентификации, но и реальные объединения людей, использующие эти основания для группового самоопределения. Для ряда групп в современном городе, особенно немногочисленных, характерно стремление не столько к политическому или экономическому, сколько к культурному самоопределению.
- Рассмотрение культурологической составляющей образования и воспитания, их теоретических и практических обстоятельств диктуют настоятельную необходимость сделать культурологический компонент в системе образования и воспитания одним из постоянных и реально действующих механизмов развития творческого, способного к интегрирующему действию мышления, инструментом формирования самостоятельного и просвещенного горожанина, знающего и чувствующего свою родную культуру и в то же время признающего и уважающего культуру иную, представленную в современном поликультурном пространстве и времени. Теоретическое исследование и доказательство особого исторического (и тем самым - социального и культурного) феномена - образования как культуры. Ибо образование - не только структура спонтанных и институциализированных, прошлых и настоящих, способов трансляции культуры народов новым поколениям, но и само по себе феномен особой культуры - исторической, духовно-практической культуры.
- Понимание образования не только как спонтанного культурного процесса, результатом которого является формирование «человека культуры»; в узком смысле этого слова под образованием понимается институционально осуществляемый процесс, целью которого является становление профессионала различного уровня. Суть проблемы взаимоотношения культуры и образования заключается, таким образом, в анализе взаимодействия «широкого» и «узкого» понимания образования: имманентного типа образования, присущего типу культуры, и его институционально осуществляемых форм. Человек - стандартный продукт, произведенный в рамках культурной, в том числе, образовательной индустрии.
- Традиционное понимание воспитания как комплекса мероприятий, направленных на повышение культуры личности, и сведенного к сугубо педагогическому процессу, отличается от воспитания, понимаемого как разновидность социального воздействия на человека, определяющая цели и задачи совершенствование его творческих способностей и интеллектуально-эмоциональных свойств.
- Один из аспектов деятельностной концепции управления культурными процессами - соотношение социального и культурного в обществе. В культурных процессах находит выражение та сторона деятельности человека, импульсом к которой выступает не индивидуально-личностная цель, а общественно-исторический смысл, и результатом этой деятельности становятся общественно значимые феномены.
- В современных условиях социальное управление представлено не только как координация людей для выполнения продиктованных сверху требований, но и как обеспечение их надежными культурными ориентирами при осмыслении и оценке социокультурных проблем. Управление культурными процессами молодых городов в сегодняшних условиях связано с необходимостью серьезного научного обоснования и учета мнения сообщества экспертов - культурологов, социологов, этнологов, психологов, искусствоведов и др. С научной точки зрения рассмотрена объективная картина социокультурных явлений и потребностей населения, исследованы модели управления культурными процессами.
- Стратегия управления представляет собой комплексный подход к определению целей организации, согласованных с ресурсами отрасли. Такой подход основывается на постоянном использовании информации, поступающей извне, и наличии четкой системы планирования и контроля, способной быстро и адекватно реагировать на изменение целей и условий их достижения. Организационным механизмом инициации и управления развитием города, а также механизмом привлечения ресурсов к работе по развитию территории является программа. Причём программа не только как принятый документ, имеющий статус директивы, а как механизм взаимодействия участников процесса развития городской культуры, соответствующий действующему законодательству.
- Культурные процессы рассматриваются как объект управления, анализа (с позиций приоритетов, целей, функций) и как предмет практического использования в городском сообществе. В данном случае они становятся предметом, во-первых, рефлексии, а во-вторых, социокультурного моделирования. Мы начинаем создавать нормы, внедрять их в те или иные социальные группы или превращать эти группы в носителей новых норм. В этом смысле разработка управленческих моделей в отрасли культуры - это своеобразное моделирование культуры, или так называемые «культурные технологии».
- Исследование социокультурных проблем и выявление имеющихся возможностей развития города в ракурсе новых управленческих подходов, ориентированных на использование культурных ресурсов и направленных на стимулирование творческих и межотраслевых взаимодействий. Следовательно, основными условиями развития городской культуры являются: поиск новых механизмов для самоорганизации и саморазвития населения, определение критериев уровня эффективности и качества предоставляемых услуг, научно обоснованная и приемлемая организационно-управленческая модель культурной политики на уровне города.
- Составляющий элемент управления культурными процессами многосложен и разнообразен. В этом качестве выступают как муниципальные органы управления (специализированные, законотворческие, исполнительные), так и культурные институты. От того, в какой мере свойства культурных институтов будут признаваться в качестве приоритетных и получать соответственную конъюнктурную и экономическую поддержку, зависит эффективность управления культурными процессами.
- Широкое понимание творчества как порождения нового приводит к выводу о том, что творческая деятельность человека - лишь внешнее проявление фундаментального свойства материи, лежащего в основе развития. Представляется понимание творчества как механизма развития материи, образования ее новых форм. Различные виды творчества и различные виды антиобщественных проявлений - суть разные формы социальной активности (как меры деятельности общественного человека). Феномен творчества в рамках культурологии рассматривается внутри более масштабного процесса культурогенеза или порождения культурных инноваций - новых культурных феноменов - произведений, процессов, технологий, организационных структур и пр. Культура как одна из социальных подсистем общества исторически саморазвивается вместе со всем обществом, но отдельные культурные инновации создают конкретные творческие личности. Данные позиции меняют традиционные и уточняют современные представления о природе и сущности самодеятельного творчества.
- Феноменология информационного общества и проблематика развития его технолого-идеологического ядра, функции которого выполняет ряд научных дисциплин, участвующих в адаптации Всемирной сети к своим профессиональным потребностям. Формирование и развитие предварительного культурологического анализа такой характерной особенности нашего времени, как активное строительство интернет-порталов и веб-сайтов, имеющих самое разнообразное предназначение. Исследование уровня и качества культурно-исторической преемственности, т.е. сохранения и развития общепринятых информационных стандартов, используемых в традиционной печатной и аудиовизуальной продукции.
- Рассмотрение внедрения трёх реформ бюджетной сферы, в том числе и в отрасли культуры, - административной, реструктуризации, изменения оплаты труда, обусловливавших коренные изменения в отрасли культуры. Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней, включая сферу культуры, и разграничение между ними расходных полномочий. Предполагается преобразование части бюджетных учреждений в новые организационно-правовые нормы. Программа реструктуризации бюджетного сектора предусматривает для бюджетных учреждений более широкие возможности по использованию внебюджетных доходов и одновременно изменение формы бюджетного финансирования. Противоречие между бюджетными полномочиями и реальными источниками финансирования в сфере культуры является одним из самых острых.
- Новый подход в управлении предполагает выявление социально значимой управленческой деятельности в соотнесении с целями общественного и культурного развития города, стратегическое использование культурных ресурсов и перемещает вектор видения с секторов внутри отрасли культуры на территориальный, ландшафтно-экологический, промышленно- экономический, архитектурно-строительный и др. На примере крупного автомобильного и промышленного центра Поволжья - города Тольятти - рассматриваются потенциал и специфические особенности молодого промышленного города, в котором возможно осуществление собственной модели культурной политики, опирающейся на определенные концептуальные основы.
1. Скрипачева И.А. Лабиринты муниципальной культурной политики. Теория и практика : Монография. – Тольятти: ТГУ, 2005.- 218 с.
2. Скрипачева И.А. Исследование и анализ культурных стратегий молодых городов (на примере города Тольятти). Гл XIX / Научные исследования: информация, анализ прогноз: монография / Н-34 [Х.Б.Асылгужин, Б.Я. Бляхман, М.С. Ветренко и др.]; под общей ред. О.И. Кирикова. – Книга 17.- Воронеж : ВГПУ, 2008. - 380 с.
3. Скрипачева И.А. Муниципальная культурная политика. Учебно-методическое пособие. – Тольятти : ТГУ, 2007. - 76 с.
4. Скрипачева И.А., Муниципальная культурная политика: практикум к семинарским занятиям по дисциплине / сост. И.А. Скрипачева – Тольятти : ТГУ, 2007. – 29 с.
5. Скрипачева И.А. Город как культурная система: Монография – Тольятти : ТГУ, 2009. – 336 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
6. Скрипачева И.А. Культурная система современного города // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ : БГУ, 2007. - Вып. 9. - С. 217-223, 278 с.
7. Скрипачева И.А. Исследование культурных процессов молодых городов // «Вопросы культурологии», М. : 2007. - Вып. 8 (август) С. 53-56.
8. Скрипачева И.А. Культурные процессы в современном промышленном городе (на примере Тольятти) // «Россия и современный мир» М. : 2007. - Вып. № 4 (57) - С. 164-171, 262 с.
9. Скрипачева И.А. Теоретические и организационные аспекты социокультурных процессов в современном городе // Вестник МГУКИ, - М. : 2006. - Вып. № 4 (октябрь – декабрь). - С. 100-102.
10. Скрипачева И.А Урбанизационный тип культуры молодых городов // Вестник МГУКИ М. : - 2007. - Вып. № 5. - С. 53-56.
11. Скрипачева И.А. Особенности молодежной культуры в современном городе // Вопросы культурологии. - М. : 2008.- Вып.
№ 9. - С. 76-79.
12. Скрипачева И.А. Создание условий для организации досуга населения в городском округе Тольятти // Вопросы культурологи. - М. : 2009.- Вып. № 4, С. 59-63.
13. Скрипачева И.А. Особенности развития культурных процессов молодых городов (на примере города Тольятти) // Обсерватория культуры. - М. : 2009.- №3. – С.73-77.
14. Скрипачева И.А. Новые образцы культурных решений социально значимых проблем молодых городов (на примере города Тольятти) // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ : БГУ, 2009. - Вып. 6.- С. 217-221, 278 с.
Статьи
15. Скрипачева И.А. Организация социокультурной деятельности по месту жительства в современном городе / Вестник Башкирского университета – 2008. – Т. 13. - № 3.- С. 697 -701.
16. Скрипачева И.А. Организация культурной пространственной среды современного города // Вестник Оренбургского государственного университета, № 80 / январь 2008. - С. 39-43.
17. Скрипачева И.А. Система экологии культуры молодых городов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск: ELPIT. - 2007. Том 2. - С. 211-214.
18. Скрипачева И.А. Проблемы культуры молодых городов (на примере городского округа Тольятти) // Объединенный научный журнал. - М. : 2007. - Вып. 15 (203).- С. 9-12, 89 с.
19. Скрипачева И.А. Особенности молодежного досуга в современном городе ( на примере г. Тольятти) // Дом культуры. 2008.- №10. - С. 6-8.
20. Скрипачева И.А. Особенности формирования городской культурной политики в структурах органов местного самоуправления / Вестник департамента культуры. № 3. Тольятти, 2003. - С. 21-25.
21. Скрипачева И.А Проблемы деятельности учреждений культуры в современных условиях / Сб. ст. IV Всероссийской конференции-семинара. Москва-Сызрань, 2001. - С. 32-38.
22.Программа развития культуры города Тольятти. - Тольятти, 1998. - С. 135-151.
23. Материалы научной конференции “Культурное пространство России в XXI веке. Федеральные и региональные проблемы”
/ Ориентиры культурной политики. - М., 2003. - № 11-12. - С. 14-17.
24. Скрипачева И.А. Особенности городской культурной политики в условиях реформирования органов местного самоуправления. «Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве» / Сб. ст. аспирантов АПРИКТ. - 2003. - Вып. 7. - С. 11-14.
25. Скрипачева И.А. Кризисные аспекты культурной политики городского сообщества / Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. Тольятти, 4-6 апреля 2001 г. «Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе». Тольятти, 2001. - С. 229-231.
26 Скрипачева И.А. Проблемы и развитие культуры молодых городов (на примере города Тольятти) / «Наука-производство – технология – экология»: Сб. материалов: – Киров : Изд-во ВятГУ, 2008. - Том 6. ГФ - С. 335-338, 338 с.
27. Город как объект культурологического анализа / Вестник Гуманитарного института ТГУ, Вып.1 / под ред.
Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти : ТГУ, 2007. - С. 123-129, 224 с.
28. Скрипачева И.А. Культурная среда молодых городов // Фундаментальные исследования. - № 11. М.: Академия естествознания – 2007. - С. 36-41,164 с.
29. Скрипачева И.А. Особенности городского образа жизни и культура потребления социальных благ // Вестник Гуманитарного института ТГУ, Вып. 2 / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти : ТГУ, 2007. - С. 235-240, 296 с.
30. Скрипачева И.А. Семья как социально-культурный феномен
// Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: сб. статей / сост. и науч. ред. проф. Л.В. Карцева. – Тольятти : ТГУ, 2007. - С. 68-70, 250 с.
31. Скрипачева И.А. Формирование компетентности специалиста посредством усвоения ценностей культуры // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сб. материалов III Всероссийской научнометод. конф.: в 2 т./ под ред. Г.Н. Тараносовой. – Тольятти : ТГУ, 2007. - Т. 1. - С. 156-159, 332 с.
32. Скрипачева И.А. Муниципальное управление в сфере культуры современного города // Совершенствование системы управления организацией в современных условиях: сб. ст. V Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2008. - С. 20-23, 132с.
33. Скрипачева И.А. Современный город: время, культура, общество (на примере города Тольятти) / Человек и общество: на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск ХL. – Воронеж : ВГПУ, 2008. – С. 136-144, 387 с.
34. Скрипачева И.А. Общественная и культурная жизнь людей современного города // Сб. науч. трудов VI юбилейной Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании». 21-23 октября 2008г. Калининград : Калининградский тех. ун-т, 2008. – С. 120-123, 236 с.
35. Скрипачева И.А. Формирование культуры личности посредством воспитания и образования // Школа, государство и общество: сб. ст. Международной научно-практической конференции. – Пенза : Приволжский Дом знаний, 2008. – С. 106-108, 192 с.
36. Скрипачева И.А. Социокультурные аспекты инновационного развития современных городов (на примере г. Тольятти) // Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь : СГУ, 2008. С. 44-52.
37. Скрипачева И.А. Городской диалог - важнейшее условие сохранения и развития культуры / Вестник департамента культуры городского округа Тольятти.- Тольятти : Соломон, 2003. - С.15-18, 82 с.
38. Скрипачева И.А. Городская культура Тольятти и ее адаптация к условиям окружающей территории Вестник Гуманитарного института ТГУ / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти : ТГУ. 2008.- Вып.1(3). - С. 144-147, 270 с.
39. Скрипачева И.А. Взаимодействие образования и культуры - насущная необходимость в кризисном социуме // «Проблемы гуманизации вузовского образования». Сб. научных трудов ПТИС. Тольятти : Агни, 2001. - № 9.- С.145-149.
40. Скрипачева И.А. Культурные стратегии Тольятти / Вестник департамента культуры городского округа Тольятти : Соломон, 2008. - С.109-113, 182 с.
41. Скрипачева И.А Образовательные индустрии и рынок образовательных услуг в современном городе / Вестник департамента культуры городского округа Тольятти. Тольятти : Соломон, 2008. – С. 10-14, 182 с.
42. Скрипачева И.А. Условия управления социокультурными процессами путём комплексного программного обеспечения / Сб. научных трудов. Методология управления инновационными процессами в науке и образовании. Вып.1. Тольятти - Москва, 2001. - С. 139-151.
43. Скрипачева И.А. Древнее имя города как памятник культурно – исторического наследия // Сб. науч. материалов VII всероссийской науч. конф. с международным участием «Культура и интеллигенция России: инновационные практики, образы города. Юбилейные события. Историческая память горожан». Омск, 20-22 окт. 2009 г.- Омск : Изд-во ОмГУ, 2009. – С.46-47, 189 с.