Научная тема: «ИНВЕРСИЯ СМЫСЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА: ОТ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА К «НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ» (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА Д. ШОСТАКОВИЧА)»
Специальность: 24.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В художественной культуре ХХ века произошла инверсия: смысловой направленности художественной культуры: от подражания объективной реальности к созданию реальности художественными средствами; смыслов, определяющих форму художественной культуры: от предметно-реалистической (узнаваемой) формы к беспредметности и атематичности смыслов, определяющих функции искусства: от эстетического восприятия к интеллектуальному познанию новой художественной реальности. смысла аксиологического содержания художественной культуры: от оппозиции прекрасное-безобразное к оппозиции абсурдное / осмысленное
  2. Саморазвитие художественной культуры носит циклически-волновый характер, постижение которого открывает механизмы инверсии художественных смыслов. Эти механизмы основаны на внешних и внутренних противоречиях. Внешние противоречия формируются на столкновении ставших смыслов антропоцентризма и становящихся художественной культуры ХХ века. Внутренние противоречия основаны на исчерпанности развития основополагающих идей антропоцентризма.
  3. Условием инверсии художественных смыслов выступает разрушение бинарных оппозиций - конструктивной основы художественной культуры антропоцентрического периода.
  4. Разрушение бинарных оппозиций представляет собой процесс, включающий: а) выравнивание значения членов оппозиции; б) инверсию их значений; в) разрушение системной связи между членами оппозиции.
  5. Следствием инверсии художественных смыслов является процесс контаминаций. Контаминации - признак переходного периода межэпохального уровня, временное явление, характеризующее хаотический поиск становящейся художественной культурой новых смыслов.
  6. Смыслы художественной культуры ХХ века представлены в феномене новой художественной реальности, представляющее собой пространство элитарной художественной культуры ХХ века, освобожденное от миметически-реалистических смыслов, не подражательной, но концептуальной направленности.
  7. Композиторское мышление Шостаковича является символическим по сути. Традиционные средства музыкальной выразительности Шостакович наделяет символическим значением: лад, тональность, атональность, расширенная тональность, а вместе с ними тембр, высота звука, жанр выступают у Шостаковича как ряд символов, которыми оперирует композитор.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Витель, Е. Б. Мифы о Шостаковиче: символика музыкального языка: монография [Текст] / Е. Б. Витель. – Кострома, 2008. – 239 с.

2.Витель, Е. Б. Художественная культура ХХ века: от антропоцентризма к новой художественной реальности: монография [Текст] / Е. Б. Витель – Кострома, 2009. – 293 с.

Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ на соискание ученой степени доктора наук:

3.Витель, Е. Б. Возможности системного подхода при изучении художественной культуры ХХ века [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: – 2006. – Т. 12, № 7. – С. 100–105.

4.Витель, Е. Б. П. А. Флоренский и проблема изучения народной музыкальной культуры [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия культурология. – 2007. – Т. 13, № 14. – С. 49–51.

5.Витель, Е. Б. Интерпретация кризиса художественной культуры ХХ века как системной закономерности [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Томского гос. ун-та. – Томск, 2009, № 320. – С. 76–78.

6.Витель, Е. Б. Целостный подход к изучению художественной культуры ХХ века [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2009. – Т. 15, № 1. – С. 226–229.

7.Витель, Е. Б. Шостакович и Пролеткульт [Текст] / Е. Б. Витель // Обсерватория культуры. – М., 2009, № 4. – С. 131–137.

8.Витель, Е. Б. Культурологическая перспектива антропоцентрической идеи [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Костромского государственного ун-та. КГУ. – 2009. – Т. 15, № 3, №3. – 2009. – С 190–195.

9.Витель, Е. Б. Художественная культура ХХ века: поиски нового языка в контексте идеи неприятия действительности и «пересоздания жизни» [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Костромского гос. ун-та. – Т.15, № 2, 2009 – С. 194–198.

10. Витель, Е. Б. Массовая музыкальная культура: истоки гедонизма [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Вятского гос. ун-та. – № 3(4), 2009. – С. 186–189.

11.Витель, Е. Б. К проблеме поиска смыслообразующей идеи художественной культуры [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Бурятского гос. ун-та. –Вып. 6а – Улан-Удэ, 2009. – С. 311–315.

12.Витель, Е. Б. Художественная культура ХХ века: оформление новой целостности [Текст] / Е. Б. Витель // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76). С. 176–178.

Материалы научных конференций:

13.К вопросу о классическом в современной музыке // Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи средствами классического искусства. – Кострома, 2004. – С. 30–33.

14.Воспитание студентов на традициях русской музыкальной культуры // Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» – Орел, 2005. – С. 63–66.

15.К вопросу о волновом характере развития художественной культуры // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы IV междун. научно-практ. конф. – Тамбов, 2006.– С. 7–8.

16.Цикличность художественной культуры // Коммуникативные проблемы языка и культуры: мат.-лы научно-практич. конф. – Кострома, 2006.

17.Антиномия современной музыкальной культуры // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: мат.-лы регион. науч.-практ. / сост. Е. В. Буслова, Е. Б. Витель; отв. ред. Е. В. Буслова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. – С. 27–29 (в соавторстве).

18.Символика музыкального языка вокальных симфоний Шостаковича. Символы, коды, знаки. – М.: Изд-во Московского гуманит. ун-та, 2008.

19.Два смысла понятия «духовность» // Художественное образование эстетическое воспитание и культура в XXI веке: Материалы межд. научно-практич.конф. / Заб. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2007.– Часть III.– С. 29–31.

20.Воспитание студентов на традициях русской музыкальной культуры Всероссийский конгресс «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» – Орел, 2005. – С. 63–66 (совместно с Е. В. Бусловой).

21.Системно-генетический подход к изучению целостности художественной культуры // Диалог культур – культура диалога : материалы международной науч.-практич. конф. – Кострома, 3–7 сентября 2007 г. /отв. ред. Л. Н. Ваулина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 75–80.

22.Размышление о судьбе русского фольклора // Из истории культуры Костромского края: сборник науч. трудов / сост. Н. Б. Кудинова, Н. А. Кашина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 24–28.

23.Эстетическое воспитание: к вопросу о содержании понятия // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Буслова – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 21–27.

24.Элитарная и популярно-массовая музыкальные культуры: поляризация смыслов // Художественное образование личности в контексте освоения музыкального и изобразительного искусства: научный и творческий потенциал»: мат.-лы междун. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. / сост. Е. В. Буслова, Е. Б. Витель; отв. ред. Е. Б. Витель. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – С. 142–146.

25.«Новая музыка»: проблема восприятия // Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности: мат-лы межрег. науч. конф. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – С. 54–58.

26.Молчание, умолчание и пропуск в художественной культуре ХХ века // Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире. Мат-лы междун. научн.-практ. конф. – Махачкала, 2009. – С. 27–29.

27.Роль П. Я. Герштейна в развитии музыкальной культуры Костромской области // Личность в культуре Костромского края. ХХ век: мат-лы межвузовской науч. конф. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова. – С. 98–99.

28.Язык новой музыки: проблема коммуникации // Современные проблемы науки, образования, производства: мат.-лы междун. научно-практ. конф.: в 2-х т. Т.2. – Н.-Новгород, НФ УРАО, 2009. – С. 291–293.

29.Флоренский и проблема изучения народной музыкальной культуры // Энтелехия. – 2007 – №14. – С. 49–51.

Учебно-методические работы, программы

30.Русское народное музыкальное творчество. учеб. пос. для студ. муз-пед. фак. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. – 196 с.

31.Программа дисциплины «Гармония» по специальности 030700 «Музыкальное образование» Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 23 с. (совместно с А. Н. Шикиной, Е. В. Бусловой).

32. Программа дисциплины «История русской музыки» по специальности 030700 «Музыкальное образование». – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. – 34 с. (совместно с Е. В. Бусловой).

33.Программа дисциплины специализации «Эстетика современного музыкального искусства» по специальности 030700 «Музыкальное образование». – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 12 с.

34.Программа дисциплины специализации «Гармония джазовая» по специальности 150601.65 (030700) – «Музыкальное образование». – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. – 9 с.

35.Программа дисциплины специализации «История эстрадно-джазовой музыки» по специальности 150601.65 (030700) – «Музыкальное образование». – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. – 13 с. (совместно с Е. В. Бусловой, А. Н. Шикиной)

36.Программа дисциплины специализации «Основы техники композиции и практическая гармония» по специальности 150601.65 (030700) – «Музыкальное образование» Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. – 11 с. (совместно с Е. В. Бусловой, А. Н. Шикиной).

37.Программа дисциплины «Русская музыка в школе». – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 9 с.

38.Программа дисциплины «Введение в гармонию и полифонию (основы теоретического музыкознания)» по специальности 030700 «Музыкальное образование». – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 22 с. (совместно с Е. В. Бусловой, А. Н. Шикиной).